ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005);
стандарта основного общего образования по информатике;
авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и информационные технологии для 5-7 классов общеобразовательной средней школы», соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования (2004г.).
Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике 2004 года. Данная рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана для обучающихся 7аб классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение» г. Энгельса Саратовской области.
Изучение информатики и ИКТ в 7-м классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование ключевых компетенций и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
сохранения и укрепления здоровья.
Специфика предмета заключается в преобладающей роли деятельностного подхода, отражающего стратегию современной образовательной политики, в связи с чем компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Компьютерный практикум – интегрированные практические работы, ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность, работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель. Для обучающихся важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для осуществления образовательного процесса используются следующие педагогические технологии:
педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества.
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: проблемное обучение, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов);
технологии уровневой дифференциации;
педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);
технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;
ИКТ-технологии.
Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративные методы способствуют освоению знаний на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень) (проявляются через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями);
репродуктивные методы (практических занятия) приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков (формированию знаний 2-го уровня);
методы проблемного обучения ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления (3-ий уровень);
игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.);
коммуникативные методы (дискуссия, "мозговой штурм" и др.).
Формы уроков:
уроки основных типов в рамках традиционного обучения (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок)
уроки основных типов по форме организации взаимодействия (урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-практикум. урок-консультация, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, интегрированный урок).
В программе представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатики и ИКТ в 5–7 классах, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике и ИКТ по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 8-9 классах.
Результатом формирования информационных компетентностей обучающихся должны стать следующие образовательные результаты (в рамках ГОС):
Знать/понимать:
иметь представление об объектах, системах объектов, единичных и общих именах объектов, системном подходе к изучению объектов;
иметь представление об отношениях между объектами («является разновидностью», «входит в состав», «является элементом множества»);
иметь представление о понятии «черный ящик», входах и выходах системы;
понятие «оригинал» («прототип») и «модель»;
иметь представление о моделях объектов и их назначении;
как отличить «натурную (материальную)» модель от информационной;
основные виды информационных моделей (знаковая, образная, смешанная);
различать словесную, математическую и табличную информационную модели;
основные объекты электронных таблиц (рабочая книга, лист, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек);
наглядные формы представления информации (график, диаграмма, схема, граф);
понятия «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
иметь представление об исполнителе «Чертежник» (назначение, система команд исполнителя);
иметь представление об исполнителе «Робот» (назначение, система команд исполнителя);
что такое «цикл», «простые» и «составные» условия в алгоритме.
Уметь:
различать единичные и общие имена объектов;
определять величину и значение свойств объектов;
уметь изобразить отношения между объектами с помощью схем отношений («схема разновидностей», «схема состава»);
представить схематично персональный компьютер как систему;
правильно определить вид предложенной информационной модели;
составить табличную информационную модель для решения предложенной логической задачи;
использовать схемы Эйлера-Венна для решения некоторых типов логических задач;
строить вычислительные таблицы с помощью программных средств электронных таблиц;
выбирать листы, столбцы, строки, ячейки, диапазоны ячеек электронных таблиц;
различать основные виды данных в ячейках электронных таблиц;
составить простые формулы для выполнения арифметических операций с данными в ячейках;
правильно подобрать формат для отображения данных в ячейках электронной таблицы;
построить график по строке или столбцу числовых значений;
построить диаграмму по строке или столбцу числовых значений;
визуализировать многорядные данные;
изображать схемы помещений, пользуясь возможностями программ;
строить блок-схемы с помощью программного обеспечения компьютера;
строить графы (сети, деревья) с помощью программного обеспечения компьютера (текстового процессора);
составлять пути и полные имена файлов;
строить графические модели школьных кабинетов;
использовать среду Кумир с целью реализации алгоритмов для исполнителей «Робот» и «Чертежник»;
ввести и выполнить несложный алгоритм для исполнителя «Робот»;
ввести и выполнить несложный алгоритм для исполнителя «Чертежник»;
исправить ошибки алгоритма для исполнителей «Робот» и «Чертежник».
В основе реализации программы учебного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)
№ п/п
| Тематический блок
| Кол-во часов
| 1
| Объекты и системы
| 7
| 2
| Информационное моделирование
| 14
| 3
| Алгоритмика
| 11
| 4
| Контрольные работы
| 3
|
| Всего:
| 35
|
| Количество уроков с использованием ИКТ
| 35 (100%)
|
| Количество проектов
| 2
|
| Количество уроков с использованием исследовательской деятельности
| 15
|
| Количество творческих работ
| 4
| Перечень проектных работ:
№ п/п
| Наименование проекта
| Сроки
| 1
| Информационно-исследовательский проект «История развития вычислительной техники»
| январь-февраль 2013г.
| 2
| Проект-презентация «Информационное моделирование»
| апрель-май 2013г.
| 3
| Творческие работы по темам уроков
| в течение года
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (7А класс)
(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)
УМК Информатика и ИКТ для 7-х классов, автор Босова Л.Л.
№ урока
|
Наименование тем уроков
| Кол-во часов по теме
| Дата проведения
| 7А
| по плану
| корректировка
| 1
| ТБ на уроках информатики. Объекты и их имена.
| 1
| 03.09.2013
|
| 2
| Признаки объектов.
| 1
| 10.09.2013
|
| 3
| Отношения объектов.
| 1
| 17.09.2013
|
| 4
| Компьютерные объекты.
| 1
| 24.09.2013
|
| 5
| Разновидности объектов и их классификация.
| 1
| 01.10.2013
|
| 6
| Состав объектов.
| 1
| 08.10.2013
|
| 7
| Системы объектов. Персональный компьютер как система.
| 1
| 15.10.2013
|
| 8
| Контрольная работа по теме: «Объекты и системы».
| 1
| 22.10.2013
|
| 9
| Модели объектов и их назначение.
| 1
| 29.10.2013
|
| 10
| Информационные модели.
| 1
| 12.11.2013
|
| 11
| Словесные информационные модели. Математические модели.
| 1
| 19.11.2013
|
| 12
| Табличные информационные модели. Простые таблицы.
| 1
| 26.11.2013
|
| 13
| Табличные информационные модели. Сложные таблицы.
| 1
| 03.12.2013
|
| 14
| Табличное решение логических задач.
| 1
| 10.12.2013
|
| 15
| Вычислительные таблицы.
| 1
| 17.12.2013
|
| 16
| Решение логических задач с помощью кругов Эйлера-Венна.
| 1
| 24.12.2013
|
| 17
| Электронные таблицы. Виды данных в ячейках ЭТ.
| 1
| 14.01.2014
|
| 18
| Графики и диаграммы в электронных таблицах.
| 1
| 21.01.2014
|
| 19
| Схемы. Изображение схем.
| 1
| 28.01.2014
|
| 20
| Информационные модели на графах. Сети.
| 1
| 04.02.2014
|
| 21
| Деревья. Иерархическая файловая система в ОС Windows.
| 1
| 11.02.2014
|
| 22
| Использование графов при решении задач.
| 1
| 18.02.2014
|
| 23
| Контрольная работа по теме: «Информационное моделирование».
| 1
| 25.02.2014
|
| 24
| Алгоритм-модель деятельности исполнителя. Знакомство со средой исполнителя Кумир.
| 1
| 04.03.2014
|
| 25
| Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы.
| 1
| 11.03.2014
|
| 26
| Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.
| 1
| 18.03.2014
|
| 27
| Исполнитель Чертежник. Циклы. Решение задач. Повторение темы «Объекты и истемы»
| 1
| 01.04.2014
|
| 28
| Знакомство с исполнителем Робот. Повторение темы «Персональный компьютер как система»
| 1
| 08.04.2014
|
| 29
| Исполнитель Робот. Цикл «пока». Повторение темы «Информационное моделирование»
| 1
| 15.04.2014
|
| 30
| Исполнитель Робот. Простые и составные условия. Повторение темы «Табличное решение логических задач»
| 1
| 22.04.2014
|
| 31
| Исполнитель Робот. Команда ветвления. Повторение темы «Решение задач с помощью кругов Эйлера-Вена»
| 1
| 29.04.2014
|
| 32
| Решение задач по теме: Исполнители. Повторение темы «Использование графов при решении задач»
| 1
| 06.05.2014
|
| 33
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| 13.05.2014
|
| 34
| Анализ результатов контрольной работы. Повторение темы «Единицы измерения информации»
| 1
| 20.05.2014
|
| 35
| Игра-конкурс по информатике.
| 1
| 27.05.2014
|
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (7Б класс)
(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)
УМК Информатика и ИКТ для 7-х классов, автор Босова Л.Л.
