«повторяем, решаем, узнаем новое»





Скачать 221.41 Kb.
Название«повторяем, решаем, узнаем новое»
страница1/2
Дата публикации21.06.2013
Размер221.41 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > География > Элективный курс
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Балаково

«ПОВТОРЯЕМ, РЕШАЕМ, УЗНАЕМ НОВОЕ» ( Подготовка к ЕГЭ по географии с использованием современных средств ИКТ)

Элективный курс


Авторы программы:

Шевырёва Татьяна Юрьевна,
учитель географии
Иванова Светлана Николаевна
,
учитель информатики
МОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
2010 год
Пояснительная записка

Данный курс составлен для учащихся 11 классов, обучающихся в общеобразовательных классах и профильных классах (филологического, социально-гуманитарного, физико-математического профилей), изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей.

В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным.

Целью курса является дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии.

За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену.

Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части:

Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А)

Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:

  • задания, требующие написать ответ в виде числа;

  • задания, требующие написать ответ в виде одного слова;

  • задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;

  • задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;

  • задания на установления правильной последовательности

Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).

Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.

Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии.

Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях. Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:

  1. материал изучался в 6-7-х классах;

  2. недостаточное количество часов на изучение материала;

  3. отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным.

Таким образом, основными задачами курса являются следующие:

- детально познакомить учащихся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы (кодификацией содержания);

- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии;

- формировать мировоззренческую позицию обучающихся.

Программа курса рассчитана на 34 ч учебного времени, включает в себя теоретическую часть и практические занятия, в том числе проведение «пробного экзамена».

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, подключение к сети Интернет.

Программное обеспечение: MS PowerPoint 2007, MS Excel 2007, набор электронных карт, ПО интерактивной доски.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.

Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Работа на интерактивной доске с картографическим материалом увлекает обучающихся, а преподавателю позволяет своевременно корректировать знания учащихся. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.
Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.


Содержание курса

Раздел 1. Что такое ЕГЭ? (1 ч.)

Раздел 2. Содержание ЕГЭ по географии. (27 ч.)

  1. Источники географической информации. (3 ч.)

  2. Природа Земли. (9 ч.)

  3. География современного мира. (5 ч.)

  4. География России. (10 ч.)

Раздел 3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части. (3 ч.)

Раздел 4. Пробный экзамен по географии. (3 ч.)


Содержание программы

1. Что такое ЕГЭ?

Порядок проведения и процедура экзамена. Особенности организации ЕГЭ по географии

Диагностика обучающихся о порядке проведения и процедуре экзамена, об особенностях организации ЕГЭ по географии. Вводная беседа с использованием презентации.

2. Содержание ЕГЭ по географии.

2.1. Источники географической информации.

Географическая карта. Градусная сеть. Масштаб. Условные знаки. Ориентирование. Топографическая карта и план местности. Измерение расстояний, определение географических координат. Построение профиля.

Совершенствование навыков работы обучающихся со статистическими и картографическими материалами.

2.2. Природа Земли.

Земля – планета Солнечной системы. Годовое и суточное движение Земли и их географические следствия. Рельеф и закономерности размещения крупных форм рельефа. Полезные ископаемые. Климат и погода. Климатообразующие факторы. География важнейших климатических элементов. Климатические пояса и климатические области. Влияние климата на различные компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Мировой океан. Части Мирового океана. Свойства вод и движение вод Мирового океана. Внутренние воды, их разнообразие. Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и климатом. Почвы. Географическая зональность. Типичные черты различных природных зон Земли. Высотная поясность. Главные черты природы материков Земли. Географическая номенклатура по физической географии мира.

Упорядочение знаний обучающихся о закономерностях природы.

2.3. География современного мира. (5ч)

Политическая и экономическая карта мира. Природные ресурсы мира. Важнейшие черты географии населения. Мировое хозяйство и НТР. Интеграция. География важнейших отраслей мирового хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, внешние экономические связи). Важнейшие черты природы, населения и хозяйства крупнейших стран и регионов мира. Географическая номенклатура по социально-экономической географии мира.

Систематизировать представления обучающихся о современной международной, экономической картине мира. Формировать их представление о едином мировом хозяйстве.

2.4. География России. (10ч)

Границы и географическое положение. Политико-административное устройство. Россия на карте часовых поясов. История исследования и освоения территории. Природа России. Моря, омывающие Россию. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы России. Растительный и животный мир России. Крупнейшие природные комплексы и районы (природные зоны и природные районы).

Важнейшие черты и главные особенности природы. Население России. Естественное движение и размещение. Половозрастная структура. Миграции. Расселение и урбанизация.

Хозяйство России. Отраслевая и производственная структура. Основные этапы развития хозяйства. Крупнейшие межотраслевые комплексы и их география: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, АПК, инфраструктурный.

Экономическое районирование. Западный и Восточный макрорегионы. Экономические районы: состав, географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства.

Географическая номенклатура по физической и социально-экономической географии России.

Систематизировать знания обучающихся по географии России. Формирование целостного представления о стране. Воспитание позитивной гражданской позиции

3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части.(3ч)

Формирование географических умений: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы. Систематически повторять и закреплять знания географической номенклатуры и терминологии.

4. Пробный экзамен по географии. (3ч)

Проверка качества знаний обучающихся по всем разделам курса географии. Определение прогнозируемой оценки ЕГЭ.
Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во часов

Виды деятельности и формы проведения занятий

теор

прак

1.

Введение. Что такое ЕГЭ?

1



Вводная беседа с использованием презентации. Анкетирование.

2.

Источники географической информации.

1



Лекция: обзор литературы, работа в сети Инернет (знакомство с программой Google Планета Земля и её возможностями).

3.

План местности. Географическая карта и её составляющие.

0,5

0,5

Лекция: работа с картами на интерактивной доске.

4.

Точность географической карты.




1

Практическая работа по измерению расстояний, определению географических координат. Построение профиля. Электронное тестирование.

5.

Земля – планета Солнечной системы.

1



Урок-беседа об особенностях годового и суточного движения Земли и их географические следствия.

6.

Рельеф. Полезные ископаемые.

0,5

0,5

Лекция. Поиск информации в сети Интернет.

7.

Климат и погода. Климатообразующие факторы.

1



Лекция с применением интерактивной доски.

8.

Климатические пояса и климатические области. Влияние климата на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

1



Семинар с элементами практикума по климатическим картам (использование презентаций).

9.

Мировой океан.

0,5

0,5

Лекция с использованием презентаций.

10.

Внутренние воды.

1



Лекция с использованием презентаций.

11.

Почвы.

1



Поиск информации в сети Интернет, организация учебной дискуссии по теме.

12.

Географическая зональность.

0,5

0,5

Лекция. Электронное тестирование по разделу Природа Земли.

13.

Географическая номенклатура по физической географии мира.




1

Практическая работа с картами, работа на интерактивной доске.

14.

География современного мира. Политическая карта мира.

1



Урок-беседа об особенностях

формирования политической карты мира с использованием интерактивной доски и презентаций.

15.

Природные ресурсы мира. Важнейшие черты географии населения.




1

Самостоятельная работа в малых группах по отдельным видам природных ресурсов.

16.

Мировое хозяйство и НТР. Интеграция. География важнейших отраслей мирового хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, внешние экономические связи).

0,5

0,5

Обзор и анализ тематических карт. Электронный тест.

17.

Хозяйства крупнейших стран и регионов мира.

1



Лекция по страноведению с использованием презентаций.

18.

Географическая номенклатура по социально-экономической географии мира.




1

Практическая работа по заданиям демоверсий.

19.

География России. Особенности ФГП и ЕГП. Границы. Политико-административное устройство.




1

Беседа, практикум по теме с использованием интерактивной доски.

20.

Часовые пояса. История исследования и освоения территории. Природа России. Моря, омывающие Россию.

0,5

0,5

Лекция с использованием презентаций учащихся. Задачи по определению поясного время.

21.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы.

1



Лекция с использованием программы Google Планета Земля

22.

Особенности климата, внутренних вод, почв, флоры и фауны России. Крупнейшие природные комплексы и районы (природные зоны и природные районы).

0,5

0,5

Лекция. Анализ тематических карт. Работа в программе Google Планета Земля.

23.

Население России. Естественное движение и размещение. Половозрастная структура. Миграция и урбанизация.

0,5

0,5

Лекция. Анализ половозрастных пирамид. Использование интерактивной доски.

24.

Хозяйство России. Отраслевая и производственная структура. Основные этапы развития хозяйства.

1



Лекция с презентацией. Электронный тест.

25.

Крупнейшие межотраслевые комплексы и их география: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, АПК, инфраструктурный.




1

Деловая игра. Группы учащихся готовят подробную характеристику, в том числе картографический материал, по географии отдельных отраслей хозяйства России, используя Интернет ресурсы.

26.

Экономическое районирование. Западный и Восточный макрорегионы.

1



Лекция с презентацией.

27.

Экономические районы страны.

1



Игра–семинар по изучению отдельных экономических районов России.

28.

Географическая номенклатура по физической и социально-экономической географии России.




1

Практическая работа по заданиям демоверсий.

29.

Типичные ошибки, встречающиеся в части А

1



Семинар по заданиям ЕГЭ типа заданий уровня А.

30.

«Подводные камни» части В.

1



Деловая игра с фрагментами заданий ЕГЭ. Электронные кроссворды.

31.

«Я не боюсь части С».




1

Практическое занятие. Демоверсия 2010 год.

32-34

Пробный экзамен




3

Приложение №1







19

15







Итого

34ч





Источники информации для учителя и учащихся.


  1. ЕГЭ 2008. География. Федеральный банк экзаменационных материалов./ Авторы-сост. В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М: Эксмо, 2008. – 224с.

  2. Барабанов В.В. ЕГЭ 2008. География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В.Чечерина. – 8-е изд., перер. и доп. – М: Издательство «Экзамен», 2008. – 142 с., ил., карт. (Серия «ЕГЭ 2008. Типовые тестовые задания»)

  3. Данилова Е.А. ЕГЭ. География: Раздаточный материал тренировочных тестов / Е.А.Данилова. – СПб.: Тригон, 2008. – 96с.

  4. Петрова Н.Н. Ермошкина А.С. География. Полный школьный курс для ЕГЭ. – М.: Олма Медиа Групп, 2008.

  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / авт.-сост.Ю.А.Соловьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250, с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

  6. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10 и 11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2005. – 288с.

  7. www. fipi.ru (Интернет- сайт Федерального института педагогических измерений. Архив КИМов, демоверсии КИМов)

  8. www.ege.edu.ru (Интернет-портал поддержки единого государственного экзамена. Возможность прохождения экзамена в интерактивной форме)


Приложение №1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПриложение 1 Программа элективного курса в 9 классе «Повторяем, решаем,...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «повторяем, решаем, закрепляем, узнаем новое»
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconНастоящая программа разработана для обеспечения пред профильной подготовки...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «повторяем, решаем, закрепляем, узнаем новое»
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconРеферат Задание по геометрии
На все перечисленные ниже теоремы сделать конспекты, постараться понять, выделить шрифтом, цветом главные идеи доказательства. Задачи...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы продвинемся еще на один шаг в изучении многозначных чисел. Каждый день человек должен открывать в этом мире для...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наша задача сегодня – обобщение знаний по теме «Имя числительное». Мы постараемся повторить как можно больше, а возможно, узнаем...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«повторяем, решаем, узнаем новое» icon"Электрические цепи и их элементы "
Каким путем он доходит к нам домой. Познакомимся с условным графическим изображением электрических цепей, рассмотрим правила электробезопасности,...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведь наша с вами конечная цель – это умение общаться на немецком языке, а диалог – это неотъемлемая часть процесса общения. В речи...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconУрок на тему окислительно- восстановительные реакции
Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы
«повторяем, решаем, узнаем новое» icon70 вопросов к гиа по биологии. Повторяем материал 6-го класса
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Решаем задачи из учебника. Алгебра 9 класс» «Алгебра и начало анализа. Итоговая аттестация»
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconНовое в экономическом анализе
Новое в методиках финансового анализа: понятие и виды устойчивости предприятия; новые подходы к оценке платежеспособности; матричный...
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconУрока Задачи урока
Повторяем правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
«повторяем, решаем, узнаем новое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исходное положения сидя, плечи выпрямлены. Каждое упражнение повторяем 7-9 раз


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск