Скачать 77.79 Kb.
|
ГОУ начальная школа–детский сад компенсирующего вида №1853 Конкурс «Сердце, отданное детям» Конспект открытого урока Дифференциация звуков [ц]-[ч'] и букв Цц, Чч в слогах, словах и предложениях Учителя-логопеда Сержант М. Ю. Москва 2010 Дифференциация звуков [ц]-[ч'] и букв Цц, Чч в слогах, словах и предложениях. Цель: Дифференцировать звуки [ц]-[ч’] и буквы Цц-Чч. Задачи:
Оборудование: зеркала; рабочие тетради; демонстрационные карточки с изображением букв Цц, Чч; карточки с заданиями; сюжетные и предметные картинки персонажей из мультфильма «Простоквашино»; цветные карандаши. Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарим друг другу хорошее настроение и начнем наше занятие. Первым сядет тот, кто четко повторит скороговорку «У черной курицы четыре цыпленка» (дети выполняют задание и садятся на свои места).
- Кто был самым внимательным и скажет, какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? - Как эти звуки обозначаются на письме? Логопед вывешивает на доску (на экран) демонстрационные карточки с изображением букв Ц и Ч. - Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
- Ребята, попробуйте обвести эти буквы глазами. Голова не поворачивается, мы «пишем» только глазами.
- А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы узнали, из какого мультфильма эти персонажи? Давайте вспомним, как их зовут? - В чьих именах мы встречаем звуки [ц] или [ч’]? - Молодцы. Помните, в мультфильме герои учили галчонка разговаривать? И научили, только галчонок путает звуки и буквы! Вы догадались, какие? - Почтальон Печкин прислал нам посылку с заданиями, чтобы мы с вами помогли галчонку научиться не путать звуки. Итак, сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ц] и [ч'] и правильно обозначать их на письме.
- Давайте найдем различия в произношении этих звуков. Посмотрите в зеркала, и пусть звуки сами расскажут о себе. Послушаем звук [ч']. Дети несколько раз произносят звук. - Какой это звук? - В каком положении у нас губы? Как расположен язык? (губы округлены, слегка вытянуты вперед, кончик языка поднят наверх, язык принимает форму «чашечки»). - А теперь послушаем звук [ц]. Какой он? Дети произносят звук [ц]: он согласный, глухой, всегда твердый. Губы в «улыбке». Кончик языка упирается в нижние зубы. - Итак, что общего у звуков? Чем они различаются? В чем особенность этих звуков?
- При произнесении звука [ц] язык находится внизу, обозначим условно , а при произнесении звука [ч'] язык поднимается вверх, обозначим . - Сейчас я буду называть слоги и слова со звуками [ц] и [ч']. Если вы услышите звук [ч’], покажите соответствующий жест рукой (ладонью вверх), а если услышите звук [ц] – другой жест рукой (ладонью вниз): Ца, чу, оч, ец, чи, цо; час, почка, птица, кольцо, мальчик, зеркальце. - Вы отлично справились с заданием и помогли Галчонку.
Выполнение движений под музыку.
- Давайте посмотрим, какое еще задание прислал нам Почтальон Печкин. В конверте карточка: Составьте слова из слогов, напишите их. Синим карандашом подчеркните букву Ц, а зеленым карандашом подчеркните букву Ч. ки, чул коль, цо че, дан, мо че, ня, реш цып, та, ля гор, ца, чи цве, чек, то лоч, бу, ка - Перед тем, как начать выполнять задание, вспомните, как на письме обозначаются звуки [ц] и [ч’] Задание выводится на экран, дети записывают число и выполняют задание в тетрадях. Затем дети читают слова, которые они составили.
- Скажите, Галчонок – это кто? (птица). - Давайте сделаем для галчонка гимнастику, заодно наши пальчики отдохнут. Рассказ о птице и птенчиках. На дереве было гнездо с птенчиками. Руки сложены одна на другую «гнездышком». «Птенчики» - пальчики шевелятся. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это птица, остальные пальцы – птенцы. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец поочередно с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев). То же самое проделываем с другой рукой, с другим «гнездом». Прошло время, птенцы стали большие, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг. Птицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли. Взмахи скрещенными кистями рук. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.
- Галчонок очень любит играть в эту игру и хочет, чтобы вы тоже научились в нее играть. Я кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мяч обратно и называете уменьшительно-ласкательную форму этого слова: Кольцо – колечко, Крыльцо – Курица – Огурец – Пуговица – Птица – Сестрица – Рукавица – Луковица – Цветок – Улица – Страница – - Какой звук появился в словах, которые называли вы? ([ч’]).
- Посмотрите, правильно ли написал Галчонок словосочетания? Найдите и исправьте ошибки. Чёрная птица Челебный чай Чудесная певича Проточная водича Чистое лицо Узорцатое полотенче Цветные картиночки Задание проверяется со всеми детьми.
- Ребята, мы с вами выполняли разные задания, а вы не забыли, кому мы помогаем? Кто наш главный герой сегодня? - Галчонок, как любая птица, любит собирать зернышки. Но наш Галчонок волшебный, он умеет разговаривать и читать. Поэтому вместо зернышек он будет собирать буквы. Если Галчонок правильно их соберет, у него получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые Галчонок будет собирать!
Первая буква, которую нашел Галчонок – Ц. Дальше он пошел влево (Ы). Затем 2 клеточки вниз (П). 2 клеточки влево (Л). 3 клеточки вверх (Ё). 1 клеточку вправо (Н). 1 клеточку вверх (О). 3 клеточки вправо (Ч). 4 клеточки вниз (Е). 1 клеточку влево (К). - Какое слово у вас получилось? (цыпленочек). - Есть в этом слове наши буквы? Где они стоят?
- С какими звуками мы сегодня работали? Чем они различаются? В чем особенность этих звуков? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было для вас сложным? Вы успешно справились с заданиями и получаете приз от героев нашего занятия. Галчонок передает вам спасибо за помощь в различении таких непростых звуков! Теперь и он, и вы будете без ошибок произносить звуки и писать буквы Ц и Ч. |
Классный час Учительское самоуправление Иметь добрую улыбку 5 Классный... Оформление школы: праздничные поздравительные газеты, цветы, красочное расписание уроков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «золотое сердце» и что это значит «отдать своё сердце детям», «сердце не на месте» (что часто бывает с учителями), «сердце радуется»... | ||
Конкурса «Сердце отдаю детям-2013» ... | В. А. Сухомлинский Сердце отдаю детям По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях | ||
Конкурс проводится в целях пропаганды среди молодежи здорового образа... «Добрая воля, здоровое сердце, чистая страна!» (далее – Конкурс), требования к участникам и работам Конкурса, порядок их предоставления... | Положение о проведении республиканского конкурса «Сердце отдаю детям 2013» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тригонометрия Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья. Спб.: Питер, 2005. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические рекомендации. М.: Творческий Центр «Сфера», 2003 | ||
Тема реферата «Вальс король среди танцев» Романенкова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования второй категории- хореограф, лауреат городского конкурса «Сердце... | Дружелюбное программирование Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Геннадий белимов Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Подготовка к аттестации Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Положение о конкурсе Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Дж. Г. Беннетт Драматическая Вселенная Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Марк Леви Первая ночь Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Ирина Грекова Маленький Гарусов Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... |