Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур





Скачать 497.23 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур
страница1/5
Дата публикации30.06.2015
Размер497.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР

_____________________________

«_____» ________________ 20__ г.


Рабочая программа дисциплины

на основе модульной технологии обучения

БИОКАТАЛИЗ И НАНОТЕХНОЛОГИИ


Направление подготовки: 240700.68 - Биотехнология

Профиль подготовки: биотехнология
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная

Орел 2014 год
Составитель: __________ ассистент Дедков В.Н. «__» __________2014г.

Рецензент: __________ «__» __________2014г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки биотехнология.

Программа обсуждена на заседании кафедры биотехнологии протокол № __ от « __» ______ 2014г.
Зав. кафедрой: _____________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины протокол №__ от « __» ________ 201__ г.
Декан факультета __________________ д.б.н., проф. Масалов В.Н. «__» __________2014г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки Биотехнология

протокол №____ от «____» __________201__г.

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки Биотехнология

_________________________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________2014г.
Заведующий выпускающей кафедрой:______________д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» _____2014г.
Директор научной библиотеки ___________________ Ишханова Е.В. «__» _________2014г.


Оглавление

Введение

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)……………………………………………………....4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………………….5

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………….................................................................................5

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………...6

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………………………………6

4.2. Разделы дисциплин и виды занятий…………………………………………………………….7

4.3. Тематический план лекций……………………………………………………………………….8

4.4. Лабораторный практикум………………………………………………………………………...8

4.5.Самостоятельная работа студентов……………………………………………………………...9

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………………………………9

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): .................................................................................................................................................9

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………………………………………………13

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………...................13

9. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………………………….………...13

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)………………………………………………………………..14

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………………..14

Введение

Ферменты являются биологическим катализатором белковой природы, ускоряющим химические реакции в живых организмов и вне их. Ферменты обладают уникальными свойствами, которые отличают их от обычных органических катализаторов. Это, прежде всего, необычно высокая каталитическая активность. Другое важнейшее свойство ферментов - это избирательность их действия.

Ферменты играют немаловажную роль в проведении многих технологических процессов. Ферменты высокого качества позволяют улучшить технологию, сократить затраты и даже получить новые продукты. В настоящее время ферменты применяются более чем в 25 отраслях промышленности: это и пищевая промышленность, и фармацевтическая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, а так же в сельском хозяйстве.

Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

Практический аспект нанотехнологий включает в себя производство устройств и их компонентов, необходимых для создания, обработки и манипуляции атомами, молекулами и наночастицами. Подразумевается, что не обязательно объект должен обладать хоть одним линейным размером менее 100 нм — это могут быть макрообъекты, атомарная структура которых контролируемо создаётся с разрешением на уровне отдельных атомов, либо же содержащие в себе нанообъекты. В более широком смысле этот термин охватывает также методы диагностики, характерологии и исследований таких объектов.

Целями освоения дисциплины являются:

  • овладение теоретическими основами биокатализа, а так же теоретическими основами физико-химических методов, используемых для изучения механизмов действия ферментов;

  • формирование у студентов знаний и умений в решении профессиональных задач в области перспективных разработок и материалов нанотехнологий и методах их диагностики, в качестве основы для изучения других спецкурсов данной специализации.

Задачи изучения дисциплины:

  • изучить особенности ферментативного катализа и влияние изменений активной реакции внутренних сред организма на активность ферментов;

  • объяснить особенности действия активаторов и ингибиторов ферментов и их роль в регуляции обмена веществ;

  • выявить роль витаминов и минеральных элементов в образовании активных центров ферментов, использовать эти знания для объяснения роли витаминов и минеральных веществ при мышечной деятельности;

  • сформировать у студентов целостное представление об основных постулатах нанотехнологии, материалах наносистемной техники, методах диагностики нанообъектов и наносистем, основах наноиндустрии, размерных и функциональных свойствах нанообъектов нанотехнологии.

Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов введена для изучения курса «Биокатализ и нанотехнологии» с целью активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности. Основа модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается экзаменом.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).

Изучение дисциплины «Биокатализ и нанотехнологии» направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

Общекультурные (ОК)

- обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-2)

Профессиональные (ПК)

- способностью к профессиональной эксплуатации современного биотехнологического оборудования и научных приборов в соответствии с направлением подготовки (ПК- 1);

При изучении дисциплины «Биокатализ и нанотехнологии» происходит изучение преимуществ микробных синтезов, подходов к их реализации; освоение теоретических основ ферментативной кинетики; изучение возможных путей применения иммобилизованных ферментов и клеток в биотехнологическом производстве.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Место дисциплины «Биокатализ и нанотехнологии» в структуре ООП магистратуры: СД(М).Р.4.

Дисциплина адресована студентам первого курса магистратуры по направлению биотехнология.

Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены следующие разделы: общие представления и биологическая роль ферментов; номенклатура ферментов, класификация ферментов, коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования; механизм действия ферментов; кинетика и термодинамика ферментативных реакций; нанобиотехнология, общая структура нанобиотехнологии в соответствии со сферами применения; наноматериалы и нанопродукты, развитие терминологических стандартов; нанотехнологии в медицине, в сельском хозяйстве; перспективы, потенциальные опасности, эстетические аспекты нанотехнологии.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Таблица 1 - Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы или 144 часа.


Виды учебной нагрузки

Всего

часов

Семестр 2

Аудиторные занятия (всего)

в том числе:

72

72

Лекции

24

24

из них:

активные формы обучения


8


8

Лабораторные работы (ЛР)

48

48

из них:

активные формы обучения


16


16

Самостоятельная работа

72

72

Вид промежуточной аттестации

экзамен

Общая трудоемкость, час/зач. ед

144/4

144/4


4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.

4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 2 - Содержание модулей и разделов дисциплины

Семестр 2

(количество модулей 2)

Модуль I «Ферменты – биологические катализаторы»

Цель: получение студентами основных научно-практических знаний в области биокатализа, а также о механизме действия и химической кинетике ферментативных реакций

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-2, ПК-1



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

Аудиторная (контактная) работа

СРС

1

Общие представления и биологическая роль ферментов

История изучения ферментативных реакций. Понятие о науке "Биокатализ". Что такое ферменты; область применения ферментов; проблемы и перспективы. Ферменты-биологические катализаторы. Основные физико-химические факторы, обеспечивающие ускорение ферментативных реакций (в сравнении с реакциями, протекающими без участия ферментов). Основные отличия ферментативного и химического катализа (специфичность действия

и эффективность реакций).

Уровни организации белковых молекул ферментов: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка. Общие закономерности

формирования активного центра: аминокислотные остатки, входящие в активные центры ферментов, принципы их взаимодействия между собой и со структурными элементами субстратов. Роль гидрофобных и электростатических контактов, водородных связей и ван дер Ваальсовых сил в обеспечении специфичности действия ферментов.

2

Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Коферменты, кофакторы и простетические группы, их классификация и физико-химические основы функционирования


Закономерности функционирования основных кофакторов и коферментов: пиридоксальзависимый катализ, тиаминпирофосфат, NAD и его производные, пиримидиновые и пуриновые нуклеотиды и т. д. Механизмы

ферментативных реакций с участием указанных выше коферментов.

Номенклатура ферментов. Класификация ферментов. Роль металлов в катализе. Макроэргические соединения и их роль в биологических процессах.

3

Механизм действия ферментов

Общие закономерности в механизмах действия ферментов. Узнавание ферментами протяженных молекул ДНК, полисахаридов и т. д. Специфичность действия ферментов.

Роль большого числа слабых аддитивных неспецифических взаимодействий протяженных лигандов с ферментами в обеспечении высокого сродства таких лигандов. Роль специфических взаимодействий между ферментами и протяженными лигандами в обеспечении сродства и специфичности действия ферментов. Роль стадий адаптации (конформационной подгонки) структур фермента и протяженного лиганда.

4

Кинетика и термодинамика ферментативных реакций.

Кинетика ферментативных реакций. Понятие о величинах констант Михаэлиса (КМ) и максимальных скоростей. Уравнение Михаэлиса-Ментена и границы его применимости. Понятие о величинах констант диссоциации (Кd) фермент-субстратных комплексов. Соотношение величин КМ и Кd, характеризующих взаимодействие ферментов с субстратами. Скорость. Объем. Количество энергии. Изменение энергии в ходе химической активации.

Понятие об основных кинетических факторах каталитических процессов. Подходы к анализу одно, двух и многосубстратных ферментов. Экспериментальные

методы определения термодинамических и кинетических параметров, характеризующих ферментативные процессы. Границы применимости методов стационарной кинетики и понятие о нестационарной кинетике. Экспериментальные методы анализа скоростей быстрых реакций. Условия анализа реакций с помощью подходов

нестационарной кинетики; уравнения для описания нестационарного режима реакций. Примеры применения методов нестационарной кинетики.

Модуль II «Нанобиотехнология. Общая структура»

Цель: приобретение теоретических знаний, необходимых для освоения междисциплинарных научно-технических знаний, основанных на средствах и методах биотехнологии и нанотехнологии, занимающийся изучением и воздействием объектов нанодиапозона на биологические объекты с целью создания и производства полезных для человека продуктов, технологий и процессов.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-2, ПК-1

1

Нанобиотехнология. Общая структура нанобиотехнологии в соответствии со сферами применения.

В начале 21 века нанобиотехнология имеет междисциплмнарный характер, который основан, на комплексе знаний биотехнологий (из которых наиболее выделяется молекулярная биология) и нанотехнологий. Нанобиотехнология имеет три сформировавшихся направления: наномедицина, биомиметика и разработка методов и способов привнесения исскуственных наноразмерных частиц, различных материалов и интерфейсов в живые системы. Технология типа от нано к био, биокомпозиты.

Перспективы будущего развития нанобиотехнологии. Принципиальная возможность объединения биологических и электронных компонентов.

2

Наноматериалы и нанопродукты. Развитие терминологических стандартов.

Нанотехнологии позволяют изготовлять полупроводниковые элементы с точностью размеров до 35-100 нм. Этот диапазон размеров представляет существенный интерес для применения новых принципов и методов производства, поскольку включает в себя различные технологии, связанные с углеродными нанотрубками и возможной «самоорганизацией атомов». Природные наносистемы. Биомолекулярные наночастицы. ДНК, белки, полисахариды, молекулярные ансамбли. Активный центр фермента - самоорганизующаяся и высокоорганизованная функциональная наночастица. Наноструктуры, образуемые липидами (монослои, мицеллы, липосомы). Возможность использования полисахаридов в качестве нанобиоматериалов.

Проблемы внедрения нанотехнологии в промышленное производство.

3

Нанотехнологии в медицине, в сельском хозяйстве.

Рациональное внедрение нанотехнологических методов и материалов при манипуляции с биологическими системами, а также в разработке биосовместимых поверхностей раздела, направленной доставки лекарственных препаратов внутри организма. Фармакалогия. Обеспечение стабильного и достаточного уровня производства продуктов питания, увеличения площади посевов и повышение урожайности с\х культур. Потенциал генной технологии. Медицина и фармакология, точная механика и оптика.

Наноразмерные биодатчики, наноструктурные биокатализаторы, применение ДНК-чипов.

4

Перспективы. Потенциальные опасности. Эстетические аспекты нанотехнологии.

Перспективы связанные с историческим развитием и современным применением нанотехнологии в различных областях - электронике, медицине, биотехнологии, точной механике и оптике, автомобильной индустрии, энергетике. Социоэкономические последствия и этические аспекты внедрения нанотехнологии в жизнь современного общества.

Применение нанотехнологии в медицине, оптике, электронике, биотехнологии.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск