Элективный предмет « ХИМИЯ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»
2. Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса 34 часа.
Курс разработан Тарасовой Н.А., учителем химии НОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова
Курс тесно переплетается с базовым курсом химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений.
Отличительной чертой современной медицины является активное внедрение достижений химии в теорию и практику исследования функций живого организма. Поэтому особую роль приобретают знания свойств биогенных элементов, которые служат фундаментом при последующем изучении биоорганической и биологической химии, фармакологии, санитарии, гигиены.
Особенностью курса является изложение принципов, на основе которых химические свойства веществ можно прогнозировать, исходя из строения атома и молекул.
По уровню сложности данный курс выходит за рамки Федерального компонента образовательного стандарта по химии.
Цели и задачи курса:
Развитие интереса к химической науке;
Закрепление, расширение и углубление знаний учащихся о химических веществах, их строении, общих свойствах;
Погружение в профессию;
Активизация изученного материала на межпредметном уровне;
Развитие у учащихся исследовательской деятельности.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Лекция, эвристические беседы, практикумы, уроки комплексного применения знаний, уроки-конференции. Многообразие форм занятий обусловлено сложностью учебного материала и служат для облегчения его усвоения учащимися.
Образовательным продуктом каждого учащегося по данному курсу станет индивидуальный дидактический портфолио ( терминологический словарь, опорный конспекты, сводные таблицы, схемы решения задач).
Программа уплотнена в связи с производственным календарем (праздничные и выходные дни) на 2 часа.
2
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п
| Тема, краткое содержание
| Кол-во
часов
| Форма проведения
| Образователь-ный продукт
| Форма контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы. Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.
| 2
| лекция
| Опорный конспект
| Устный опрос
| 2
| Водород. Получение, свойства. Применение. Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.
| 2
| Эвристическая беседа
| Опорный конспект
| Индивидуальнодифференцированные
карточки
| 3
| Характеристика п\г галогенов. Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм. Соляная кислота и ее соли. Применение хлоридов, бромидов, йодидов в медицинской практике. Кислородные соединения хлора. Действие гипохлоридов.
| 2
| лекция
| Опорный конспект,
Сводная таблица, терминоло-гический
словарь
| Устный опрос
| 4
| Характеристика п\г халькогенов. Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2. Зависимость свойств соединений от величины степени окисления серы. Агрессивное действие серной кислоты. Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы. Применение серы в медицине.
| 2
| лекция
| Опорный конспект, сводная таблица
| Рефераты
| 5
| Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.
| 2
| Урок комплек-сного приме-нения знаний
| Схема решения задач
| Объяснение и комменти-рование решения задач и выполнение упражнений
| 6
| Характеристика п\г азота. Азот. Аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота и ее соли. Биологическая роль азота. Действие нитратов и аммиака на организм. Применение азота и его соединений в медицине.
| 2
| лекция
| Опорный конспект, сводная таблица
| Тест
| 7
| Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине. Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.
| 2
| Эвристическая беседа
| Схема решения задач
| Индивидуальнодифференцированные
карточки
| 8
| Характеристика п\г углерода. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния. Действие оксидов углерода на организм. Применение соединений углерода и кремния в медицине.
| 2
| лекция
| Опорный конспект, сводная таблица
| Рефераты
| 9
| Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.
| 2
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Схема решения задач
| Инд-диф. карточки, объяснение и комментирование задач учащимися
| 10
| Контрольная работа, тест: «Неметаллы». Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.
| 2
| Урок контроля, лекция
| Работа над ошибками,
опорный конспект
| Тест контроль, устный опрос
| 11
| Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций). Физические и химические свойства, получение. Биологическая роль. Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Агрессивное действие шелочей на живые ткани. Жесткость воды.
| 2
| Лекция, эвристическая беседа
| Опорный конспект
| Устный опрос,
рефераты
| 12
| Металлы Р-элементы. Алюминий и его соединения. Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.
| 2
| Лекция, эвристическая беседа
| Опорный конспект
| Устный опрос
| 13
| Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром). Биологическая роль микроэлементов.
| 2
| Лекция, эвристическая беседа
| Опорный конспект
| Тест-контроль
| 14
| Выполнение упражнений и решение практических и комбинированных задач.
| 2
| Урок комплек-сного применения знаний, практи-кум
| Схема решения задач
| Инд. Диф. карточки, объяснение и коммен-тирование задач учащимися
| 15
| Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).
| 2
| Урок-конфе-ренция
|
| Защита исследовательских проектов учащихся
| 16
| Резерв
| 4
|
|
|
|
| Итого:
| 34
|
|
|
| 4
4. Содержание программы.
Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы. Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.
Водород. Получение, свойства. Применение. Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.
Характеристика п\г галогенов. Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм. Соляная кислота и ее соли. Применение хлоридов, бромидов, йодидов в медицинской практике. Кислородные соединения хлора. Действие гипохлоридов.
Характеристика п\г халькогенов. Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2. Зависимость свойств соединений от величины степени окисления серы. Агрессивное действие серной кислоты. 3 Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы. Применение серы в медицине.
Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.
Характеристика п\г азота. Азот. Аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотная кислота и ее соли. Биологическая роль азота. Действие нитратов и аммиака на организм. Применение азота и его соединений в медицине.
Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине. Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.
Характеристика п\г углерода. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния. Действие оксидов углерода на организм. Применение соединений углерода и кремния в медицине.
Составление цепочек превращений. Решение конкурсных задач.
Контрольная работа, тест: «Неметаллы». Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.
Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций). Физические и химические свойства, получение. Биологическая роль. Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Агрессивное действие шелочей на живые ткани. Жесткость воды.
Металлы P-элементы. Алюминий и его соединения. Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.
Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром). Биологическая роль микроэлементов.
Выполнение упражнений и решение практических и комбинированных задач.
Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).
5. Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
• содержание понятий: «биогенные элементы», «элементы-органогены», «макро-, микроэлементы»
• состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека;
• биологическую роль элементов-органогенов;
• биологическую роль фтора, хлора, брома, йода, кремния, селена;
• физиологическую и патологическую роль некоторых элементов в организме;
• классификацию ионов; 5
• качественные реакции на катионы, анионы;
• основные круговороты биогенных элементов в природе, их взаимное влияние, причины и последствия их нарушения;
• тривиальные названия некоторых неорганических веществ;
• катионы, анионы и лиганды, входящие в состав комплексных соединений организма;
• формулы для решения расчетных задач;
• свойства элементов металлов, неметаллов, а также свойства их соединений;
уметь:
• составлять схемы основных круговоротов биогенных элементов в природе, обосновывать роль каждого в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
• проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в растворах;
• применять вещества по назначению;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• решать задачи различной степени сложности: как типовые, так и комплексные (вместе с учителем и самостоятельно);
• оценивать уровень сформированности расчетных умений;
• развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в химии.
6. Учебно-методический комплект
Егоров А.С., Аминова Г.Х.. Химия. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- Ростов на Дону-ООО»Феникс»,2011.
Ершов Ю.А., Попков В.А. и др. общая химия, биофизическая химия, химия биогенных элементов, -М.: Высшая школа,1993.
7. Список литературы
Литература для учащихся.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. общая химия, -М.:Просвещение, 2006.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, -М.:Дрофа, 2004.
Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С., Книжник А.З., Михайличенко Н.И. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. -М.: Высшая школа, 1993. -560 с.
Ершов Ю.А., Плетнева Т.В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. -М.: Медицина, 1989. -272 с.
Литература для учителя.
Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Теоретические основы, вопросы, задачи, тесты, -М.:Дрофа, 2001.
Авцын А.П., Жаворонков А.А. и др. Микроэлементы человека. -М.: Медицина, 1991. -496 с.
Бингам Ф.Г., Коста М., Эйхенберг Э. И др. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. -М.: Медицина, 1993. -368 с.
Фримантл М. Химия в действии. -М.: Мир, 1991. т.2, 620 с.
6
8. Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
Элективный предмет: Химия биогенных элементов.
(1 час в неделю. Всего 34 часа).
№
п\п
| Тема урока
| К-во
час
| Дата
| Корректировка про-ммы
| план
| факт
| 1
| Элементарный состав клетки. Макро - и микроэлементы.
| 1
| 02.09.
|
|
| 2
| Общая характеристика неметаллов. Принципы прогнозирования свойств неметаллов и их соединений.
| 1
| 09.09.
|
|
| 3
| Водород. Получение, свойства. Применение.
| 1
| 16.09.
|
|
| 4
| Вода. Особенности физических и химических свойств. Биологическая роль воды.
| 1
| 23.09.
|
|
| 5
| Хлор. Его получение, свойства, применение. Агрессивное действие на организм.
| 1
| 30.09.
|
|
| 6
| Соляная кислота и ее соли.
Кислородные соединения хлора.
| 1
| 14.10.
|
|
| 7
| Кислород, сера. Получение, свойства, аллотропия. Соединения серы со степенью +4,+6, -2.
| 1
| 21.10.
|
|
| 8
| Агрессивное действие серной кислоты. Токсическое действие сероводорода. Биологическая роль кислорода и серы.
| 1
| 28.10.
|
|
| 9
| Составление цепочек превращений.
| 1
| 11.11.
|
|
| 10
| Решение конкурсных задач.
| 1
| 25.11.
|
|
| 11
| Азот. Аммиак, соли аммония. Биологическая роль азота.
| 1
| 20.12
|
|
| 12
| Оксиды азота, азотная кислота и ее соли.
Действие нитратов и аммиака на организм.
| 1
| 09.12.
|
|
| 13
| Фосфор. Соединения фосфора. Биологическая роль и применение в медицине.
| 1
| 16.12.
|
|
| 14
| Выполнение упражнений и решение конкурсных задач.
| 1
| 23.12.
|
|
| 15
| Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.
| 1
| 30.12.
|
|
| 16
| Кремний. Соединения кремния. Биологическая роль углерода и кремния.
| 1
| 13.01.
|
|
| 17
| Составление цепочек превращений.
| 1
| 20.01.
|
|
| 18
| Решение конкурсных задач.
| 1
| 27.01.
|
|
| 19
| Контрольная работа, тест: «Неметаллы».
| 1
| 03.02.
|
|
| 20
| Общая характеристика металлов. Принципы прогнозирования их свойств.
| 1
| 10.02
|
|
| 21
| Металлы S–элементы (натрий, калий, кальций).
| 1
| 17.02.
|
|
| 22
| Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в медицине. Жесткость воды.
| 1
| 03.03.
|
|
| 23
| Металлы Р-элементы. Алюминий и его соединения.
| 1
| 10.03.
|
|
| 24
| Применение соединений алюминия в медицине и санитарно-гигиенической практике.
| 1
| 17.03.
|
|
| 25
| Металлы D-элементы (железо, медь, цинк, хром).
| 1
| 24.03.
|
|
| 26
| Биологическая роль микроэлементов.
| 1
| 31.03.
|
|
| 27
| Выполнение упражнений и решение практических задач.
| 1
| 07.04.
|
|
| 28
| Решение комбинированных задач.
| 1
| 21.04.
|
|
| 29-30
| Биологическая роль элементов и использование их соединений в медицинской практике. (защита исследовательских проектов).
| 2
| 28.04.
05.05.
|
|
| 31
| Подготовка к ЕГЭ. Задания части 1 и 2.
| 1
| 12.05.
|
|
| 32
| Итоговое занятие.
| 1
| 19.05.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |