Методические рекомендации для учителей





НазваниеМетодические рекомендации для учителей
страница1/6
Дата публикации17.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Химия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации

для учителей по подготовке обучающихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации

в независимой форме по химии


Карасева Татьяна Вячеславовна

методист по химии кафедры

естественнонаучного образования

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Содержание

Введение


3

Основные результаты экзамена 2010 года


3

Характеристика экзаменационной работы


5

Результаты выполнения заданий по блокам


13

Сравнение результатов экзаменационной работы по химии 2009 и 2010 годов


19

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ГИА 2010 года


28

Рекомендаций по эффективному использованию в школах различных учебно-методических комплектов в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации


35

Введение

Для оценки качества подготовки выпускников основной школы по химии и дифференциации их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится государственная (итоговая) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.

В соответствии с данной целью, экзамен, проводимый в новой форме, должен содействовать осознанному выбору выпускниками профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени образования в средней (полной) общей школе. Основная задача общеобразовательного учреждения и каждого педагога, работающего на этой ступени образования – помочь правильному осуществлению этого выбора.

Контрольные измерительные материалы, предназначенные для проверки усвоения выпускниками системы знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений. Содержание контрольных измерительных материалов определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии. В пакет документов также входят Кодификатор, систематизированный перечень элементов содержания, подлежащих контролю на экзаменационной работе и Спецификация, содержащая комплекс умений, которыми должен овладеть выпускник основной школы к моменту ее окончания.

Основные результаты экзамена 2010 года

Экзаменационную работу по химии в 2010 году выполняли около трех тысяч выпускников основной школы, что составляет 15 процентов от числа сдающих экзамены за курс основной школы. Успеваемость обучающихся по предмету химия в 2010 году составляет 93%, что на 6,8 % ниже результата 2009 года, качество знаний – 61%, что на 13% ниже результата прошлого года. Средний балл по пятибалльной системе в 2010 году составляет 3,7, в 2009 году он составлял 4,0. Распределение отметок по пятибалльной системе, полученных выпускниками Саратовской области в 2010 году, представлено в диаграмме 1.

Диаграмма 1



Средний балл за выполнение работы составляет 21,3 балла, что условно соответствует выполнению всех заданий базового уровня и одному правильно выполненному заданию повышенного уровня.

Снижение средних показателей по успеваемости и среднему баллу связано с увеличением числа двоек, полученных на экзамене. По сравнению с 2009 годом, этот показатель вырос в несколько раз.

Результаты экзамена дают основание для следующих предварительных выводов:
  • Большая часть выпускников, сдающих экзамен по химии, имеет достаточный уровень подготовки для дальнейшего изучения предмета в профильных классах;
  • Выпускники основной школы осознанно выбирают экзамен по химии, правильно понимая его назначение не только как выпускного экзамена, но и как способа проверки готовности к обучению в классах с профильным и углубленным преподаванием этого предмета;
  • Экзаменационная работа в новой форме по химии является действенным инструментом для объективной оценки уровня знаний и умений выпускников основной школы.

Ряд районов области достигли высоких результатов по показателям выполнения экзаменационной работы по химии в 2010 году. Без двоек выполнили экзаменационную работу по химии выпускники Алгайского, Базарнокарабулакского, Вольского, Духовницкого, Екатериновского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Питерского, Романовского, Ртищевского, Самойловского, Саратовского, Турковского районов, ЗАТО Михайловское и школы городского подчинения г. Саратова. В Самойловском, Базарнокарабулакском, Краснокутском, Питерском районах более 50 процентов выпускников экзаменационные работы выполнили на «5».

Характеристика экзаменационной работы

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) – основа для разработки контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.

Контрольные измерительные материалы разработаны в соответствии с:
  • требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта к химической подготовке выпускников;
  • объемом учебного времени, отведенного на изучение химии в основной школе (140 часов);
  • принципом значимости учебного материала для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии;
  • подходами к разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

Задания экзаменационной работы распределены по четырем содержательным блокам:
  • «Вещество»,
  • «Химическая реакция»,
  • «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах»,
  • «Методы познания веществ и химических явлений».

Содержательный блок «Вещество» включает следующие элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:
  • Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
  • Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
  • Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
  • Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
  • Чистые вещества и смеси.
  • Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Проверка элементов содержания этого блока осуществляется как на базовым, так и на повышенном уровне сложности.

Содержательный блок «Химическая реакция» включает шесть элементов содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:
  • Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
  • Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
  • Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
  • Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
  • Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
  • Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Проверка элементов содержания этого блока осуществляется как на базовым, так и на повышенном уровне сложности.

Содержательный блок «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» является самым крупным блоком экзаменационной работы. Доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составляет в экзаменационной работе 36% от общего числа всех заданий. В него входят следующие элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:
  • Химические свойства простых веществ.
  • Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
  • Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
  • Химические свойства сложных веществ.
  • Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
  • Химические свойства оснований.
  • Химические свойства кислот.
  • Химические свойства солей (средних).
  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
  • Первоначальные сведения об органических веществах.
  • Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
  • Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

Элементы содержания этого блока контролируются на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Четвертый блок экзаменационной работы «Методы познания веществ и химических явлений» содержит следующие элементы содержания:
  • Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
  • Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы).
  • Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ.
  • Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
  • Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
  • Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
  • Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Элементы содержания этого блока контролируются на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Каждый блок в экзаменационной работе представлен разным числом заданий. Такое распределение определяется тем, какой объем данный блок занимает в курсе химии основной школы.

Экзаменационная работа по химии включает 25 заданий, которые распределены по трем частям – часть А (первая часть) состоит из 19 заданий, часть В (вторая часть) содержит 4 задания, часть С (третья часть) включает два задания. Каждая часть включает одинаковые по сложности и разные по форме представления задания. Задания в экзаменационной работе расположены в порядке возрастания уровня их сложности.

Часть А – включает задания с выбором ответа (базового уровня сложности), все задания части А оцениваются в один балл. Максимальный первичный балл этой части 19, что составляет 55,9 процентов максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (от общего максимального первичного балла - 34). Доля заданий базового уровня сложности составляет 76 процентов.

В экзаменационной работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа:
  • для выполнения задания обучающийся должен выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа, например:

А3

Ковалентная полярная связь образуется между атомами

1)
натрия и брома

2)
серы и кислорода

3)
водорода

4)

Калия и хлора
  • другая разновидность заданий части А предлагает два суждения, верность этих суждений обучающему необходимо оценить и выбрать правильный ответ, например:

А17.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?




А. При нагревании жидкости в пробирке горлышко пробирки необходимо направлять в сторону от соседа по парте




Б. Сосуд с горячей жидкостью необходимо закрывать пробкой сразу после окончания нагревания.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны


Задания части А входят в состав каждого содержательного блока. Блок «Вещество» и «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» содержит по шесть заданий части А, блок «Химическая реакция» - пять заданий, блок «Методы познания веществ и химических явлений» - два задания.

Часть В – включает задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Задания части В оцениваются двумя баллами. Максимальный первичный балл этой части 8, что составляет 23,5 процентов максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (от общего максимального первичного балла - 34). Доля заданий повышенного уровня сложности составила в работе 16 процентов.

В экзаменационной работе 2010 года предложены:
  • два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор), например:

В1

В ряду химических элементов As – P – N

1)
увеличиваются радиусы атомов

2)
увеличивается электроотрицательность

3)
усиливаются кислотные свойства их высших оксидов

4)
возрастает значение высшей степени окисления

5)
увеличивается число электронов во внешнем слое атомов

Ответ:____________________________________
  • два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, например:

В3

Установите соответствие между изменением степени окисления атома и схемой превращения вещества

А)

H2S + O2 → H2O + SO2

1)

S+4 → S+6

Б)

H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O

2)

S+6 → S-2

В)

SO2 + H2O + Br2 → H2SO4 + HBr

3)

S+6 → S+4







4)

S-2 → S+6







5)

S-2 → S+4

Ответ:____________________________________

Правильный ответ записывается в виде набора цифр.

Задания части В входят в состав трех блоков: Блоки «Вещество» и «Химическая реакция» содержат по одному заданию, «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» содержит два задания.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации Кемеровский район 2010 Автор З. М. Волкова,...
Методические рекомендации предназначены для учителей математики, которые могут быть применены на уроках и групповых занятиях. В рекомендациях...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу...

Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации рассмотрены и одобрены методической комиссией...
Методические указания предназначены как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации для учителей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Методические рекомендации для учителей iconМетодические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V
Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении
Методические рекомендации для учителей iconГлавная цель проведения олимпиады
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей iconОрганизация и методика проведения профессиональных проб
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов
Методические рекомендации для учителей iconУправление образования города пензы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск