Скачать 0.53 Mb.
|
Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования города Канаш в 2010-2011 учебном году Введение Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования города Канаш - отчет начальника отдела образования администрации г. Канаш за 2009-2010 учебный год. Доклад разработан в целях обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования для лиц, заинтересованных вопросами образования. Задачи доклада: - показать условия функционирования системы образования; - дать оценку образовательным результатам; - обозначить перспективы развития системы образования в рамках мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Доклад подготовлен специалистами отдела образования и молодежной политики и Центром образовательного мониторинга и аналитики отдела образования администрации г. Канаш. В основной части доклада анализируются доступность образования, результаты деятельности системы общего образования, ресурсное обеспечение образования. В заключении обсуждаются достигнутые результаты и проблемы, формулируются задачи, обозначаются перспективные направления развития образования. Задачи, которые стояли перед образованием на муниципальном уровне в 2009-2010 учебном году: - Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - Реализация Указа Президента Российской Федерации «О Годе учителя». - Обеспечение государственных гарантий доступности образования, создание условий для повышения качества общего образования. - Обеспечение доступности дошкольного образования и его качества. - Сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и подростков. - Обеспечение системы образования квалифицированными кадрами, их социальная поддержка. - Совершенствование условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях города, организация деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. - Организация противодействия негативным социальным явлениям в молодежной среде (алкоголизм, наркомания, безнадзорность, правонарушения). - Реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Список сокращений, используемых при характеристике системы образования ПНПО – Приоритетный национальный проект «Образование» КПМО- Комплексный проект модернизации образования МОУ – муниципальное образовательное учреждение СОШ – средняя общеобразовательная школа ОУ – образовательное учреждение ДОУ – дошкольное образовательное учреждение МОУ ДОД – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей д/с – детский сад ДДТ- дом детского творчества ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа ДМШ – детская музыкальная школа ДХШ – детская художественная школа ГПМПК – городская психолого-медико-педагогическая комиссия ЕГЭ – единый государственный экзамен НСОТ – новая система оплаты труда НПФ – нормативно-подушевое финансирование ФОТ – фонд оплаты труда РЭП – республиканская экспериментальная площадка ГЭП – городская экспериментальная площадка 1. Экономика города Канаш как ресурс развития муниципальной системы образования Канаш – город республиканского значения, административный центр одноименного района, является третьим по величине городом республики. Занимает выгодное географическое положение. Расположен почти в самом центре республики, недалеко от крупных промышленных городов Поволжья: в 80 км от г. Чебоксары – столицы Чувашии и в 130 км от г. Казани – столицы Татарстана. Территория города Канаша занимает 18,76 кв. км, что составляет 0,1 % территории Чувашской Республики. На территории города зарегистрировано 690 организаций всех форм собственности. Канаш – индустриальный город, транспортный центр Чувашии, крупный железнодорожный узел республики. Через город проходит железнодорожная линия Муром-Казань-Екатеринбург, Рязань-Рузаевка-Канаш-Казань, а также железнодорожная ветка на г. Чебоксары. Канаш также пересекают важнейшие автотранспортные магистрали. Город имеет асфальтированную автодорогу со всеми южными районами республики и районами, расположенными в центре Чувашской Республики. Основу экономического потенциала города составляет промышленность. В настоящее по удельному весу в общем объеме отгруженной продукции город занимает третье место, а в расчете его на душу населения - второе место среди городов и районов Чувашской Республики. Предприятия города являются специализированными по изготовлению и ремонту подвижного состава (железнодорожных вагонов), производству агрегатов и узлов для автомобильной промышленности, автоприцепов, резцов и инструментов. В городе 14 крупных и средних предприятий обрабатывающих производств и распределения электроэнергии, газа и воды. В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств. В городе сложилась достаточно типичная структура и специализация малого бизнеса: преобладание торговли над другими отраслями. Динамика демографических процессов остается стабильной, наметилась постепенное повышение рождаемости детей. 2005 г. - 540 2006 г. - 515 2007 г. - 610 2008 г. - 630 2009 г. - 695 За 6 месяцев 2010 года – 329 детей. Существующая демографическая ситуация требует развития деловой активности и создания эффективно самодостаточной экономики как важнейшего задела, позволяющего в новых социально-экономических условиях решать задачи, поставленные муниципальной Программой развития образования города Канаш на 2007-2010 годы. Значительная доля расходов городского бюджета (57,3%) приходится на развитие муниципальной системы образования. Завершившийся 2009 год – знаковый год для системы образования. Он позволил оценить важность и необходимость инноваций по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, в кадровой и социальной политике, проведенных в 2006-2008 годах. Динамика роста расходов на образование: 2007 г. – 167, млн. руб., 2008 г. – 205,4 млн. руб., 2009 г. – 226,3 млн. руб. 2010 г. – 247,1 млн. руб. 2. Общая характеристика образовательной системы и тенденции её развития Образовательная политика города направлена на повышение доступности качественного образования при эффективном использовании финансовых ресурсов. Приоритеты образовательной политики: - доступность качественного образования; - укрепление здоровья обучающихся; -снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков детства: безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних; - повышение социального статуса учителя. В городе создана оптимальная сеть образовательных учреждений. В 2009-2010 учебном году действовали 40 образовательных учреждений: 9 общеобразовательных школ, 14 детских садов, 4 учреждения дополнительного образования, 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 средняя (сменная) общеобразовательная школа, 4 учреждения среднего и 3 учреждения начального профессионального образования, 4 филиала высших учебных заведений. Существующая муниципальная образовательная система позволяет обеспечить доступное общее образование для всех детей независимо от места жительства. 2008 и 2009 годы отмечены реализацией в системе образования комплексного проекта модернизации образования, что повлияло на дополнительное финансирование, укрепление учебно-материальной базы школ, повышение заработной платы педагогических работников. 2.1. Дошкольное образование 2.1.1. Обеспечение доступности дошкольного образования В г. Канаш функционируют 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с охватом 2223 ребенка. В сравнении с предыдущими годами наблюдается небольшое увеличение количества детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ: 2007 год - 2177, 2008 год – 2222, 2009 г. – 2223 ребенка, что составляет 71 % от общего количества детей дошкольного возраста в городе. Охват ДОУ детей предшкольного возраста 895 чел., что составляет 100 %. Разработана и действует Муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования на территории города Канаш на 2007-2010 г.г.», направленная на создание необходимых условий и механизмов для обеспечения доступности населению качественного дошкольного образования, повышение эффективности использования средств, направленных на финансирование муниципальной системы дошкольного образования. Задачами программы являются: - Увеличение охвата детей дошкольным образованием до 85 %. - Организация предшкольной подготовки детей с 5 лет. - Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений. - Развитие сети вариативных дошкольных образовательных учреждений, различных форм получения дошкольного образования. - Совершенствование содержания дошкольного образования через внедрение новых образовательных программ и технологий. В дошкольных образовательных учреждениях города в 2010 году функционируют 103 группы: для детей ясельного возраста – 29 групп, дошкольного – 74 группы (2007 год – 101группа, 2008 год – 103 группы, 2009 год - 104 группы). Потребность населения города в дошкольных образовательных услугах по-прежнему превышает проектные возможности детских садов. Сохраняется и растет очередь на места в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим принимаются меры для увеличения охвата детей дошкольным образованием. С 1 января 2010 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» открыты две группы для дошкольников с охватом 40 детей. Также со 2 ноября 2009 года сформирована дополнительная группа в МДОУ «Детский сад №13». В ДОУ города применяется дифференцированная форма оплаты за содержание детей в детском саду. Родители оплачивают 20 % от стоимости содержания ребенка, 38 детей посещают детские сады бесплатно (8 – дети-инвалиды, 22 – опекаемые дети, 8 – дети с туберкулезной интоксикацией), за 124 детей родители оплачивают 50% от родительской платы за содержания ребенка в ДОУ. Регулярно выплачивается компенсация части родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Организовано методическое сопровождение развития детских садов. Совместно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции проведен семинар для воспитателей детских садов города на тему «Исследовательская деятельность дошкольников». В феврале 2010 года среди дошкольных образовательных учреждений города проводился II городской фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Маленький Всезнамус», целью которого являлось стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования у него исследовательских способностей. На республиканский тур Всероссийского конкурса «Я - исследователь» отправлено 10 работ дошкольников - воспитанников восьми детских садов. Лучшими в своей номинации стали проекты ДОУ №8 (1 место) и ДОУ №7 (2 место). Все детские сады города работают в контакте с близлежащими школами, существуют совместные планы работы по преемственности работы дошкольного и общеобразовательного учреждений. Продолжает работу городская экспериментальная площадка по реализации совместного проекта МДОУ «Детский сад №7» и МОУ «СОШ №8» по предшкольной подготовке детей 5 -7 лет. Разработаны и внедряются программы взаимодействия между ДОУ №14 и СОШ №7, ДОУ №18 и СОШ №5, ДОУ №8 и СОШ №6. Преемственность в работе детского сада и начальной школы позволяет решать задачи, связанные с пониманием педагогами специфики обучения детей на том или ином этапе обучения. Активное участие детские сады принимают в культурной жизни города. В фестивале театральных коллективов приняло участие 6 театральных кружков из ДОУ, в их репертуар включены музыкальные сказки, мюзиклы. 24 апреля 2010 года в городском Дворце культуры прошел конкурс «Мисс Малышка», в котором приняло участие 13 воспитанниц дошкольных образовательных учреждений. Мисс малышкой стала Быкова Ксения, воспитанница МДОУ «Детский сад №13». 29 апреля 2010 проводился V городской конкурс танцевальных пар среди воспитанников ДОУ «Хрустальная туфелька». Активное участие приняли педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в III городском фестивале «Инновации в образовании». Ими 32 проекта и мастер-класса было представлено на рассмотрение жюри конкурса. Всего в фестивале участвовали 138 дошкольных работников. Для участия в республиканском конкурсе на ежегодные гранты и денежные поощрения Президента Чувашской Республики для поддержки инноваций в сфере образования среди дошкольных образовательных учреждений в 2010 году представлены материалы МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида». В 2010 году из детских садов в школу выпущено 412 дошкольников. За 2010 год отделом образования и молодежной политики выдано 464 путевки для оформления детей ясельного и дошкольного возраста в детские сады города. Детские сады города активно апробируют, внедряют и развивают новые формы работы. Дошкольное образование города ориентировано на : - оптимальное обеспечение равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе; - привлечение родителей, общественности к активному участию в управлении дошкольным образованием; - дальнейшее развитие оздоровления детей. С сентября 2010 года в дошкольных образовательных учреждениях города планируется введение обучения детей по программам «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте. Цель - создание в ДОУ системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом опыта, обеспечивающего становление граждан, обладающих высокими нравственными качествами, способными проявить себя в созидательном процессе в интересах Родины. Основными задачами системы дошкольного образования города на новый учебный год являются: - формирование и развитие профессионального мастерства педагогов, навыков инновационной и поисково-экспериментальной работы; - повышение социального статуса и роли дошкольных учреждений города как одного из условий удовлетворения запросов родителей. 2.2. Общее образование 2.2.1. Доступность качественного общего образования Охват детей общим образованием – один из показателей выполнения ФЗ «Об образовании». В 2009-2010 учебном году обучение школьников осуществлялось в 9 дневных общеобразовательных школах, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и МВСОУ «Средняя открытая (сменная) политехническая общеобразовательная школа». Динамика численности школьников за последние 5 лет
Школы города рассчитаны на 6515 обучающихся. Наполняемость школ от проектной мощности в 2009-2010 учебном году составила 79,6 %. Обязательство КПМО по средней наполняемости классов в школах не удается выполнить третий год подряд. В городе 1 общеобразовательное учреждение имеет численность более 800 человек (СОШ №3), 2 школы до 800 учащихся (СОШ №№5, 6), СОШ №7 - свыше 600 человек, СОШ №1,8,9,10,11 до 500. Количество первых классов и первоклассников в школах города
Количество первоклассников незначительно увеличивается с каждым годом. В 2010-2011 учебном году в школе №6 открывают 4 первых класса, в школе №3,5,7 – по 3, №1, 8,10,11– по 2 класса, в СОШ №9 -1 класс. По прогнозам на 2010-2011 учебный год несколько увеличивается количество школьников, что связано с набором 10-ых классов во всех школах города и с началом обучения всех воспитанников Канашской школы-интерната в общеобразовательных учреждениях города. Обучающимся предоставлена возможность осваивать учебные программы в форме очного, очно-заочного образования, экстерната. 2.2.2. Результативность общего образования Успеваемость школьников за последние три года остается стабильной.
В 2009-2010 учебном году 50 выпускников 9 классов получили аттестаты особого образца, 36 выпускников 11 классов награждены золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении». Успешность обучения (%)
2.2.3. Организация профильного обучения В 2009-2010 учебном году профильные классы функционировали в шести школах (СОШ №№1,3,5,6,7,10). Учащиеся 11-ых классов посещали сетевые элективные курсы по четырем предметам: химии, биологии, физике и обществознанию. Охват старшеклассников профильным обучением составил 75,3%. В 2010-2011 учебном году в школах города Канаша продолжится работа над профилизацией обучения. В школах №№1,3,5,6 продолжится работа по программе «Мое образование» (внедрение технологий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию образования). Учащимся 10-ых классов этих школ будет предоставлена возможность обучаться по индивидуальным учебным планам и формирования личной траектории образования. В СОШ №6 продолжится обучение в кадетских классах. В 8,10 кадетских классах проводится обучение по направлению «Государственная служба и управление», в 8-ом мариинском гимназическом классе организовано гендерное обучение. В СОШ №10 в течение нескольких лет успешно проводится профильное обучение в 10-11 классах, организованное «поточным методом». Старшеклассники имеют возможность обучаться по 4-ем направлениям: физико-математическое, филологическое, химико-биологическое, социально-правовое. Практика показала в условиях малого города при наличии в школах в 1-3 классов в параллели эффективность именно такой организации профильного обучения по сравнению с профильным классом одного направления. В 2009-2010 учебном году в 9-ых классах СОШ №10 успешно апробирована программа «Основы социализации личности», реализация которой продолжится в 10-ых классах в новом учебном году. Данная программа призвана помочь учащимся самоопределиться при построении стратегии своего будущего. В 2009-2010 учебном году только в СОШ №№1,9,11 набирались 10-ые классы. В них проводилось обучение по информационно-математическому направлению (СОШ №1) и углубленное изучение отдельных учебных предметов: математики, русского языка, обществознания и т.д. 2.2.4. Результаты обучения (по материалам ЕГЭ и новой формы независимой экспертизы за курс основной школы) Один из основных показателей качества образования - это результаты ЕГЭ. Единый государственный экзамен позволяет получить объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников. В ЕГЭ 2010 года приняли участие 300 выпускников дневных общеобразовательных школ и 60 выпускников МВСОУ «Открытая средняя (сменная) политехническая общеобразовательная школа». ЕГЭ проводился по 14 предметам: русский язык, математика, литература, история, обществознание, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский), физика, химия, биология, информатика и ИКТ. В 2010 году средний балл по русскому языку по городу составил 61,88 баллов (по Чувашской Республике - 62,87 балла), по математике – 51,80 баллов (по Чувашской Республике – 50,86 баллов). Низкими на протяжении ряда лет остаются результаты сдачи ЕГЭ по математике.
В то же время отдельные выпускники показывают высокие результаты на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. Это - выпускницы СОШ №10 Филиппова Ольга (география – 100 баллов), Клементьева Мария (биология – 95 баллов, обществознание – 90 баллов, русский язык – 94 балла); - выпускники СОШ №6 Романова Екатерина (русский язык – 94 балла), Федорова Анастасия (русский язык – 94 балла), Степанова Екатерина (химия – 91 балл); - выпускник СОШ №3 Леонтьев Дмитрий (химия – 91 балл). В 2009-2010 учебном году все выпускники 9-х классов приняли участие в государственной (итоговой) аттестации (ГИА) в новой форме. Результаты по математике:
Результаты по русскому языку:
Результаты муниципальной системы образования по итогам ЕГЭ и результаты ГИА в 9-ых классах по отдельным предметам обязывают нас изменить подходы к системе муниципального и школьного контроля оценки качества образования, построить новую модель повышения квалификации учителей, использовать современные технологии преподавания. О качестве общего образования говорит и занятость выпускников школ города. Из 407 выпускников 2009 года 251 (91,67 %) поступили в высшие учебные заведения, из них 158 (62,9 %) – на бюджетные места. Высок процент поступаемости в вузы выпускников СОШ №7 (76 %), СОШ №5 (71 %), СОШ №6 (68,5 %).
Ежегодно около 70 % выпускников основной школы продолжают обучение в 10-ых классах.
2.2.5. Обучение детей, нуждающихся в особых условиях В СОШ №11 с 2009 года функционирует «Надомная школа дистанционной моделью обучения» для детей с ограниченными возможностями. В 2009-2010 учебном году дистанционно в этой школе обучались 9 школьников. Учащимся предоставляется возможность выбора учебных дисциплин и дополнительных курсов и занятий, учащиеся имеют возможность формирования учебного плана своего обучения. |