«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир





Название«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир
страница1/9
Дата публикации26.11.2014
Размер1.24 Mb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Химия > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Министерство образования Российской Федерации

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1

РЕФЕРАТ

«Вода знакомая и незнакомая»
Выполнил:

Кондратенко Владимир

11 «А» класс

Проверил:

преподаватель химии

высшей категории

Десятниченко О.А.

Слайд – презентация

преподаватель информатики

первой категории

Рейзвих Т.Н.


ВОЛХОВ

2005

Содержание





стр

Введение

3

  1. Размышления о воде великих философов и ученых

3

  1. Распространение воды в природе

8

  1. Строение молекулы

9

  1. Физические свойства

10

  1. Аномалии воды

12

  1. Химические свойства

16

  1. Использование воды

18

  1. Роль воды в жизнедеятельности человека

19

  1. Типы питьевой воды

26

  1. Исследование качества питьевой воды

29

  1. Требования к качеству питьевой воды

35

  1. Анализ качества воды в реке Волхов и питьевой воды в городе

37

  1. Источники водоснабжения

38

  1. Промышленная очистка воды

45

  1. Бытовая очистка

48

  1. Способы фильтрации воды

49

  1. Современные бытовые фильтры

54

  1. Проблемы водосбережения. Конкурс ОАО «Водоканал-сервис» 2004г. Лучшие работы учащихся

57

Заключение

59

Словарь терминов

60

Список использованной литературы

72



ВВЕДЕНИЕ
«Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества — минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество... ею проникнуто и охвачено».

Академик В.И.Вернадский

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только — вода!

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это — только вода!

Роль воды в жизни нашей планеты удивительна и, как ни странно, раскрыта еще не до конца.

Цель работы «Вода знакомая и загадочная

  • Актуализировать знания о воде.

  • Раскрыть уникальные физические, физико-химические и химические свойства воды.

  • Проанализировать проблемы очистки воды в промышленном масштабе и домашних условиях.

  • Познакомиться с рынком фильтров.

  • Изучить качество воды в реке Волхов и питьевой воды в городе

  • Рассмотреть лучшие работы участников конкурса «Водоканал-сервис» 2004г.

  • Освоить терминологию в области водоподготовки и водосбережения

I РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОДЕ ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ И УЧЕНЫХ

Многие столетия люди не знали, что представляет собой вода, и как появилась она на планете.

Древнегреческие ученые сравнивали море с организмом человека, пытаясь тем самым объяснить различные процессы, протекающие в морской среде, например испарение рассматривалось как выделение пота и т. д.

Выдающиеся мыслители древности – Платон (ок. 427 – ок. 347 до н. э.) и его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) – уделяли воде большое внимание.

Как известно из сохранившихся документов, своими мыслями Платон делился с учениками во время прогулок по живописному побережью близ Афин. Его представления о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысячелетий. В основе его системы мироздания лежали четыре стихии: огонь – воздух – вода – земля (рис. 1).



Рис. 1. Представление Аристотеля об элементах и качествах

В научных трудах Платона воде отводилась важнейшая роль. В трактате «Тимей» он утверждал, что стихия, называемая водой, сгущаясь, превращается в камни и землю, но она может стать ветром и воздухом, а воспламенившийся воздух – огнем.

Эти фантастические рассуждения кажутся теперь наивными и смешными, но не спешите улыбаться. Именно так рождались идеи, раскрывающие происхождение различных явлений в природе, и делались первые попытки найти между ними взаимосвязь. А главный вопрос, который волновал человечество в древности, да и теперь не меньше: «Откуда мы?»

Чем дальше человечество уходит от философов древности, тем больше вопросов ставит перед нами окружающий нас мир.

Вот и приходится вспоминать знаменитое восклицание: «Воистину вода лучше всего!» Принадлежит оно греческому философу Фалесу из Милета (ок. 625 – ок. 547 до н. э.), который считал, что в основе всего многообразия явлений и вещей лежит вода. Он, очевидно, был первым, кто отметил необычайность ее физических свойств и, сравнивая с другими веществами природы, указал на способность воды существовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Представления Фалеса, несомненно, нашли отражение в трудах Платона и его ученика Аристотеля. Сочинения Аристотеля охватывали практически все области тогдашнего знания. Его интересовали вопросы движения воды, ее роль на планете; в его трактатах можно найти и некоторые идеи, приближающие его к пониманию важной проблемы – круговорота воды в природе.

Древнегреческий философ, поэт и врач Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до н. э.) и его соотечественник Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. – умер в глубокой старости) из г. Абдера (Фракия) считали, что, подобно процессу потения, море следует рассматривать как испарину на поверхности земли под лучами солнца.

Римский ученый Плиний Старший (23 или 24 – 79 н. э.) в трактате «Естественная история» высказал идею, объясняющую соленость морской воды. Он утверждал, что благодаря солнцу из воды удаляются пресные компоненты, и поверхностные воды становятся солеными. Однако, по его мнению, глубинные морские воды отличаются слабой соленостью и переходят в пресные. Такая точка зрения просуществовала много веков, пока человек не создал приборы, способные отбирать пробы воды с любой глубины, так называемые батометры.

Множество гениальных идей высказал римский философ Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)1. Он суммировал эмпирические взгляды древних в трактате «Проблемы естествознания» и утверждал, что первоначально в мире был хаос. Вещества, по его мнению, растворенные в морской воде, в океане, стали разделяться в течение времени и послужили источником зарождения жизни. Он писал, что соленость морской воды и уровень океана сохраняются постоянно, а существенная прибавка воды из рек в моря компенсируется испарением. Он был весьма наблюдательным естествоиспытателем и отмечал, что в термальных водах растворенные вещества выпадают в осадок и можно наблюдать отложение известняка и других материалов. Сенека обратил внимание на то, что выветривание горных пород приводит к образованию мелей в реках, а с речными водами эти материалы поступают в моря, образуя дельту реки. Он был убежден (и правильно), что вода способна растворять самые твердые горные породы.

Ученый сделал первую попытку классификации вод на научной основе:

1. Океанические воды. Они существовали с самого начала и составляют основную часть природных вод. Из этих вод образовались все другие воды на Земле.
2. Подземные воды. Они циркулируют в грунте и почве; выходят на поверхность в виде источников.
3. Текущие или стоячие воды на поверхности земли. Из них состоят реки, озера и другие водоемы.
4. Воды атмосферы. К ним относятся дождевая вода, снег, иней, роса и т. д.

Римский архитектор и инженер Марк Витрувий, живший во второй половине I в. до н. э., расcмотрел в трактате «Десять книг об архитектуре» наряду с градостроительством вопросы круговорота воды. Он утверждал, что испаряются легкие и полезные для здоровья частицы воды, а тяжелые и грубые остаются.

Испарения морей, рек, источников и болот под действием солнечного тепла сгущаются и образуют облака, поддерживаемые «волной воздуха». При движении они наталкиваются на горы, и вследствие удара выпадают осадки.

Происхождение горячих и холодных источников Витрувий объяснял процессами воспламенения в недрах Земли различных веществ, таких, как квасцы, горная смола, сера и т. д. Они разогревают землю, и протекающая поблизости подземная вода нагревается. Если вода долго течет под землей, то она успевает охладиться, но вкус, запах и цвет оказываются испорченными за счет растворенных пород. Эти взгляды получили широкое распространение и просуществовали вплоть до XVIII в.

Таким образом, римские ученые внесли много рационального в представления о происхождении природных вод, хотя множество идей они заимствовали у греческих философов. Такие мыслители древности, как Плиний, Сенека, Витрувий и другие, обладали прежде всего энциклопедическими познаниями, и созданные ими многотомные трактаты стали документами величайшей ценности, сохранившими до наших дней «дела и мысли» древних естествоиспытателей.

Впервые столетия нашей эры возник и получил развитие своеобразный феномен человеческой культуры – алхимия. Ее крупнейшие представители стремились соединить моменты умозрительных философских построений с практическими знаниями о природных явлениях, и все это делалось ради того, чтобы найти так называемый «философский камень», превращающий неблагородные металлы в золото и серебро.

Начиная с раннего средневековья, по мере усиления христианской церкви, значительно сократились исследования природных явлений, процессов и закономерностей, наблюдаемых в окружающем мире. По существу, все области знания, кроме теологии, остановились в своем развитии.

Изучение природных вод затухало и почти утратило реальные основы – практический опыт – на целое тысячелетие (V–XVI вв.).

Алхимия зародилась в Египте в III–IV вв. н. э., достигла расцвета в Западной Европе в IХ–XVI вв. Развитие многих отраслей научных знаний было таким образом ограничено своеобразным табу.

Представления, сложившиеся веками под влиянием суеверных и религиозных воззрений на окружающий человека мир, становились серьезным препятствием для правильного понимания и истолкования наблюдаемых явлений природы в эпоху средневековья.

Накопленные знания о природных водах, пресных и морских, имели часто путанный, очень расплывчатый характер. Не было ясности вплоть до XVII в. относительно разграничения пресных и соленых вод; полагали, что в природе наблюдаются их взаимные превращения. Такой подход, утвердившийся в эпоху Платона–Аристотеля, два тысячелетия отражал суть воззрений многих поколений естествоиспытателей.

Океанические воды, по мнению некоторых авторитетов XVI–XVII вв., с глубиной становятся все более пресными. Эти представления, зародившись в Древней Греции, перекочевали в труды римских ученых и на протяжении многих столетий принимались алхимиками, благополучно дожив до ХVI–ХVII вв.

В XVI в. естествоиспытатели, объясняя постоянный уровень морей и океанов, часто склонялись к гипотетическим представлениям о пористости Земли, полагая, что морская вода заполняет пустоты, проникая в сушу по многим невидимым каналам. Не зная достаточно отчетливо, насколько морская вода отличается по составу от воды соляных озер и других минеральных источников, ученые считали, что подобные явления одного характера, и находили в этом глубокую связь между водами моря и суши.

В этом хотя и ложном понимании явлений нащупывались первые исходные положения, которые формировали или, вернее, начинали формировать представления о единой картине в гидросфере. Но процесс развития знаний о природных водах был медленным, постоянно наталкивался на преграды, для преодоления которых требовалось длительное время.

Даже такие выдающиеся мыслители, как Роджер Бэкон (ок. 1214–1292) и Леонардо да Винчи (1452–1519), не смогли сколько-нибудь заметно повлиять на состояние и развитие знаний.

Огромный интерес Леонардо да Винчи к естественным наукам, его идеи относительно круговорота воды заслуживают особого внимания. Он намечает создать «Трактат о воде», который включает пятнадцать книг, посвященных различным темам. Заглавия этих книг говорят о значительной предварительной работе, выполненной автором. Вот некоторые из них: о самой воде; о море; о подземных потоках; о реках; о природе пучин; о поверхностных водах; о водоворотах; о каналах; о машинах, приводимых в действие водой; о наводнениях; о веществах, находящихся в воде, и т. д.

Последний раздел представляет несомненный интерес, поскольку указывает на первые попытки изучения химической природы воды. Однако осуществить замысел этого фундаментального труда не удалось, но отдельные записи, найденные уже после смерти автора и дошедшие до нас, говорят о том, что его представления о круговороте воды формировались под влиянием древнегреческих и римских философов. Леонардо да Винчи не слепо заимствует все от древних, как это нередко делали в его эпоху, а принимает только самое рациональное и развивает свои идеи о круговороте воды.

В тезисах к задуманному им труду «Трактат о воде» он так формулирует задачи, относящиеся к гидрологии: «Где есть жизнь, там есть тепло, а где есть жизненное тепло, там происходит движение паров. Это не требует доказательств, ибо мы видим, что элемент огня своим теплом притягивает к себе влажные пары и плотные туманы в виде компактных облаков, которые он заставляет подниматься с морей, озер и рек, из сырых долин; пары эти постепенно поднимаются до области холода, и здесь первая часть их останавливается, потому что тепло и влажность не могут существовать рядом с холодом и сухостью, к первой части одна за другой присоединяются все остальные, и так образуются плотные темные облака. Носимые ветром, они соединяются в большие массы и становятся настолько тяжелыми, что низвергаются сильным дождем, а если силу элемента огня умножает жар солнца, облака притягиваются еще выше и встречают там еще больший холод, в котором образуют лед и снег, и тогда они низвергаются бурями с градом. То же самое тепло, которое удерживает тяжелые массы воды, дождем падающей из облаков, заставляет ее подниматься с подножия гор вверх, достигать вершин и, найдя какие-нибудь расселины, изливаться из них, образуя таким образом реки».

Выдвинутая здесь концепция круговорота воды вполне приемлема и не расходится с современными представлениями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconНазвание мероприятия
«Англия знакомая и незнакомая» культурно – познавательная программа, посвященная Году Великобритании в России
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconУрок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода»
Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПроект «Капелька волшебница вода» Номинация «Вода в доме»
Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы,...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Техника: «Вода, вода, вода!!! + акварель». Работа в 2 приема («по мокрому», «по сухому»)
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconРеферат по химии на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconРеферат по исследовательской работе на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconVii школьная научно-практическая конференция «Молодежь и наука»
Коллективная (2,3 класс) исследовательская работа «Что такое вода?». Руководитель Е. В. Кирдяшева. Цель работы: выяснить, что такое...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconЦитогенетик а
Материал команды id049 Бобры творческий тур доо по Биологии 2007 "Незнакомая биология"
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconКондратенко
Особенности организации непрерывного образования в системе «школа-вуз» в современной России
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах – апельсине, лимоне, яблоке. Этот сок – вода с растворёнными...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconКонспект занятия по экологии "Волшебница вода"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новошахтинска, на радио мп батайский городской рынок на тему: «Вода для городов: ответ на вызовы урбанизации», «Вода и жизнь», «Берегите...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconКонспект занятия по нод «Познание» "Воздух и вода"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря,...
«Вода знакомая и незнакомая» Кондратенко Владимир iconРеферат по физике т е м а: тепловые свойства воды
Вода – это большая часть циркулирующей в нашем теле крови. И так не только у людей: большая часть тела всех живых существ это вода....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск