Скачать 225.86 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Проректор-директор ИПР ___________А.Ю. Дмитриев «___» ____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ГЕОХИМИЯ НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП: ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА): ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ И ГАЗА КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): 65 – ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР ГЕОЛОГ БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА – 2011 г. КУРС 3; СЕМЕСТР 6; КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 6 ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Математика», Физика», «Химия», «Общая геология», «Кристаллография и минералогия», «Петрография». КОРЕКВИЗИТЫ: «Лабораторные методы изучения минерального сырья», «Химия нефти и газа», «Гидрогеохимия», «Литология», «Основы учения о полезных ископаемых», «Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых», «Теоретические основы поиска и разведки нефти и газа», «Геология и геохимия нефти и газа». ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 6 СЕМЕСТРЕ Обеспечивающая кафедра: «Геологии и разведки полезных ископаемых»ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор А.К. МАЗУРОВ РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор В.Г. ВОРОШИЛОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.-м.н., доцент Н.М. НЕДОЛИВКО 2011 г. 1. Цели освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины специалист приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц4 основной образовательной программы «Прикладная геология». Дисциплина нацелена на подготовку специалистов к: - производственно-технологической (решение научно-производственных задач в ходе лабораторных и аналитических исследований, анализ и систематика геохимической информации с использованием современных методов ее автоматизированного сбора, хранения и обработки); - проектной (осуществление научно-технических проектов в области геохимического картирования территорий и оценки объектов полезных ископаемых); - научно-исследовательской (постановка задач, проведение научно-исследовательских лабораторных и интерпретационных работ, анализ и обобщение результатов с применением современных компьютерных технологий и использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геохимии); - организационно-управленческой (планирование и организация труда и научно-исследовательских, лабораторных и аналитических работ в области геохимии) работе. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к базовым дисциплинам (С2.Б5) математического и естественнонаучного цикла, непосредственно связана с дисциплинами математического и естественнонаучного («Математика», «Физика», «Химия», «Общая геология») и профессионального («Кристаллография и минералогия», «Петрогафия» циклов и опирается на освоенные при изучении этих дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Геохимия» являются дисциплины математического и естественнонаучного и профессионального циклов: «Лабораторные методы изучения минерального сырья», «Химия нефти и газа», «Гидрогеохимия», «Литология», «Основы учения о полезных ископаемых», «Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых», «Теоретические основы поиска и разведки нефти и газа», «Геология и геохимия нефти и газа». 3. Результаты освоения дисциплины При изучении дисциплины специалисты должны научиться самостоятельно планировать проведение эксперимента, выбирать оптимальные методики и оборудование для экспериментальных исследований, рационально определять условия и диапазон экспериментов, проводить обработку полученных результатов. После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р2, Р3, Р9*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Геохимия» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Проекте Основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению 130101 «Прикладная геология».
При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.
Раздел 1. Геохимия как наука и ее задачи. Земная кора как объект геохимии. Лекция. Введение. Место геохимии среди других геологических наук. Разделы геохимии, геохимия литогенеза. Цели и задачи геохимии. Определение геохимии. Основные проблемы геохимии: распространенность элементов и распределение элементов в природе. Возникновение геохимии. Основополагающие работы Ф.У. Кларка, В.И. Вернадского, В.М. Гольдшмидта, А.Е. Ферсмана. Основные труды по геохимии. Земная кора как предмет изучения геохимии. Семинар 1. Место геохимии в ряду других наук. Раздел 2. Распространенность и основные формы нахождения элементов в земной коре. Лекция. Периодический закон Д.И. Менделеева в геохимии и геохимическая классификация элементов. Значение периодического закона. Геохимическая классификация элементов (по В.И. Вернадскому, В.М. Гольдшмидту). Лабораторная работа 1. Сопоставление и анализ геохимических классификаций. Лекция. Распространенность химических элементов в земле и ее оболочках. Форма нахождения элементов в земной коре. Кларки, среднее содержание химических элементов в литосфере в целом и в главных типах пород (по А.П. Виноградову, 1962). Подвижная и инертная формы. Газообразная форма, легкорастворимые соли и их ионы в растворах, истинные растворы, комплексные соединения, коллоиды, недиссоциируемые молекулы. Лабораторная работа 2. Анализ кларкового содержания элементов в различных породах и литосфере. Раздел 3. Поведение элементов в земной коре. Лекция. Основные законы миграции и рассеяния элементов, виды и типы миграции. Миграция элементов. Виды и типы миграции химических элементов. Основные факторы миграции элементов (внутренние и внешние). Подвижность элементов в зависимости от концентрации водородных ионов (кислотности-щелочности среды). Подвижность элементов в зависимости от окислительно-восстановительных условий среды. Лабораторная работа 3. Геохимические ассоциации и рассеяние элементов. Лекция. Поведение элементов на геохимических барьерах. Классификация геохимических барьеров. Щелочные геохимические барьеры. Кислые геохимические барьеры. Окислительные барьеры. Восстановительные барьеры. Сорбционные барьеры. Осаждение элементов на геохимических барьерах. Лабораторная работа 4. Анализ геохимических обстановок по коллекции образцов пород. Раздел 4. Геохимия Оболочек Земли. Лекция. Геохимия мантии. Химический и минеральный состав мантии и их изменение с глубиной. Лабораторная работа 5. Сравнительный анализ состава перидотитов и офиолитов Лекция. Геохимия земной коры. Представления о строении земной коры по вертикали; типы земной коры. Распространенность элементов в земной коре, методы оценки. Лабораторная работа 6. Сравнительный анализ химического состава пород разного происхождения. Лекция. Геохимия атмосферы. Строение и химический состав атмосферы. Происхождение атмосферы. Распространенность инертных газов в атмосфере и мантии. Лабораторная работа 7. Элементы – воздушные мигранты. Активные (O, H, C, N, J) и пассивные (Ar, He, Ne, Kr, Xe, Rn) воздушные мигранты. Лекция. Геохимия гидросферы. Масса и состав гидросферы. Состав океанической воды. Главные и рассеянные элементы в морской воде, формы их нахождения. Лабораторная работа 8. Элементы – водные мигранты. Расчет показателей водной миграции. Лекция. Геохимия биосферы. Количество и химический состав живого вещества. Роль органического вещества в геохимической миграции элементов. Лабораторная работа 9. Расчет потери массы органического вещества при катагенезе. Раздел 5. Геохимические процессы в литогенезе. Лекция. Геохимия гипергенеза. Геохимические условия и геохимические процессы гипергенеза. Зональность строения коры выветривания. Специфика образования коры выветривания по породам разного состава и происхождения. Лабораторная работа 10. Построение геохимических профилей и разрезов. Лекция. Геохимия седиментогенеза. Геохимические условия и геохимические процессы седиментогенеза. Формы миграции и геохимическая подвижность элементов в седиментогенезе. Геохимия рудной триады элементов (Al, Fe, Mn). Геохимия тетрады P–CaCO3–MgCO3–SiO2. Лабораторная работа 11. Состав карбонатов из различных литофациальных комплексов. Лекция. Геохимия диагенеза и катагенеза. Геохимические условия и геохимические процессы диагенеза. Химическое преобразование органического вещества. Метаморфизация вод. Химическое превращение минеральных твердых фаз. Зональность преобразования пород в диагенезе. Геохимические условия и геохимические процессы катагенеза. Лабораторная работа 12. Построение и анализ геохимических карт. Раздел 6. Методы геохимических исследований. Лекция. Традиционные и новейшие методы изучения вещества земной коры. Качественные и количественные химические анализы вещества. Спектральный количественный, силикатный количественный и микроколичественный, микрозондовый, атомно-абсорбционный, нейтронно-активационный, изотопный и др. методы аналитических исследований. Применение геохимических методов в нефтегазопоисковых работах. Роль геохимии при оценке перспектив нефтегазоносности региона, при поиске, разведке и разработке месторождений нефти и газа. Семинар 2. Оптимизация методов изучения вещества для решения различных геологических задач.
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC) 6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: Раздел 1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ГЕОХИМИИ
Раздел 2. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАХОЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ЗЕМНОЙ КОРЕ 1. Методы оценки среднего химического состава земной коры. Работы Ф.У. Кларка, В.И. Вернадского, И. и В. Ноддаков, В.М. Гольдшмидта, А.Е. Ферсмана, А.П. Виноградова, А. Полдерваарта, А.Б. Ронова. Раздел 3. ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В ЗЕМНОЙ КОРЕ
Раздел 4. ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
4.Физико-химические факторы осадочной дифференциации. Роль температуры, давления, состава атмосферы и вод; значение активности живых организмов и органического вещества осадков.
8. Геологические и геохимические условия преобразования органического вещества и образования нефти и газа. Раздел 5. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:
6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств) Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам: - самостоятельного выполнения лабораторной работы, - взаимного рецензирования работ друг друга, - анализа подготовленных рефератов, - устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите отчетов по лабораторным работам, тестирования и во время зачета в седьмом семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины). 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов Экзаменационные билеты включают три типа заданий:
7.2. Примеры экзаменационных вопросов 1 .Геохимическая классификация элементов (по В.М Гольдшмидту). 2. Типы геохимических обстановок в зависимости от окислительно-восстановительных условий среды. Элементы-индикаторы восстановительных и окислительных обстановок. 3. Сравнить диаграммы содержания Кларков основных породообразующих элементов в ультраосновных и кислых породах. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины) Основная литература Основная литература:
Вспомогательная литература:
10. Коссовская А.Г., Шутов В.Д. Проблема эпигенеза // Эпигенез и его минеральные индикаторы. – М.: Наука, 1971. – С. 9-34. 11. Проблемы и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса и производительных сил Томской области: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск: СНИИГГиМС, 2004. – 291 с. 9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины) При изучении основных разделов дисциплины, выполнении лабораторных работ студенты используют аналитические базы данных (результаты спектрального количественного, микрозондового, химического количественного, нейтронно-активационного и др. анализов), коллекции горных пород и минералов. Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2011 по направлению и профилю подготовки «Прикладная геология». Автор: Недоливко Н.М. Программа одобрена на заседании кафедры ГРПИ ИПР (протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.). |
Программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление... Кореквизиты: «Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа», «Нефтепромысловая геология», «Подсчёт запасов и оценка ресурсов... | Рабочая программа модуля (дисциплины) геологическая интерпретация Кореквизиты «Подсчет запасов и оценка ресурсов нефти и газа», «Геология нефти и газа», «Геологические основы разработки нефтяных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геология месторождений нефти и газа» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Геология месторождений нефти и газа». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Геоэкология нефти и газа Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Мерзлотоведение» составленная по... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Контрольная работа является неотъемлемой частью курса. Допуск к экзаменационному... Задание на выполнение контрольной работы по дисциплине: «Общая геология» (специальности «Геология нефти и газа») | ||
Геология нефти и газа №1/2011 Фгуп “нижне-волжскому научно-исследовательскому институту геологии и геофизики” – 50 лет | Программа : «геология нефти и газа» Пререквизиты: «Кристаллография и минералогия», «Основы палеонтологии, общая стратиграфия», «Петрография», Литология», «Геофизические... | ||
Рабочая программа дисциплины б14 буровые станки и бурение скважин... Направление ооп (специальность) 130101 «Прикладная геология» профили подготовки (специализации) 130101. 1 «Геологическая съемка,... | Высшего профессионального образования «Российский государственный... Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета Российского государственного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Химические реагенты и технологии для... Целью изучения данного курса является углубление профессиональной подготовки студентов в области физико-химии применения реагентов... | Программа курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «химия нефти и газа» Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ | Рабочая программа учебной дисциплины «Кристаллография и минералогия» Специализации: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»; «Геология нефти и газа»; «Поиски и разведка... | ||
Реферата См также №41 Сср. Изучение запасов природного газа было связано только с разведкой нефти. Промышленные запасы природного газа в 1940 г составляли... | Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина Юридический факультет Кафедра... Рейтинговая система оценки знаний студентов вводится в соответствии с приказом ргу нефти и газа им. И. М. Губкина от 11. 09. 2008... |