Скачать 51.53 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ №1ТЕМА: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПЛАН: 1. Понятие экологии человека 2. Предмет и объекты экологии человека3. Структура экологии человека 4. Связь экологии человека с другими науками5. Методы экологии человека 1. Понятие экологии человека Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов жизнедеятельности населения. Экология человека – сложное понятие, в которое могут включаться: 1) представления о разных науках отраслевого плана (как естественного, так и общественного), ныне существующих или находящихся в процессе формирования, например, медицинская экология, социальная экология и т.д.; 2) представления о комплексной науке, синтезирующей данные отраслевых наук, пока не существующей; 3) представления о проблемах взаимодействия человека с окружающей средой, т.е. задачах экологии человека, которые требуют разрешения, исследования; 4) представления о научном подходе к исследованиям проблемы «Человек – среда», т.е. антропоэкологическом подходе, или о «концепции экологии человека»; 5) представления о научных направлениях исследований экологии человека: а) идентичных отраслевым наукам, б) в которых применяются антропоэкологические подходы. Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения. Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей. Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. 2. Предмет и объекты экологии человекаДо недавнего времени экология человека включала в себя популяционную экологию ветви рода Homo, ведущей к технической цивилизации, и загрязнение этой цивилизацией среды жизни (Doughey, 1971). Такой подход к экологии человека, безусловно, крайне ограничен и перекликается с соответствующими установками в экологии животных, где доминирует популяционный метод. Человек, как социально-биологический вид, не имеет аналогов в животном мире. В связи с этим нельзя проводить параллели между экологией животных и экологией человека. Коренное их отличие заключается в том, что наука о человеке включает в себя практически, все мировое знание. Объект экологии человека – сам человек и его окружение – выходит за рамки не только вида, но даже биосферы в целом. Предметом экологии человека является антропоэкосистема- пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность Отличие экологии человека от общей «глобальной» экологии заключается в том, что общая экология рассматривает тот объект – биосферу и человечество – не со стороны человека, а «с точки зрения природы». Экология человека изучает антропосистемы различного уровня - от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека. Изучение объекта преследует следующие цели: 1) выделение конкретной системы из множества других объектов; 2) изучение ее структуры; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой. 3. Структура экологии человека В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п. 4. Связь экологии человека с другими науками Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика. Из исторических наук необходимо назвать общую историю, этнографию и этническую антропологию, археологию. Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, ботаникой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный перечень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый специалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельностью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания. 5. Методы экологии человека Как уже было отмечено, становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования. Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной информации и ее верификацию (проверку результатов). Большое значение имеет правильный выбор формы представления полученных результатов. При современном состоянии статистических материалов и степени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. |
1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в... Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков... | ||
Курс содержание дисциплины Раздел I. Введение в курс Тема Понятие о Пастырском богословии Тема Понятие о Пастырском богословии. Определение науки, цель и содержание курса, метод и положение в ряду других богословских дисциплин.... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области... | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) |