Скачать 187.36 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КАФЕДРА «ХИМИИ» УЧЕБН0-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Основы общей химии Направление 020400. 62 Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Естественных наук Кафедра «Химии» УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно- методической комиссии ИЕН Протокол № 1 «__03__»_сентября__2012г. Председатель УМК Тулаева Л.А.______________ Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы общей химии Направление 020400. 62 Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Блок дисциплин Б2 ДВ1 Cеместр 1 Всего учебных занятий – 72 час. 2 зачетные единицы. В том числе: Аудиторных – 36 час., 1 зачетная ед., из них: Практических занятий – 36 часов, 1 зачетная ед.; Самостоятельных занятий – 36 часов, 1 зачетная ед.; Форма текущего контроля – контрольная работа; Промежуточный контроль – экзамен. Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 020400. 62 – «Биология» Составитель; Доцент, к.х.н.__________________Кузьмин Д.В. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «химии» Протокол заседания № 1 от 31.08.2012 г. Заведующий кафедрой к.х.н. _________________________ О. А. Залевская (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук, к.б.н. ________________И.Н. Юранева (подпись) 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Основы общей химии» принадлежит к циклу, общенаучных предметов развивает общехимическую подготовку, создающую теоретическую базу для биологических специальностей. Изучение студентами фундаментальных основ химической науки, а также знакомство с методами качественного и количественного анализа осуществляется в рамках данной дисциплины. Масштабы и важность аналитического контроля в области производства и мониторинга окружающей среды, аналитической информации в области науки и техники предопределяют и цель настоящей учебной дисциплины: изучение студентами теоретических основ химии. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы общей химии» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (МЕН). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы общей химии» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: «020400. 62 Биология». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химии. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-8). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-8, ПК-4). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия Содержание дисциплины: Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; органическая и биоорганическая химия, высокомолекулярные соединения и коллоидная химия; химический практикум. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 124 часов.
Календарно-тематический план
5. Образовательные технологии Использование интерактивных технологий в образовательном процессе: - презентации - специализированные научные фильмы по профилю подготовки - обучающие компьютерные программы по профилю подготовки Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе: - тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов) - учебные дискуссии на заданную тему - мастер-классы ведущих специалистов Институтов КНЦ УрО РАН Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 10 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Рабочей программой дисциплины «Химия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 12 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса. Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com. Виды внеаудиторной работы студентов: решение задач, ответы на контрольные вопросы по:
Контрольная работа Тема: РАСТВОРЫ. Понятие “химический эквивалент”, "фактор эквивалентности", "число эквивалентности", "количество вещества эквивалента", "молярная масса эквивалента", “эквивалентный объем”. Закон эквивалентов. Гомогенные многокомпонентные системы — растворы. Общие свойства растворов — диффузия и осмос. Жидкие растворы. Растворитель и растворяемое вещество. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные, разбавленные и концентрированные растворы. Понятие идеального раствора. Способы задания концентрации растворов. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации электролитов. Истинная и кажущая степень диссоциации в растворах сильных электролитов. Концентрация ионов в растворе. Понятие об активности ионов. Ионная сила растворов. Равновесия в растворах слабых электролитов, факторы, влияющие на величину константы диссоциации и на степень диссоциации. Связь константы диссоциации со степенью диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Теория кислот и оснований Бренстеда-Лоури: ее основные положения. Сопряженные кислотно-основные пары. Протолитическое равновесие. Влияние природы растворителя на кислотно-основные свойства растворенных веществ. Вода как ионизирующий растворитель. Диссоциация воды. Константа диссоциации. Ионное произведение воды. Влияние температуры на диссоциацию воды. Водородный показатель рН. Расчет рН для растворов слабых кислот, слабых оснований, сильных кислот и сильных оснований. Гидролиз солей. Механизм гидролиза. Гидролиз солей по катиону и по аниону. Константа и степень гидролиза. Ступенчатый характер гидролиза. Обратимый и необратимый гидролиз. Влияние концентрации раствора, температуры, рН среды на степень гидролиза. Условия усиления и подавления гидролиза. Буферные растворы, их состав, примеры. Буферное действие, буферная емкость. Расчет рН буферной смеси кислотной и основной буферных систем, расчет буферной емкости по добавленной сильной кислоте, по добавленной щелочи. Гетерогенные равновесия. Произведение растворимости. Влияние одноименных ионов на растворимость осадков. Солевой эффект. Вопросы для ЭкзаменА (1 семестр) Вопросы для зачета соответствуют компетенциям ОК-8.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Химия а) основная литература:
4. Крешков А.Л. основы аналитической химии: Учебное пособие. — М.: Химия, 1970. Ч. I, II, III б) дополнительная литература: 1. Глинка Н.Л. Общая химия.— Л. Химия, 1987.
в) Интернет-ресурсы:
http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp г) программное обеспечение: Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплина «Основы общей химии» Блок дисциплин Б2 ДВ1 Направление 020400. 62 Биология Институт Естественных наук Форма обучения очная
Составитель, преподаватель___________________ Д.В. Кузьмин Зав. кафедрой _________________ О.А. Залевская Дата составления карты «__» ______20 г. СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ ____________________ « » _______________20 г. |
Кафедра химии учебн0-методический комплекс Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Практикум по общей химии Москва 2013г Лабораторный практикум по общей химии Методическое пособие предназначено, в первую очередь, для студентов факультета инженерной механики, изучающих курс общей химии в... | ||
Структура и содержание умк нового поколения по химии. Основная школа... Учебно-методический комплект по химии, под общей редакцией Н. Е. Кузнецовой, разработан в соответствии с программой для 8-9 классов... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения... Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г | ||
Тема лекции, разделы и их содержание Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического... | Учебно- методический комплекс дисциплины «Методы исследования веществ... Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии | ||
Рабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии» Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается... | Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по курсу... Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач по курсу общей и неорганической... | ||
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению расчетных... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической... Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии | ||
Основы аналитической химии Основы аналитической химии. Часть Количественный анализ: учебно-метод пособие / Г. Н. Шрайбман, О. Н. Булгакова, Н. В. Иванова; гоу... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г | Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 05, Сд. Ф. 5, Сд. Дс.... Автор программы: Прохорова С. А., доцент кафедры биологии и химии; В. А. Крыштоп, ст преподаватель кафедры биологии и химии |