МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
-
| УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР
_____________________________
«_____» ________________ 20__ г.
| Рабочая программа дисциплины
на основе модульной технологии обучения
БИОКАТАЛИЗ И БИОКАТАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки: 240700.62 - Биотехнология
Профиль подготовки: биотехнология Квалификация: бакалавр Форма обучения: очная
Орел 2014 год Составитель: __________ ассистент Дедков В.Н. «__» __________2014.
Рецензент: ____________ «__» __________2014г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки биотехнология.
Программа обсуждена на заседании кафедры биотехнологии протокол № __ от « __» ______ 2014г. Зав. кафедрой: _____________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины протокол №__ от « __» ________ 201__ г. Декан факультета __________________ д.б.н., проф. Масалов В.Н. «__» __________2014г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки Биотехнология
протокол №____ от «____» __________201__г.
Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки Биотехнология
_________________________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г. Заведующий выпускающей кафедрой:______________д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» _____2014г. Директор научной библиотеки ____________________ Ишханова Е.В. «__» _____2014г.
Оглавление
Введение
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)……………………………………………………....4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………………….5
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………….................................................................................5
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………...6
4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………………………………6
4.2. Разделы дисциплин и виды занятий…………………………………………………………….7
4.3. Тематический план лекций……………………………………………………………………….8
4.4. Лабораторный практикум………………………………………………………………………...8
4.5.Самостоятельная работа студентов……………………………………………………………...9
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………………………………9
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): .................................................................................................................................................9
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………………………………………………13
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………...................13
9. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………………………….………...13
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)………………………………………………………………..14
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………………..14 Введение
Ферменты являются биологическим катализатором белковой природы, ускоряющим химические реакции в живых организмов и вне их. Ферменты обладают уникальными свойствами, которые отличают их от обычных органических катализаторов. Это, прежде всего, необычно высокая каталитическая активность. Другое важнейшее свойство ферментов - это избирательность их действия.
Ферменты играют немаловажную роль в проведении многих технологических процессов. Ферменты высокого качества позволяют улучшить технологию, сократить затраты и даже получить новые продукты. В настоящее время ферменты применяются более чем в 25 отраслях промышленности: это и пищевая промышленность, и фармацевтическая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, а так же в сельском хозяйстве.
Целью освоения дисциплины является овладение теоретическими основами биокатализа, а так же теоретическими основами физико-химических методов, используемых для изучения механизмов действия ферментов.
Задачи изучения дисциплины:
Изучить особенности ферментативного катализа и влияние изменений активной реакции внутренних сред организма на активность ферментов.
Объяснить особенности действия активаторов и ингибиторов ферментов и их роль в регуляции обмена веществ.
Выявить роль витаминов и минеральных элементов в образовании активных центров ферментов, использовать эти знания для объяснения роли витаминов и минеральных веществ при мышечной деятельности.
Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов введена для изучения курса «Биокатализ и биокаталитические технологии» с целью активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности. Основа модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации преподавателя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается зачетом.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).
Изучение дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» направлено на формирование у студентов следующих компетенций:
Общекультурные (ОК)
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);
Профессиональные (ПК)
- владеть основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области (ПК-7);
- применять полученные знания, умения и навыки для реализации и управления биотехнологическими процессами (ПК-16);
При изучении дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» происходит изучение преимуществ микробных синтезов, подходов к их реализации; освоение теоретических основ ферментативной кинетики; изучение возможных путей применения иммобилизованных ферментов и клеток в биотехнологическом производстве. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Место дисциплины «Биокатализ и биокаталитические технологии» в структуре ООП бакалавриата: Б2.ДВ2, математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору студента.
Дисциплина адресована студентам третьего курса бакалавриата по направлению биотехнология.
Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены следующие разделы: общие представления и биологическая роль ферментов, номенклатура ферментов, класификация ферментов, коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования, механизм действия ферментов, кинетика и термодинамика ферментативных реакций. 3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Таблица 1 - Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы или 72 часа.
Виды учебной нагрузки
| Всего
часов
| Семестр 6
| Аудиторные занятия (всего)
в том числе:
| 36
| 36
| Лекции
| 12
| 12
| из них:
активные формы обучения
|
4
|
4
| Лабораторные работы (ЛР)
| 24
| 24
| из них:
активные формы обучения
|
8
|
8
| Самостоятельная работа
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
| Общая трудоемкость, час/зач. ед
| 72/2
| 72/2
| 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.
4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины
Таблица 2 - Содержание модулей и разделов дисциплины Семестр 4
(количество модулей 2)
| Модуль I «Ферменты – биологические катализаторы»
Цель: получение студентами основных научно-практических знаний в области биокатализа.
В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-7, ПК-7, ПК-16
| №
п/п
| Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.
| Содержание раздела
| Аудиторная (контактная) работа
| СРС
| 1
| Общие представления и биологическая роль ферментов
| История изучения ферментативных реакций. Понятие о науке "Биокатализ". Что такое ферменты; область применения ферментов; проблемы и перспективы. Ферменты-биологические катализаторы. Основные физико-химические факторы, обеспечивающие ускорение ферментативных реакций (в сравнении с реакциями, протекающими без участия ферментов). Основные отличия ферментативного и химического катализа (специфичность действия
и эффективность реакций).
| Уровни организации белковых молекул ферментов: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка. Общие закономерности
формирования активного центра: аминокислотные остатки, входящие в активные центры ферментов, принципы их взаимодействия между собой и со структурными элементами субстратов. Роль гидрофобных и электростатических контактов, водородных связей и ван дер Ваальсовых сил в обеспечении специфичности действия ферментов.
| 2
| Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования
| Закономерности функционирования основных кофакторов и коферментов: пиридоксальзависимый катализ, тиаминпирофосфат, NAD и его производные, пиримидиновые и пуриновые нуклеотиды и т. д. Механизмы
ферментативных реакций с участием указанных выше коферментов.
| Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Роль металлов в катализе. Макроэргические соединения и их роль в биологических процессах.
| Модуль II «Химическая кинетика и механизм действия ферментов»
Цель: освоение студентами знаний о механизме действия и химической кинетике ферментативных реакций
В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-7, ПК-7, ПК-16
| 1
| Механизм действия ферментов
| Общие закономерности в механизмах действия ферментов. Узнавание ферментами протяженных молекул ДНК, полисахаридов и т. д. Специфичность действия ферментов.
| Роль большого числа слабых аддитивных неспецифических взаимодействий протяженных лигандов с ферментами в обеспечении высокого сродства таких лигандов. Роль специфических взаимодействий между ферментами и протяженными лигандами в обеспечении сродства и специфичности действия ферментов. Роль стадий адаптации (конформационной подгонки) структур фермента и протяженного лиганда.
| 2
| Кинетика и термодинамика ферментативных реакций.
| Кинетика ферментативных реакций. Понятие о величинах констант Михаэлиса (КМ) и максимальных скоростей. Уравнение Михаэлиса-Ментена и границы его применимости. Понятие о величинах констант диссоциации (Кd) фермент-субстратных комплексов. Соотношение величин КМ и Кd, характеризующих взаимодействие ферментов с субстратами. Скорость. Объем. Количество энергии. Изменение энергии в ходе химической активации.
| Понятие об основных кинетических факторах каталитических процессов. Подходы к анализу одно, двух и многосубстратных ферментов. Экспериментальные
методы определения термодинамических и кинетических параметров, характеризующих ферментативные процессы. Границы применимости методов стационарной кинетики и понятие о нестационарной кинетике. Экспериментальные методы анализа скоростей быстрых реакций. Условия анализа реакций с помощью подходов
нестационарной кинетики; уравнения для описания нестационарного режима реакций. Примеры применения методов нестационарной кинетики.
| |