Скачать 75.99 Kb.
|
Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента алюминия и изучить строение атома. Развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, перенесении содержания научно-познавательного текста в форму схем; развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли. Воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе. Учащиеся должны знать: строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия как простого вещества, области применения. Учащиеся должны уметь: давать характеристику алюминия, как химического элемента, так и простого вещества. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном и окислительно-восстановительном виде. Тип урока: изучение нового материала. Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент. Методы и приемы обучения: поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы у доски, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль. Оборудование урока: научно-познавательные тексты по теме урока, карточки-задания по отдельному вопросы плана изучения материала для каждой группы, ПСХЭ, Коллекция «Алюминий и его соединения», алюминиевая фольга, соляная кислота и гидроксид натрия, алюминий, лабораторное оборудование. Содержание урока:
Учитель приветствует учащихся.
Вступительное слово учителя Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте ещё. Д. И. Менделеев. Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Металлы». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом хорошо известным вами с детства. Данный урок я хочу начать с легенды. «Однажды к римскому императору Тиберю пришел незнакомец. В дар императору он принес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из «Глинистой земли». Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить». О каком металле идет речь? (Ответ: об алюминии) Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий – химический элемент и простое вещество». Формулируются задачи урока. План изучения темы в группах:
План работы в группе: - изучите текст и выделите сведения, относящиеся к своему вопросу; - выполните предложенные задания; - подготовьте выступление по своему вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложения 3. Групповая работа по изучению материала и подготовке выступления по своему вопросу. Группа 1. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ. Задание:
А) порядковый номер. Б) атомная масса. В) период (малый, большой). Г) группа (подгруппа: главная или побочная). Д) химический знак. Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов, электронная формула). И) оксиды. К) летучие водородные соединения. 2. Обсудите в группе полученные результаты и ответьте на вопросы:
Группа 2. Физические свойства алюминия. Задание:
а) Агрегатное состояние, цвет, блеск, плотность (легкий или тяжелый), плавкость (легко –или тугоплавкий), электро- и теплопроводность, пластичный. б) Полученные данные изобразите в виде схемы. 5. Подготовьте выступление поданному вопросу, основываясь на краткости четкости изложении. Группа 3. Химические свойства алюминия. Задание:
Инструкция по выполнению лабораторной работы Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам. Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек. Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте. Опыт 2. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл. раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте. Задание: А) Выполните опыты. Б) Обговорите в группе наблюдаемые явления. В) Запишите уравнение реакций. Г) Сделайте выводы. 5. Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении. Группа 4. Применение алюминия. Задание:
а) Какова роль алюминия в жизни человека? б) Применение алюминия, как простого вещества.
Каждая группа, выполнив все задания, представляет схематизированное изложение своего вопроса с обсуждением и комментариями, учащиеся делают записи, переносят предложенные схемы в тетради, в результате всех групп поэтапно составляется опорный конспект по теме урока. Выводы по теме урока: - Какое количество электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия. - Какую степень окисления имеет атом алюминия? Почему? А ион? - При помощи каких опытов мы доказали, что алюминий – это активный металл? - Какие вещества называются амфотерными? - На каких свойствах основаны следующие области применения? - Где в организме больше всего содержится алюминия? - Можно ли длительное время хранить продукты питания в алюминиевой посуде?
1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились на этом уроке? 3. Что понравилось? 4. Что запомнилось?
Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки выступающим у доски. Приложение 1. Алюминий. В главную подгруппу III группы входят элементы: бор, алюминий, галлий, индий, таллий. На внешнем электронном слое атомы этих элементов содержат три электрона (…ns2np1). Они являются р-элементами. В реакциях атомы этих элементов являются восстановителями, за исключением неметалла бора, он может быть окислителем. Все элементы этой подгруппы проявляют высшую степень окисления +3. Они образуют высшие оксиды Э2О3 и гидроксиды Э(ОН)3, которые проявляют амфотерные свойства. Наибольший интерес в этой подгруппе представляют алюминий. +13 AI ) ) ) 1s22s22p63s23p1 2 8 3 Алюминий в свободном виде – серебристо-белый металл, обладает блеском, высокой тепло - электропроводностью (уступает в этом отношении меди), легкий (плотность 2,7 г/см3) и одновременно – это прочный металл. Является мягким, пластичным металлом, его можно прокатывать в фольгу, вытягивается в проволоку. Плавится при температуре 6600С. При 6000С алюминий становится хрупким и его можно истолочь в зерна или в порошок. Алюминий – металл, поверхность которого обычно покрыта тонкой, прочной оксидной пленкой. В виде стружек и порошка он ярко горит на воздухе, выделяя большое количество теплоты. 4AI + 3O2 → 2AI2O3 При комнатной температуре активно реагирует с галогенами, при нагревании взаимодействует с серой (2000С), азотом (8000 С) и другими неметаллами. 2AI + 3S → AI2S3 2AI + N2 → 2AIN сульфид алюминия нитрид алюминия Отношение алюминия к сложным веществам: Алюминий растворяется в соляной кислоте любой концентрации:
хлорид алюминия Алюминий растворяется в растворах щелочей: б) 2AI + 2NaOH + 2H2O = 2NaAIO2 + 3H2↑; алюминат натрия Алюминий играет важную биологическую роль в жизни человека. Принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканях. Содержание алюминия в организме человека (на 70 кг массы тела) составляет 61 мг. Находится во всех органах и тканях: больше всего в печени, легких, костях головном мозге. Основным поступлением алюминия в организм является пища – это хлебопродукты, чай (от 20 – 200мг на 100г. продукта), картофель – 4 мг на 100г. продукта, желтая репа – 46 мг на 100 г. продукта. При приготовлении и хранении пищи в алюминиевой посуде содержание алюминия в продуктах увеличивается вдвое. Повышение содержания алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы. При избытке алюминия в организме нарушается двигательная активность, судороги, ослабление памяти, заболевание печени и почек. При понижении содержания алюминия происходит торможение центральной нервной системы. Области применения алюминия весьма многочисленны. Благодаря легкости и прочности алюминий и его сплавы применяют в самолето - и ракетостроении (алюминий называют крылатым металлом), строительстве судов и автомобилей; в строительстве- для изготовления оконных рам и дверей, легкость и хорошая электрическая проводимость алюминия используется при изготовлении электрических проводов для линии электропередач. Теплопроводность и неядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды и фольги для хранения пищевых продуктов. Порошок алюминия является основой при изготовлении серебристой краски для защиты железных изделий от коррозии. Способность алюминия гореть в воздухе ярким пламенем, используется при приготовлении красочных фейерверков и изготовление бенгальских огней. |
Урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню Знать: определение понятий – простые, сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия – тело, простое вещество,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Обучающая – изучить простое вещество алюминий и научиться применять полученные знания на практике | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Уметь отличать химические ре | Тема урока и Тип урока Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион,... | ||
Тема урока: «Азот-простое вещество» Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы (далее ооп) дошкольного образования с двумя приоритетными направлениями... | Конспект Тема «Водород элемент и простое вещество. Получение и применение водорода» Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной... | ||
Программа экзамена по химии основы теоретической химии Химический анализ, простое вещество, сложное вещество, смесь веществ. Понятия об аллотропных модификациях. Моль-единица количества... | Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | ||
Конспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | Конспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных... | ||
Тема урока «Кислород» Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной... | Конспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Урока: "Получение кислорода". 8-й класс Кислород”. Для начала мы повторим тему пройденного урока “Кислород и его применение”. Затем приступим к изучению новой темы “Получение... | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока ( с использованием эор) тема урока алюминий фио храмцова Анастасия Степановна Продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами металлов, рассматривать химические реакции... |