Скачать 1.24 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 РЕФЕРАТ «Вода знакомая и незнакомая» Выполнил: Кондратенко Владимир 11 «А» класс Проверил: преподаватель химии высшей категории Десятниченко О.А. Слайд – презентация преподаватель информатики первой категории Рейзвих Т.Н. ВОЛХОВ 2005 Содержание
ВВЕДЕНИЕ «Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества — минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество... ею проникнуто и охвачено». Академик В.И.Вернадский В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности только — вода! Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это — только вода! Роль воды в жизни нашей планеты удивительна и, как ни странно, раскрыта еще не до конца. Цель работы «Вода знакомая и загадочная
I РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОДЕ ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ И УЧЕНЫХ Многие столетия люди не знали, что представляет собой вода, и как появилась она на планете. Древнегреческие ученые сравнивали море с организмом человека, пытаясь тем самым объяснить различные процессы, протекающие в морской среде, например испарение рассматривалось как выделение пота и т. д. Выдающиеся мыслители древности – Платон (ок. 427 – ок. 347 до н. э.) и его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) – уделяли воде большое внимание. Как известно из сохранившихся документов, своими мыслями Платон делился с учениками во время прогулок по живописному побережью близ Афин. Его представления о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысячелетий. В основе его системы мироздания лежали четыре стихии: огонь – воздух – вода – земля (рис. 1). Рис. 1. Представление Аристотеля об элементах и качествах В научных трудах Платона воде отводилась важнейшая роль. В трактате «Тимей» он утверждал, что стихия, называемая водой, сгущаясь, превращается в камни и землю, но она может стать ветром и воздухом, а воспламенившийся воздух – огнем. Эти фантастические рассуждения кажутся теперь наивными и смешными, но не спешите улыбаться. Именно так рождались идеи, раскрывающие происхождение различных явлений в природе, и делались первые попытки найти между ними взаимосвязь. А главный вопрос, который волновал человечество в древности, да и теперь не меньше: «Откуда мы?» Чем дальше человечество уходит от философов древности, тем больше вопросов ставит перед нами окружающий нас мир. Вот и приходится вспоминать знаменитое восклицание: «Воистину вода лучше всего!» Принадлежит оно греческому философу Фалесу из Милета (ок. 625 – ок. 547 до н. э.), который считал, что в основе всего многообразия явлений и вещей лежит вода. Он, очевидно, был первым, кто отметил необычайность ее физических свойств и, сравнивая с другими веществами природы, указал на способность воды существовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Представления Фалеса, несомненно, нашли отражение в трудах Платона и его ученика Аристотеля. Сочинения Аристотеля охватывали практически все области тогдашнего знания. Его интересовали вопросы движения воды, ее роль на планете; в его трактатах можно найти и некоторые идеи, приближающие его к пониманию важной проблемы – круговорота воды в природе. Древнегреческий философ, поэт и врач Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до н. э.) и его соотечественник Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. – умер в глубокой старости) из г. Абдера (Фракия) считали, что, подобно процессу потения, море следует рассматривать как испарину на поверхности земли под лучами солнца. Римский ученый Плиний Старший (23 или 24 – 79 н. э.) в трактате «Естественная история» высказал идею, объясняющую соленость морской воды. Он утверждал, что благодаря солнцу из воды удаляются пресные компоненты, и поверхностные воды становятся солеными. Однако, по его мнению, глубинные морские воды отличаются слабой соленостью и переходят в пресные. Такая точка зрения просуществовала много веков, пока человек не создал приборы, способные отбирать пробы воды с любой глубины, так называемые батометры. Множество гениальных идей высказал римский философ Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)1. Он суммировал эмпирические взгляды древних в трактате «Проблемы естествознания» и утверждал, что первоначально в мире был хаос. Вещества, по его мнению, растворенные в морской воде, в океане, стали разделяться в течение времени и послужили источником зарождения жизни. Он писал, что соленость морской воды и уровень океана сохраняются постоянно, а существенная прибавка воды из рек в моря компенсируется испарением. Он был весьма наблюдательным естествоиспытателем и отмечал, что в термальных водах растворенные вещества выпадают в осадок и можно наблюдать отложение известняка и других материалов. Сенека обратил внимание на то, что выветривание горных пород приводит к образованию мелей в реках, а с речными водами эти материалы поступают в моря, образуя дельту реки. Он был убежден (и правильно), что вода способна растворять самые твердые горные породы. Ученый сделал первую попытку классификации вод на научной основе: 1. Океанические воды. Они существовали с самого начала и составляют основную часть природных вод. Из этих вод образовались все другие воды на Земле. 2. Подземные воды. Они циркулируют в грунте и почве; выходят на поверхность в виде источников. 3. Текущие или стоячие воды на поверхности земли. Из них состоят реки, озера и другие водоемы. 4. Воды атмосферы. К ним относятся дождевая вода, снег, иней, роса и т. д. Римский архитектор и инженер Марк Витрувий, живший во второй половине I в. до н. э., расcмотрел в трактате «Десять книг об архитектуре» наряду с градостроительством вопросы круговорота воды. Он утверждал, что испаряются легкие и полезные для здоровья частицы воды, а тяжелые и грубые остаются. Испарения морей, рек, источников и болот под действием солнечного тепла сгущаются и образуют облака, поддерживаемые «волной воздуха». При движении они наталкиваются на горы, и вследствие удара выпадают осадки. Происхождение горячих и холодных источников Витрувий объяснял процессами воспламенения в недрах Земли различных веществ, таких, как квасцы, горная смола, сера и т. д. Они разогревают землю, и протекающая поблизости подземная вода нагревается. Если вода долго течет под землей, то она успевает охладиться, но вкус, запах и цвет оказываются испорченными за счет растворенных пород. Эти взгляды получили широкое распространение и просуществовали вплоть до XVIII в. Таким образом, римские ученые внесли много рационального в представления о происхождении природных вод, хотя множество идей они заимствовали у греческих философов. Такие мыслители древности, как Плиний, Сенека, Витрувий и другие, обладали прежде всего энциклопедическими познаниями, и созданные ими многотомные трактаты стали документами величайшей ценности, сохранившими до наших дней «дела и мысли» древних естествоиспытателей. Впервые столетия нашей эры возник и получил развитие своеобразный феномен человеческой культуры – алхимия. Ее крупнейшие представители стремились соединить моменты умозрительных философских построений с практическими знаниями о природных явлениях, и все это делалось ради того, чтобы найти так называемый «философский камень», превращающий неблагородные металлы в золото и серебро. Начиная с раннего средневековья, по мере усиления христианской церкви, значительно сократились исследования природных явлений, процессов и закономерностей, наблюдаемых в окружающем мире. По существу, все области знания, кроме теологии, остановились в своем развитии. Изучение природных вод затухало и почти утратило реальные основы – практический опыт – на целое тысячелетие (V–XVI вв.). Алхимия зародилась в Египте в III–IV вв. н. э., достигла расцвета в Западной Европе в IХ–XVI вв. Развитие многих отраслей научных знаний было таким образом ограничено своеобразным табу. Представления, сложившиеся веками под влиянием суеверных и религиозных воззрений на окружающий человека мир, становились серьезным препятствием для правильного понимания и истолкования наблюдаемых явлений природы в эпоху средневековья. Накопленные знания о природных водах, пресных и морских, имели часто путанный, очень расплывчатый характер. Не было ясности вплоть до XVII в. относительно разграничения пресных и соленых вод; полагали, что в природе наблюдаются их взаимные превращения. Такой подход, утвердившийся в эпоху Платона–Аристотеля, два тысячелетия отражал суть воззрений многих поколений естествоиспытателей. Океанические воды, по мнению некоторых авторитетов XVI–XVII вв., с глубиной становятся все более пресными. Эти представления, зародившись в Древней Греции, перекочевали в труды римских ученых и на протяжении многих столетий принимались алхимиками, благополучно дожив до ХVI–ХVII вв. В XVI в. естествоиспытатели, объясняя постоянный уровень морей и океанов, часто склонялись к гипотетическим представлениям о пористости Земли, полагая, что морская вода заполняет пустоты, проникая в сушу по многим невидимым каналам. Не зная достаточно отчетливо, насколько морская вода отличается по составу от воды соляных озер и других минеральных источников, ученые считали, что подобные явления одного характера, и находили в этом глубокую связь между водами моря и суши. В этом хотя и ложном понимании явлений нащупывались первые исходные положения, которые формировали или, вернее, начинали формировать представления о единой картине в гидросфере. Но процесс развития знаний о природных водах был медленным, постоянно наталкивался на преграды, для преодоления которых требовалось длительное время. Даже такие выдающиеся мыслители, как Роджер Бэкон (ок. 1214–1292) и Леонардо да Винчи (1452–1519), не смогли сколько-нибудь заметно повлиять на состояние и развитие знаний. Огромный интерес Леонардо да Винчи к естественным наукам, его идеи относительно круговорота воды заслуживают особого внимания. Он намечает создать «Трактат о воде», который включает пятнадцать книг, посвященных различным темам. Заглавия этих книг говорят о значительной предварительной работе, выполненной автором. Вот некоторые из них: о самой воде; о море; о подземных потоках; о реках; о природе пучин; о поверхностных водах; о водоворотах; о каналах; о машинах, приводимых в действие водой; о наводнениях; о веществах, находящихся в воде, и т. д. Последний раздел представляет несомненный интерес, поскольку указывает на первые попытки изучения химической природы воды. Однако осуществить замысел этого фундаментального труда не удалось, но отдельные записи, найденные уже после смерти автора и дошедшие до нас, говорят о том, что его представления о круговороте воды формировались под влиянием древнегреческих и римских философов. Леонардо да Винчи не слепо заимствует все от древних, как это нередко делали в его эпоху, а принимает только самое рациональное и развивает свои идеи о круговороте воды. В тезисах к задуманному им труду «Трактат о воде» он так формулирует задачи, относящиеся к гидрологии: «Где есть жизнь, там есть тепло, а где есть жизненное тепло, там происходит движение паров. Это не требует доказательств, ибо мы видим, что элемент огня своим теплом притягивает к себе влажные пары и плотные туманы в виде компактных облаков, которые он заставляет подниматься с морей, озер и рек, из сырых долин; пары эти постепенно поднимаются до области холода, и здесь первая часть их останавливается, потому что тепло и влажность не могут существовать рядом с холодом и сухостью, к первой части одна за другой присоединяются все остальные, и так образуются плотные темные облака. Носимые ветром, они соединяются в большие массы и становятся настолько тяжелыми, что низвергаются сильным дождем, а если силу элемента огня умножает жар солнца, облака притягиваются еще выше и встречают там еще больший холод, в котором образуют лед и снег, и тогда они низвергаются бурями с градом. То же самое тепло, которое удерживает тяжелые массы воды, дождем падающей из облаков, заставляет ее подниматься с подножия гор вверх, достигать вершин и, найдя какие-нибудь расселины, изливаться из них, образуя таким образом реки». Выдвинутая здесь концепция круговорота воды вполне приемлема и не расходится с современными представлениями. |
Название мероприятия «Англия знакомая и незнакомая» культурно – познавательная программа, посвященная Году Великобритании в России | Урок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода» Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю | ||
Проект «Капелька волшебница вода» Номинация «Вода в доме» Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Техника: «Вода, вода, вода!!! + акварель». Работа в 2 приема («по мокрому», «по сухому») | ||
Реферат по химии на тему "Вода" Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны... | Реферат по исследовательской работе на тему "Вода" Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны... | ||
Vii школьная научно-практическая конференция «Молодежь и наука» Коллективная (2,3 класс) исследовательская работа «Что такое вода?». Руководитель Е. В. Кирдяшева. Цель работы: выяснить, что такое... | Цитогенетик а Материал команды id049 Бобры творческий тур доо по Биологии 2007 "Незнакомая биология" | ||
Кондратенко Особенности организации непрерывного образования в системе «школа-вуз» в современной России | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах – апельсине, лимоне, яблоке. Этот сок – вода с растворёнными... | ||
Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новошахтинска, на радио мп батайский городской рынок на тему: «Вода для городов: ответ на вызовы урбанизации», «Вода и жизнь», «Берегите... | ||
Конспект занятия по нод «Познание» "Воздух и вода" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Программа по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся... Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря,... | Реферат по физике т е м а: тепловые свойства воды Вода – это большая часть циркулирующей в нашем теле крови. И так не только у людей: большая часть тела всех живых существ это вода.... |