Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю





Скачать 338.91 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю
страница1/4
Дата публикации30.06.2015
Размер338.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР

_____________________________

«_____» ________________ 20__ г.

Рабочая программа дисциплины

на основе модульной технологии обучения

БИОКАТАЛИЗ И БИОКАТАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Направление подготовки: 240700.62 - Биотехнология

Профиль подготовки: биотехнология
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная


Орел 2014 год
Составитель: __________ ассистент Дедков В.Н. «__» __________2014.

Рецензент: ____________ «__» __________2014г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки биотехнология.

Программа обсуждена на заседании кафедры биотехнологии протокол № __ от « __» ______ 2014г.
Зав. кафедрой: _____________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины протокол №__ от « __» ________ 201__ г.
Декан факультета __________________ д.б.н., проф. Масалов В.Н. «__» __________2014г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки Биотехнология

протокол №____ от «____» __________201__г.

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки Биотехнология

_________________________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г.
Заведующий выпускающей кафедрой:______________д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» _____2014г.
Директор научной библиотеки ____________________ Ишханова Е.В. «__» _____2014г.


Оглавление

Введение

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)……………………………………………………....4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………………….5

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………….................................................................................5

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………...6

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………………………………6

4.2. Разделы дисциплин и виды занятий…………………………………………………………….7

4.3. Тематический план лекций……………………………………………………………………….8

4.4. Лабораторный практикум………………………………………………………………………...8

4.5.Самостоятельная работа студентов……………………………………………………………...9

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………………………………9

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): .................................................................................................................................................9

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………………………………………………13

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………...................13

9. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………………………….………...13

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)………………………………………………………………..14

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………………..14
Введение

Ферменты являются биологическим катализатором белковой природы, ускоряющим химические реакции в живых организмов и вне их. Ферменты обладают уникальными свойствами, которые отличают их от обычных органических катализаторов. Это, прежде всего, необычно высокая каталитическая активность. Другое важнейшее свойство ферментов - это избирательность их действия.

Ферменты играют немаловажную роль в проведении многих технологических процессов. Ферменты высокого качества позволяют улучшить технологию, сократить затраты и даже получить новые продукты. В настоящее время ферменты применяются более чем в 25 отраслях промышленности: это и пищевая промышленность, и фармацевтическая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, а так же в сельском хозяйстве.

Целью освоения дисциплины является овладение теоретическими основами биокатализа, а так же теоретическими основами физико-химических методов, используемых для изучения механизмов действия ферментов.

Задачи изучения дисциплины:

  • Изучить особенности ферментативного катализа и влияние изменений активной реакции внутренних сред организма на активность ферментов.

  • Объяснить особенности действия активаторов и ингибиторов ферментов и их роль в регуляции обмена веществ.

  • Выявить роль витаминов и минеральных элементов в образовании активных центров ферментов, использовать эти знания для объяснения роли витаминов и минеральных веществ при мышечной деятельности.

Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов введена для изучения курса «Биокатализ и биокаталитические технологии» с целью активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности. Основа модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается зачетом.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).

Изучение дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

Общекультурные (ОК)

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

Профессиональные (ПК)

- владеть основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области (ПК-7);

- применять полученные знания, умения и навыки для реализации и управления биотехнологическими процессами (ПК-16);

При изучении дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» происходит изучение преимуществ микробных синтезов, подходов к их реализации; освоение теоретических основ ферментативной кинетики; изучение возможных путей применения иммобилизованных ферментов и клеток в биотехнологическом производстве.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Место дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» в структуре ООП бакалавриата: Б2.ДВ2, математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору студента.

Дисциплина адресована студентам третьего курса бакалавриата по направлению биотехнология.

Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены следующие разделы: общие представления и биологическая роль ферментов, номенклатура ферментов, класификация ферментов, коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования, механизм действия ферментов, кинетика и термодинамика ферментативных реакций.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Таблица 1 - Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы или 72 часа.


Виды учебной нагрузки

Всего

часов

Семестр 6

Аудиторные занятия (всего)

в том числе:

36

36

Лекции

12

12

из них:

активные формы обучения


4


4

Лабораторные работы (ЛР)

24

24

из них:

активные формы обучения


8


8

Самостоятельная работа

36

36

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость, час/зач. ед

72/2

72/2

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.

4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 2 - Содержание модулей и разделов дисциплины

Семестр 4

(количество модулей 2)

Модуль I «Ферменты – биологические катализаторы»

Цель: получение студентами основных научно-практических знаний в области биокатализа.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-7, ПК-7, ПК-16



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

Аудиторная (контактная) работа

СРС

1

Общие представления и биологическая роль ферментов

История изучения ферментативных реакций. Понятие о науке "Биокатализ". Что такое ферменты; область применения ферментов; проблемы и перспективы. Ферменты-биологические катализаторы. Основные физико-химические факторы, обеспечивающие ускорение ферментативных реакций (в сравнении с реакциями, протекающими без участия ферментов). Основные отличия ферментативного и химического катализа (специфичность действия

и эффективность реакций).

Уровни организации белковых молекул ферментов: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка. Общие закономерности

формирования активного центра: аминокислотные остатки, входящие в активные центры ферментов, принципы их взаимодействия между собой и со структурными элементами субстратов. Роль гидрофобных и электростатических контактов, водородных связей и ван дер Ваальсовых сил в обеспечении специфичности действия ферментов.

2

Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования


Закономерности функционирования основных кофакторов и коферментов: пиридоксальзависимый катализ, тиаминпирофосфат, NAD и его производные, пиримидиновые и пуриновые нуклеотиды и т. д. Механизмы

ферментативных реакций с участием указанных выше коферментов.

Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Роль металлов в катализе. Макроэргические соединения и их роль в биологических процессах.

Модуль II «Химическая кинетика и механизм действия ферментов»

Цель: освоение студентами знаний о механизме действия и химической кинетике ферментативных реакций

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-7, ПК-7, ПК-16

1

Механизм действия ферментов

Общие закономерности в механизмах действия ферментов. Узнавание ферментами протяженных молекул ДНК, полисахаридов и т. д. Специфичность действия ферментов.

Роль большого числа слабых аддитивных неспецифических взаимодействий протяженных лигандов с ферментами в обеспечении высокого сродства таких лигандов. Роль специфических взаимодействий между ферментами и протяженными лигандами в обеспечении сродства и специфичности действия ферментов. Роль стадий адаптации (конформационной подгонки) структур фермента и протяженного лиганда.

2

Кинетика и термодинамика ферментативных реакций.

Кинетика ферментативных реакций. Понятие о величинах констант Михаэлиса (КМ) и максимальных скоростей. Уравнение Михаэлиса-Ментена и границы его применимости. Понятие о величинах констант диссоциации (Кd) фермент-субстратных комплексов. Соотношение величин КМ и Кd, характеризующих взаимодействие ферментов с субстратами. Скорость. Объем. Количество энергии. Изменение энергии в ходе химической активации.

Понятие об основных кинетических факторах каталитических процессов. Подходы к анализу одно, двух и многосубстратных ферментов. Экспериментальные

методы определения термодинамических и кинетических параметров, характеризующих ферментативные процессы. Границы применимости методов стационарной кинетики и понятие о нестационарной кинетике. Экспериментальные методы анализа скоростей быстрых реакций. Условия анализа реакций с помощью подходов

нестационарной кинетики; уравнения для описания нестационарного режима реакций. Примеры применения методов нестационарной кинетики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск