78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека»





Скачать 135.47 Kb.
Название78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека»
Дата публикации04.07.2013
Размер135.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
78.349.5

И 67

ГУК ТО «Тульская областная детская библиотека»


18+
Организационно-методический отдел

Инновации в библиотеках для

детей: подходы, технологии, услуги
Дайджест-обзор

2013 год


Составитель :
Буренко Зоя Николаевна,

Заведующая организационно-методическим отделом
Ответственный за выпуск:
Зуева Н.А.

Директор ГУК ТО «Тульская областная детская библиотека»


78.349.5

И 67 Инновации в библиотеках для детей: подходы, технологии,

услуги: дайджест-обзор / ГУК ТО «ТОДБ», ОМО; сост. З.Н.Буренко. – Тула. – 2013. – 12с.

Так уж произошло, что сегодня в прошлом одной из самых читающих стран надо искать пути возрождения интереса к чтению. В ХХI век вступило новое поколение, которое отличается от своих сверстников, приходивших в библиотеки несколько десятилетий назад. Изменились восприятие мира, жизненные цели, манера говорить и одеваться. Цифровые технологии заставили современных детей иначе воспринимать и обрабатывать информацию.

И если библиотеки не будут идти в ногу со временем, им постепенно будет все труднее навёрстывать упущенное.

Инновации в библиотеках – это инструмент не только развития, но и средство повышения предельной полезности деятельности библиотеки, уровня качества предоставляемых услуг конкретным потребителям. Инновации – это целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности библиотеки для адаптации к требованиям внешней среды с целью долгосрочной эффективности функционирования.

В понятие инновации включаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Источниками новшеств в библиотеках являются передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии. Разумеется, должны использоваться и адаптироваться к библиотечной практике и инновации, заимствованные из других сфер деятельности (например, информационные технологии, электронные мультимедийные ресурсы, использование компьютерных сете связи и т. п.).

Процесс ввода новшества в библиотечную практику в целях ее совершенствования называется нововведением или инновациями.

Данный дайджест - обзор составлен по материалам профессиональных периодических изданий и содержит наработки и инновации библиотекарей из детских библиотек России, пути решения проблем по совершенствованию детского чтения. Обзор будет полезен всем тем, кто интересуется нововведениями в библиотечной практике по обслуживанию детей.

Библиокэшинг – игра в библиотекеd:\мои документы\scan 1.jpg
Лобова В.В. Все на поиске клада! //Современная библиотека. – 2012.- №9. – С.60-63
Отличную возможность поучаствовать в самом настоящем приключении предложила своим читателям Липецкая областная юношеская библиотека в Год российской истории. В начале года инновационно-методический отдел предложил провести областную молодежную акцию «Отечественная война 1812 года в памяти потомков!» Информация об акции была представлена на городских порталах в Интернете. Акция проходила в два этапа. Первый – в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», а финальным этапом стала библиокэшинг- игра.

Библиокэшинг (греч.библио – «книга» и анг. кэш – «тайник») – это поиск книжных сокровищ, которые хранятся в библиотеке. Игра заключается в том, что в определенном месте библиотеки прячется какая-то книга и участникам даются ориентиры для её поиска.

Эта игра стала просто находкой для досуга подростков – интересно, полезно, увлекательно. Молодым свойственно искать новые впечатления, получать признание и игры. Вот почему ребята с большим энтузиазмом отнеслись к акции и активно участвовали в отборочных турах. На сайте ОЮБ размещались репортажи с состязаний, проходивших в области.

В заключительный день победители первого отборочного тура собрались в библиотеке, готовые отправиться на поиски книжных сокровищ.

Главным условием было пройти по всем залам библиотеки, найти в каждом из них все тайники, правильно ответить на предложенные вопросы и в итоге открыть клад, спрятанный библиотекарями. В каждом зале ребят ждали неожиданные задания и вопросы на смекалку и эрудицию. Например, в зале искусств была разыграна маленькая сценка с гусарами, а игроки должны были «узнать» одного из них.

На пути каждой команды в поисках »клада» были интересные находки и открытия, ошибки и промахи.

К участию в этой игре были привлечены потенциальные спонсоры, которые представили для награждения победителей призы (сеть книжных магазинов «Читай – город» подарила издания о событиях Отечественной войны 1812 года, знаменитых полководцах и героях того времени)
Литературный проект Московской областной государственной детской библиотеки

«Путешествие Синего чемоданчика»

Лерман Е. Увлекательное путешествие Синего чемоданчика. Новые методики продвижения чтения //Библиотечное дело. - 2012. - №19. – С.17-18d:\мои документы\scan 61.jpg
Взяв за основу методику немецких коллег, специалисты МОГДБ разработали собственную программу «Путешествие Синего чемоданчика». Проект предполагает в качестве основы не только отбор наиболее интересных игр, но и чтение вслух книг в неформальной обстановке с последующим обсуждением прочитанного. Его сверхзадача – продвигать книгу, развивать устойчивое чтение и глубокое восприятие литературы.

Методика наполнения Чемоданчика и его использования четко отработана. Изначально список книг для него составляют библиографы. Они опираются на рекомендации экспертов – ведущих специалистов в области детского чтения, а также на результаты опросов читателей. В конечном итоге в такой список попадают самые качественные новинки российской и переводной зарубежной детской литературы.

Продолжительность пребывания Синего чемоданчика в конкретной библиотеке составляет 2 месяца. Но работу с книгами каждая библиотека организует по-разному, в зависимости от условий, творческой фантазии библиотекарей. В первую очередь, Синий чемоданчик едет в те библиотеки, где имеются и эффективно действуют программы развития чтения, работают инициативные сотрудники с интересными идеями. По завершении программы библиотека, принимающая у себя Чемоданчик, проводит анализ ее проведения, предлагает свои варианты дальнейшего совершенствования проекта.

Новый формат библиотечной работы
Талызина А. Homo Ludens, или Человек играющий. Новый формат библиотечной работы // Библиотечное дело. – 2012. - №19. – С.24-25
Еще одно начинание Московской областной государственной детской библиотеки – клуб настольных игр «Человек играющий». Сегодня это постоянно действующий детский клуб, основная аудитория которого – ученики 4-8-х классов расположенных по соседству с библиотекой школ. Вначале были закуплены интересные развивающие игры. На заседания клуба дети обычно приходят целыми командами. Тематические настольные игры в рамках библиотечных мероприятий становятся веселым интерактивным действием.

Игротеки привлекают читателей в библиотеку, которые теперь приходят не только за книжками по программе, но и просто весело провести время вместе с друзьями. Библиотека становится комфортной для ребенка территорией, где есть место не только учебе, книжкам, но и игре. Подобные игры стимулируют интерес к книге. Ребятам приходится обращаться к справочной литературе, по ходу учиться поисковым навыкам понятий, имен, сюжетов произведений.

В отличие от компьютерных игр настольная игра – занятие командное, ребята учатся взаимодействовать со сверстниками, вступать в диалог с библиотекарями.

d:\мои документы\scan 21.jpg


Опыт создания компьютерной игры в библиотеке:
Кайдаш И., Екимова Н. Как библиотекари квест победили. Опыт создания компьютерной игры в библиотеке // Библиотечное дело. – 2012. - №21. – С.30-31

При разумном подходе компьютерные игры могут не только не причинить вреда, но даже оказаться полезными, способствовать развитию мышления, скорости реакции, логического мышления, помогут тренировать память, усидчивость – качества весьма ценные и полезные. Это позволяет активно использовать компьютерные игры в обучении.

Коллектив Челябинской областной юношеской библиотеки, уже имея опыт создания электронных продуктов, создал компьютерную игру «Как уральцы Бородинскую битву спасали» по мотивам событий Отечественной войны 1812 года. Жанром игры был избран развлекательно-познавательный квест. (от анг.- поиск, погоня за приключениями) – жанр игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету и поиска конечной цели – «клада», приза и т.д.

Был определен жанр игры, её объем, главные персонажи, сюжетная линия и название. Главными героями стали мальчишки-подростки, которые становятся активными участниками исторических событий. По сюжету игры главные герои бегут на войну сражаться с французами. Создание такой игры – это сложный творческий процесс, который требует серьезных знаний и умений. Были задействованы программисты, дизайнеры, ведущие специалисты библиотеки.

Создание компьютерной игры в библиотеке только собственными силами, без привлечения квалифицированных специалистов разного профиля, как отмечают сами сотрудники библиотеки, невозможно.
Нескучное краеведение, или лимерик по-соседски.

Конкурс детского литературного творчества

d:\мои документы\scan 41.jpg


Мацько Г. Нескучное краеведение, или лимерик по-соседски. Конкурс детского литературного творчества //Библиополе. – 2012. - №12. - С.49-53

Лимерики - стихи традиционной формы, состоящие из пяти строк. Происхождение свое они ведут из английского и ирландского фольклора, но завоевали популярность во всем мире.

Конкурс лимериков провела Новосибирская областная детская библиотека. Упоминание в стихах названия какого-либо географического объекта – обязательное условие. Поэтому данный конкурс носил краеведческую направленность и назывался «Краеведение в стихах».

Конкурс Новосибирская областная детская библиотека проводила уже второй раз. На этот раз конкурс стал международным, так как наряду с детьми Новосибирской области, в нем приняли участие подростки из Республики Казахстан и Украины.

Поскольку в лимериках всего 5 строк и форма строго задана, это, с одной стороны, облегчает работу, а с другой – необходимость соблюдать правила дисциплинирует, оставляя свободу выбора темы, героев, настроение.

Даже руководители конкурсантов присоединились к своим подопечным и написали отличные лимерики. У некоторых получилась настоящая стихотворная инструкция по написанию лимериков:

Если спросит вас ученик:

«Правильно говорить лимерик?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лимерик, не лимерик!

Лимерик – город в Ирландии есть.

По городу и пятистишнику честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит не лимерик вы сложили!

У некоторых конкурсантов в результате составления лимериков получились настоящие путеводители по родному краю.

Благодаря электронной почте были получены работы из отдаленных районов. Готовя свои сочинения, конкурсанты не только учились слагать стихи, а и узнавали что-то новое о своем крае, истории.

Познавательно – игровые приемы привлечения детей к чтению:
Матюхина И. Протяни руку дружбы природе. Познавательно-игровые приемы привлечения детей к чтению // Библиотека. – 2012. - №12. – С.66-68 d:\мои документы\scan 81.jpg
Библиотека-филиал №12 ЦБС г. Белгород по экологическому воспитанию в своей работе используя различные методики применения природных материалов, создали уникальный стиль оформления. При помощи различных техник – папье – маше, аппликации, лоскутного шитья создали многофункциональное настенное панно «Чудо-дерево». В качестве основы использованы однотонная ткань и картон. С помощью техники плетения созданы ствол и крона, к которым крепятся дополнительно изготовленные атрибуты (разнообразные картинки с изображениями животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Крепеж осуществляется за счет нашитых «липучек».

На карточках изображены семена, листья и ягоды, части тела животных – хвосты, уши, клювы и др., их следы – все, что необходимо для дидактических игр. Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании.

Применяется на занятиях в различных образовательных аспектах: краеведении, экологическом воспитании, при знакомстве с русским фольклором, прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, индивидуальной работы с детьми. Панно служит прекрасным фоном для показа мини-спектаклей. Работа с ним помогает читателям расширять знания о животных, птицах, растениях.

d:\мои документы\scan 71.jpg

Мини-музей «Наследие»
Гилева Т. Этнографические мотивы. Мини-музей «Наследие» // Библиотека. – 2012. - №11. – С.59-61

Одним из направлений в деятельности детской библиотеки – филиала №12 г. Новокузнецк является развитие национальных культур и воспитание толерантности. Это довольно трудная, но очень интересная и важная задача. Возрождение уважения к традициям разных народов - проблема актуальная. Какими же наработками делится данная библиотека с нами?

Библиотека работает по программе «Радуга дружбы». В рамках ее реализации был создан клуб «В семье единой», провели этнографическую акцию «Для памяти потомству своему». Собранные экспонаты – предметы народных промыслов, быта, элементы национальной одежды – легли в основу создания мини-музея «Наследие» при библиотеке. Композиция пополняется и самодельными музейными экспонатами, которые делают сами дети. Те, кому нравится шить, шьют костюмы для кукол по специальным фотоальбомам.

В музее представлены экземпляры тряпичных игрушек, изготовленных с использованием золы, шерстяных нитей.

Чтобы юным читателям было уютно, коллектив библиотеки много делает для того, чтобы в библиотеке детям было комфортно и они чувствовали себя как дома. Это и специальная комната «Мастерилка», в которой можно вырезать, лепить, вышивать бисером, и комната, где живут сказочные персонажи, красочные выставки и многое другое.

d:\мои документы\картинки к обзору\scan 1.jpg

Дифференцированное обслуживание детей и программа

«Читающий ребенок – ценность ХХI века»
Бондаренко Е. Вместе весело шагать. Умный досуг для малышей и школьников // Библиотека. – 2012. - №11. – С.31-35
Основным принципом библиотечного обслуживания подрастающего поколения является максимальное использование всех приемов и навыков, которыми владеют детские библиотеки.

Детская библиотека г. Мглин Брянской области большое внимание уделяет обслуживанию детей дошкольного возраста. В своей работе они используют поэтические минутки и громкие чтения, ролевое чтение стихов.

Особый упор библиотека делает на следующих аспектах деятельности: ребёнок и чтение; ребенок и информация; досуг ребенка; здоровье ребёнка.

Контакты с семьей – один из основных факторов, влияющих не результативность работы библиотеки по организации и продвижения чтения. Именно в семье формируются личность ребенка, его изначальное отношение к книге. Для родителей организуется целый цикл мероприятий под названием «Семейные чтения для сердца и разума»
d:\мои документы\картинки к обзору\scan 11.jpg

Литературное кафе для больших и маленьких
Володина А. Карманы, полные стихов. Литературное кафе для больших и маленьких // Библиотечное дело. – 2012. - №11. – С.44

Новый проект литературного интерактивного кафе «Книгочай» был задуман Мурманской областной детско-юношеской библиотекой из желания сделать уютную зону для отдыха и чтения, а также вовлечение родителей в решение проблем детского чтения, помощь взрослым в осознании ценности детского чтения как средства воспитания, обучение выразительному чтению.

Интерьер и оформление были выдержаны в стиле настоящего кафе. Первая акция носила название «День стихотворения в карманах» Почему карманы?

Главная идея акции была такова: у каждого человека должно быть стихотворение, которое приятно перечитывать и которым можно поделиться с друзьями. На большой магнитной доске были прикреплены разноцветные карманы, где разместились небольшие листочки со стихами. И таких карманов было несколько, и все они носили определенные названия: «карман фактов», «большой поэтический карман», «карман сюрпризов»

Инновационная деятельность Тульской областной

детской библиотеки
Инновационная деятельность ТОДБ также нашла отражение на страницах профессиональных периодических изданий. Ведущие специалисты библиотеки поделились своими новшествами и достижениями по обслуживанию детей со своими коллегами.

o:\для обмена информацией\буренко з.н\вострикова т.в..jpg


Вострикова Т. Колокола истории. Об итогах областного этапа Всероссийского конкурса детских библиотек области. // Библиотека.- 2012. - №11. –С.56-58

Заведующая сектором перспективного развития муниципальных библиотек ТОДБ Вострикова Т.В. обобщила опыт детских библиотек Тульской области по патриотическому воспитанию, как одним из приоритетных направлений работы. В данной статье отражены итоги областного конкурса «Растим патриотов России», описаны наиболее значимые мероприятия и направления работы муниципальных детских библиотек региона по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Все библиотеки работали по ранее составленным программам, в тесном контакте и координации с Советами ветеранов, общественными организациями, краеведческими музеями.

Мини-музей для малышейo:\для обмена информацией\буренко з.н\p1010622.jpg
Можова Т. Мини-музей для малышей. // Библиотека. – 2012. - №8. – С.3

Можова Т.В. Мини-музей в детском саду // Школьная библиотека. – 2012. - №2-3. – С.24-25

Создание литературного мини-музея в детском саду – результат коллективной мысли сотрудников отдела обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста Тульской областной детской библиотеки. Мини-музей посвящен творчеству замечательной детской поэтессы Агнии Барто.

Основная цель открытия такого музея – пропаганда книжного фонда, помощь родителям по возрождению традиций совместного чтения, воспитанию в детях творческих способностей. Проект поддержали как работники детского сада, так и родители. Непосредственное участие в подготовке выставок принимают также ребята из старших групп детского сада.

w:\материалы по центру\статья потаповой\1.jpg


Потапова В. Дети без прав – Россия без будущего. Из опыта работы Тульской областной детской библиотеки по правовому просвещению детей и подростков // Вестник библиотек Москвы. – 2012. - №3. – С.11-14img_1377

Потапова В.А.Защити себя. О работе Центра правовой и нравственной культуры для детей и подростков // Библиотека. – 2012. - №12. – С.9-10

В 2012 году отметил свое десятилетие Центр правовой и нравственной культуры для детей и подростков, который был создан в Тульской областной детской библиотеке.

Основная задача центра – профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, повышение уровня правосознания и степени доверия подростков к сотрудникам полиции. При подготовке к занятиям использовались различные формы и методы работы. Это игры, опросы, анкетирование, беседы-размышления. Дополнялись такие уроки презентациями, видеосюжетами, обзорами книг и периодических изданий.

Центр располагает электронными базами данных «Права ребенка и способы их реализации», «Права наших детей», «Доступ граждан к правовой информации», «Ваше право, учитель! Ваше право, ученик!».

Деятельность Центра была проанализирована на Областной научно-практической конференции «Современные проблемы правового воспитания детей и подростков. Опыт и практика» и обобщена в электронной и печатных версиях сборника «Дети без прав – Россия без будущего»

Составитель Зав. ОМО Буренко З.Н.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconГук то «Тульская областная детская библиотека»
Вострикова Т. В., заведующая сектором перспективного развития муниципальных библиотек
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconГук то «Тульская областная детская библиотека» Тула,2013 Авторы: Буренко З. Н
Вострикова Т. В., заведующая сектором перспективного развития муниципальных библиотек
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconТехническое задание на поставку изданий на cd и dvd носителях для...

78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconГук яо «Областная детская библиотека им. И. А. Крылова» о
Организация библиотечного обслуживания детей в Ярославской области в 2012 году: информационно-аналитический сборник. – Ярославль,...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconСамарская областная универcальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconТульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической...
«Библиотеки и экологическое просвещение населения»: (методические рекомендации) / сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова; гук «тоунб»,...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconТульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической...
«Библиотеки и экологическое просвещение населения»: (методические рекомендации) / сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова; гук «тоунб»,...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconУчреждение культуры
Майнгардт Н. Л., гл библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела гук «Кемеровская областная научная библиотека...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconСекция научно-методической работы
Четверикова С. В., гл библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела гук «Кемеровская областная научная библиотека...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Благодарственное письмо гук “Ульяновская областная библиотека имени С. Т. Аксакова”
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гук но «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина»
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconГук со «Свердловская областная межнациональная библиотека»
Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности: материалы научно-практической конференции (27 апреля 2009 г.)....
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconПрограмма г. Орёл, 2014 Орловская областная детская библиотека им. М. М. Пришвина
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования (ПК) специалистов
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconГосударственное учреждение культуры «челябинская областная юношеская библиотека»
Библиотеки Челябинской области в системе общего экологического образования: Сборник материалов областного смотра-конкурса работы...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconОтчет перед населением Смоленск 2007 Смоленская областная универсальная...
С 51 Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского – 2006 : отчет перед населением / Смол обл универс б-ка...
78. 349. 5 И 67 гук то «Тульская областная детская библиотека» iconОгбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени...
Т. И. Гаянова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – Ульяновск, 2014. – 68 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск