Учреждение высшего профессионального





НазваниеУчреждение высшего профессионального
страница1/3
Дата публикации14.04.2015
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ"

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе

профессор С.Н. Цыбусов.

"___"___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Шифр специальности 060301 - фармация


Факультет ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ

Форма обучения ОЧНАЯ


2012 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности ФАРМАЦИЯ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации №38 от 17.01.2011 г.

Составители рабочей программы:

Ерлыкина Елена Ивановна,

д.б.н., профессор, зав.кафедрой биохимии им. Г.Я. Городисской;

Кузьмина Елена Ивановна

к.б.н., доцент кафедры биохимии им. Г.Я. Городисской.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № , 2012г.).

Заведующий кафедрой, звание Ф.И.О. проф. Ерлыкина Е.И.________________________
«_21___» ____мая________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической комиссии : доцент Ловцова Л.В.______________
«___» ______________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ___проф.Потемина Т._Е._______________
«___» ______________ 20__г.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – на основании достижений современных биохимической науки сформировать у студентов системные знания о химическом составе и молекулярных процессах превращения веществ в организме человека, о механизмах биотрансформации лекарственных веществ и их влиянии на обменные процессы для обеспечения теоретической базы последующего изучения дисциплин по специальности «Фармация».
Задачи:

- обеспечить усвоение знаний по вопросам организации основных биомакромолекул клетки, молекулярных основ обмена веществ и энергии, функциональной биохимии отдельных специализированных тканей и органов, механизмов их регуляции, понимания молекулярных процессов, являющихся возможными мишенями действия лекарств и их поступлении и превращениях в организме;

- выработать у студентов способность использовать знания, умения и навыки, полученные на курсе биохимии, для эффективного формирования профессиональных способностей провизора, оценки информативности результатов биохимических анализов, успешного участия в учебно-исследовательской работе и разработке новых лекарственных средств;

-формировать навыки аналитической работы с информацией (учебной, научной, нормативно-справочной литературой и другими источниками), с информационными технологиями, диагностическими методами исследованиями.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

2.1 Дисциплина «Биохимия» относится к естественно-научному, математическому, и медико-биологическому циклу дисциплин базовой части ФГОС ВПО по специальности 060301 Фармация. В общей системе подготовки провизоров биохимия занимает особое положение - это наука, дающая, с одной стороны, фундаментальные знания о молекулярных механизмах функционирования организма человека, а с другой является прикладной медицинской наукой, знания которой необходимы каждому фармацевту.

2.2. Входные навыки, знания и умения, необходимые для изучения
биохимии.


Общественные науки. Теория научного познания. Основные законы и категории диалектики.

Неорганическая химия. Современная номенклатура неорганических соединений. Электронная структура и химические свойства биоэлементов. Энергия и типы связей. Основные правила работы в химической лаборатории и навыки анализа основных неорганических веществ.

Органическая химия. Современная номенклатура органических соединений. Основные свойства углеродосодержащих гетероциклических соединений. Классификация и строение углеводов. Строение и химические свойства мономеров белков и нуклеиновых кислот. Строение, состав и химические свойства липидов.

Аналитическая химия. Основные принципы анализа (титрометрический, спектральный и др.). Взвешивание на технических и аналитических весах. Принципы построения и использования калибровочных графиков.

Физика. Законы светопоглощения и использование их в практических целях. Понятие о спектральном анализе. Устройство и принцип работы основных физических (оптических, электрических) приборов, умение пользоваться ими.

Физическая и коллоидная химия. Основные законы термодинамики. Понятие об осмотическом давлении и растворимости химических веществ. Буферные системы и их емкость. Понятие об электрохимических процессах, окислительно-восстановительные потенциалы и принцип их определения. Основы химической кинетики реакций. Понятие о свободных радикалах и цепных реакциях. Понятие о коллоидных системах и их свойствах.

Физиология с основами анатомии. Анатомическое строение и функции важнейших органов и систем человека. Физиологические основы питания и пищеварения. Понятие о гомеостазе. Основы теплообразования и терморегуляции. Основные методы изучения физиологических функций.

Патология. Учение о болезни. Патофизиология клетки. Общие вопросы учения о воспалении и реактивности организма. Патофизиология основных органов и систем.

Микробиология. Прокариоты и эукариоты. Молекулярная генетика, мутации и мутагены, генетические факторы устойчивости к лекарствам.

Иммунология. Понятие об иммунологических реакциях организма и иммунологических препаратах, способах их получения и использования.

Освоение биохимии необходимо для последующего изучения фармакогнозии, фармакологии, фармакотерапии, токсикологической химии, фармтехнологии, фармакотерапии, фармацевтической химии, биотехнологии, экстремальной медицины, УЭФ, гигиены и экологии, фармтовароведения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико -биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ПК -1 - способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

ПК- 48 способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач ( основные положения , следствия из них и предложения );

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

  • строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов;

  • основные метаболические пути их превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;

  • роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме;

  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях в организме;

  • основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;

  • принципы биохимического анализа и клинико-биохимической лабораторной диагностики заболеваний;

  • применение методов биохимии в производстве и анализе лекарств.


Уметь:

  • использовать измерительное оборудование при выполнении биохимических исследований;

  • определять содержание некоторых компонентов белкового, углеводного и липидного обменов в крови и биологических жидкостях;

  • определять по содержанию продуктов метаболизма ксенобиотиков в биологических жидкостях превращение данного лекарственного вещества в организме.

  • оценивать информативность биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологических состояниях;

  • использовать знания для анализа сущности общепатологических процессов и механизма действия лекарственных препаратов;

  • применять полученные знания при изучении последующих медико-биологических клинических дисциплин, в дальнейшем – в практической деятельности;

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.


Владеть:

- приемами работы с медико-технической аппаратурой;

- некоторыми методами определения содержания аминокислот, белков,

липидов, стеролов, углеводов, которые используются в фарманализе и

диагностике заболеваний;

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Виды учебной работы

Всего часов




1V

V

Аудиторные занятия ( ВСЕГО)

120







В том числе:










Лекции

36

18

18

Практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР)

84

42

42

Самостоятельная работа (всего)

60

30

30

В том числе










Курсовая работа










Реферат




10

10

Другие виды самостоятельной работы




20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36




экзамен

Общая трудоемкость

216 час.

6 зач.ед.








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Коды компетенций

Формы рубежного контроля

1

2

3

4

5

1.

Строение и функции белков и аминокислот


Предмет и задачи биохимии. Связь биохимии с фармацией, её роль в подготовке провизоров. Молекулярная организация живого. Белки, как основа жизненных процессов. Химический состав белков. Аминокислоты. Виды химических связей в молекулах белков. Уровни структурной организации белков. Физико-химические свойства белков. Классификация белков. Простые и сложные белки, их строение и функции. Фолдинг белка, участие шаперонов.

Роль протеомики в оценке патологических состояний.

ОК-1;

ПК-1;

ПК-48;



Промежуточный

зачет

2.

Ферменты

Понятие о ферментах как биологических катализаторах. Ферменты, структурная организация и функции. Свойства ферментов. Витамины и их коферментная функция. Понятие об активном и аллостерическом центре ферментов. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Уравнение и график Михаэлиса-Ментен. Преобразование Лайнуивера-Бэрка. Механизм действия ферментов и регуляция их активности. Использование ферментов и витаминов в фармации. Энзимодиагностика и энзимотерапия.

Изоферменты. Органоспецифические ферменты. Наследственные энзимопатии.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

3.

Введение в обмен веществ. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Цикл ди- и трикарбоновых кислот (цикл Кребса).

Общие понятия об обмене веществ. Энергетика обмена веществ. Внешний и промежуточный обмены веществ. Пищеварение как начальный этап обмена веществ. Катаболические, анаболические и амфиболические пути обмена веществ.

Биологическое окисление. Редокс-системы. Стадии окисления в клетке. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты. Биологическое окисление. Лимоннокислый цикл. Дыхательная цепь ферментов. Окислительное фосфорилирование, другие виды фосфорилирования. Свободно-радикальное окисление. Анти-оксидантная система клетки. Антиоксиданты как лекарственные препараты.


ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;



Промежуточный

зачет

4.

Гормоны.


Гормональная регуляция как механизм координации обмена веществ. Иерархия гормональной регуляции. Классификация гормонов. Стероидные гормоны Гормоны-производные аминокислот. Пептидные гормоны. Гормоны-производные жирных кислот. Передача сигнала в клетку. Характеристика рецепторов. Свойства гормонов и механизм их действия. Применение гормонов и их синтетических аналогов в медицине.



ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

5.

Обмен углеводов

Обмен углеводов. Переваривание углеводов. Внутритканевые превращения углеводов. Гликогенолиз, гликолиз. Понятие о пентозофосфатном пути катаболизма углеводов. Биосинтез углеводов. Глюконеогенез. Биосинтез гликогена. Нейро-гуморальная регуляция углеводного обмена. Источники глюкозы крови. Регуляция уровня глюкозы в крови. Роль печени в углеводном обмене. Нарушения обмена углеводов.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

6.

Обмен липидов

Обмен липидов. Переваривание жиров в желудочно-кишечном тракте. Ресинтез липидов в кишечном эпителии, катаболизм липидов в тканях. Транспорт липидов, липопротеины плазмы крови: строение, функции, метаболизм. Окисление глицерола и жирных кислот. Синтез и окисление кетоновых тел. Синтез жирных кислот и липидов в тканях. Обмен стеролов и холестерола. Нейрогуморальная регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена.

Биологические мембраны: строение, свойства, функции. Липосомы как модель биологических мембран и транспортная форма лекарственных препаратов.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

7.

Обмен белков, аминокислот и нуклеотидов. Синтез белка.

Обмен аминокислот и белков. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Понятие об азотистом балансе. Пути обмена аминокислот. Дезаминирование, трансаминирование и трансдезаминирование аминокислот. Декарбоксилирование аминокислот. Обезвреживание аминов. Пути превращения безазотистых остатков аминокислот. Реакции по радикалу аминокислот. Судьба аммиака и способы его нейтрализации. Орнитиновый цикл.

Синтез аминокислот. Аминокислоты как лекарственные препараты. Обмен нуклеотидов. Синтез белка .


ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

8.

Биохимия крови.

Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови. Белковый спектр плазмы. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы. Глобулины, их характеристика. Ферменты плазмы: «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения. Дыхательная функция крови. Гемоглобин, строение. Молекулярные механизмы газообмена в легких и тканях. Кинетика оксигенирования миоглобина и гемоглобина. Полиморфизм гемоглобина. Буферные системы крови.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Промежуточный

зачет

9.

Биохимия соединительной ткани.

Биохимия межклеточного матрикса. Организация межклеточного матрикса. Общие сведения о структуре коллагеновых белков. Синтез коллагена. Нарушения синтеза коллагеновых белков у человека. Неколлагеновые белки межклеточного матрикса. Эластин. Синтез и распад эластина. Протеогликаны и гликозаминогликаны. Синтез протеогликанов. Распад гликозаминогликанов. Мукополисахаридозы. Неколлагеновые белки со специальными свойствами. Адгезивные и антиадгезивные белки. Факторы роста. Катаболизм белков межклеточного матрикса. Регуляция активности матриксных металлопротеиназ.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Программированный

контроль

11.

Фармацевтическая биохимия.

Фармацевтическая биохимия. Применение биохимических знаний и методов в технологии лекарств, фармацевтической химии, фармакологии. Использование ферментов в медицине и фармацев-тической промышленности. Биохимия - основа биофармации. Лекарства, как чужеродные соединения. Судьба лекарств в организме. Основные закономерности метаболизма биогенных и чужеродных лекарственных средств. Роль микросомальных ферментов в метаболизме лекарств. Факторы, влияющие на метаболизм лекарств.


ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Программированный

контроль

12.

Биохимия нервной системы.

Особенности химического состава нервной ткани и ее метаболизма. Энергетический обмен в нервной ткани. Нарушение обмена биогенных аминов при нервных и психических заболеваниях.


ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;





13.

Биохимия мышечной ткани.

Белки миофибрилл, молекулярная структура: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Особенности энергетического обмена в мышцах; креатинфосфат. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и деинервации мышц. Креатинурия. Особенности метаболизма миокарда.

ОК-1;

ПК-1;

ПК- 48;


Программированный

контроль



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами





п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых

для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Патофизиология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Фармакология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Профессиональные дисциплины


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы

Всего

час.













Лекц.

Практ.

зан.

СРС

1.

Строение и функции белков и аминокислот


2

6

3

11

2.

Ферменты

2

12

6

20

3.

Введение в обмен веществ. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Цикл Кребса.

4

8

5

17

4.

Гормоны.

2

4

4

10

5.

Обмен углеводов

4

12

7

23

6.

Обмен липидов

4

16

11

31

7.

Обмен белков, аминокислот, нуклеотидов. Синтез белка.

4

12

8

24

8
















9.

Биохимия крови

2

3

2

7

10.

Биохимия печени.

4

3

3

10

11.

Биохимия соединительной ткани.

2

3

2

7

12.

Фармацевтическая биохимия

2

3

5

10

13.

Биохимия нервной ткани

2

-

2

4

14.

Биохимия мышечной ткани

2

2

2

6




ИТОГО

36

84

60

180
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учреждение высшего профессионального iconУчреждение высшего профессионального образования «южный федеральный...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Учреждение высшего профессионального iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специальность 140203. 65 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»
Учреждение высшего профессионального iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Учреждение высшего профессионального iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учреждение высшего профессионального iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учреждение высшего профессионального iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск