Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»





Скачать 138.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»
Дата публикации24.05.2015
Размер138.69 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Элективный предмет « ХИМИЯ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

2. Пояснительная записка

Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса 34 часа.

Курс разработан Тарасовой Н.А., учителем химии НОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова

Курс тесно переплетается с базовым курсом химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений.

Отличительной чертой современной медицины является активное внедрение достижений химии в теорию и практику исследования функций живого организма. Поэтому особую роль приобретают знания свойств биогенных элементов, которые служат фундаментом при последующем изучении биоорганической и биологической химии, фармакологии, санитарии, гигиены.

Особенностью курса является изложение принципов, на основе которых химические свойства веществ можно прогнозировать, исходя из строения атома и молекул.

По уровню сложности данный курс выходит за рамки Федерального компонента образовательного стандарта по химии.

Цели и задачи курса:

  • Развитие интереса к химической науке;

  • Закрепление, расширение и углубление знаний учащихся о химических веществах, их строении, общих свойствах;

  • Погружение в профессию;

  • Активизация изученного материала на межпредметном уровне;

  • Развитие у учащихся исследовательской деятельности.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Лекция, эвристические беседы, практикумы, уроки комплексного применения знаний, уроки-конференции. Многообразие форм занятий обусловлено сложностью учебного материала и служат для облегчения его усвоения учащимися.

Образовательным продуктом каждого учащегося по данному курсу станет индивидуальный дидактический портфолио ( терминологический словарь, опорный конспекты, сводные таблицы, схемы решения задач).

Программа уплотнена в связи с производственным календарем (праздничные и выходные дни) на 2 часа.

2

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п\п

Тема, краткое содержание

Кол-во

часов

Форма проведения

Образователь-ный продукт

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1

Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы. Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.

2

лекция

Опорный конспект

Устный опрос

2

Водород. Получение, свойства. Применение. Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.


2

Эвристическая беседа

Опорный конспект

Индивидуальнодифференцированные

карточки

3

Характеристика п\г галогенов. Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм. Соляная кислота и ее соли. Применение хлоридов, бромидов, йодидов в медицинской практике. Кислородные соединения хлора. Действие гипохлоридов.


2

лекция

Опорный конспект,

Сводная таблица, терминоло-гический

словарь

Устный опрос

4

Характеристика п\г халькогенов. Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2. Зависимость свойств соединений от величины степени окисления серы. Агрессивное действие серной кислоты. Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы. Применение серы в медицине.

2

лекция

Опорный конспект, сводная таблица

Рефераты

5

Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.


2

Урок комплек-сного приме-нения знаний

Схема решения задач

Объяснение и комменти-рование решения задач и выполнение упражнений

6

Характеристика п\г азота. Азот. Аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота и ее соли. Биологическая роль азота. Действие нитратов и аммиака на организм. Применение азота и его соединений в медицине.

2

лекция

Опорный конспект, сводная таблица

Тест

7

Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине. Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.

2

Эвристическая беседа

Схема решения задач

Индивидуальнодифференцированные

карточки

8

Характеристика п\г углерода. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния. Действие оксидов углерода на организм. Применение соединений углерода и кремния в медицине.

2

лекция

Опорный конспект, сводная таблица

Рефераты

9

Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.


2

Урок обобщения и систематизации знаний

Схема решения задач

Инд-диф. карточки, объяснение и комментирование задач учащимися

10

Контрольная работа, тест: «Неметаллы». Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.

2

Урок контроля, лекция

Работа над ошибками,

опорный конспект

Тест контроль, устный опрос

11

Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций). Физические и химические свойства, получение. Биологическая роль. Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Агрессивное действие шелочей на живые ткани. Жесткость воды.


2

Лекция, эвристическая беседа

Опорный конспект

Устный опрос,

рефераты

12

Металлы Р-элементы. Алюминий и его соединения. Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.

2

Лекция, эвристическая беседа

Опорный конспект

Устный опрос

13

Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром). Биологическая роль микроэлементов.

2

Лекция, эвристическая беседа

Опорный конспект

Тест-контроль

14

Выполнение упражнений и решение практических и комбинированных задач.


2

Урок комплек-сного применения знаний, практи-кум

Схема решения задач

Инд. Диф. карточки, объяснение и коммен-тирование задач учащимися

15

Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).

2

Урок-конфе-ренция




Защита исследовательских проектов учащихся

16

Резерв

4













Итого:

34










4

4. Содержание программы.

  1. Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы. Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.

  2. Водород. Получение, свойства. Применение. Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.

  3. Характеристика п\г галогенов. Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм. Соляная кислота и ее соли. Применение хлоридов, бромидов, йодидов в медицинской практике. Кислородные соединения хлора. Действие гипохлоридов.

  4. Характеристика п\г халькогенов. Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2. Зависимость свойств соединений от величины степени окисления серы. Агрессивное действие серной кислоты. 3 Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы. Применение серы в медицине.

  5. Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.

  6. Характеристика п\г азота. Азот. Аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота и ее соли. Биологическая роль азота. Действие нитратов и аммиака на организм. Применение азота и его соединений в медицине.

  7. Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине. Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.

  8. Характеристика п\г углерода. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния. Действие оксидов углерода на организм. Применение соединений углерода и кремния в медицине.

  9. Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.

  10. Контрольная работа, тест: «Неметаллы». Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.

  11. Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций). Физические и химические свойства, получение. Биологическая роль. Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Агрессивное действие шелочей на живые ткани. Жесткость воды.

  12. Металлы P-элементы. Алюминий и его соединения. Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.

  13. Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром). Биологическая роль микроэлементов.

  14. Выполнение упражнений и решение практических и комбинированных задач.

  15. Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).

5. Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

• содержание понятий: «биогенные элементы», «элементы-органогены», «макро-, микроэлементы»

• состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека;

• биологическую роль элементов-органогенов;

• биологическую роль фтора, хлора, брома, йода, кремния, селена;

• физиологическую и патологическую роль некоторых элементов в организме;

• классификацию ионов; 5

• качественные реакции на катионы, анионы;

• основные круговороты биогенных элементов в природе, их взаимное влияние, причины и последствия их нарушения;

• тривиальные названия некоторых неорганических веществ;

• катионы, анионы и лиганды, входящие в состав комплексных соединений организма;

• формулы для решения расчетных задач;

• свойства элементов металлов, неметаллов, а также свойства их соединений;

уметь:

• составлять схемы основных круговоротов биогенных элементов в природе, обосновывать роль каждого в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

• проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в растворах;

• применять вещества по назначению;

• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• решать задачи различной степени сложности: как типовые, так и комплексные (вместе с учителем и самостоятельно);

• оценивать уровень сформированности расчетных умений;

• развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в химии.

6. Учебно-методический комплект

  1. Егоров А.С., Аминова Г.Х.. Химия. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- Ростов на Дону-ООО»Феникс»,2011.

  2. Ершов Ю.А., Попков В.А. и др. общая химия, биофизическая химия, химия биогенных элементов, -М.: Высшая школа,1993.

7. Список литературы

Литература для учащихся.

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. общая химия, -М.:Просвещение, 2006.

  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, -М.:Дрофа, 2004.

  3. Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С., Книжник А.З., Михайличенко Н.И. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. -М.: Высшая школа, 1993. -560 с.

  4. Ершов Ю.А., Плетнева Т.В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. -М.: Медицина, 1989. -272 с.

Литература для учителя.

  1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Теоретические основы, вопросы, задачи, тесты, -М.:Дрофа, 2001.

  2. Авцын А.П., Жаворонков А.А. и др. Микроэлементы человека. -М.: Медицина, 1991. -496 с.

  3. Бингам Ф.Г., Коста М., Эйхенберг Э. И др. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. -М.: Медицина, 1993. -368 с.

  4. Фримантл М. Химия в действии. -М.: Мир, 1991. т.2, 620 с.

6

8. Календарно-тематическое планирование. 11 класс.

Элективный предмет: Химия биогенных элементов.

(1 час в неделю. Всего 34 часа).



п\п

Тема урока

К-во

час

Дата

Корректировка про-ммы

план

факт

1

Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы.


1

02.09.







2

Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.

1

09.09.







3

Водород. Получение, свойства. Применение.


1

16.09.







4

Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.


1

23.09.







5

Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм.



1

30.09.







6

Соляная кислота и ее соли.

Кислородные соединения хлора.

1

14.10.







7

Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2.

1

21.10.







8

Агрессивное действие серной кислоты. Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы.

1

28.10.







9

Составление цепочек превращений.


1

11.11.







10

Решение конкурсных задач.

1

25.11.







11

Азот. Аммиак, соли аммония. Биологическая роль азота.


1

20.12







12

Оксиды азота, азотная кислота и ее соли.

Действие нитратов и аммиака на организм.

1

09.12.







13

Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине.


1

16.12.







14

Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.


1

23.12.







15

Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.


1

30.12.







16

Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния.


1

13.01.







17

Составление цепочек превращений.


1

20.01.







18

Решение конкурсных задач.


1

27.01.







19

Контрольная работа, тест: «Неметаллы».


1

03.02.







20

Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.


1

10.02







21

Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций).


1

17.02.







22

Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Жесткость воды.

1

03.03.







23

Металлы Р-элементы. Алюминий и его соединения.


1

10.03.







24

Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.

1

17.03.







25

Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром).

1

24.03.







26

Биологическая роль микроэлементов.

1

31.03.







27

Выполнение упражнений и решение практических задач.

1

07.04.







28

Решение комбинированных задач.

1

21.04.







29-30

Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).

2

28.04.

05.05.







31

Подготовка к ЕГЭ. Задания части 1 и 2.

1

12.05.







32

Итоговое занятие.

1

19.05.











































8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconТемы к защите рефератов по химии
Химия биогенных элементов s-блока, роль биогенных элементов s-блока и их соединений в живых системах
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconХимические свойства и биологическая роль биогенных элементов”
Общая характеристика, краткие сведения об истории открытия элементов и их распространённости в природе
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка программа разработана на основе Стандарта с...
Логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной...
Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 4 часа в неделю (расширенный профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс»
Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconII. Химия клетки (5 час)
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
С. И., Гольцова Н. Г.) и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка химия 10 класс
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconЗадания предварительного этапа олимпиады школьников по экологии Задание №1
Какие организмы не являются абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода...
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск