Скачать 96.18 Kb.
|
Урок - обобщение по теме: «Мир веществ». 8 класс. Подготовила учитель химии- биологии Таранова Ольга Сергеевна. Ивня 2007г. Цели: - обобщить знания, полученные учениками на предыдущих уроках,; - наметить перспективы дальнейшего изучения химии; - закрепить классификацию веществ в виде схемы; - вэкспериментальной части урока дать ребятам возможность «почувствовать» вещество и тем самым вызвать дополнительный интерес к предмету; - повысить творческую активность; - расширить кругозор уч-ся. Реактивы и оборудование: алюминий,медь, сера. фосфор, оксид кальция, оксид алюминия, соляная кислота, гидроксид калия, хлорид натрия, индикатор, сульфат меди, хлорид железа, элетролизёр, перфокарты к тесту «Основные классы неорганических соединений». Девиз. Познание материального мира человека- и цель, и практическая необходимость, и взгляд в будущее. Ход урока. I. Орг. момент. Приветствие учителя, сообщение целей урока и того, что урок пройдёт в форме обобщения изученного материала. II. Разминка (повторение вопросов о химическом элементе и веществе)
а) медь в составе медного купароса; б) рубы дышат кислородом, растворённым в воде; в) железо вхолдит в состав ржавчины; г) железо во влажном воздухе ржавеет; д) смесь серы и железа; е) оксид меди состоит из кислорода и меди. Ответ: ЭВЭВВЭ. III. Беседа с классом по вопросу классификации веществ, составление схемы. По ходу написания схемы я объясняю, как расположить её в тетради, какие оставлять интервалы. Вещества делятся на неорганические и органические (последнее слово внесём в схему позже; понятие «неорганические» не определяется). Неорганические вещества бывают простые и сложные (последнее слово пока не вписываем в схему, ранее эти понятия определялись). Слева сверху вниз пишем слово металлы, справа от этого слова - четыре прямоугольника. В прямоугольники помещаем слово «электропроводность», «теплопроводность», «пластичность», «блеск». Теперь видно, где надо написать слово неметаллы. Металлы- это простые вещества… вещества, я не говорю «неорганические», потому что органических простых веществ не бывает, простые- значит неорганические. Итак, металлы - это простые вещества, которые проводят электрический ток и теплоту, пластичны, имеют блеск. (Говоря это, каждый раз на схеме вписываю знак «плюс» в кружок слева от соответствующего свойства.) Не существует других веществ, у которых был бы такой набор свойств. Впишем в схему некоторые металлы – это их формулы, а не просто знаки химических элементов. У меня в руках некоторые металлы: медь (приподнимаю с одного конца массивную пластинку, и она падает, раздаётся глухой удар, и дети понимают, что красная медь - тяжёлый металл), алюминий (всё повторяется только звук иной). Эти концы щупа (прибор для испытания на электропроводность ) сделаны из железа. Сближаю эти концы и замыкаю - загорается лампочка. Итак, в сети напряжение есть. Концы щупа (мой прибор универсальный, самодельный, служит более 30 лет) накладываю на медную пластинку – лампочка загорается, накладываю на алюминиевую – эффект тот же. А как же обстоит дело с теплопроводностью металлов? Все вы это испытали на себе, когда брались за ручку сковородки. Возвращаемся к схеме. Скажите, что такое неметаллы? Неметаллы (я вожу по схеме указкой и ученики говорят) – это простые вещества, которые неэлектропроводные, нетеплопроводные, непластичны ( можно заменить словом «хрупкие» ), не имеют блеска (каждый раз на схеме вписываю знак «минус» в кружок справа от соответствующего свойства ). Приведём примеры и неметаллов. Обратите внимание: элемент – кислород, а веществ два – кислород О2 и озон О3.Послушаем стихотворение о кислороде: Кислород. Из атомов мир создавала природа Два атома лёгких взяла водорода Прибавила атои один кислорода И получилась частица воды Море воды, океаны и льды…. Стал кислород чуть не всюду начинкой С кремнием он обернулся песчинкой, В воздух попал кислород, как ни странно Из голубой глубины океана, И на Земле появились растения, Жизнь появилась: дыханье, горение Первые птицы и первые звери, Первые люди, что жили в пещере Огонь добывали при помощи трения Хотя и не знали причины горения. Формула белого фосфора – Р4. Есть и другие виды фосфора. Вот этот образец – красный фосфор. А это, как вам известно, сера. Проверим, проводит ли она электрический ток? Концы щупа погрузим глубже... Нет, ничего не получается. Сера не проводит ток. Один из классов сложных веществ – оксиды. Это слово много раз встречалось и раньше, и в этом учебном году. При горении простых и сложных веществ образуются оксиды. Напишем формулы оксидов неметаллов, которые можно получить непосредственно ( на схеме к каждому такому оксиду идет стрелка от неметалла ). От хлора я не пишу стрелку к оксиду, т. к. прямой синтез в этом случае невозможен. Сера, которая образует два оксида (SO2 и SO3), сгорает только до SO2, а SO3 образуется при окислении SO2. Параллельно напишем и формулы оксидов металлов. Они у нас есть: оксиды кальция и алюминия – белые, оксид железа 3 – темно – коричневый, оксид меди 2 – черный, оксид цинка – белый, оксид ртути – желтый, но может быть и красный, оксид свинца – желтоватый. Их тоже можно получить “напрямую” (показываю на схеме). Обратимся к оксидам серы азота и углерода. Кто знает как они образуются в природе (проблемный вопрос). Ответ: оксид азота II образуется при реакции, возникающей между азотом и кислородом при газовых разрядпах, вступая снова в реакцию с кислородом образуется оксид азота IV , попадая в почву он обогащает её азотом. В результате процессов , происходящих в действующих вулканах,при сжегании топлива в атмосферу попадают оксиды серы. Азота и углерода. Атмосферные осадки ( дождь, снег) вымывают их, образуя кислотные оксиды, таким образом получается серная кислота виновница кислотных дождей, так в Сакндинавии от кислотных дождей много озёр погибло. На схеме (приложение 1) в зоне органических веществ запишем: водородные соединения. Углеводороды вам уже известны: метан- мы его сжигаем ( я имею в виду, что дома вы это делаете много раз в день) и должны знать уравнение реакции его горения. Поговорим о кислотах. Напишем формулы четырёх кислот- соляной HCI, серной H2SO4, азотной HNO3 и фосфорной H3PO4; их надо запомнить. Из органических кислот вам очень хорошо известна уксусная CH3COOH. Для общего знакомства этого достаточно. Затем обращаемся к солям. В руках у меня мел CaCO3, а вот – медный купорос CuSO4*5H2O и давно знакомая вам поваренная соль NaCl (хлорид натрия). А это – известная вам «марганцовка», химическое название – перманганат калия KMnO4; если заглянуть в эту баночку, то мы увидим тёмные кристаллы. О бертолетовой соли KClO3 я уже вам говорил, когда мы подбирали коэффициенты в уравнении химической реакции. Из органических солей, а вы все сегодня держали такую соль в руках, вам известно… мыло. За солями рассмотрим основания. Обратите внимание: связи оснований с понятием «органические вещества» в нашей схеме нет. Единственное, о чём сейчас можно сказать, - это малиновое окрашивание, представляющее собой результат взаимодействия в нашем опыте гидроксида кальция Ca(OH)2 с метиловым оранжевым, с этим же индикатором проведём реакцию соли и кислоты( приложение 2), раскрасте результаты полученного опыта, сделайте вывод об изменении индикатора в разных средах. В этой полиэтиленовой таре – пероксид водорода. Впишем в нашу схему последний класс – пероксиды неорганических и органических веществ. Чёрточка означает, как вам известно, химическую связь, две – двойную связь. (Формулу, приведённую справа от пероксидов, запоминать не надо, она даётся для общего представления, а в 10 – 11 классе, когда будете изучать органическую химию, к этому можно будет вернуться.) И наконец, впишем то, с чем вы встречались и встречаетесь, изучая биологию: белки, жиры и углеводы. Организм использует их как источник энергии. Какой углевод вам известен? Сахар! Мы много с ним работали, рассчитывая относительную молекулярную массу и массовую долю элементов. Далее идут витамины, гормоны, ферменты. Эти биохимические понятия у вас на слуху чуть ли не каждый день. И спирты, конечно, среди которых наиболее известный – этиловый. Короткими стрелками покажем на схеме, что из одних веществ можно получить другие. Из оксидов можно получить и кислоты, и соли, и основания. Так что мы имеем не островки веществ, а огромный мир веществ, между собой так или иначе связанных. Здесь просматривается и классификация веществ (это у нас ещё впереди), и «прорыв» к вопросам следующих тем программы, и фиксация конкретных фактов, и систематизация уже изученного – обо всём и не скажешь. IV. Послушаем сообщения о солях (приложение 6). V. Для выявления знаний по уроку учащиеся выполняют тест по теме « Основные классы неорганических соединений» с перфокартами ( приложение 3,4,5). Подводя итог уроку, выставляя оценки, ученики по оценочной шкале выполняют рефлексию: VI. Задание на дом: повторить термины, подготовиться к диктанту. Приложение 3 Тесты по теме «Основные классы неорганических соединений» Вариант 1.
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) . 5. Найдите лишнее. а) ; б) ; в) ; г) . Приложение 4 Тесты по теме «Основные классы неорганических соединений» Вариант 2.
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) ; г) . 5. Найдите лишнее. А) ; б) ; в) ; г) . Приложенте 5 Перфокарта к тесту Вариант 1.
Вариант 2. |
Урок по теме «Экология Якутска» Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности | Дата использования оборудования Урок 34. Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» | ||
Урока: урок-обобщение Цели урока Обобщение знаний по теме «Синтаксические единицы речи» (слово, словосочетание, предложение) | Методические рекомендации по преподаванию авторского пропедевтического курса «Мир веществ» «я», реализации не только своих желаний, но и учёта собственных возможностей. Курс «Мир веществ» разработан в рамках системы уроков... | ||
Урок по учебнику «Spotlight» Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский... | Урок по теме "Питание и пищеварение", "Обмен веществ". открытый урок по биологии | ||
Открытый урок. 6 класс. Транспорт веществ в организме растения. Цели Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ | Урок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции» Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | ||
Урок по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» Цель : повторить и обобщить материал по темам «. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.». Провести контроль знаний и умений... | Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | ||
Урок по теме «Механические колебания» Цель урока : Обобщение навыков и систематизации умений решения задач по теме колебания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-обобщение по теме «Местоимение». Тематический эпизод по теме недели «Ради жизни на Земле» | ||
Урок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения» Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися |