Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов





Скачать 89.41 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов
Дата публикации01.08.2013
Размер89.41 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Химия > План-конспект
План-конспект  урока по теме

 «Электролиз солей».

 

Цели:

1.      Рассмотреть один из способов получения металлов.

2.      Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом  электролиза расплавов и растворов солей.

Задачи:

1.      Научиться определять продукты электролиза, используя закономерности окислительно-восстановительных реакций, протекающих  на электродах.

2.      Изучить алгоритм составления химических уравнений электролиза расплавов и растворов солей.

3.      Познакомить с требованиями оформления ответов на задания части В в текстах  ЕГЭ

4.      Рассмотреть применение электролиза.

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

"Химия. 11 класс" О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Дрофа. 2009

 

Этапы занятия:

  1. Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».

  2. Лекция: Электролиз солей. Правила разрядки на электродах.

  3. Демонстрационный эксперимент 

  4. Самостоятельная работа учащихся.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

 

Ход урока:

 

1.    Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».

Учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу (вопросы представлены на интерактивной доске),  выбирая правильный ответ из  предложенных, записывают букву в таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

1   Как называется наука о методах и процессах производства металлов из руд?

а - высокая температура

2  Что лежит в основе методов пирометаллургии?

д- щелочные и щелочноземельные металлы

3  Какие восстановители используются в пирометаллургии?

к- металлургия

4   Каковы условия осуществления гидрометаллургических методов?

о- наличие растворов солей

5  Какие металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом?

т-водород, уголь, оксид углерода (II), более активный металл

 

В результате получается слово: катод.

к

а

т

о

д

 

Учитель: ? Что означает слово КАТОД? ( отрицательно заряженный электрод).

Это слово будет использовано нами при изучении новой темы «Электролиз солей»

 

2.    Объяснение нового материала.

Учитель: Если щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить с помощью гидрометаллургического и пирометаллургического методов, то как же этот процесс осуществляется в промышленности?

   Оказывается есть еще один способ получения металлов и их соединений с помощью хорошего восстановителя – электрического тока. Этот способ называется электролизом.

  Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока.

? Как называется электрод, имеющий положительный заряд?  (анод)

? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд?  (катод)

? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды).

? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока?

? Как записать этот процесс с помощью химических реакций?

 

            э.т.           

2NaCl  →  2Na + Cl2

Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:

К+

Na+ + 1ē = Na0

восстановление

А-

Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑

окислитель

 

Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия?

 

Учитель: Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды?

Учащиеся: Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора.

NaCl  →  Na+ + Cl-

Учитель:  В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и  молекулы воды.

Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия:

Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):

 

К+

Na+, H2O

Na+, H2O + 1ē = Na0

восстановление

А-

Cl- , H2O

Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑

окислитель

 

Учитель: В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия.

Правило разрядки на катоде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):

а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода:

    2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-, металл остается в виде иона.

б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода.

Ме+n + n ē = Me0,

    2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-

в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл.

Ме+n + n ē = Me0

 

Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода:    2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-

Ион натрия остается в растворе.

 

Правила разрядки на аноде (схема демонстрируется на интерактивной доске):

Процесс на аноде зависит от материалов анода  и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.),  то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона.

Если анод не растворяется (инертный), то:

а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I- , Br- , Cl-  и т.д.)

Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑;

б) Затем вода   (2H2O - 4ē = О2↑ +  4H+);

в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион.

 

Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O - 4ē = О2↑ +  4H+.

Анион хлора останется в растворе.

 

Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора.

Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске):

                           э.т.           

2NaCl  + 2H2O  →  Н2 ↑ + Cl2 ↑ +2NaOH

 

Учитель: Сравните продукты реакций при электролизе раствора и расплава хлорида натрия?

Работа с учебником: рассмотрение схем катодных и анодных процессов (стр. 233)

 

3.    Демонстрационный эксперимент 
Используя программу «Virtual Chemistry Lab 2.0 Portable»  продемонстрировать опыт, в котором поверхность металлического предмета покрывается электрохимическим способом слоем меди (гальваностегия). В качестве катода используется латунный предмет. В качестве электролита используется раствор сульфата меди. Анод должен быть медным. По ходу выполнения опыта учащиеся дают пояснения, основанные на материале ЦОР. Учащиеся, выполнявшие демонстрационный эксперимент (при поддержке учителя), повествуют также о другой технологии – гальванопластике.

 

4.    Самостоятельная работа учащихся.

 

                                                                 Вариант №  1

1.      Написать схемы электролиза растворов хлорида хрома (III), нитрата меди (II), фосфата калия, хлорида натрия и расплава иодида цинка.

2.      Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения

Металл

Способ электролиза

А) натрий

1) водного раствора солей

Б) алюминий

2) водного раствора гидроксида

В) серебро

3) расплава поваренной соли

Г) медь

4) расплавленного оксида

 

5) раствора оксида в расплавленном криолите

 

6) расплавленного нитрата

 

                                                                 Вариант №  2

1.      Написать схемы электролиза растворов хлорида кальция, нитрата железа (III), сульфата калия, хлорида железа (II) и расплава хлорида железа (II).

2.      Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения

Металл

Способ электролиза

А) натрий

1) водного раствора солей

Б) алюминий

2) водного раствора гидроксида

В) серебро

3) расплава поваренной соли

Г) медь

4) расплавленного оксида

 

5) раствора оксида в расплавленном криолите

 

6) расплавленного нитрата

 

5.    Подведение итогов уроков. Домашнее задание:

 

§ 18 , стр. 230-235,  упр. 23, 24, 25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconКонспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconКонспект урока конференции
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconКонспект урока изо для 6-х классов «Такая разная зима!»
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconУрок по теме Спирты
Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconРеферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.»
Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: рассмотреть генетическую связь соединений азота, охарактеризовать положение азота в таблице Менделеева, рассмотреть состав...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи: Повторить и обобщить знания по изученному разделу. Чтобы в последующих классах вам было легче изучать следующие темы:...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconМетодическая разработка открытого урока: «Алкины»
Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconУрок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии...
Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconКонспект урока-лекции по теме: Землетрясения. 7 класс. Учебные вопросы....
В начале урока дети с учителем входят в Интернет, в поисковую систему Яндекс и в строке поиска набирают фразу «землетрясения в мире...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconПлан-конспект урока положение металлов в пс и особенности строения их атомов
Повторить положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов и кристаллов; обобщить и расширить знания учащихся...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconТестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов iconКонспект урока по информатике в 9 классе Тема урока: «Команда присваивания» Цели урока
Сегодня на уроке, мы выясним: каким образом задаются значения величин в программе, познакомимся с командой присваивания как одним...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск