Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира»





Скачать 68.86 Kb.
НазваниеУрок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира»
Дата публикации14.07.2014
Размер68.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
ТЕМА: «Рибосомы. Биосинтез белка» 10 класс
Подготовила:

Кочка Виктория Николаевна,

учитель биологии

Возрожденской ОШ I-IІI ст.



Цели урока

Обучающие: сформировать представление о процессе биосинтеза белка, как сложнейшем многоступенчатом процессе, протекающем в живой клетке.

Формировать представление о матричных реакциях и кодировании наследственной информации. Раскрыть биологическое значение биосинтеза белка.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся воображения, логического мышления, памяти. Продолжать формировать межпредметные связи, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью (необратимые изменения, возникающие при нарушении генетического кода).

Оборудование: таблицы по общей биологии «Генетический код», «Синтез белков», презентация, видеофрагменты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков

Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира», Физика 8 класс «Понятие энергии преобразование энергии», Химия «Типы химических связей» 8 класс

Ход урока

І. Подготовка к изучению нового материала

1. Организационный момент

  • организация учащихся на уроке;

  • постановка учебной задачи.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания:

  • Что такое органоид клетки?

  • Какие функции выполняет  цитоскелет?

  • Из чего состоит клеточный центр?

  • Какие структуры клетки способствуют ее движению?

  • Что относится к клеточным включениям? Какова их роль?

  • Разрушение мембраны какого органоида может привести к гибели всей клетки? Как называется этот процесс?


3. Объявление  цели и задачи урока

Мы продолжаем изучать строение клетки. Тема сегодняшнего урока: «Рибосомы. Биосинтез белка»

Цель урока: Сформировать представление о процессе биосинтеза белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, протекающем в живой клетке.
4. Мотивация учебной деятельности.

Любая живая клетка способна синтезировать необходимые ей вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Найдите определение этого процесса в учебнике. Прочитайте. Какие компоненты необходимы для протекания данного процесса в клетке?

Ответ: Внутриклеточные структуры, белки-ферменты, энергия – АТФ.
ІІ. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы подробно остановимся на процессе биосинтеза белка. Наиболее интенсивно белки синтезируются в период роста и развития. Дочерняя клетка синтезирует те же белки, что и материнская. Отсюда можно сделать вывод, что способность к биосинтезу белка передаётся по наследству и сохраняется в течение всей жизни. Основная роль в этом принадлежит ДНК.

Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?

Ответ: В хромосомах ядра.

Какие органоиды отвечают за синтез белка и где они находятся?

Ответ: Рибосомы, находятся в цитоплазме и на мембранах ЭПС

Просмотр видеофрагмента «Рибосомы». Какой можно сделать вывод, исходя из увиденного?


Рибосомы обнаружены в клетках всех организмов. Это микроскопические тельца округлой формы диаметром 15— 20 нм. Каждая рибосома состоит из двух неодинаковых по размерам частиц, малой и большой. В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной эндоплазматической сети, либо свободно лежат в цитоплазме.

В состав рибосом входят белки и РНК.

Функция рибосом — это синтез белка.

Синтез белка — сложный процесс, который осуществляется не одной рибосомой, а целой группой, включающей до нескольких десятков объединенных рибосом. Такую группу рибосом называют полисомой.

Синтезированные белки сначала накапливаются в каналах и полостях эндоплазматической сети, а затем транспортируются к органоидам и участкам клетки, где они потребляются. Эндоплазматическая сеть и рибосомы, расположенные на ее мембранах, представляют собой единый аппарат биосинтеза и транспортировки белков.

Итак, наследственная информация о структуре белка находится в ядре, а образование самого белка осуществляется в цитоплазме. Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передаётся к месту его синтеза? Почему молекула ДНК не может покинуть ядро?

Ответ: Ядро отделено от цитоплазмы мембраной. Поры, имеющиеся в мембране настолько малы, что макромолекула ДНК не может покинуть ядро и очутиться в цитоплазме на месте синтеза белка.

Информацию с ДНК о строении белка к месту синтеза будет передавать посредник, которым является и-РНК.

Просмотр видеофрагмента «Биосинтез белка».


Рассмотрим схематично. Процесс биосинтеза можно представить как показано на доске:

ДНК→и-РНК→белок.

Процесс списывания информации о порядке включения аминокислот в полипептидную цепь с участка ДНК на и РНК получил название транскрипция (переписывания)

Второй процесс – «считывание» информации с и-РНК и создание при этом полимерной цепи белка называется – трансляция (передача)

Транскрипция и трансляция – это этапы передачи наследственной информации.



Транскрипция – первый этап биосинтеза белка.

Первый этап переноса генетической информации с ДНК в клетку заключается в том, что генетическая информация в виде последовательности нуклеотидов ДНК переводится в последовательность нуклеотидов u-РНК. Этот процесс получил название транскрипции (лат. «transcriptio»– переписывание). Транскрипция, или биосинтез u-РНК на исходной ДНК, осуществляется в ядре клетки ферментативным путем по принципу комплиментарности.

Двигаясь по цепи ДНК вдоль необходимого гена, РНК-полимераза подбирает по принципу комплиментарности нуклеотиды и соединяет их в цепочку в виде молекулы u-РНК. В конце гена или группы генов фермент встречает сигнал (также в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая u-РНК отходит от ДНК и направляется к месту синтеза белка.

Познакомимся с процессом трансляции. Трансляция как второй этап биосинтеза белков в клетке

Свойства генетического кода (Отвечают учащиеся).

Трансляция (лат. «translatio» – перевод) – II этап биосинтеза белка.

Трансляция заключается в синтезе полипептидной цепи в соответствии с информацией, закодированной в матричной РНК. Аминокислотная последовательность выстраивается при помощи транспортных РНК, которые образуют с аминокислотами комплексы — аминоацил-тРНК. Каждой аминокислоте соответствует своя тРНК, имеющая соответствующий антикодон, «подходящий» к кодону мРНК. Во время трансляции рибосома движется вдоль мРНК, по мере этого наращивается полипептидная цепь. Энергией биосинтез белка обеспечивается за счёт АТФ.

Кодон - сочетание трёх нуклеотидов и-РНК, шифрующих определённые аминокислоты;

Антикодон – три нуклеотида средней ветви т-РНК, комплементарные одному из кодонов и-РНК.

6.Закрепление

1.Репликация происходит на обеих нитях двухцепочечной молекулы ДНК, тогда как транскрипция идет только по одной нити. Почему так происходит? То есть каково значение того, что происходит считывание только с одной нити и какие молекулярные механизмы могут его обеспечивать).

2.Транскрипция происходит (в ядре)

3.Трансляция в клетке осуществляется (на рибосомах)

4.При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ: расходуется

7.Систематизация полученного материала (Таблица)

60
8.Оперирование понятиями

Сравнение и конкретизация понятий «транскрипция» и «трансляция». 
«Алгоритм Цицерона».

Заполнение таблицы 

Транскрипция

Трансляция

Что необходимо?

1.
2.
3

1.
2. 
3.
4. 
5.
6. 

Где происходит?







Что образуется?







Записи в таблице проверяются, ликвидируются пробелы в знаниях.



Транскрипция

Трансляция

Что необходимо?

1.Цепь ДНК - матрица.
2.Свободные рибонуклеотиды. (А,У,Г,Ц).
3. Фермент РНК – полимераза.

1.и-РНК.
2.Рибосомы/полисомы.
3.Аминокислоты (20).
4. Ферменты.
5.Источник энергии (АТФ).
6. т-РНК (более 30 видов)

Где происходит?

Протекает в ядре

В цитоплазме

Что образуется?

И-РНК

Белок первичной структуры



ІІІ. Домашнее задание §20, 21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconДом (6 класс)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconКонспект урока №1 «Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с редактором TuxPaint»
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации);...
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы: частично-поисковый, метод исследовательских заданий, объяснительно-иллюстративный
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconМетодическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа...
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации...
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconУрок в 8 классе по теме «Закон сохранения веществ. Химические уравнения»
Методы и методические приемы: практический, наглядный, словесный, видеометод, работа с книгой, проблемный частично-поисковый
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке используются различные методы и приемы: повторение, объяснение, беседа, демонстрация, закрепление теоретического материала...
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconТеорема о трех перпендикулярах
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, наглядный, взаимоконтроль, самоконтроль
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”
Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПравописание приставок
Методы обучения: репродуктивной, частично поисковый проблемно-поисковый, индуктивные методы самостоятельной работы
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация)
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconУрок по технологии "История вязания спицами"
Методы проведения занятия: рассказ по теме урока, презентация, беседа с закреплением материала в ходе урока, доклады учащихся, практическая...
Урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые методы и приемы: 1 объяснительно-иллюстративный; 2 просмотр презентации; 3 репродуктивный метод; 4 самостоятельная работа;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск