Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине





НазваниеУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине
страница1/21
Дата публикации12.08.2015
Размер1.97 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Структура учебно-методического комплекса дисциплины

  1. Рабочая учебная программа

Приложение № 1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий;

Приложение № 2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине;

Приложение №3 Методические рекомендации для студентов по дисциплине;

Приложение №4 « Фонд оценочных средств»




  1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов современных,

систематизированных

знаний о химических явлениях и процессах, основных законах и

понятиях неорганической

химии, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения

медико–биологических дисциплин и в будущей работе врача.

Задачами дисциплины являются:

  • формировать системные знания об основных закономерностя

  • строения неорганических соединений, их биологической роли,

  • типах химической связи, термодинамических системах и их

  • свойствах, свойствах растворов и закономерностях протекания

  • в них реакций (в том числе и в биологических системах);

  • формировать знание о роли и месте неорганической химии в

  • структуре естественно – научных и медико – биологических дисциплин;

  • формировать навыки организации и проведения самостоятельных

  • исследований;

  • формировать навыки работы с научной литературой;

  • научить использовать знания по предмету в практической деятельности.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению подготовки «Медицинская биохимия». Дисциплина

«Неорганическая химия» относится к естественно – научному и

математическому циклу дисциплин по специальности «Медицинская биохимия»

высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом семестре.

Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины

«Неорганическая химия» связаны с предшествующей подготовкой по математике,

физике, информатике, биологии, философии.

Освоение дисциплины необходимо для дальнейшего освоения следующих

дисциплин: биологии, биохимии, биофизики, общей патологии, фармакологии.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины:

ПК-1 Способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих

в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты

естественнонаучных исследований, совершенствовать свои профессиональные знания

и навыки

ПК-24 Способен и готов прогнозировать направление и результат физико–

химических процессов и явлений, химических превращений биологических важных

веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, решать

ситуационные задачи, моделирующие физико–химические процессы протекающие

в живом организме

ПК-26 Способен и готов работать на персональных компьютерах, использовать

основные пакеты программ, в том числе по обработке экспериментальных

и клинико – диагностических данных биохимических и медико–генетических

исследований

ПК-28 Способен и готов проводить аналитическую работу с информацией–

учебной, научной, нормативно справочной литературой и другими источниками.


В результате освоения дисциплин студент должен:

Знать:

  1. различные способы выражения концентрации растворов;

  2. современные представления о строении атома, видах химической связи, строении и свойствах комплексных соединений, окислительно – восстановительных реакциях;

  3. основные законы термохимии, термодинамики, кинетики;

  4. классификацию растворов, способы выражения их концентрации;

  5. свойства буферных растворов и механизм их действия;

  6. свойства наиболее важных S, p, d – элементов и их соединений, применение их в медицинской практике;

  7. правила работы в химической лаборатории.


Уметь:

  1. -готовить растворы заданной концентрации;

  2. -титровать растворы;

  3. -работать с химической посудой;

  4. -пользоваться технохимическими и аналитическими весами;

  5. -пользоваться горелкой;

  6. -проводить простейшие количественные и качественные исследования;

  7. -пользоваться методами статистической обработки данных эксперимента;

  8. -производить расчёты: массы вещества по данным титриметрического анализа, стандартной энтальпии реакции, стандартной энергии Гиббса реакции, константы химического равновесия, равновесных и исходных концентраций, рН и рОН сильных и слабых электролитов, рН буферных растворов;

  9. -составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций(ОВР);

  10. -прогнозировать направление ОВР;

  11. - прогнозировать свойства неорганических соединений с учетом положения составляющих их элементов в периодической системе Д.И. Менделеева.

Владеть:

- техникой постановки простейшего эксперимента


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

4

Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы

5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики

8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией

ПК -№

Профессиональные компетенции

2

Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

5

Способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований

9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами

11

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

96

1

В том числе







Лекции (л)

32

1

Практические занятия (ПЗ)




1

Лабораторные работы (ЛР)

64

1

Самостоятельная работа (всего)

48

1

В том числе







Реферат

24

1

Другие виды самостоятельной работы

24

1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

Экзамен

Общая трудоемкость (час.)

часы


180











5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины



№ п/п

Название раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1

Введение

Предмет, задачи и методы общей и неорганической химии, ее место в системе естественных наук, значение для развития медицины и биологии. Основные законы, положения и понятия общей и неорганической химии. Основные способы выражения концентраций растворов. Эквивалент, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента. Способы выражения концентрации растворов. Техника безопасности и правила работы в лабораториях химического профиля.

2

Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций.


Основные понятия химической термодинамики. Поглощение и выделение различных видов энергии при химических превращениях. Теплота и работа.

Внутренняя энергия и энтальпия индивидуальных веществ и многокомпонентных систем. Стандартные состояния веществ и стандартные значения внутренней энергии и энтальпии. Теплоты химических реакций при постоянной температуре, давлении и объеме. Термохимические уравнения. Стандартные энтальпии образования и сгорания веществ.

Закон Гесса. Расчеты изменения стандартных энтальпий химических реакций и физико – химических превращений на основе закона Гесса.

Понятие об энтропии как мере неупорядоченности системы (уравнение Больцмана). Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца как критерий самопроизвольного протекания процесса и термодинамической устойчивости химических соединений. Стандартные энергии Гиббса образования веществ. Обратимые и необратимые химические реакции, состояние химического равновесия.

Закон действующих масс (ЗДМ). Константа химического равновесия и ее связь со стандартным изменением энергии Гиббса и энергии Гельмгольца процесса. Зависимость энергии Гиббса процесса и константы равновесия от температуры. Принцип Ле Шателье – Брауна.



3

Учение о растворах.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество. Растворимость. Растворы газообразных, жидких и твердых веществ. Вода как один из наиболее распространенных растворителей. Роль водных растворов в жизнедеятельности организмов.

Процесс растворения как физико -химическое явление (Д.И. Менделеев, Н.С. Курнаков). Термодинамика процесса растворения.

Растворы газов в жидкостях. Законы Генри, Генри – Дальтона, И.М. Сеченова. Декомпрессивные состояния.

Растворы твердых веществ в жидкостях. Понятие коллигативных свойствах растворов. Закон Вант – Гоффа об осмотическом давлении. Роль осмоса в биосистемах. Плазмолиз, гемолиз, тургор. Гипо-, изо- и гипертонические растворы.

Теория растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов, коэффициент активности и активность ионов.

Равновесие между раствором и осадком малорастворимого сильного электролита. Произведение растворимости. Условия растворения и образования осадков.

Ионизация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. рН растворов сильных кислот и оснований.

Растворы слабых электролитов. Применение ЗДМ к ионизации слабых электролитов. Константа ионизации (диссоциации).

Теории кислот и оснований (Аррениуса, Льюиса, Бренстеда – Лоури). константы кислотности и основности. Процессы ионизации, гидролиза, нейтрализации с точки зрения различных теорий кислот и оснований. рН растворов слабых кислот, оснований, гидролизующих солей.

Буферные растворы. Их классификация. рН буферных систем. Уравнение Гендерсона – Гассельбаха для кислотного и основного буферов. Механизм действия буферных систем. Буферная емкость. Буферные системы в организме человека (гемоглобиновая, оксигемоглобиновая протеиновая, фосфатная, гидрокарбонатная). рН крови, ацидоз, алкалоз, кислотно – щелочной резерв крови. Буферные системы в химической практике и в живых организмах, их биологическое значение.

4

Окислительно – восстановительные реакции.

Электронная теория окислительно – восстановительных (ОВ) реакций.

Окислительно – восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях.

Сопряженные пары окислитель - восстановитель. Окислительно - восстановительная двойственность.

Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно - восстановительные потенциалы (электродные потенциалы). Определение направления протекания ОВ реакций по разности ОВ потенциалов.

Влияние среды и внешних условий на направление окислительно - восстановительных реакций и характер образующих продуктов.

5

Строение вещества. Современные представления о строении атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений.

Электронные оболочки атомов и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений.

Основные этапы развития представлений о существовании и строении атомов.

Квантово – механическая модель строения атомов. Электронные формулы и электронно – структурные схемы атомов.

Периодический закон (ПЗ) Д.И. Менделеева и его трактовка на основе квантово – механической теории строения атомов.

Структура Периодической системы элементов (ПСЭ): периоды, группы, семейства, s-, p-, d-, f- квалификации элементов (блоки). Периодический характер изменения свойства атомов элементов: радиус, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, относительная электроотрицательность (ОЭО).

Типы химических связей и физико - химические свойства соединений с ковалентной, ионной и металлической связью. Экспериментальные характеристики связей: энергия связи, длина, направленность.

Описание молекулы методом валентных связей (МВС). Механизм образования ковалентной связи. Насыщаемость ковалентной связи. Направленность ковалентной связи как следствие условия максимального перекрывания орбиталей. Сигма и пи –связи и их образование при перекрывании s-, p-, d- орбиталей. Кратность связей в методе валентных связей. Поляризуемость и полярность ковалентной связи. Эффективные заряды атомов в молекулах. Полярность молекул.

Гибридизация атомных орбиталей. Устойчивость гибридизированных состояний различных атомов. Пространственное расположение атомов в молекулах.

Описание молекул методом молекулярных орбиталей (ММО). Связывающие, разрыхляющие и несвязывающие МО, их энергия и форма. Энергические диаграммы МО. Заполнение МО электронами в молекулах, образованных атомами и ионами элементов 1-го и 2-го периодов ПСЭ. Кратность связи в ММО.

Межмолекулярные взаимодействия и их природа. Энергия межмолекулярного взаимодействия. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействие. Водородная связь и ее разновидности. Биологическая роль водородной связи. Молекулярные комплексы и их роль в метаболических процессах.

6

Комплексные соединения.

Химия элементов.

Современное содержание понятия «комплексные соединения» (КС). Структура КС: центральный атом, лиганды, комплексный ион, внутренняя и внешняя сфера, координационное число центрального атома, дентатность лиганндов.

Способность атомов различных элементов к комплексообразованию. Природа химической связи в КС. Образование и диссоциация КС в растворах, константы образования и нестойкости комплексов.

Классификация и номенклатура КС. Комплексные кислоты, основания, соли. Карбонилы металлов. Хелатные комплексные соединения. Хелатотерапия.

7

S элементы.

Особенности положения в ПСЭ, реакции с кислородом, галогенами, металлами, азотом, углеродом, серой, оксидами.

Вода как важнейшее соединение водорода, ее физические и химические свойства. Аквакомплексы и кристаллогидраты. Особенности поведения водорода в соединениях с сильно и слабополярными связями. Ион водорода, ион

оксония, ион аммония.

Общая характеристика s элементов I и II групп. Изменение свойств элементов II А группы в сравнении с I А группы. характеристики катионов. Ионы s - металлов в водородных растворах; энергия гидратации ионов.

Взаимодействие металлов с кислородом, образование оксидов, пероксидов, гипероксидов (супероксидов, надпероксидов). Взаимодействие с водой этих соединений. Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов; амфотерность гидроксида бериллия. Гидриды щелочных и щелочно –земельных металлов и их восстановительные свойства.

Взаимодействие щелочных и щелочно – земельных металлов с водой и кислотами. Соли щелочных и щелочно- земельных металлов: сульфаты, галогениды, карбонаты, фосфаты.

Ионы щелочных и щелочно- земельных металлов как комплексо- образователи. Ионоформы и их роль в мембранном переносе калия и натрия. Ионы магния и кальция как комплексообразователи.

Биологическая роль s- элементов- металлов в минеральном балансе организма. Макро- и микро- s- элементы. Соединения кальция в костной ткани, сходство ионов кальция и стронция, изоморфное замещения (проблема стронция -90).

Токсичность соединений беррилия. Химические основы применения соединений лития, натрия, калия, магния, кальция, бария в медицине и в фармации.

8

d –элементы.

Общая характеристика d –элементов, особенности d –элементов: переменные степени окисления, образование комплексов.

d –элементы III группы. Общая характеристика, сходство и отличие от s- элементов II группы.

d –элементы IV и V, групп. Общая характеристика.

d –элементы VI группы.

Общая характеристика группы.

Хром. Общая характеристика. Простое вещество и его химическая активность, способность к комплексообразованию.

Хром (II), кислотно – основная (КО) и окислительно – восстановительные (ОВ) характеристики соединений.

Хром (III), кислотно –основная (КО) и окислительно – восстановительные (ОВ) характеристики соединений, способность к комплексообразованию.

Соединения хрома (VI) – оксид и хромовые кислоты, хроматы и дихроматы, КО и ОВ характеристика. Окислительные свойчства хроматов и дихроматов в зависимости от рН среды.

Молибден и вольфрам, общая характеристика, способность к образованию изополи- и гетерополикислот; сравнительная окислительно – восстановительная характеристика соединений молибдена и вольфрама по отношению к соединениям хрома.

Биологическое значение d –элементы VI группы.

d –элементы VII группы.

Общая характеристика группы.

Марганец. Общая характеристика. химическая активность простого вещества. Способность к комплексообразованию (карбонилы марганца).

Марганец (II) и марганец (IV): КО и ОВ характеристика соединений, способность к комплексообразованию.

Марганец (IV) оксид, кислотно - основные и окислительно - восстановительные свойства, влияние рН на ОВ свойства.

Соединения марганца (VI): манганаты, их образование, термическая устойчивость, диспропорционирование в растворе и условия стабилизации.

Соединения марганца (VII) – оксид, марганцовая кислота, перманганаты, КО и ОВ свойства, продукты восстановления перманганатов при различных значениях рН.

d –элементы VIII группы.

Общая характеристика элементов семейства железа.

Железо. Химическая активность простого вещества, способность к комплекообразованию.

Соединения железа (II) и железа ( III) – КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. комплексные соединения железа (II) и железа (III) с цианид – и тиоцианат – ионами. Гемоглобин и железосодержащие ферменты, химическая сущность их действия.

Железо (VI). Ферраты, получение и окислительные свойства.

Химические основы применения железа и железосодержащих препаратов в медицине и фармации.

Кобальт и никель. Соединения кобальта (II) и кобальта (III), никеля (II); КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. Никель и кобальт как микроэлементы. Химические основы применения соединений кобальта и никеля в медицине и фармации.

d –элементы I группы.

Общая характеристика группы. Физические и химические свойства простых веществ.

Соединение меди (I) и меди (II), их КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. Комплексные соединения меди (II). Химические основы применения соединений меди в медицине и фармации.

Соединение серебра, их КО и ОВ характеристики (бактерицидные свойства иона серебра). Способность к комплексообразованию, комплексные соединения серебра с галогенидами, аммиаком, тиосульфатами.

Золото. Соединения золота (I) и золота (III), их КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию.

d –элементы IIгруппы.

Общая характеристика группы.

Цинк. Общая характеристика, химическая активность простого вещества; ВО и КО характеристика соединений цинка. Комплексные соединения цинка.

Ртуть. Общая характеристика, отличительные от цинка и кадмия свойства. Окисление ртути серной и азотной кислотой. Соединения ртути (I) и ртути (II), их КО и ВО характеристика, способность ртути (I) и ртути (II) к комплексообразованию. Химизм токсического действия соединений кадмия и ртути.


9

р – элементы.

р – элементы III группы

Общая характеристика группы.

Бор. Общая характеристика. Простые вещества и их химическая активность. Бориды. Соединения с водородом (бораны), особенности стереохимии и природы связи. Гидридобораты. Галиды бор, гидролиз и комплексообразование. Борный ангидрид и борная кислота. Тетраборат натрия. Биологическая роль бора. Антисептические свойства борной кислоты и ее солей.

Алюминий.

Общая характеристика. Простое вещество и его химическая активность. Разновидности оксида алюминия. применение в медицине. Амфотерность гидроксида. алюминаты. Ион алюминия как комплекообразователь. Физико – химические основы применения алюминия в медицине и фармации.

р – элементы IV группы

Общая характеристика группы.

Общая характеристика углерода. Аллотропические модификации углерода. Типы гибридизации атома углерода и строение углеродосодержащих молекул.

Углерод в отрицательных степенях окисления. Карбиды активных металлов и соответствующие им углеводороды.

Соединения углероад (II). Оксид углерода (II), его КО и ОВ характеристика, свойства как лиганда, химические основы его токсичности. Циано-водородная кислота, простые и комплексные цианиды. Химические основы токсичности цианидов.

Соединения углерода (IV). Оксид углерода (IV). Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, гидролиз и термохимическое разложение.

Соединения углерода с галогенами и серой. Четыреххлористый углерод, фосген, фреоны, сероуглерод и тиокарбонаты. Ционаты и тиоционаты. Физические и химические свойства, применение.

Биологическая роль углерода.

Кремний. Общая характеристика. Основное отличие от углерода. Силициды. Соединения с водородом (силаны), окисление и гидролиз. Природные силикаты и алюмосиликаты.

Элементы подгруппы германия. Общая характеристика. Устойчивость водородных соединений. Соединения с галогенами типа ЭГ2 и ЭГ4 , поведение в водных растворах. Оксиды. Оксид (IV). Амфотерность гидроксидов. Химизм токсического действия соединений свинца.

р – элементы V группы

Общая характеристика группы. Азот, фосфор, мышьяк в организме, их биологическая роль.

Азот. Общая характеристика. Соединения с отрицательными степенями окисления. Нитриды. Аммиак, КО и ОВ характеристика, реакции замещения. Амиды. Аммиакаты. Ион аммония и его соли, кислотные свойства, термическое расположение. Гидразин и гидроксиламин. КО и ОВ характеристика. Азотистоводородная кислота и азиды.

Соединения азота в положительных степенях окисления. Оксиды. КО и ВО свойства. Азотистая кислота и нитриты. КО и ВО свойства. Азотная кислота и нитраты. КО и ВО характеристика. «Царская водка».

Фосфор. Общая характеристика. Аллотропические модификации фосфора, их химическая активность.

Фосфиды. Фосфин.

Соединения фосфор в положительных степенях окисления. Оксиды: стереохимия и природа связи, взаимодействие с водой и спиртами. Фосфорноватистая и фосфористая кислоты, строение молекул, КО и ВО свойства. Дифосфорная (пирофосфорная) кислота. Метафосфорные кислоты, сравнение с азотной кислотой. Производные фосфорной кислоты в живых организмах.

Элементы подгруппы мышьяка. Общая характеристика.

Соединения мышьяка, сурьма и висмута в положительных степенях окисления. Галиды и изменение их свойств в группе. Оксиды и гидроксиды Э (III) и Э (V); их КО и ВО характеристики. Арсениты и арсентаты, их КО и ОВ свойства. Сурьмяная кислота и ее соли. Висмутаты, неустойчивость соединений висмута (V).

р – элементы VI группы

Общая характеристика группы.

Кислород. Общая характеристика. Роль кислорода как одного из наиболее распространенных элементов и составной части большинства неорганических соединений.

Озон, стереохимия и природа связей. Химическая активность в сравнении с кислородом.

Водорода пероксид (Н2О2), его КО и ВО характеристика, применение в медицине. Биологическая роль кислорода. Химические основы применения кислорода и озона, а также соединений кислорода в медицине и фармации.

Сера. Общая характеристика.

Соединения серы в отрицательных степенях окисления.

Соединения серы (IV) – оксид, хлорид, хлористый тионил, сернистая кислота, сульфиты и гидросульфиты. Их КО и ВО свойства. Свойства тиосульфатов.

Соединения серы (VI) – оксид, серная кислота производные - сульфаты, КО и ВО свойства. Пиросерная кислота.

Биологическая роль серы. Химические основы применения серы и ее соединений в медицине.

Селен и теллур. Общая характеристика. КО и ВО свойства водородных соединений и их солей. Оксиды и кислоты, их КО и ОВ свойства. Биологическая роль селена.

р – элементы VII группы (галогены)

Общая характеристика группы.

Простые вещества, их химическая активность.

Соединения галогенов с водородом. Растворимость в воде; КО и ОВ свойства. Галогенид – ионы как лиганды в комплексных соединениях.

Галогены в положительных степенях окисления. соединения с кислородом и друг с другом. Взаимодействие галогенов с водой и водными растворами щелочей, кислородные кислоты хлора и их соли. Биологическая роль фтора, хлора, брома и йода.

р – элементы VIII группы (благородные газы)

Общая характеристика. Физические и химические свойства благородных газов. Соединения благородных газов. Применение благородных газов в медицине.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины Титульный лист умкд рабочая...
Цельдисциплины –дать будущим специалистам здравоохранения оптимальный объем правовых знаний, позволяющий аргументировано принимать...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения раздела «Патохимия, диагностика» является освоение студентами сущности нарушений обменных процессов при тех или иных...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconКалендарно-тематический план лекций (лекции 2-часовые) по дисциплине «Информационные технологии»
...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconРабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Она включает...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconРабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Она включает...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconРабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Она включает...
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий; Приложение №2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине iconРабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Она включает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск