Скачать 221.41 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково «ПОВТОРЯЕМ, РЕШАЕМ, УЗНАЕМ НОВОЕ» ( Подготовка к ЕГЭ по географии с использованием современных средств ИКТ) Элективный курс Авторы программы: Шевырёва Татьяна Юрьевна, учитель географии Иванова Светлана Николаевна, учитель информатики МОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовской области 2010 год Пояснительная записка Данный курс составлен для учащихся 11 классов, обучающихся в общеобразовательных классах и профильных классах (филологического, социально-гуманитарного, физико-математического профилей), изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным. Целью курса является дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену. Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А) Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:
Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С). Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок. Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях. Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным. Таким образом, основными задачами курса являются следующие: - детально познакомить учащихся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы (кодификацией содержания); - отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии; - формировать мировоззренческую позицию обучающихся. Программа курса рассчитана на 34 ч учебного времени, включает в себя теоретическую часть и практические занятия, в том числе проведение «пробного экзамена». Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, подключение к сети Интернет. Программное обеспечение: MS PowerPoint 2007, MS Excel 2007, набор электронных карт, ПО интерактивной доски. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие. Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Работа на интерактивной доске с картографическим материалом увлекает обучающихся, а преподавателю позволяет своевременно корректировать знания учащихся. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал. Требования к уровню подготовки выпускников Знать и понимать
уметь
Содержание курса Раздел 1. Что такое ЕГЭ? (1 ч.) Раздел 2. Содержание ЕГЭ по географии. (27 ч.)
Раздел 3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части. (3 ч.) Раздел 4. Пробный экзамен по географии. (3 ч.) Содержание программы 1. Что такое ЕГЭ? Порядок проведения и процедура экзамена. Особенности организации ЕГЭ по географии Диагностика обучающихся о порядке проведения и процедуре экзамена, об особенностях организации ЕГЭ по географии. Вводная беседа с использованием презентации. 2. Содержание ЕГЭ по географии. 2.1. Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть. Масштаб. Условные знаки. Ориентирование. Топографическая карта и план местности. Измерение расстояний, определение географических координат. Построение профиля. Совершенствование навыков работы обучающихся со статистическими и картографическими материалами. 2.2. Природа Земли. Земля – планета Солнечной системы. Годовое и суточное движение Земли и их географические следствия. Рельеф и закономерности размещения крупных форм рельефа. Полезные ископаемые. Климат и погода. Климатообразующие факторы. География важнейших климатических элементов. Климатические пояса и климатические области. Влияние климата на различные компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Мировой океан. Части Мирового океана. Свойства вод и движение вод Мирового океана. Внутренние воды, их разнообразие. Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и климатом. Почвы. Географическая зональность. Типичные черты различных природных зон Земли. Высотная поясность. Главные черты природы материков Земли. Географическая номенклатура по физической географии мира. Упорядочение знаний обучающихся о закономерностях природы. 2.3. География современного мира. (5ч) Политическая и экономическая карта мира. Природные ресурсы мира. Важнейшие черты географии населения. Мировое хозяйство и НТР. Интеграция. География важнейших отраслей мирового хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, внешние экономические связи). Важнейшие черты природы, населения и хозяйства крупнейших стран и регионов мира. Географическая номенклатура по социально-экономической географии мира. Систематизировать представления обучающихся о современной международной, экономической картине мира. Формировать их представление о едином мировом хозяйстве. 2.4. География России. (10ч) Границы и географическое положение. Политико-административное устройство. Россия на карте часовых поясов. История исследования и освоения территории. Природа России. Моря, омывающие Россию. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы России. Растительный и животный мир России. Крупнейшие природные комплексы и районы (природные зоны и природные районы). Важнейшие черты и главные особенности природы. Население России. Естественное движение и размещение. Половозрастная структура. Миграции. Расселение и урбанизация. Хозяйство России. Отраслевая и производственная структура. Основные этапы развития хозяйства. Крупнейшие межотраслевые комплексы и их география: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, АПК, инфраструктурный. Экономическое районирование. Западный и Восточный макрорегионы. Экономические районы: состав, географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства. Географическая номенклатура по физической и социально-экономической географии России. Систематизировать знания обучающихся по географии России. Формирование целостного представления о стране. Воспитание позитивной гражданской позиции 3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части.(3ч) Формирование географических умений: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы. Систематически повторять и закреплять знания географической номенклатуры и терминологии. 4. Пробный экзамен по географии. (3ч) Проверка качества знаний обучающихся по всем разделам курса географии. Определение прогнозируемой оценки ЕГЭ. Учебно-тематический план
Источники информации для учителя и учащихся.
Приложение №1 |
Приложение 1 Программа элективного курса в 9 классе «Повторяем, решаем,... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «повторяем, решаем, закрепляем, узнаем новое» | Настоящая программа разработана для обеспечения пред профильной подготовки... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «повторяем, решаем, закрепляем, узнаем новое» | ||
Реферат Задание по геометрии На все перечисленные ниже теоремы сделать конспекты, постараться понять, выделить шрифтом, цветом главные идеи доказательства. Задачи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня на уроке мы продвинемся еще на один шаг в изучении многозначных чисел. Каждый день человек должен открывать в этом мире для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наша задача сегодня – обобщение знаний по теме «Имя числительное». Мы постараемся повторить как можно больше, а возможно, узнаем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | "Электрические цепи и их элементы " Каким путем он доходит к нам домой. Познакомимся с условным графическим изображением электрических цепей, рассмотрим правила электробезопасности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведь наша с вами конечная цель – это умение общаться на немецком языке, а диалог – это неотъемлемая часть процесса общения. В речи... | Урок на тему окислительно- восстановительные реакции Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы | ||
70 вопросов к гиа по биологии. Повторяем материал 6-го класса Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Решаем задачи из учебника. Алгебра 9 класс» «Алгебра и начало анализа. Итоговая аттестация» | ||
Новое в экономическом анализе Новое в методиках финансового анализа: понятие и виды устойчивости предприятия; новые подходы к оценке платежеспособности; матричный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами | ||
Урока Задачи урока Повторяем правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исходное положения сидя, плечи выпрямлены. Каждое упражнение повторяем 7-9 раз |