Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая»





Скачать 296.2 Kb.
НазваниеРеферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая»
страница1/2
Дата публикации27.03.2015
Размер296.2 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Химия > Реферат
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО

Коломенский медицинский колледж

РЕФЕРАТ

по «Истории фармации»

на тему:

«Медицина Древнего Китая»



Выполнили студентки специальности:

060301.51 «Фармация»,

группы 394 группы

Титова Анна

Нифедова Светлана

Преподаватель

Кусенок Т.М.

Коломна 2014

Медицина Древнего Китая



План

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае-----------------5

Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины ---------------------------------------------------------------------------------------------------13

Методы лечения китайской медицины--------------------------------------------20

Заключение--------------------------------------------------------------------------------27

Список литературы---------------------------------------------------------------------29

Введение

Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и Тибете, поражает цельностью своих философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека.

Сложившиеся в современном мире европейские медикаментозные методы лечения принесли с собой неожиданные осложнения и проблемы, неведомые древним медикам. Массовое применение антибактериальных и других препаратов резко снизило иммунитет людей. На психологическом уровне также появились осложнения, связанные с быстродействием современных химических препаратов. Развивается и усиливается специализация врачей, приводящая к потере нравственных и профессиональных ориентиров.

Большинство людей считают, что европейская традиционная лекарственная медицина занимается только нашими болезнями, а вовсе не здоровьем человека. Узконаправленное действие препаратов, полученных искусственным путем химического синтеза, их побочное влияние на разные физиологические.

В настоящее время происходит отвержение узкоспециализированной медицины и формирование принципиально другой медицины, которая использует физиологические механизмы самого организма для предупреждения, профилактики болезней и компенсации развивающихся нарушений. При сложном и мучительном процессе выработки научной медициной других, более цельных и комплексных подходов двадцативековой опыт восточной медицины может оказать неоценимую помощь.

По существу, предполагается интересная и творческая работа по слиянию достижений Востока и Запада, причем нельзя упускать даже крупицы полезного и у тех, и у других. Это не представляет собой неразрешимую задачу, как может показаться на скорый взгляд, так как со времен своих основателей Асклепия и Гиппократа до недавно (250–300 лет тому назад) начавшегося бурного развития физиологии европейская и восточная медицины оперировали весьма схожими понятиями и образами.

Итак, целью данного реферата является рассмотрение самобытности древнекитайской культуры, а также медицины и фармации.

Для достижения поставленной цели важно выполнить следующие задачи:

– объяснить основные термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древнего Китая, его вкладе в копилку мировой культуры,

– знать и уметь охарактеризовать основные взгляды на причины и происхождение болезней в китайской медицине, классические методы диагностики и специфические виды терапии, нашедшие широкое применение в мире.
1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае
В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16–11 вв. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.). О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.

Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетенные классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н.э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времен достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.

Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6–3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 – 207 до н.э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.

Феодальный Китай (с первых веков н.э. до 40-х гг. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях. Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай.

Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4–6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 – го и начале 2-го тысячелетия до нашей эры. В этот период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий.

Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.

Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 – растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

– неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

– тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

– токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Первым многотомным источником истории Древнего Китая был «Ши цзи» – исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145–86 гг. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.

Древнейшим из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых – «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих девяти томах – «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.

Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.

Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452–536 гг.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов.

Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.

Сунь сы Мяо (581–673 гг.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22–24 тома – «Отравления и противоядия», 25 том – «Неотложная помощь», 26 и 27 том – «Диетотерапия», 28 том – «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том – «Иглоукалывание и прижигание».

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа; заклинания.

Специальностей у врачевателей было меньше: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа;

Китайские врачи в 9–8 вв. до н.э. считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» – темного, женского, инертного и «янь» – светлого, мужского, активного. Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля. Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное – ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема.

Мокса – состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия – усилить движение начала «инь». К этому приему китайцы пришли, исходя из фантастического представления, но оказывается в нем имеется и практический смысл; приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности, но и отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (диатермия, электрическая искра), хотя на других теоретических основах.

Второй прием – массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что называется рациональным в этом терапевтическом приеме.

Третий прием – акупунктура – состоял во введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее на сутки и более, т.к. сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «янь» и «инь», то иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда, этот избыток сможет выйти наружу через канал иглы. Наоборот, если предполагается недостаток начала «янь», его можно было в виде подогретого воздуха ввести в организм через тот же канал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен, с проделанными в нем отверстиями, обклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в назначенную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы.

На основе тех же представлений о началах «инь» и «янь» китайские врачи внесли в медицину еще один важнейший момент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе, хотя в других странах в то время оно распространения не получило. На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.

В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений – женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и т.д. В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков – время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141–208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. – игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам – в левую).

Следует подчеркнуть, что китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат на тему: Архитектура и скульптура Китая. Работу
На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат на тему «священные животные древнего египта»
«Живая глина» по которой я работаю, является интегрированной с общеобразовательной школой, с такими предметами как история, литература,...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру для аспирантов образовательной...
Специфика древнего искусства. Синкретизм древнего искусства. Мифология. Роль мифологических образов и мотивов в литературе и искусстве...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconПлан урока: I. Проблема урока: почему древние китайцы считали свою страну «Срединным царством»
Научить определять и объяснять основные вехи истории, особенности и достижения цивилизации Древнего Китая
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат на тему: Культура Древнего Рима

Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат Проверил Факультет: Гуманитарный
«лучшие умы» предпочитали идти в гуманитарии. Словом, для Древнего Китая было характерно, с одной стороны, наличие культа знания...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат по дискретной математике на тему: Шифросистемы с открытым...
История криптографии ровесница истории человеческого языка. Более того, первоначально письменность сама по себе была криптографической...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconОбразовательный стандарт по специальности «Управление и экономика...

Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
«специализированные дисциплины». Специализация по ветеринарной фармации включает следующие дисциплины: фармацевтическая химия, токсикологическая...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconМифы Древнего Китая
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconРеферат на тему «орнаменты древней греции»
Древнего Мира, дети знакомятся с видами орнамента, учатся создавать орнаментальные композиции, изучают символику орнамента, мифы...
Реферат по «Истории фармации» на тему: «Медицина Древнего Китая» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск