Скачать 115.1 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. Жирекен Забайкальского края всероссийский Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Исследовательский проект на тему: «Для чего луку луковица» Авторы проекта: Грунова Елизавета, Меньшиков Леонид, Миронюк Никита, Черепанова Софья – ученики 2-в класса Руководитель проекта: Деревцова И.А., учитель начальных классов Содержание Введение: проблема, цель, задачи, гипотеза……………………………………….. 1. Из истории лука…………………………………………………………………… 2. Строение луковицы……………………………………………………………….. 3. Кто его раздевает, тот слёзы проливает…………………………………………. 4. Использование лука………………………………………………………………. 5. Луковичные растения…………………………………………………………….. 6. Результаты, анализ, выводы……………………………………………………… 7. Заключение………………………………………………………………………… 8. Литература………………………………………………………………………… Введение Как часто в жизни мы не обращаем внимания на привычные вещи. Но, если присмотреться, то можно узнать много интересного. Например, лук репчатый. Кстати, почему репчатый? Мама говорит, что лук полезен, и часто кладёт его в супы, салаты. Бабушка любит печь пироги с зелёным луком. На уроках окружающего мира мы тоже говорили о пользе лука. Да какая польза! Во рту – пожар, а из глаз – наводнение. Все загадки о луке так заканчиваются: Сидит дед, в сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Вот мы и подумали, для чего же луку луковица? И, вообще, что это такое? Ботаники считают, что луковица – это стебель с листьями, которые природа по своей прихоти немного изменила. Не похоже? Оказывается, луковица для растений – как для нас рюкзак с продуктами. И, если бы не богатый запас сладких соков в луковице, то мы не смогли бы иметь зелёный лук ранней весной. Вопросов набралось много. Мы начали своё собственное исследование. Цель: исследование луковицы лука репчатого. Задачи: 1) узнать историю появления лука на Земле; 2) выяснить, как устроена луковица внутри; 3) провести наблюдение за проращиванием луковицы в разных условиях; 4) оформить результаты исследования; 5) побеседовать с опытными огородниками. Объект исследования: лук репчатый. Предмет исследования: луковица – как подземный побег. Гипотеза исследования: если луковица имеет запас питательных веществ, то при определённых условиях (свет, вода, тепло) она прорастёт и даст росток в виде зелёных перьев.
В книгах мы искали информацию о луке и узнали, что родина этой культуры – Центральная Азия, Иран и Афганистан. Постепенно лук распространился и в близлежащие страны – Индию, Китай, Грецию. На Руси эта культура распространилась в 12 – 13 веках. Древние египтяне, когда строили свои пирамиды, записывали на их стенах, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. Ценность лука определяется наличием многих полезных веществ. Например, сахаров в нём больше, чем в яблоках и грушах. Даже в жгучем луке содержится до 14% сахаров. Известно около 500 видов лука. 10 видов лука занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Лук бывает разный. Есть лук репчатый, батун, порей, шалот, чеснок, шнитт и другие. Репчатый лук наиболее распространён. Этот лук три раза меняет своё имя. Его семена называют ”лук – чернушка”. Из чёрного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Лук – севок. Весной луковичку посадят на грядку, она растолстеет, станет, похожа на репку. Отсюда и пошло название – лук репчатый. Лук-батун – многолетнее огородное растение семейства луковых, отличающееся высокой кустистостью. У лука – батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи. Родиной его считают Китай и юг Восточной Сибири. Имеет другие названия: дудчатый, песчаный, татарка, зимний, китайский лук, непахучий чеснок. Лук-порей – овощное двулетнее пряно-ароматическое растение, известное и употребляемое древними египтянами, греками и римлянами. Родиной считают Восточное Средиземноморье. Особенно любили лук-порей римляне. Знаменитый Нерон употреблял этот лук с маслом, считая, что лук даёт особую силу и звучание его голосу. Лук шалот очень похож на зелёный лук. Его луковицы небольшие, удлинённые, обладают ярко выраженным вкусом и запахом по сравнению с обычным луком. Вкус нежный и мягкий. Лук-шалот отличается повышенным источником калия и низким содержанием натрия. Лук-шнитт хорош тем, что употреблять его в пищу можно уже ранней весной, как только сойдёт снег. Его можно применять и в декоративных целях до поздней осени. Используется для создания невысоких бордюров. Лук - шнитт незаменимый источник весенних витаминов. Луковки данного вида очень мелкие, собраны по 15-20 штук. Чеснок ботаники описывают как луковичное растение, имеющее острый вкус и сильный запах. Чеснок удивительно долго не портится, сохраняет свежесть и влагу месяцами в отличие от других овощей, которые высыхают и разлагаются буквально через несколько часов.
«Лу́ковица (лат. búlbus) — видоизменённый, обычно подземный побег растений с утолщённым коротким плоским стеблем (донцем) и разросшимися мясистыми либо плёнчатыми бесцветными основаниями листьев (чешуями), запасающими воду и питательные вещества, также служащие органом вегетативного размножения. Плёнчатые луковицы одеты общими плёнчатыми чешуями (лук). В пазухах чешуй находятся почки, из которых развиваются надземные побеги или дочерние луковицы — детки» А затем обратились за помощью к учителю биологии Силинской И.А. Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро спрятанная спаленка, где между сочными мясистыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков. Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук. Тем крепче сон деток.
Взяли репчатый лук и начали его чистить. Но что случилось? На глазах сразу появились слёзы. Почему? Разрезав ножом луковицу, мы нарушили покой луковых почек – деток. Зверь когтями и зубами будет драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь нет ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особенное, удивительное оружие. Из разрезанной луковицы вылетели стрелы. При малейшем повреждении луковицы крошечные капельки сока разбрызгиваются во все стороны и попадают в глаза человека. Мы не смогли их разглядеть – они невидимы, но почувствовали – у нас защипало глаза. Мы отделались слезами, глаза у нас остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им уже несдобровать. Учитель химии Фёдорова Т.В. рассказала о химическом составе луковицы. И мы узнали, что репчатый лук издаёт характерный запах, обусловленный присутствием в нём эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки – дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки, микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью. Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Лук репчатый богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Полезные советы от нашей учительницы
4. Использование лука Лук в народной медицине. Как лечебное средство в народной медицине многих стран репчатый лук используется с незапамятных времен. В Древней Руси лук, как и в Древнем Риме, считался универсальным целебным средством от всех болезней. До нашего времени дошли мудрые народные поговорки и пословицы об этом овоще: «Лук — от семи недуг» (болезней). «Лук да баня все правят» (лечат). «Кто ест лук, тот избавлен от мук».
Лук в косметологии. Луковую шелуху используют и в косметических целях:
Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями. 5. Луковичные растения При посадке весной тюльпанов и нарциссов мы заметили, что у них тоже есть луковица. Лук относится к семейству луковичных. Растения с органом-луковицей называются луковичные растения. Луковичные растения овощные лекарственные декоративные комнатные лук черемша тюльпан амаралис чеснок подснежник нарцисс гиппеаструм морской лук гиацинт криниум Весной цветочная почка и зародыши листьев развиваются в цветущее растение, пользуясь запасом воды и питательных веществ, накопленным в мясистых листьях луковицы. Когда цветок отомрёт, листья продолжают жить и производить питательные вещества, которые переносятся к основанию листьев. Они разбухают и превращаются в новые луковицы, дают начало новым растениям. Род луковичных растений достаточно велик. Сегодня к нему относят 600 видов многолетних травянистых растений. Интересно, что самый популярный у нас лук репчатый в дикорастущем виде не обнаружен. Почему так говорят «горе луковое» Когда человек рыдает, значит, у него что-то случилось. Вот только причина, по которой на глаза наворачиваются слёзы, не во всех случаях связана с каким-нибудь несчастьем. Когда вы чистите или режете лук, слёзы текут ручьем. И причина тому – «горе луковое». Фразеологизм этот известен и в других странах, только там он немного видоизменен. У немцев, например, встречается фраза «луковые слёзы». Эти слёзы люди проливают по пустякам. Выражение «горе луковое» также означает мелкие неурядицы, сильно печалиться из-за которых не стоит. Итак, мы много узнала о луке и луковице, а также его семействе. Теперь необходимо практическим путем подтвердить гипотезу. 6.Организация наблюдений Цель: выяснение, при каких условиях луковица лука репчатого прорастёт и даст росток. Мы приготовила ведёрки с грунтом и посадила 3 луковицы, создав для них разные условия (в темноте, в тени и на свету). Результаты наблюдений мы оформили в таблице:
Таким образом, проведённые нами наблюдения за луковицами подтвердили гипотезу: если луковица содержит запас питательных веществ, то при определённых условиях она прорастёт и даст росток в виде зелёного пера. Свет, вода и тепло – необходимые условия для роста растений. Недостаток света приводит к нездоровому росту, изменяется цвет. Растение старается уловить свет, поэтому перья направлены в разные стороны. Луковица, которая была на свету, имела прямые перья. Но, если бы не запас питательных веществ в луковице, который она накопила после цветения, то мы не смогли весной иметь полезный зелёный лук. Действительно, луковица для лука – настоящая кладовая. Полезные советы от бабушки Никиты Миронюк Проскуриной Л.В. – опытного огородника:
Вот такая зелёная витаминная грядка на подоконнике будет вас радовать всю зиму! 7.Заключение Лук – удивительный овощ. Мы употребляем в пищу и зелёные «перышки», и сами луковицы. Лук – источник витаминов и средство борьбы с болезнями Луковица для лука – источник питательных веществ. В результате работы над проектом «Зачем луку луковица» цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Для себя мы сделала много открытий:
8. Литература 1. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007г.» 2. Энциклопедия для детей. Биология, издательство «Аванта +», 1995г., стр.246 3. И.А. Виншу «Земля заботы нашей»,- Серов, ГОУП «ПО Север», стр. 102 4. Джейн Уокер «Семена, луковицы и споры», М., издательство «Фламинго», стр. 18 |
Рефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра» Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Наполеона | ||
О проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет | О проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет.... | ||
О проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет.... | О проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет.... | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Типы фразеологических оборотов по их лексико – грамматической характеристике | Конкурс ученических рефератов «кругозор» Переход собственных имён в нарицательные в единицах измерения и измерительных приборах | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Адрес: 665236. Иркутская область, Тулунский район, с. Будагово, улица Школьная, 12 | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Тема: Особенности речевых формул приветствия и прощания в русском и китайском языках | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Учёные утверждают, что правильный выбор домашнего питомца может повлиять на судьбу хозяина | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» В них содержится большое количество витаминов С, группы B, e и А. Кроме того, они обладают полезными свойствами для лечения и профилактики... | ||
Реферат для конкурса ученических рефератов «Кругозор» на тему «Особенности... Величайший художественный вклад Англии в культуру сделан в области театра, литературы и архитектуры | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Моя работа посвящена одной из самых красивых и редких птиц, занесенных в Красную книгу России – краснозобой казарке | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат на тему: «Кукла акань» Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов... | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Секция "Французский язык" Объект исследования: французские куклы. Предмет исследования: история развития кукол. Для достижения цели были сформулированы следующие... |