2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский





Название2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский
страница1/13
Дата публикации03.09.2013
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

http://antibotan.com/ - Всеукраїнський студентський архів

2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В. И. ВЕРНАДСКИЙ

Научная мысль есть часть структуры — организованности — биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном про­цессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планет (§ 13). В классификации наук биосфе­ра должна быть учтена как основной фактор, что, насколько знаю, сознательно не делалось. Науки о явлениях и естественных телах биосферы имеют особый характер.

98. Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объ­ем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно уве­личиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет, как нет границ бесконечным фор­мам — проявлениям живой личности, особенно человеческой, ко­торые все могут явиться объектом научного искания, вызвать мно­жество особых конкретных наук.

Человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее мо­жет непосредственно исследовать всеми своими органами чувств— может ее ощущать — ее и ее объекты.

За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным иссле­дованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космиче­ского внеземного вещества.

Очевидно, научное знание Космоса, только так могущее быть полученным, по разнообразию, и по глубине охвата не может быть даже сравниваемо с теми научными проблемами и охватываемыми ими научными дисциплинами, которые отвечают объектам биосфе­ры и их научному познанию.

Объекты биосферы человек может охватывать всеми своими органами чувств непосредственно, и в то же время человеческий ум, материально и энергетически неотделимый от биосферы, ее объект, строит науку. Он вводит в научные построения переживания человеческой личности, более мощные и сильные, чем те, ко­торые возбуждаются в нем, доступной ему только зрительно, кар­тиной звездного неба и планет*. Для изучения небесных светил и построенного из них Космоса человек может пользоваться только их излучением, их физиологическим действием (зрением), их фи­зико-химическим анализом и их охватом математической мыслью. Лишь сравнительно ничтожные энергетические и материальные проявления космических тел, какими являются космическая пыль или космические газы, метеориты, становящиеся, попадая в био­сферу, земными объектами, становятся тем самым максимально доступными человеческому мышлению. Но в картине человеческой реальности и в переживаниях человеческой личности они играют сравнительно ничтожную роль.

Явления, связанные с космосом за пределами нашей планеты, отвечают в научном аппарате, наверно, более чем сотням миллио­нов быстро растущих точных данных.

Но все же количество таких научно установленных фактов ни­чтожно по сравнению с объектами научного охвата биосферы и с их разносторонними до чрезвычайности влиянием и проникновением в человеческую личность.

Наше знание о космосе резко отлично от знания наук, построен­ных на объектах биосферы. Оно дает нам только основные общие контуры его строения.

* Новое положение создалось после проникновения человека и его автома­тов в космическое пространство.— Ред.
99. Но и в другую сторону от биосферы, не ввысь от нее, в кос­мических просторах, а внизу, в земных недрах, в глубине планеты мы встречаемся с аналогичными условиями — с естественными ограничениями точного знания, благодаря тому, что человек не может непосредственно изучать эту среду, а может заключать об ее характере и об ее строении по законам своего разума и на осно­вании тех отголосков, происходящих в ней явлений, которые он может улавливать и инструментами сводить к своим органам чувств.

Однако здесь человек лишен того главного, что дает ему воз­можно глубоко охватить космические просторы,— зрения, так тесно и неразрывно связанного с мозгом и дающего возможность воссоздавать из видимого окружающего человека — реаль­ность — то, что единственно охватывается научным знанием, на­уками о биосфере* (§ 32).

Но, с другой стороны, его охват этой области планеты разнооб­разнее, так как он может: 1) постепенно в ходе времени углублять область, непосредственно доступную его органам чувств, и предел этого углубления зайдет далеко за пределы биосферы. С каждым десятилетием все быстрее и быстрее он продвигается вглубь и 2) он может связывать глуби планеты — земную кору ниже биосферы и, может быть, ближайшие закоровые более глубокие области, нераз­рывно материально с биосферой связанные, с тем разнообразным и глубоким научно охватываемым фактическим материалом, кото­рый вытекает из наук, изучающих биосферу. Благодаря этому, в этой области реальности мы в немногие столетия (научно точно с XVII столетия)** достигли знания, вполне сравнимого со знанием космоса, и прогноз для дальнейшего здесь более благоприятный, чем для научного построения космоса.

Это связано с тем, что мы здесь не выходим за пределы естест­венного природного тела — планеты, на которой существуем и мо­жем поэтому, опираясь на изучение биосферы, получить не только общие линии явления, но и до некоторой степени красочную карти­ну реальности***.




* В области геологических (и биологических) наук можно оставить в сто­роне в научной работе представления о реальности, которые создаются теорией познания и которые сейчас так учитываются, например, в физике. В этих науках не существует таких дедуктивно выведенных из научной теории представлений, ка­кие мы имеем в области многих физических явлений, позволяющих рассмат­ривать их — с некоторой пользой — философскими методами. Но и для физики этот философский подход имеет по существу второстепенное значение. [Речь идет, в частности, о представлениях, связанных с учетом роли наблюдателя, при­бора и т. п., играющих особенно существенную роль в период формирования, например, квантовой теории.— Ред.]

** Только на наших глазах — в XX столетии — достигнуты бурения и извле­чено вещество с глубин, превышающих уровень геоида, реально раньше не до­стигавших [из-за] естественных отклонений, этого уровня. Значительные углуб­ления — в шахтах — начались в XVII столетии. Идея Парсона (1935) — макси­мальные бурения — сейчас реальны.

*** Подобно биосфере, являющейся одной из оболочек земной коры, зако­ровые глубины указывают нам закономерные концентрические области — естественные тела. См.: Вернадский В. И. Очерки геохимии М., 1934. С. 51—64
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconРефератов по философии Философия цивилизации
Сумбатян Ю. Г. Проблемы современной цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. №4
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПлан лекции: Глобальные проблемы человечества и их влияние на изменение...
Существуют также различные классификации глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconКонкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного...
Конкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного комплекса и глобальные проблемы современности» (далее...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconВернадский В. Г. Киевская Русь. Тверь
Балашов Д. Формирование русской нации и современные проблемы нашего национального бытия // Российский ежегодник. – М., 1989. Вып....
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconТема Народы восточной Европы в древности
Изучая древние цивилизации (особенно цивилизации Древнего Востока и Древней Греции) мы видели, что природные условия, климат оказывает...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconРеферат Тема
Глобальные проблемы человечества на примере нашего посёлка
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconСодержание введение 2
Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в сфере их решения
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПоиск
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconКурс лекций «Глобальные эколого-экономические проблемы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПрограмма по дисциплине «Глобальные проблемы совре-менности»
Предназначена студентам по специальности 230201. 65 «Информационные системы и технологии»
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconОб предметной и ритуальной магии
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconФирдауз и Камиль Уразаевы
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconСистемные основы интеллекта
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПроблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации

2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПархоменко: «будущее за людьми с высоким iq»
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск