№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма





Название№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма
страница1/3
Дата публикации20.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева

« »____________ 2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности педиатрия

по учебной дисциплине гистология
Тема №1. ЦИТОЛОГИЯ

Занятие №2. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ: КЛЕТОЧНАЯ ОБОЛОЧКА. ЦИТОПЛАЗМА.
Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013

Тема №1. Цитология.

Занятие № 2. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма.

Учебные вопросы занятия:

  1. Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук.

  2. Понятие о клетке, как основной единице живого. Определение клетки.

  3. Общий план строения эукариотических клеток: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специализацией.

  4. Неклеточные структуры как производные клеток.

  5. Биологическая мембрана как основа строения клетки. Строение, свойства и функции. Понятие о компартментализации клетки и ее функциональное значение.

  6. Плазмолемма, структурно-химические особенности, функции. Характеристика надмембранного слоя (гликокаликса) и подмембранного (кортикального) слоя. Взаимосвязь плазматической мембраны, над- и подмембранного слоев клеточной оболочки в процессе функционирования.

  7. Межклеточные соединения (контакты). Классификация и общая характеристика.

  8. Гиалоплазма. Физико-химические свойства, химический состав. Участие в клеточном метаболизме.

  9. Органеллы. Определение, классификация.

  10. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в биосинтезе веществ в клетке.

  11. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

  12. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в энергопроизводстве.

  13. Фибриллярные структуры цитоплазмы. Основные компоненты цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, тонофиламенты. Их строение, химический состав.

  14. Центриоли. Строение и функции в неделящемся ядре.

  15. Органеллы специального значения. Строение и функциональное значение в клетках, выполняющих специальные функции.

  16. Включения. Определение. Классификация. Строение и химический состав различных видов включений. Значение в жизнедеятельности клеток и организма.


Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.
Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по цитологии: комплекс Гольджи, миофибриллы, жировые включения, митохондрии, включения гликогена, секреторные включения, пигментные включения, микроскопы., плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.
Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия, разобрать общий план строения клеток и неклеточных структур, строение плазмолеммы, изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение органелл и включений, отметить их локализацию, степень развития в различных клетках, обратить внимание на связь степени развития органелл и включений с уровнем клеточного метаболизма. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.
б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- определение понятия «клетка»;

- общие принципы организации клетки;

- строение и химический состав элементарной биологической мембраны;

- особенности строения плазмолеммы. Строение и функциональное значение межклеточных соединений;

- способы активного и пассивного транспорта веществ через плазмолемму;

- определение понятия «органеллы»; классификацию органелл;

- определение понятия «включения», классификацию включений.
У М Е Т Ь:

-идентифицировать препараты различных органоидов и включений клетки (комплекс Гольджи, миофибриллы, митохондрии, включения гликогена, жировые, секреторные, пигментные включения..;

- уметь использовать конкретные данные о микроскопическом и ультрамикроскопическом строении клеток для суждения об их функциях;

- оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.
ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), гистологического состояния слизистой оболочки ротовой полости при первичном осмотре больных.

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о понятии «клетка»;

- об общих принципах организации клетки;

- о строении и химическом составе элементарной биологической мембраны;

- о типах клеточных контактов;

- о микроскопическом и ультрамикроскопическом строении органоидов общего и специального значения.

Рекомендуемая литература:

1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток,

тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Общая гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997.

5. Гистология ротовой полости/ метод. Пособие. Ставрополь: СГМА, 2006. -180с

6. Лекции.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Органы ротовой полости» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов ротовой полости: языка, миндалин, крупных слюнных желез.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:

а) все биологические мембраны имеют общий план строения, отличаются лишь соотношением белков, липидов и углеводов;

б) органоиды – это постоянные компоненты цитоплазмы , включения появляются в процессе жизнедеятельности клетки;

в) все органоиды по строению подразделяются на мембранные и немембранные, по выполняемым функциям – на органоиды общего значения, выполняющие жизненно важные функции, и органоиды специального значения, присутствующие в определенных клетках и, выполняющие специфические функции.

При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Решите тесты 1-7

1. Назовите из перечисленных основные структуры цитоплазмы:

а) плазмолемма

б) гиалоплазма

в) хроматин

г) органеллы

д) включения

2. Назовите функции гранулярной ЭПС:

а) синтез белка

б) синтез полисахаридов

в) синтез липидов
г)транспортная

д) дезинтоксикационная

е) накопление ионов кальция

3. Перечислите органеллы биосинтеза веществ в клетках:

а) ЭПС

б) комплекс Гольджи

в) митохондрии

г) рибосомы

д) лизосомы

е) полирибосомы

ж) пероксисомы

4. Перечислите органеллы, участвующие в защитных и обезвреживающих реакциях , а
также во внутриклеточном пищеварении:

а) агран. ЭПС

б) рибосомы

в) лизосомы

г) пероксисомы

д) комплекс Гольджи

е) митохондрии

5. Перечислите немембранные органеллы:

а) ЭПС

б) рибосомы

в) клеточный центр
г)комплекс Гольджи

д) митохондрии

е) пероксисомы

i

6. Перечислите органеллы, участвующие в выведении веществ из клетки:

а) ЭПС

б) комплекс Гольджи

в) митохондрии

г) рибосомы

7. Перечислите органеллы энергопроизводства:

а) ЭПС

б) комплекс Гольджи

в) митохондрии

г) рибосомы

д) полирибосомы

е) лизосомы

ж) пероксисомы
Решите ситуационные задачи 1-7.

  1. На препарате определяется гистологическая структура, ограниченная цитоплазматической мембраной, имеющая большое количество цитоплазмы и много ядер. Как она называется?

  2. При перемещении клетка встретила комочек органического вещества. Каков возможный механизм поступления этого вещества в клетку?

  3. В цитоплазме пигментных клеток под влиянием солнечных лучей появляются гранулы пигмента. К каким структурным элементам можно отнести эти гранулы?

  4. В апикальной части клеток поджелудочной железы в процессе секреторного цикла появляются и исчезают гранулы секрета. К каким структурным элементам можно отнести эти гранулы?

  5. Известно, что в живой клетке происходит постоянное перемещение цитоплазмы и органелл. Какие структуры клетки принимают в этом участие?

  6. Известно, что некоторые клетки обладают высокой активностью всасывания. Какие образования поверхности обеспечивают этот процесс?

  7. На трех препаратах представлены клетки. У одной хорошо развиты микроворсинки, у другой - реснички, третья имеет длинные отростки. Какая из этих клеток специализирована на процессе всасывания?

1
Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Секреторные гранулы

Включения гликогена


Комплекс Гольджи (схема)

Жировые включения





Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистофизиологии клетки и является не только теоретической основой для понимания строения тканей и органов, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности накануне занятия ознакомьтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.
Препарат 1: Комплекс Гольджи в нервных клетках спинномозгового ганглия.

Фиксатор: хромовоосмиевая смесь

Краситель: осмиевая кислота

Задание.

Малое увеличение: По периферии органа видны скопления довольно крупных округлых клеток, в цитоплазме которых видны темные извитые нити.

Большое увеличение: Рассмотреть и зарисовать несколько округлых клеток. Ядро крупное бледно-серого цвета с хорошо видимым ядрышком. Вокруг светлого ядра видны темные нити комплекса Гольджи в виде клубка или корзиночки. В некоторых клетках, срезанных тангенциально, ядра не попадают в плоскость среза. В таких клетках комплекс Гольджи занимает всю цитоплазму, которая имеет зеленоватую окраску.

Зарисовать и обозначить:

  1. Ядро. 2. Комплекс Гольджи. 3. Плазмолемму.


Препарат 2: Включения гликогена в клетках печени аксолотля.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: кармин по Бесту-гематоксилин.

Задание.

Малое увеличение: На краю среза найти эпителиальный пласт, представляющий собой комплекс клеток, образующих несколько слоев. Среди этих клеток выделяются крупные клетки овальной формы розового цвета.

Большое увеличение: Рассмотреть в клетках фиолетовые ядра и розовые крупные, густо расположенные секреторные гранулы.
Препарат 3: Секреторные включения в одноклеточных железах кожи аксолотля.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

Задание.

Малое увеличение: На краю среза найти эпителиальный пласт, представляющий собой комплекс клеток, образующих несколько слоев. Среди этих клеток выделяются крупные клетки овальной формы розового цвета.

Большое увеличение: Рассмотреть в клетках фиолетовые ядра и розовые крупные, густо расположенные секреторные гранулы.
Препарат 3: Жировые включения в клетках печени.

Фиксатор: хромовоосмиевая смесь.

Краситель: осмиевая кислота – сафарин.

Задание.

Малое увеличение: Найти срез, поместить его в центр поля зрения.

Большое увеличение: Рассмотреть многоугольные клетки печени, ядра, окрашенные сафранином в красный цвет, шаровидные жировые включения, окрашенные осмием в черный цвет.

Зарисовать и обозначить:

1. Ядро. 2. Различной величины капли жира в цитоплазме. 3. Плазмолемму.
Демонстрационные препараты.
Препарат 1: Митохондрии в эпителии кишечника аскариды.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: кислый фуксин по Альтману.

Задание.

Малое увеличение: Найти срез кишечника, в нем определить пласт клеток призматической формы, окрашенных в коричневато-красный цвет.

Большое увеличение: Рассмотреть базальные части клеток, где расположены ядра в виде светлых пузырьков. Каждое ядро содержит 1-2 темно-красных ядрышка, а над ними – скопления красноватых зернышек и коротких палочек – митохондрий.
Препарат 2: Миофибриллы в мышечных волокнах аксолотля.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин

Задание.

Малое увеличение: Перемещая препарат, найти в срезе розовые лентовидные тяжи – мышечные волокна.

Большое увеличение: Найти поперечно-полосатые мышечные волокна в продольном разрезе. В них рассмотреть наличие в цитоплазме большого количества тесно сближенных нитей – миофибрилл, а также несколько ядер, расположенных в цитоплазме по длине волокна. Обратить внимание, что мышечное волокно имеет симпластическое строение.

Зарисовать и обозначить:

1. Мышечное волокно. 2. Цитоплазму. 3. Миофибриллы. 4. Ядра. 5. Оболочку (сарколемму).
Препарат 3: Пигментные включения в коже аксолотля.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: неокрашенный препарат.

Задание.

Малое увеличение: Найти клетки отросчатой формы коричневого цвета.

Большое увеличение: В центре клетки найти округлый светлый участок в том месте, где располагается неокрашеннное ядро, а цитоплазма заполнена зеленовато-коричневыми гранулами пигмента.
Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится врачу общей практики. Представьте отчет преподавателю. Приступите с его разрешения к выполнению очередного задания
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания №№ 1-8(приложение 2) и решите ситуационные задачи №1-7 (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке работы учебной группы и Вас лично! Обратите внимание на объяснение преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии. Попрощайтесь с преподавателем.
Приложение №1
Клетка – это ограниченная активной мембраной, упорядоченная структурируемая система биополимеров, образующих ядро и цитоплазму, участвующих в единой совокупности энергетических и метаболических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом.

Эукариотическая клетка состоит из таких компонентов:

  1. Клеточная оболочка.

  2. Цитоплазма.

  3. Ядро.

В свою очередь, каждый из этих трех компонентов клетки состоит из нескольких частей.
Клеточная оболочка образована тремя частями: снаружи располагается гликокаликс, затем идет цитоплазматическая мембрана, а под ней находится подмембранный слой опорно-сократительных структур (кортикальный слой).
Цитоплазма также состоит из трех частей: гиалоплазмы, органелл и включений.

По функциональному признаку органеллы делятся на 2 группы:

  1. Органеллы общего значения. Содержатся во всех клетках, поскольку необходимы для их жизнедеятельности. К ним относятся: митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, центриоли, рибосомы, лизосомы, пероксисомы, микротрубочки и микрофиламенты.

  2. Органеллы специального значения. Есть только в тех клетках, которые выполняют специальные функции. Такими органеллами являются: миофибриллы, нейрофибриллы, тонофибриллы, жгутики, реснички, микроворсинки.

По структурному признаку все органеллы делятся на: 1) мембранные и 2) немембранные.

К мембранным органеллам относятся эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы.

К немембранным органеллам относятся микротрубочки, микрофиламенты, реснички, жгутики, центриоли, рибосомы, полисомы.
Ядро построено из четырех компонентов: 1) ядерной оболочки, или кариолеммы, 2) ядрышка, 3) хроматина, 4) ядерного сока (кариолимфы).
Плазмолемма.

Плазмолемма имеет строение элементарной биологической мембраны.

Биологические мембраны – липопротеидные образования, ограничивающие клетку снаружи и формирующие некоторые органеллы, а также оболочку ядра.

Основными химическими компонентами клеточных мембран являются белки (50%), липиды (40%) и углеводы (10%)

Среди липидов мемран различают: фосфолипиды, сфинголипиды, холестерин.

Молекула фосфолипида состоит из неполярного гидрофобного двойного хвоста, состоящего из жирных кислот и полярной гидрофильной головки. В мембранах липиды образуют бислой, в котором гидрофобные концы спрятаны внутрь, а гидрофильные находятся снаружи.

Сфинголипиды в большом количестве обнаруживаются в миелиновых оболочках нервных волокон.

Холестерин придает мембранам механическую прочность.

Белки мембран разделяются на 3 класса: интегральные полуинтегральные и поверхностные.

Интегральные белки проходят через всю толщину билипидного слоя.

Полуинтегральные белки проникают только до половины, а поверхностные белки вообще не встроены в липидный бислой .

По функции выделяют: белки-ферменты, белки-рецепторы, транспортные и структурные белки.

К некоторым липидным и белковым молекулам на внешней поверхности присоединяются углеводные компоненты, образуя надмембранный комплекс – гликокаликс.

Функции гликокаликса: 1) рецепторная , 2) межклеточные взаимодействия, 3) ориентация белков в мембране, 4) пристеночное пищеварение.

Подмембранный слой образован опорно-сократительными структурами. В его состав входят актиновые филаменты, а также кератиновые филаменты, микротрубочки.

Функции подмембранного слоя: 1) поддержание формы клетки, 2) участие в эндо- и экзоцитозе, движении, секреции, 3)связывает клеточную поверхность с компонентами цитоплазмы, поддерживает их упорядоченное расположение.
Функции.

  1. Разграничительная .

  2. Барьерно-защитная.

  3. Рецепторная.

  4. Транспортная.

  5. Участие в межклеточных взаимодействиях.


Межклеточные контакты.

Специализированными структурами плазмолеммы являются различные типы межклеточных контактов. Различают простые и сложные контакты. Сложные подразделяются на запирающие (плотный контакт), сцепляющие (поясок и десмосомы,фокальный контакт), коммуникационные (щелевые контакты и синапсы).

Простые контакты – сближение плазмолемм соседних клеток на расстояние 15-20 нм. При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса.

Сложные контакты.

Плотные контакты. Клеточные мембраны подходят друг к другу на расстояние до 5 нм и связываются друг с другом при помощи специальных белков.

Пятно десмососмы (точечные десмосомы). Скрепляют клетки в отдельных местах. Прилегающие мембраны двух клеток соединены через межклеточное пространство, в котором есть электронноплотный материал. При этом с внутренней стороны клеточных мембран двух клеток находится электронноплотная пластинка, связанная с сетью кератиновых микрофиламент, заканчивающихся или в пластинке, или идущих вдоль ее поверхности.

Адгезивные пояски. Они в виде полосы идут вблизи апикальной поверхности клеток по их периметру. Эта полоса состоит из актиновых филаментов. В межклеточном пространстве есть электронноплотный материал.

Фокальный контакт. Характерен для фибробластов. В этом случае клетка соединяется не с соседней клеткой, а с элементами внеклеточного субстрата.

Щелевые контакты – пример коммуникационных контактов. Мембраны двух клеток подходят друг к другу на расстоянии до 3 нм и образуют каналы- коннексоны. Через коннексоны между клетками осуществляется свободный обмен низкомолекулярными веществами ( витаминами, нуклеотидами, сахарами, АТФ, аминокислотами и др). Второй пример коммуникационных контактов – синапсы – контакты между нервными клетками, а также между нейроном и каким-либо иным элементом, например, нервно-мышечные, нервно-эпителиальные синапсы. Синапсы – участки контактов двух клеток, специализированных для односторонней передачи возбуждения или торможения.

Интердигитации – цитоплазма с цитолеммой одной клетки в виде пальца вклинивается в цитоплазму другой клетки и наоборот. Интердигитации увеличивают прочность межклеточных соединений, увеличивают площадь межклеточных взаимодействий.

Гиалоплазма.

Гиалоплазма – матрикс клетки, ее внутренняя среда. В электронном микроскопе – это гомогенное или тонкозернистое вещество с низкой электронной плотностью. Гиалоплазма может менять свое агрегатное состояние: переходить из золя в гель и обратно. В ней находятся белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, ферменты, липиды и др. в-ва.

Функции:

  1. Объединение всех клеточных структур и их взаимодействие между собой.

  2. Через нее осуществляется транспорт различных веществ.

  3. Основное вместилище АТФ.

  4. Место отложения включений.



Органеллы – постоянно присутствующие и обязательные для всех клеток микроструктуры, выполняющие жизненно важные функции.

Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ.

Эндоплазматическая сеть.

Была описана К. Портером в 1945 году. В световой микроскоп не видна. Ее описание стало возможно благодаря электронному микроскопу. ЭПС – это система уплощенных мембранных мешочков – цистерн – в виде трубочек и пластинок, образующих в клетке сеть.

Различают гранулярную и агранулярную эндоплазматическую сеть. Поверхность гранулярной ЭПС покрыта рибосомами. Оба типа ЭПС находятся в непосредственной структурной взаимосвязи и функционально связаны между собой переходной зоной. Агранулярная ЭПС возникает и развивается за счет гранулярной.

В малоспециализированных клетках гЭПС представлена разрозненными цистернами. В активно синтезирующих клетках выявляются скопления ЭПС.

Функции гранулярной ЭПС:

1. Синтез белков.

2. Изолирует белки от содержимого гиалоплазмы.

3. Транспортирует белок в комплекс Гольджи.

4. Модификация белков (внутри канальцев ЭПС белок может фосфорилироваться или превращаться в гликопротеины

Функции агранулярной ЭПС:

1. Синтез липидов, полисахаридов.

2. Синтез стероидных гормонов.

  1. Образование пероксисом.

  2. Дезактивация ядов, гормонов, биогенных аминов, лекарств за счет деятельности специальных ферментов.

  3. Депонирование ионов кальция.


Комплекс Гольджи.

Структуру, известную теперь как аппарат Гольджи, впервые обнаружил в клетках в 1989 году Камилло Гольджи. Выявляют комплекс Гольджи осмированием или серебрением его мембран.

В световой микроскоп комплекс Гольджи имеет вид нежной сеточки или корзиночки вокруг ядра.

В электронный микроскоп он представлен стопкой мембранных структур. Ряд отдельных стопок называется диктиосомой. В клетке может быть несколько диктиосом, связанными друг с другом анастомозирующими трубочками. Каждая диктиосома состоит из 5-10 уплощенных и слегка изогнутых цистерн, разделенных гиалоплазмой. В центре диктиосомы мембраны сближены до 25 нм, а на периферии имеют расширения, ампулы, ширина которых непостоянна. С цистернами связана система пузырьков . В диктиосоме различают проксимальную -ЦИС-сторону, обращенную к ядру, и дистальную –ТРАНС-сторону, обращенную к поверхности клетки. С ЦИС-стороны происходит присоединение пузырьков, отделяющихся от переходной зоны ЭПС и содержащих синтезированный белок. С ТРАНС-стороны отделяются секреторные пузырьки и лизосомы. Между ЦИС- и ТРАНС-частями находится промежуточный компартмент с определенным набором ферментов.

Функции:

  1. Дозревание,сегрегация и накопление продуктов, синтезированных в ЭПС.

  2. Синтез полисахаридов и превращение простых белков в гликопротеины.

  3. Формирование секреторных гранул и выделение их из клетки.

  4. Образование первичных лизосом.


Рибосомы.

В световой микроскоп не видны.

Состоят из большой и малой субъединиц, содержащих различные типы рибосомальных РНК и белка. Эти субъединицы могут соединяться вместе, при этом между ними располагается молекула информационной РНК. Размеры функционирующей рибосомы 25х20х20 нм. Малая субъединица изогнута в виде телефонной трубки. Она связывает РНК. Большая катализирует образование пептидных связей между аминокислотами в белковой молекуле и по форме напоминает ковш.

Рибосомы могут быть свободными ( единичные и олисом) и связ) и связанные с мембранами ЭПС. Свободные рибосомы и полисомы синтезируют белок для самой клетки, а связанные – на нужды всего организма.С выраженностью рибосом связана способность цитоплазмы окрашиваться основными красителями.

Функция:

  1. Элементарные аппараты синтеза белка.


Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

Митохондрии.

Термин «митохондрия» был введен в 1897 году Бенда. Окрашиваются кислым фуксином.

В световой микроскоп имеют вид нитей, палочек, зерен.

Ультрамикроскопическое строение. Форма митохондрий может быть овальной, округлой, вытянутой и даже разветвленной, но преобладает овально-вытянутая. Митохондрии ограничены двумя мембранами – внешней и внутренней, разделенных межмембранным пространством.

Внешняя мембрана отделяет митохондрию от гиалоплазмы и проницаема для многих мелких молекул.

Внутренняя мембрана ограничивает внутреннюю среду и образует многочисленные впячивания внутрь – кристы.

Каждая митохондрия наполнена тонкозернистым матриксом, содержащим тонкие нити (молекулы ДНК) и гранулы (митохондриальные рибосомы).

В матриксе митохондрий находится автономная система митохондриального белкового синтеза. Здесь происходит образование рибосом, отличных от рибосом цитоплазмы. Такие рибосомы участвуют в синтезе митохондриальных белков, не кодируемых ядром. Но эта система белкового синтеза не обеспечивает всех функций митохондрий, поэтому автономию митохондрий можно считать ограниченной.

Основной функцией митохондрий является синтез АТФ.

Начальные этапы синтеза АТФ протекают в гиалоплазме путем первичного окисления субстратов (например, сахаров) до пировиноградной кислоты (пирувата) с одновременным синтезом небольшого количества АТФ. Эти процессы совершаются в отсутствии кислорода (анаэробное окисление). Последующие же этапы выработки энергии (аэробное окисление и синтез основной массы АТФ) осуществляются с потреблением кислорода и локализуются внутри митохондрий.

Функция:

1.Обеспечение клетки энергией в виде АТФ. Образующаяся в митохондриях АТФ является единственной формой энергии, которая используется клеткой для выполнения различных процессов.

Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях (агранулярная эндоплазматическая сеть, лизосомы, пероксисомы).

Лизосомы.

Были открыты в 1949 году де Дювом.

Их видимость в световой микроскоп находится на границе его разрешающейся способности. Выявляются центрифугированием.

В электронный микроскоп – мембранные пузырьки, наполненные гидролитическими ферментами (нуклеазами, протеазами, фосфатазами и др). Маркерным ферментом для лизосом является кислая фосфатаза.Различают следующие типы лизосом:

  1. Первичные лизосомы - пузырьки, наполненные ферментами, отделившиеся от ТРАНС-части комплекса Гольджи.

  2. Вторичные лизосомы – образуются при слиянии первичных лизосом с фагоцитарными или пиноцитозными вакуолями, образуя фаголизосомы (гетерофагосомы).

  3. Аутофагосомы образуются при слиянии первичных лизосом с погибающими и старыми органеллами.

  4. Остаточные тельца (телолизосомы)- формируются в том случае, если процесс расщепления идет не до конца.

  5. Эндосома – мембранная внутриклеточна органелла, один из типов везикул, образующаяся при слиянии и созревании эндоцитозных пузырьков. Зрелые эндосомы представляют собой образования размером 300-400 нм. С помощью современных электронно-микроскопических и иммуногистохимических методов было выделено 4 типа эндосом: первичные эндосомы, рециркулирующие эндосомы, мультивезикулярные тельца и конечные эндосомы. Согласно одной из гипотез, эти формы эндосом являются различными последовательными стадиями в ряду созревания эндосом. Первичные эндосомы представлены трубчатыми и вакуолеобразными структурами. В первых накапливаются рецепторы, а во вторых – лиганды. Рециркулирующие эндосомы имеют трубчатую структуру, располагаются вблизи комплекса Гольджи и клеточного ядра. Вакуолеобразные структуры первичных эндосом, содержащих лиганды направляются вдоль микротрубочек в направлении к комплексу Гольджи. Внутри образуются многочисленные пузырьки, имеющие собственную оболочку – образуются мультивезикулярные тельца. При транспорте особыми пузырьками гидролазных ферментов из комплекса Гольджи в мультивезикулярные пузырьки образуются конечные эндосомы.

  6. Протеосома – белковый комплекс, осуществляющий разрушение белков в конце их жизненного цикла. В эукариотических клетках протеосома содержится и в ядре и в цитоплазме клеток. В ее состав входит белок убиквитин. Деградации белка предшествует присоединение к нему «цепочки» молекул пептида убиквитина. Полиубиквитиновая цепочка навешивается в строго определенный момент и является сигналом, свидетельствующим о том, что данный белок подлежит деградации. Таким образом, процесс внутриклеточного протеолиза жестко регулируется и чрезвычайно важенг для множества клеточных функций.

Функции лизосом:

  1. Внутриклеточное пищеварение

  2. Участие в фагоцитозе.

  3. Участие в митозе – разрушении ядерной оболочки.

  4. Участие во внутриклеточной регенерации.

  5. Участие в аутолизе – саморазрушении клетки после ее гибели.


Пероксисомы.

Напоминают лизосомы. Содержат до 15 ферментов, участвующих в разрушении эндогенных перекисей (пероксидазу, каталазу и др.)

В электронный микроскоп – овальные тельца, ограниченные мембраной (1,5 мкм) . Наполнены гранулярным матриксом, в центре которого – кристаллоподобная сердцевина, состоящая из фибрилл и трубочек.

Образуются пероксисомы путем отщепления от гладкой ЭПС.

Функции:

  1. Органеллы утилизации кислорода . В результате в них образуется сильный окислитель – перекись водорода.

  2. При помощи фермента каталазы расщепляют избыток перекиси водорода.



Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки (комплекс Гольджи, органоиды цитоскелета).

Цитоскелет.

К элементам цитоскелета относят микротрубочки, промежуточные филаменты, микрофиламенты. Цитоскелет придает клетке определенную форму и выполняет множество других функций ( например, подвижность клетки, внутриклеточный транспорт).
Микротрубочки.

Микротрубочки – это прямые длинные полые цилиндры. Их внешний диаметр составляет около 24 нм, внутренний – 15 нм, толщина стенки – 5 нм.

Стенка микротрубочек построена из 13 периферических нитей. Каждая нить образована глобулярным белком тубулином. На поперечном сечении микротрубочек видно, что их стенка состоит из 13 глобулярных субъединиц, выстроенных в виде однослойного кольца. Иногда от стенок отходят выступы, образующие связи с соседними микротрубочками (как, например, в ресничках, жгутиках). Растут микротрубочки с одного конца, путем добавления тубулиновых субъединиц. В длину могут достигать нескольких микрометров. Действием колхицина можно вызвать деполимеризацию тубулина. Микротрубочки при этом исчезают, а клетка изменяет свою форму и способность к делению.

Функции:

  1. Выполняют роль цитоскелета.

  2. Участвуют в транспорте веществ и органелл в клетке.

  3. Участвуют в образовании веретена деления и обеспечивают расхождение хромосом в митозе.

  4. Входят в состав ресничек, жгутиков, центриолей.


Микрофиламенты.

Микрофиламенты- это нити, толщиной 5-7 нм. Встречаются практически во всех типах клеток. Располагаются в кортикальном слое цитоплазмы пучками или слоями. Состоят из сократительных белков: актина, миозина, тропомиозина, - актинина.

Функции:

  1. Внутриклеточный сократительный аппарат, обеспечивающий амебоидные передвижения клетки и большинство внутриклеточных движений : токи цитоплазмы, движение вакуолей, митохондрий, деление клетки.

  2. Играют большую роль в структурировании цитоплазмы, соединяясь с рядом стабилизирующих белков, образуя временные или постоянные пучки.


Микрофибриллы, или промежуточные микрофиламенты.

Это белковые струткуры. Толщиной 10 нм. Не ветвятся, часто располагаются слоями. Их белковый состав различен в разных тканях. В эпителии в состав микрофибрилл входит кератин. В мышечных клетках (кроме миоцитов сосудов) – белок десмин. Различных клетках мезенхимногшо происхождения ( фибробласты и др) – белок виментин.

Функция:

1. Опорно – каркасная, но они не так лабильны как микротрубочки.
Клеточный центр.

Это видимая в световой микроскоп структура (на границе его разрешающей способности), но ее тонкое строение можно изучить только с помощью электронного микроскопа.

Клеточный центр (центросома) состоит из центриолей и связанных с ними микротрубочек – центросферы. Термин «центриоли» был предложен Т.Бовери в 1895 году. Выявляются при окраске железным гематоксилином.

В интерфазной клетке присутствуют две центриоли, расположенные перпендикулярно друг к другу, образующие диплосому.

Центриоль представляет собой полый цилиндр. Стенка состоит из 9 триплетов микротрубочек, расположенных по окружности и соединенных ручками. Формула центриоли: (9х3)+0. Микротрубочки в центральной части центриоли отсутствуют. Вокруг каждой центриоли расположен бесструктурный, или тонковолокнистый матрикс. Каждый триплет микротрубочек связан со структурами сферической формы – сателлитами. От сателлитов расходятся в стороны микротрубочки, образуя центросферу.

При подготовке клетки к митотическому делению происходит удвоение центриолей. Он заключается в том, что две центриоли расходятся и около каждой вновь образуется дочерняя центриоль.

Функции:

  1. Являются центром организации микротрубочек веретена деления.

  2. Индуцирует полимеризацию тубулинов новой процентриоли, возникающей при ее дупликации.

  3. Образование ресничек и жгутиков.


Органеллы специального значения.

Реснички и жгутики.

В световом микроскопе выглядят как тонкие выросты. Они имеются в некоторых клетках – сперматозоидах, эпителиоцитах трахеи и бронхов, семявыносящих путей мужчины, яйцеводах женщины.

В электронный микроскоп – цилиндрический вырост цитоплазмы диаметром 300 нм, покрытый плазматической мембраной. Внутри выроста расположена аксонема. Стенка аксонемы состоит из 9 пар микротрубочек, связанных «ручками». В центре аксонемы располагается пара центральных микротрубочек. Формула: (9х2)+2. В основании ресничек и жгутика в цитоплазме лежат мелкие гранулы – базальные тельца, сходные по своей структуре с центриолями. ((9х3)+0). Базальное тельце и аксонема структурно связаны между собой и составляют единое целое: две микротрубочки триплетов базального тельца являются микротрубочками дуплетов аксонемы. Основу микротрубочек составляет несократимый белок тубулин. Белок «ручек»- динеин – обладает АТФ-азной активностью: расщепляет АТФ,за счет энергии которой происходит смещение дуплетов микротрубочек друг по отношению к другу. Так совершаются волнообразные движения ресничек и жгутиков.

Функция:

  1. Специальные органоиды движения.

Миофибриллы находятся в мышечных клетках и миосимпластах. Являются органоидами сокращения.

Нейрофибриллы находятся в нейронах состоят из нейротубул и нейрофиламентов. Их функция - опорная и транспортная.

Тонофибриллы содержатся в эпителиоцитах. Участвуют в кератинизации.

Микроворсинки – увеличивают площадь всасывания. Содержатся, например, в эпителиоцитах кишечника, где участвуют в процессах пристеночного пищеварения.

Базальная складчатость – складки плазмолеммы, между которыми располагаются митохондрии, ориентированные перпендикулярно к базальной мембране.

Включения.

Включения цитоплазмы – необязательные компоненты клетки, возникающие и исчезающие в зависимости от метаболического состояния клетки.

Классификация включений:

  1. Трофические включения – депонированные питательные вещества. К таким включениям относятся, например, включения гликогена, жира.

  2. Секреторные включения- округлые образования различных размеров, содержащие биологически активные вещества, образующиеся в секреторных клетках

  3. Экскреторные включения- подлежат выведению из клетки, поскольку состоят из конечных продуктов обмена.

  4. Пигментные включения могут быть экзогенными (каротин, пылевые частицы, красители и др.) и эндогенными (гемоглобин, гемосидерин, билирубин, меланин, липофусцин). Наличие их в цитоплазме может изменять цвет ткани, органа временно или постоянно. Нередко пигментация ткани может служить диагностическим признаком.

  5. Специальные включения- фагоцитированные частицы, поступающие в клетку путем эндоцитоза.


Приложение №2

1. Перечислите органеллы, образующие цитоскелет клетки:

а) ЭПС

б) микротрубочки

в) митохондрии

г) микрофиламенты

д) нейрофибриллы

е) центриоли

2. Назовите функции агранулярной ЭПС:

а) синтез белка

б) синтез полисахаридов

в) синтез липидов
г) транспортная

д) дезинтоксикационная

е) накопление ионов кальция
3. Какие органеллы участвуют в увеличении поверхности всасывания?

а) микротрубочки

б) митохондрии

в) микроворсинки

г) центриоли

д) микрофиламенты

е) нейрофибриллы

4. Назовите органеллы, входящие в состав десмосом:

а) микротрубочки

б) микрофиламенты

в) нейрофибриллы

г) тонофибриллы

д) базальные складки

е) реснички, жгутики

5. К мембранным органеллам относятся:
а) ЭПС

б) рибосомы

в) клеточный центр

г) комплекс Гольджи

д) митохондрии

е) пероксисомы

6. В состав каких органоидов входит аксонема?

а) микротрубочки

б) нейрофибриллы

в) реснички, жгутики

г) базальные складки

д) микрофиламенты

7. Какая из разновидностей лизосом представляет собой фаголизосому?
а) первичная

б) вторичная

в) остаточное тельце

г) аутолизосома

8. Какие из органелл принимают участие в движении цитоплазмы?

а) микротрубочки

б) ЭПС

в) митохондрии

г) микрофиламенты

д) нейрофибриллы
е) центриоли
Приложение №3

  1. На свободной поверхности клеток выявляются структуры, в которых под электронным микроскопом видны 9 пар периферических и 2 пары центральных микротрубочек. Как называются эти структуры и какова их роль?

  2. В клетку проник фактор, нарушающий целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке?

  3. Перед исследователем поставлена задача изучить митохондрии и лизосомы клеток. Какими методами это можно сделать. По каким признакам их можно отличить?

  4. В области раневой поверхности появляется большое количество клеток, содержащих первичные лизосомы, много фагосом и вторичных лизосом. Каково функциональное значение этих клеток?

  5. В процессе жизнедеятельности клетки резко увеличивается число цистерн кацальцев незернистой эндоплазматической сети. Синтез каких веществ активизируется в клетке?

  6. С помощью манипулятора из клетки удалили центриоль клеточного центра. Как это отразится на дальнейшей жизнедеятельности клетки?

  7. На клетку подействовали препаратом, разрушающим структуру рибосом. Какие

процессы в первую очередь будут нарушены?
Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности педиатрия

по учебной дисциплине гистология

Тема № 1 «ЦИТОЛОГИЯ»

Занятие № 1 «ЯДРО. СПОСОБЫ РЕПРОДУКЦИИ КЛЕТОК»
Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___


г. Ставрополь, 2013

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПлан-конспект урока № Тема: Строение растительной клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)
Система понятий и терминов урока: клетка, клеточная оболочка, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ядро, ядрышко, вакуоли
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconОдноклеточные животные
Тело этих животных состоит из одной клетки. В клетке имеется цитоплазма и ядро, пищеварительная и сократительная вакуоли, у некоторых...
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconТема «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»
Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из...
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconКонспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана»
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, микропрепараты, лабораторное оборудование,...
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconЛабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им....
Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений»
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconТехнологическая карта №2
Цели урока: Изучить строение эукариотической клетки и функции органоидов клетки
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма вступительного экзамена «Клеточная биология, цитология, гистология»
Экзамен проходит по традиционной форме, в соответствии с содержанием курса гистологии и клеточной биологии
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучить строение животной клетки по рис. 6, составить таблицу «Функции органоидов клетки» (стр. 15 – 16), понятие о ферментах (с....
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconСтруктурно-функциональная организация хромосом описторхид 03. 03....
...
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconТипы клеток. Строение эукариотической клетки
Познакомить со строением эукариотической клетки (расширить знания полученные в курсе «Человек»)
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconСодержание темы «Клеточный уровень»
Основные положения темы: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное...
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconКонспект урока с использованием интерактивной доски, цор тема урока:...
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск