1. Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного курса «Технология» (труд) создана для учащихся 1 а класса общеобразовательной массовой школы МКОУ СОШ им. А.Н. Арапова на 2013 -2014 учебный год. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.
Программа формирования универсальных учебных действий.
Образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ им.А.Н. Арапова (по УМК «Планета знаний»)
Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (Положение об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения)
Программа адресована учащимся общеобразовательной школы 1 класса и реализует познавательную область «Технология».
Курс в целом направлен на реализацию целей обучения технологии в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, с. 13-14):
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности. 2. Общая характеристика учебного предмета «Технология» ( труд). Программа составлена на основании авторской программы УМК «Планета знаний» : О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Технология» Цели:
развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Образовательные задачи
—знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
— освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразова-тельных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информации-онно-коммуникативных);
—ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
—овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
—знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Воспитательные задачи
— формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
— развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культу-рой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
— формирование и развитие нравственных, трудовых,
эстетических, патриотических и других качеств личности
ребёнка;
— пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление красивых и нужных поделок, пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Типы уроков:
-Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз;
-Урок закрепления новых знаний и выработки умений – узнзву;
-Урок комплексного использования знаний – укиз;
-Урок обобщения и систематизации знаний – уосз;
-Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз;
-Комбинированный урок – ку. Технологии обучения:
-технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии. Виды и формы контроля:
Текущий, тематический, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями и тренинговым листом, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе. 3.Описание места учебного предмета «Технология» (труд) в учебном плане. Относится к образовательной области «Технология».
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 33 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально ценных практических умений 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» на конец 1 класса.
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам технологии;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально-ценностного отношения к результатам труда. Учащиеся научатся:
• определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
• использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка
и т. д.);
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
• использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
• сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять неподвижные соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд иголка» и пр.);
• удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность. Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
• различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
• находить нужную информацию в учебнике;
• выявлять особенности оформления и обработки;
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов. Учащиеся научатся:
• рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Основные требования
к уровню знаний и умений учащихся
К концу первого года обучения по трудовой деятельности учащиеся должны:
Знать:
• Виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр.), их свойства и названия.
• Определение детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции.
• Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).
• Технологическую последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов.
• Названия приемов изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.).
• Определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
• Различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов вперед-иголка и пр.).
• Общие сведения о профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах.
Уметь:
• Рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя).
Правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности. Различать материалы и инструменты по их назначению. Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения. Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий.
Выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий (экономная разметка бумаги или ткани, обрывание по контуру, работа ножницами, сборка изделия с помощью клея, эстетичная и аккуратная декоративная отделка и пр.).
Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
С помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности (точность, аккуратность), сравнивая с ними готовое изделие.
К концу первого года обучения по трудовой деятельности учащиеся могут
Знать:
Виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр.), их свойства и способы применения при изготовлении поделок.
Многодетальные конструкции (коллективные работы из индивидуально созданных элементов), принцип и последовательность их построения, неподвижное и подвижное соединение деталей.
Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).
Технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов (из пластилина, бумаги, ткани, нитей, веревок и природных материалов).
Различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
Различные виды отделки и декорирования (украшение поделок, оформление помещений к праздникам, декорирование рабочего места, поздравительных сувениров и открыток).
Особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания
Уметь:
* Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы (подготовить к уроку рабочее место в соответствии с требованиями учителя, обеспечить использование вспомогательными приспособлениями для поддержания чистоты и безопасной работы с материалами и инструментами (клеенка, подкладная доска и пр.).
* Правильно работать ручными инструментами пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с
соблюдением техники безопасности. Контроль осуществляет учитель.
* Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии.
* Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
* Реализовать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.
* Учиться анализировать и планировать предстоявшую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Иметь навыки:
* Обрабатывать изученные материалы различными способами, применять изученные навыки при работе с ними.
* Удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки
— по образцу,
— на заданную тему и
— импровизированные.
6. Содержание Учебного предмета «Технология» (труд)
Раздел учебного курса, кол- во часов
| Элементы содержания
| Характеристика деятельности
| УУД
| Формы контроля
|
| 1 класс ( 1 час в неделю, всего 33 часа)
|
| Пластилиновая страна
(5часов)
Пластилиновый мир и его законы.
Волшебные превращения комочка пластилина. Пластилин-строитель. Пластилиновая сказка
Калейдоскоп заданий.
| Многообразие материалов и область их применения. Правила безопасности работы с пластилином. Овладение различными приёмами лепки. Приемы работы с бумагой. Выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Приемы обрыва по контуру. Техника обрыва по наметке, отделение от общего листа. Правила безопасной работы с клеем. Представление о природе, её красоте и неповторимости. Сбор образцов природного материала. Скульптуры из природных материалов. Плоскостное конструирование. Приемы изготовления украшений из бумаги. Изготовление изделий по шаблону. Вышивка на картоне. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями. Виды, свойства ткани. Разметка по шаблону. Композиция на плоскости. Базовые формы. Прием изготовления квадрата из прямоугольника. Создание изделий по собственному замыслу с использование изученных природных материалов
| Использовать материалы и инструменты, предусмотренные программой.
Соблюдать правила безопасности труда; правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных, дидактических материалов).
Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе.
Распределять и согласовывать свой труд с другими.
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы, их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму); способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы приспособлениями и инструментами.
Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии.
Реализовывать свой замысел с учётом особенностей и формы материала.
| Личностные: положительное отношение к урокам технологии; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем; готовность использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни - изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, смысловому замыслу; способность аккуратно и точно изготавливать поделку, объективно оценивать свою работу; формирование нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности ребёнка, положительное отношение и интерес к трудовой деятельности.
Метапредметные: организация своего рабочего места (под руководством
учителя); выполнене работы по заданной инструкции; использование изученных приёмов работы с разными материалами и инструментами; осуществление пошагового контроля своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; внесение коррективы в свою работу; способность наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности (точность, аккуратность), сравнивая с ними готовое изделие; работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими.
Предметные. Учащиеся научатся: определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства; правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности; различать материалы и инструменты по их назначению; различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономная разметка бумаги или ткани, обрывание по контуру, работа ножницами, сборка изделия с помощью клея, эстетичная и аккуратная декоративная отделка и пр.); экономно использовать материалы при изготовлении поделок; правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии; реализовывать свой замысел с учётом особенностей и формы материала.
| Текущий, создание изделия, творческий отчёт, выставка, самооценка, взаимооценка.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
| Бумажная страна ( 4часа)
История бумаги. Законы бумажного мира. Мозаика бумажной мостовой. Бумажные силуэты
Бумажная история. Обрывная мозаичная аппликация.
| Кладовая природы
( 5часов)
Сокровища природной кладовой.
Конструктор- природа. Кружево листьев. Мозаика семян
| Страна волшебных ножниц
( 4часа)
История возникновения ножниц. Золотые ножницы. Зимняя сказка из бумаги. Волшебная снежинка
Бумажный карнавал
| Город ткачей
( 5часов)
От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков.
Иголка-вышивальщица. Пришивание пуговиц. Царство ткани
| Страна оригами
( 4часа)
Родом из Японии. Волшебный квадрат. Цветочное оригами.
Бравая бумага.
| Страна фантазии 6ч
Веселые проделки бумаги.
Играем с поделками.
Подарок курочки Рябы.
Бумажные вестники мира.
Праздничные поделки.
|
|