Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс





Скачать 87.67 Kb.
НазваниеУрок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Дата публикации02.10.2013
Размер87.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок


УРОК НА ТЕМУ: Дыхание растений.

По учебнику В.П. Викторова, А.И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс.

Цель: сформировать понятия о различии и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

Задачи: А. Образовательные:

  • Познакомить учащихся со значением дыхания и ролью кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии.

  • Выяснить особенности дыхания у растений.

  • Выяснить различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

Б. Развивающие:

  • использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма.

  • Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умения сравнивать, делать выводы из анализа результатов опыта и представлять результаты своей работы.

В. Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные качества личности.

  • Показать необходимость бережного отношения к природе.

  • Обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.

Оборудование:

  • Карточки с терминами.

  • Опыты, заложенные во внеурочное время.

  • Информационные листы на каждую парту (Приложение 1).

  • Презентация к уроку (6 слайдов).


ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на совместную работу: Сегодня мы проведем урок – путешествие по станциям, но до того, как отправиться в путь за новыми знаниями, нам нужно проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.





  1. Проверка домашнего задания.

В мешочке находятся карточки с названиями основных терминов. Вы должны им дать четкие формулировки.

К доске вызываются два ученика. Они по очереди вытаскивают из мешочка карточки и отвечают.

Остальные учащиеся следят за правильностью ответов, корректируют их.

Термины: Устьице


Устьице – это часть кожицы листа, состоящая из двух замыкающих клеток и щели между ними, выполняющая функцию испарения воды и дыхания.

Почвенное питание

Почвенное питание – это процесс поступление в растение воды с растворенными в ней минеральными солями.

Хлорофилл

Хлорофилл – это зеленый пигмент

Хлоропласты

Хлоропласты – это зеленые пластиды, в которых происходит процесс фотосинтеза.

Фотосинтез

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий на свету в хлоропластах у растений.

Автотрофы

Автотрофы – это организмы, которые сами синтезируют органические вещества из неорганических.

Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

Опишите опыты, доказывающие, что для протекания фотосинтеза необходимы: свет, Углекислый газ, хлорофилл.

Дети описывают опыты, доказывающие необходимость перечисленных условий

Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза?

Кислород

  1. Постановка проблемы.




А для чего необходим кислород?

Для дыхания

Человек может прожить без еды 1-1,5 месяца, без воды несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. У человека через 6 минут задержки дыхания начинаются необратимые процессы в головном мозге, а выражения «последний вздох» или «испустил дух» вообще ассоциируются со смертью.




Для чего же мы дышим?

Выслушиваются ответы учащихся

А дышат ли растения?

Да

Что мы знаем о дыхании растений?

Сформулируйте тему нашего урока?

Дыхание растений (дети записывают тему урока в тетрадь).

Какие задачи в соответствии с поставленной темой мы должны сегодня решить?

Что такое дыхание? Зачем нужен кислород? Какое значение имеет дыхание? Какие органы у растения дышат?

Учитель открывает слайд №1.




Для того чтобы ответить на все эти вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям. Мы должны сегодня пройти 4 станции: 1. «Теоретическая», 2. «Практическая», 3. «Экологическая» 4. « Аналитическая».




Первая станция «Теоретическая». Чтобы разобраться в сущности процесса дыхания обратитесь к учебнику, прочитайте статью «Дыхание – сложный процесс» на стр.85-86 и ответьте на вопросы, которые отражаются на проекционном экране (слайд№2):

Дети в течение 3 минут изучают статью и затем отвечают на вопросы:

Какой газ растения поглощают для дыхания?

Кислород

Через что в растение поступает кислород?

В основном через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей.

Какой газ растения выделяют в процессе дыхания?

Углекислый газ

Зачем необходим для дыхания кислород?

Кислород окисляет сложные органические вещества до углекислого газа и воды с освобождением энергии (дети записывают этот вывод в тетрадь).

В какое время суток дышат растения?


Растения дышат круглые сутки.

Скажите, все ли органы растений дышат?

Дети отвечают противоречиво.

Вторая станция «Практическая». Трое учащихся из класса накануне заложили опыт, чтобы сегодня мы могли ответить на этот вопрос. Выводится слайд №3

Учащиеся выходят и рассказывают ход проведения опыта: Взяли три банки. В одну из стеклянных банок положили свежесрезанный побег растения, во вторую корнеплоды моркови, в третью 30-40 набухших семян фасоли. Закрыли все банки пластмассовыми крышками и поставили их в темное место.

Почему семена фасоли мы сначала замочили в воде?

В сухих семенах процессы жизнедеятельности протекают очень медленно.

Почему банки поставили в темное место?

Чтобы не происходил фотосинтез

Пронаблюдайте, что я делаю и каков результат моих действий. (Учитель открывает поочереди банки, внося в них зажженную лучину)

Вы внесли в банки зажженную лучину и во всех банках они погасли.

Почему это произошло?

В банках нет кислорода, а есть только углекислый газ, он не поддерживает горение, поэтому все лучины погасли.

Какой мы сделаем вывод?

Все органы растения дышат.

Чтобы узнать, какие условия влияют на дыхание растений, мы отправляемся на станцию «Экологическую». Изучите текст информационного листа и ответьте на вопросы. (Приложение 1.) Открывается слайд №4.

Дети работают с информационным листом в течение 5 минут. Примерные выводы детей:

  • дыханию растений препятствует пыль, оседающие на листьях, ее твердые, мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.

  • Дыханию растений препятствуют примеси, которые появляются в воздухе при сжигании топлива.

  • Устойчивые к запыленному воздуху деревья: тополь, черемуха, липа, конский каштан.

  1. Применение знаний о дыхании.




Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

Сырые семена дышат, при этом выделяется много тепла, и если семена лежат плотно, то они перегреваются, и зародыши погибают.

Какие условия создает человек для лучшего дыхания корней у растений?

Рыхление почвы.

Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

В заболоченной почве мало кислорода.

И последняя наша станция «Аналитическая». Сравните два процесса дыхания и фотосинтез, результаты занесите в таблицу:




Сравниваемые признаки

Фотосинтез

Дыхание

В каких клетках растения происходит?







Какой газ поглощается?







Какой газ выделяется?







Необходимость света







Что происходит с органическими веществами?







Энергия







Для самопроверки учитель просит соседей по парте поменяться тетрадями и проверить правильность заполнения таблицы, и ставят друг другу оценки. Заполненная таблица открывается на проекционной доске. (Слайд №5). Затем открывается слайд №6.

Сделайте вывод о различии и взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.

1.Дети проверяют друг у друга правильность заполнения таблицы, пользуясь слайдом №5.

2.Учащиеся формулируют вывод: фотосинтез и дыхание – это два противоположных процесса.


  1. Домашнее задание.

Изучить §24. Проведите дома опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ. Индивидуальное задание: подготовить сообщения: «Источники загрязнения воздуха в городе Костроме», «Охрана воздуха».




  1. Рефлексия.

Отметь по каждой шкале, что относится к тебе.


Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Доступность

Все понял

Не все понятно

Комфортность

Понравился урок

Не все понравилось

Оцениваю свою работу

«5»

«4»

«3»



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Растения очень страдают от загрязнения воздуха. Вяз, выросший в лесу, доживает до 300 лет, а в условиях города – в среднем до 45 лет. В лесу встречаются липы, возрастом до 400 лет, а на городской улице липа живет 50-80 лет. В городе на листьях деревьев оседает много пыли. Ее твердые, мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях, поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху: тополь, черемуху, липу, конский каштан.

На химических производствах основным загрязнителем воздуха оказывается оксид серы, поэтому в зоне 300км от источника загрязнения представляется серьезная опасность для растений.dscn3462.jpg


Вопросы:

  1. Почему растения в лесу живут дольше, чем в городе?

  2. Откуда берутся в воздухе примеси?

  3. Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха,

  4. Какие деревья, устойчивые к запыленному воздуху, вы знаете?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ: «ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconКарта урока «Птицы разные нужны, птицы разные важны!» Цели и задачи
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconТематическое планирование по предмету биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 Класс
Комнатные растения, гербарные экземпляры растений, изображения растений,животных, лишайников
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко...
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, Пономарёва И. Н. и др
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconКонспект урока «окружающий мир» 2 класс Тема: в царстве природы…
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
И. Н. Пономарева 6-11 класс, авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко, 6 класс...
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пономарёва И. Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс М. «Вентана-Граф»
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Пономарева И. Н. Корнилова О. А., Кучменко В. С
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПриложение 3 Задания
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплект обучающегося: В. П. Викторов, А. И. Никишов «Биология. 6 класс. Растения. Бактерии, грибы, лишайники». М., «Владос» 2011...
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология 6 класс. Учебник И. Н пономарёва, О. Н корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск