Скачать 94.49 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) ________________________________ «___» _________________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.В.02.2 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ СИБИРИ 1. Цели и задачи дисциплины: Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных. Задачи: Изучить: правила сбора и хранения лекарственного сырья, способы приготовления простых лекарственных препаратов, конкретные виды растений: а) особенности морфологического строения; б) особенности химического состава; в) экологические особенности; г) распространение; д) использование в народной и научной медицине; е) необходимость охраны. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины: 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:
4.2. Содержание разделов дисциплины: 4.2.1. Химический состав лекарственных растений. История использования лекарственных растений. Работы Гиппократа, Теофраста, Галена, Авиценны. Использование лекарственных растений в России. Действующие, сопутствующие и балластные соединения. Основные классы действующих химических веществ: алкалоиды, гликозиды, гликоалколоиды, горечи, дубильные вещества, флавоноиды, витамины, органические кислоты, фитонциды, эфирные масла, минеральные соли, слизи. 4.2.2. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Общие правила сбора лекарственного сырья. Правила сбора отдельных частей лекарственных растений. Условия сушки лекарственного сырья. Правила и сроки хранения лекарственного сырья. 4.2.3. Способы приготовления простых лекарственных препаратов. Понятие о химических и галеновых препаратах. Приготовление различных препаратов из растений. Условия хранения полученных препаратов. 4.2.4. Характеристика лекарственных растений. Систематическое положение, ботаническая характеристика, сведения о местообитании и распространении, химический состав, сроки сбора и действие на организм человека, животных важнейших лекарственных растений по их лечебному применению: сердечно-сосудистые; при гипертонической болезни; тонизирующие и адаптивные; успокаивающие; при туберкулезе легких; при нарушении обмена веществ; при диабете; антиаллергены; противоопухолевые; противолучевые; противоалкогольные и антинаркотические; инсектицидные. 4.2.5. Рациональное использование лекарственных растений и их охрана. Основные правила заготовки лекарственного сырья. Интродукция лекарственных растений. Генные банки лекарственных растений. Рациональная переработка лекарственного сырья. Роль заказников, заповедников, национальных парков в охране лекарственных растений. 5. Лабораторный практикум:
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Методические разработки по лабораторным работам. Тестовые задания, терминологические диктанты. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Специализированная аудитория ботаники и основ сельского хозяйства. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины: 8.1. Методические рекомендации преподавателю: Дисциплина изучается в 9 семестре, в связи с этим при характеристике конкретных видов лекарственных растений, необходимо вначале вспомнить их морфологические особенности, экологию и распространение (материал, изучаемый в четвертом семестре); основное же внимание необходимо уделить химическому составу, срокам сбора и применению в народной и научной медицине. Обратить также внимание на материал, посвященный рациональному использованию лекарственных растений и их охране. Перед лабораторным практикумом со студентами необходимо провести «Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте». Промежуточный срез знаний проводится письменно (самостоятельные работы). Итоговый контроль знаний – зачет. В течение изучения курса студенты могут выполнять рефераты. 8.2. Методические указания для студентов 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:
8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102.65 «Биология». Программу составила: к.б.н., доцент кафедры ботаники ______________ Порохина Е.В. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ботаники протокол № 1 от 31 августа 2008 года. Зав. кафедрой ботаники _____________________ Дырин В.А. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № 1 от 12 сентября 2008 года. Председатель методической комиссии биолого-химического факультета ________________________ И.А. Шабанова Согласовано: Декан БХФ _____________________ Минич А.С. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... |