Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 41»
города Череповца Вологодской области
РАССМОТРЕНО
на заседании
МО школы
Протокол № 01
от 30 августа 2013 года
| СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
МБОУ «НОШ № 41»
____________________
____________ 2013 года
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «НОШ № 41»
___________А.В. Сорокина
_____________ 2013 года
|
Рабочая программа логопедических занятий
«Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопедического кабинета
общеобразовательной школы»
Разработчик программы:
В.Г. Петрова, учитель-логопед
1 квалификационной категории
МБОУ «Начальная общеобразовательная
школа № 41»
2013/2014 учебный год
Содержание
Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы…………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………………...5
Подготовительный этап – 1 класс……………………………………………………....13
Первый этап – 1-2 класс………………………………………………………….……. .23
Второй этап – 2-3 класс………………………………………………………………….37
Третий этап – 3-4 класс……………………………………………..………………...…51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Протокол обследования устной речи первоклассника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Характеристика форм дисграфии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Календарно-тематическое планирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Анализ динамики работы учителя-логопеда на начало и конец 2011\2012 учебного года, 2012\2013 учебного года. Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом кабинете при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, а это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями обучающихся.
В последнее время контингент обучающихся общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди поступающих в первый класс увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценной учебной деятельности. Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождают у детей младшего школьного возраста трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к определённым изменениям личности на пути развития «ребёнок – подросток – взрослый»: закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы, на мой взгляд, - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения обучающимися знаний.
В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановки в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать логопедические занятия в детском саду. А родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.
Таким образом, главной целью работы школьного логопеда будет являться своевременное выявление и преодоление расстройства устной и письменной речи, не допуская его перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Логопедический кабинет в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими обучающимися овладевать школьными знаниями.
Основными задачами школьного логопеда являются:
своевременная диагностика аномалий речевого развития обучающихся;
коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программы;
предупреждение и профилактика речевых нарушений;
разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.
В логопедический кабинет зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи).
Зачисление осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследование первоклассников и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методике Т.А. Фотековой (Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Москва, 2000 год.). На основании материалов обследования комплектуются группы и составляется перспективный план работы для каждой группы детей. Регулярные логопедические занятия начинаются с 16 сентября и заканчиваются 15 мая.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический кабинет, учитель логопед заполняет протокол обследования устной речи (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск обучающегося из логопедического кабинета.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило, они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут.
Безусловно, необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе. Для этого учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям обучающихся, также и учителям.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено оказание логопедической помощи по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения.
Благодаря коррекционной работе школьного логопеда, возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у обучающихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.
Пояснительная записка Работая учителем-логопедом при общеобразовательной школе, уже не первый год, я использую свою рабочую программу, и, убедилась в эффективности её применения, так как моя работа отражает динамику работы по развитию и коррекции устной и письменной речи (смотри Приложение). Анализ письменных работ на диагностическом и контрольных этапов показывает, что количество дисграфичеких ошибок значительно снижается у ребят, посещающих логопедические занятия.
Данная рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.
Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи, формирование у них предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и дальнейшей социализации. Также логопедические занятия включают формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного и безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей детей;
развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
побуждение познавательного интереса к языку,
побуждение стремления совершенствовать свою речь.
В основе создания программы лежат общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий:
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
Непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
связи занятий с уроками русского языка: основой должны являться знания, поученные обучающимися на уроках русского языка, опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки;
занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к логопедическим занятиям: это достигается путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Обучающихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы.
Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Типичный пример подобного нарушения - это велярное, увулярное или одноударное произношение звука «Р».
Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; сонор; твердых-мягких). В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Чаще всего неусвоенными оказываются свистящие и шипящие звуки, Р-Л, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения. Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличие от недостатков, выражающихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам.
Школьники рассматриваемой группы, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - почка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.
Третью группу составляют обучающиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Преимущественно в общеобразовательную школу поступают дети III уровня ОНР или с нерезко выраженной неполноценностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка – НВОНР (по классификации Р. Е. Левиной).
Так, количество неправильно произносимых звуков у детей с ОРН и НВОНР не превышает 2-5 и распространяется лишь на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение всех этих звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). При этом у всех детей остается недостаточная сформированность фонематических процессов, низкий количественный состав словарного запаса, обучающиеся данной группы допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности). Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Первоклассники испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Детям с НВОНР доступны более-менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.
Что касается обучающихся 2-3 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Они могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка (проявления аграмматизма, семантические ошибки). Звуковая сторона речи также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков (второстительные - второстепенные, транстит - транспорт). Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками - специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.
Среди обучающихся общеобразовательной школы встречаются также дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающие заиканием. У этих детей также необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к I, либо ко II, либо к III группе.
Приведенная выше группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи, которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь. При организации логопедических занятий со школьниками, имеющими дефекты звукопроизношения и недостаточное развитие фонематических процессов, наряду с устранением произношения необходимо предусмотреть работу по воспитанию фонематических представлений, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Такая работа должна проводиться последовательно по дифференциации смешиваемых оппозиционных звуков и отработке навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что позволит восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи. Эффективная помощь учащимся с ОНР, у которых недостатки произношения фонем составляют лишь одно из проявлений речевого недоразвития, возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно: коррекции произношения, формирования полноценных фонематических представлений, развития навыков анализа и синтеза звукового состава слова, уточнения и обогащения лексического запаса, овладения синтаксическими конструкциями (разной сложности), развития связной речи, осуществляемой в определенной последовательности. Логопедическая помощь обучающимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) в основном сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей. Но детям с ФН также не помешает пройти курс логопедических занятий по формированию полноценных фонематических представлений, развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, что позволит последовательно развить у обучающихся языковые навыки и речевые умения.
Таким образом, рабочая программа по профилактике и коррекции письменной речи построена исходя из выше перечисленных групп школьников по ведущему проявлению речевого дефекта, а также этапов коррекционной работы:
Подготовительный этап: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи у детей с ФН, ФФН, НВОНР, ОНР (1 классы) и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии.
Первый этап: формирование фонетико-фонематических представлений у детей с ФФН, НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным ФФН или НВОНР, ОНР (1-2 классы) и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий.
Второй этап: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным НВОНР, ОНР (2-3 классы) и проведение специальной работы по ликвидации аграмматической дисграфии.
Третий этап: восполнение пробелов в формировании связной речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным ОНР (3-4 классы).
Особенность построения программы в том, что после прохождения подготовительного этапа дети с ФН выпускаются из логопедического кабинета, после прохождения 1 этапа дети с ФФН/нарушением письма, обусловленным ФФН, а дети с НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным НВОНР или ОНР, продолжают коррекцию. Дети с ФФН/ нарушением письма, обусловленным ФФН зачисляются на 1-1,5 года прохождения обучения и коррекции, а дети с НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным НВОНР или ОНР, на 3 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, так как логопедический кабинет переполнен и нет возможности брать детей с такими заключениями 3 раза в неделю, как положено по нормативным документам. Поэтому увеличены года прохождения обучения и коррекции в логопедическом кабинете, не 2 года обучения для детей с ОНР/ нарушением письма, обусловленным ОНР, а целых 3 года. Программа позволяет последовательно формировать у обучающихся языковые навыки и речевые умения в процессе коррекции письменной речи с учетом их речевой патологии. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что предлагаемая методика носит коррекционно-пропедевтический характер, то есть позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок, а не «бороться» с ними по мере появления их в письменных работах детей. Также в процессе логопедических занятий одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, память и формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Продуманная таким образом система программы обеспечивает хорошую основу для формирования навыков письменной речи младших школьников, решения многоплановых задач коррекции, развития и обучения, обучающихся в условиях логопедического кабинета при общеобразовательной школе.
Планируемые результаты
В результате прохождения логопедических занятий у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Методическое обеспечение программы
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – учебно-развивающая деятельность детей под руководством учителя-логопеда. Используются нетрадиционные формы проведения занятий:
игровые технологии (ролевые игры, имитации жизненных ситуаций),
информационно-коммуникативные технологии (просмотры презентаций),
здоровьесберегающие технологии,
проблемно-диалогическое обучение,
практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, тесты, анализ и просмотр текстов;
проектная и исследовательская деятельность;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельного составления кроссвордов, шарад, ребусов, стихов, текстов, рисование букв и слов, конструирование палочками, шнурком, камешками и мн. др.
Приемы и методы: словесные, наглядные и практические.
Ресурсное обеспечение программы:
кадровое обеспечение: руководитель работы учителя-логопеда, учитель-логопед.
материально-техническое обеспечение: оснащение учебных занятий видео- и аудио-техникой, проектором и компьютером, принтером, СД дисками, флэш картой, раздаточным дидактическим материалом для детей.
Исследование эффективности программы:
психологическое тестирование (изучение учебной мотивации, межличностных отношений);
диагностика речевых нарушений;
анкетирование (изучение интересов учащихся, запросов родителей);
педагогическое наблюдение;
индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, педагогом-психологом о проблемах отдельных детей.
Рабочая программа логопедических занятий
Подготовительный этап коррекционно-профилактической работы
– 1 класс. Основной целью подготовительного этапа является: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи детей и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии, способствующей успешной адаптации к учебной деятельности.
Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у обучающихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложнённых первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности. Именно поэтому особое внимание учитель-логопед должен уделять школьникам первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основная работа подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи, а второстепенная/параллельная – профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
сформировать полноценные фонематические процессы;
сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнить и сопоставить звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
учить выделять определённый звук на уровне словосочетания, предложения и текста;
учить определять положение звука по отношению к другим;
скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь начало коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми.
Длительность подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается с 15 сентября по 30 декабря, что составляет, примерно, 32 занятия. Во время этих занятий выделяется время для развития фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога) к полноценной учебной деятельности.
Эти занятия имеют следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятия, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
15 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. Или наоборот, если у ребят простая форма фонетического недоразвития (нарушен один звук), то все занятие можно посвятить коррекции этого нарушения. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации словарного запаса, моделей простых синтаксических конструкций, развитию связной речи. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Таким образом, фронтальная часть занятий складывается из работы по:
развитию фонематических процессов,
формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы, отработанные слова-термины,
формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова,
закреплению звуко-буквенных связей,
автоматизации поставленных звуков.
Логопедическая работа предусматривает включение игр и заданий на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации; развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения). Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных и здоровьесберегающих технологий. По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить обязательно отражение в планировании каждого занятия.
Предполагаемый результат
Своевременное устранение речевой патологии у обучающихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватному дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.
В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь обучающихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).
При завершении подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа.
В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться:
Артикуляционным умениям:
- это значит хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Речевым:
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
- использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию), мимику;
- понимать вопросы и задания, инструкцию учителя;
- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.
Фонетическим:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.
Языковым (грамматические и фонетико-фонематические):
- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало – прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);
- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику. Определять последовательность в слове.
Гигиеническим, графическим, орфографическим:
- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соотношение;
- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;
- применять правила оформления границ предложений, написание имен собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- графически обозначать звуки, слога и слова, границы предложения, предлоги;
- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.
Таким образом, к концу подготовительного этапа у обучающихся:
должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и отдифференцированны все звуки;
уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас;
уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
проведена работа по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности. На этом исчерпывается работа с детьми, имеющими ФН, а с ФФН и ОНР продолжается. Несмотря на общность задач и приемов коррекции звуковой стороны речи у детей с ФФН и ОНР, логопедическая работа с детьми с ОНР требует использовании дополнительных специфических приемов по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи.
Содержание программы
Программа рассчитана на проведение двух занятий в неделю с определенным количеством детей в группах (6 человек). Диагностика проводится два-три раза в год: вводная – в сентябре и итоговая – в декабре (для детей с ФН), в мае (для детей с ФФН). Обследование письменной речи (декабрь, май) происходит во время обследования всего класса детей.
Цели и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем:
Учебно-тематическое планирование
|