Скачать 68.86 Kb.
|
ТЕМА: «Рибосомы. Биосинтез белка» 10 класс Подготовила: Кочка Виктория Николаевна, учитель биологии Возрожденской ОШ I-IІI ст. Цели урока Обучающие: сформировать представление о процессе биосинтеза белка, как сложнейшем многоступенчатом процессе, протекающем в живой клетке. Формировать представление о матричных реакциях и кодировании наследственной информации. Раскрыть биологическое значение биосинтеза белка. Развивающие: способствовать развитию у учащихся воображения, логического мышления, памяти. Продолжать формировать межпредметные связи, развивать познавательный интерес. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью (необратимые изменения, возникающие при нарушении генетического кода). Оборудование: таблицы по общей биологии «Генетический код», «Синтез белков», презентация, видеофрагменты. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков Межпредметные связи: История «Понятие о системе, познаваемость мира», Физика 8 класс «Понятие энергии преобразование энергии», Химия «Типы химических связей» 8 класс Ход урока І. Подготовка к изучению нового материала 1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания:
3. Объявление цели и задачи урока Мы продолжаем изучать строение клетки. Тема сегодняшнего урока: «Рибосомы. Биосинтез белка» Цель урока: Сформировать представление о процессе биосинтеза белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, протекающем в живой клетке. 4. Мотивация учебной деятельности. Любая живая клетка способна синтезировать необходимые ей вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Найдите определение этого процесса в учебнике. Прочитайте. Какие компоненты необходимы для протекания данного процесса в клетке? Ответ: Внутриклеточные структуры, белки-ферменты, энергия – АТФ. ІІ. Изучение нового материала
Рассмотрим схематично. Процесс биосинтеза можно представить как показано на доске: ДНК→и-РНК→белок. Процесс списывания информации о порядке включения аминокислот в полипептидную цепь с участка ДНК на и РНК получил название транскрипция (переписывания) Второй процесс – «считывание» информации с и-РНК и создание при этом полимерной цепи белка называется – трансляция (передача) Транскрипция и трансляция – это этапы передачи наследственной информации. Транскрипция – первый этап биосинтеза белка. Первый этап переноса генетической информации с ДНК в клетку заключается в том, что генетическая информация в виде последовательности нуклеотидов ДНК переводится в последовательность нуклеотидов u-РНК. Этот процесс получил название транскрипции (лат. «transcriptio»– переписывание). Транскрипция, или биосинтез u-РНК на исходной ДНК, осуществляется в ядре клетки ферментативным путем по принципу комплиментарности. Двигаясь по цепи ДНК вдоль необходимого гена, РНК-полимераза подбирает по принципу комплиментарности нуклеотиды и соединяет их в цепочку в виде молекулы u-РНК. В конце гена или группы генов фермент встречает сигнал (также в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая u-РНК отходит от ДНК и направляется к месту синтеза белка. Познакомимся с процессом трансляции. Трансляция как второй этап биосинтеза белков в клетке Свойства генетического кода (Отвечают учащиеся). Трансляция (лат. «translatio» – перевод) – II этап биосинтеза белка. Трансляция заключается в синтезе полипептидной цепи в соответствии с информацией, закодированной в матричной РНК. Аминокислотная последовательность выстраивается при помощи транспортных РНК, которые образуют с аминокислотами комплексы — аминоацил-тРНК. Каждой аминокислоте соответствует своя тРНК, имеющая соответствующий антикодон, «подходящий» к кодону мРНК. Во время трансляции рибосома движется вдоль мРНК, по мере этого наращивается полипептидная цепь. Энергией биосинтез белка обеспечивается за счёт АТФ. Кодон - сочетание трёх нуклеотидов и-РНК, шифрующих определённые аминокислоты; Антикодон – три нуклеотида средней ветви т-РНК, комплементарные одному из кодонов и-РНК. 6.Закрепление 1.Репликация происходит на обеих нитях двухцепочечной молекулы ДНК, тогда как транскрипция идет только по одной нити. Почему так происходит? То есть каково значение того, что происходит считывание только с одной нити и какие молекулярные механизмы могут его обеспечивать). 2.Транскрипция происходит (в ядре) 3.Трансляция в клетке осуществляется (на рибосомах) 4.При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ: расходуется 7.Систематизация полученного материала (Таблица) 8.Оперирование понятиями Сравнение и конкретизация понятий «транскрипция» и «трансляция». «Алгоритм Цицерона». Заполнение таблицы
Записи в таблице проверяются, ликвидируются пробелы в знаниях.
ІІІ. Домашнее задание §20, 21 |
Дом (6 класс) Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля | Конспект урока №1 «Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с редактором TuxPaint» Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации);... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы: частично-поисковый, метод исследовательских заданий, объяснительно-иллюстративный | Методическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов» Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации... | Урок в 8 классе по теме «Закон сохранения веществ. Химические уравнения» Методы и методические приемы: практический, наглядный, словесный, видеометод, работа с книгой, проблемный частично-поисковый | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке используются различные методы и приемы: повторение, объяснение, беседа, демонстрация, закрепление теоретического материала... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный | ||
Теорема о трех перпендикулярах Методы и приемы обучения: частично-поисковый, наглядный, взаимоконтроль, самоконтроль | Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа | ||
Правописание приставок Методы обучения: репродуктивной, частично поисковый проблемно-поисковый, индуктивные методы самостоятельной работы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация) | ||
Урок по технологии "История вязания спицами" Методы проведения занятия: рассказ по теме урока, презентация, беседа с закреплением материала в ходе урока, доклады учащихся, практическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые методы и приемы: 1 объяснительно-иллюстративный; 2 просмотр презентации; 3 репродуктивный метод; 4 самостоятельная работа;... |