Скачать 77.28 Kb.
|
Урок по географии, 8 класс.Свойства почв.Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. В теме «Почвы и почвенные ресурсы» изучается вторым, после урока «Почвы и их разнообразие». Урок авторский, разработан по материалам элективного курса «Экологический мониторинг» и экологической практики. В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике. Цели урока.Обучающая - Изучение свойств почв. Развивающая - Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв. - Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии. - Развитие познавательного интереса к предмету. Воспитательная:- Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся. Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус. Ход урока1.Организационный момент.2. Актуализация знаний. Беседа с классом. -Что такое почва? -Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы) Почва Вода воздух минеральные органические горные вещества вещества породы Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов? Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала. 3. Новый материалСообщение темы урока «СВОЙСТВА ПОЧВ» Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации. Для изучения свойств почв проведем мини- исследование. Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока.(приложение 1) Исследовательская работа. Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ - в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой. По структуре выделяют два типа почв: Структурные Бесструктурные Хорошо разрыхленные, уплотненные или состоят из комковатые, мелких пылевых частиц, много пор. пор нет Какие почвы более плодородны и почему? У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку. Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на: Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные) Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается. Определите состав почвы. Данные занесите в карточку. Плодородие.
По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв. Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион. Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная? Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой. Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.
Определите по списку растений кислотность почвы. Водный режим. Влажность определяется на ощупь и при помощи растений. На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.
Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку. Глубина залегания грунтовых вод. Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.
Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть. Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке. Какие результаты у вас получились? Сделайте вывод по свойствам почв. 4. Закрепление.Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться? Ответьте на вопросы теста.Тест.1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает. А) суглинистая Б) песчаная В) супесчаная 2.На кислой почве произрастают. А) базофилы Б) ацидофилы В) нейтрофилы. 3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения А) внести торф Б) известкование В) мелиорация. 4.Какая почва плодороднее.: А) структурная Б) бесструктурная 5.Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи. А) высокое Б) среднее В) низкое
А) обитатели сухих мест Б) заболоченных мест В) увлажненных мест. Проверка 1-Б 2-Б 3-В 4-А 5-В 6-А За каждый правильный ответ начисляется балл, по числу баллов выставляется оценка. 5. Домашнее заданиеСоставить рекомендации по улучшению свойств почвы. |