№ урока
|
Наименование тем уроков
| Кол-во часов по теме
| Дата проведения
| 7Б
| по плану
| корректировка
| 1
| ТБ на уроках информатики. Объекты и их имена.
| 1
| 03.09.2013
|
| 2
| Признаки объектов.
| 1
| 10.09.2013
|
| 3
| Отношения объектов.
| 1
| 17.09.2013
|
| 4
| Компьютерные объекты.
| 1
| 24.09.2013
|
| 5
| Разновидности объектов и их классификация.
| 1
| 01.10.2013
|
| 6
| Состав объектов.
| 1
| 08.10.2013
|
| 7
| Системы объектов. Персональный компьютер как система.
| 1
| 15.10.2013
|
| 8
| Контрольная работа по теме: «Объекты и системы».
| 1
| 22.10.2013
|
| 9
| Модели объектов и их назначение.
| 1
| 29.10.2013
|
| 10
| Информационные модели.
| 1
| 12.11.2013
|
| 11
| Словесные информационные модели. Математические модели.
| 1
| 19.11.2013
|
| 12
| Табличные информационные модели. Простые таблицы.
| 1
| 26.11.2013
|
| 13
| Табличные информационные модели. Сложные таблицы.
| 1
| 03.12.2013
|
| 14
| Табличное решение логических задач.
| 1
| 10.12.2013
|
| 15
| Вычислительные таблицы.
| 1
| 17.12.2013
|
| 16
| Решение логических задач с помощью кругов Эйлера-Венна.
| 1
| 24.12.2013
|
| 17
| Электронные таблицы. Виды данных в ячейках ЭТ.
| 1
| 14.01.2014
|
| 18
| Графики и диаграммы в электронных таблицах.
| 1
| 21.01.2014
|
| 19
| Схемы. Изображение схем.
| 1
| 28.01.2014
|
| 20
| Информационные модели на графах. Сети.
| 1
| 04.02.2014
|
| 21
| Деревья. Иерархическая файловая система в ОС Windows.
| 1
| 11.02.2014
|
| 22
| Использование графов при решении задач.
| 1
| 18.02.2014
|
| 23
| Контрольная работа по теме: «Информационное моделирование».
| 1
| 25.02.2014
|
| 24
| Алгоритм-модель деятельности исполнителя. Знакомство со средой исполнителя Кумир.
| 1
| 04.03.2014
|
| 25
| Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы.
| 1
| 11.03.2014
|
| 26
| Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.
| 1
| 18.03.2014
|
| 27
| Исполнитель Чертежник. Циклы. Решение задач. Повторение темы «Объекты и истемы»
| 1
| 01.04.2014
|
| 28
| Знакомство с исполнителем Робот. Повторение темы «Персональный компьютер как система»
| 1
| 08.04.2014
|
| 29
| Исполнитель Робот. Цикл «пока». Повторение темы «Информационное моделирование»
| 1
| 15.04.2014
|
| 30
| Исполнитель Робот. Простые и составные условия. Повторение темы «Табличное решение логических задач»
| 1
| 22.04.2014
|
| 31
| Исполнитель Робот. Команда ветвления. Повторение темы «Решение задач с помощью кругов Эйлера-Вена»
| 1
| 29.04.2014
|
| 32
| Решение задач по теме: Исполнители. Повторение темы «Использование графов при решении задач»
| 1
| 06.05.2014
|
| 33
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| 13.05.2014
|
| 34
| Анализ результатов контрольной работы. Повторение темы «Единицы измерения информации»
| 1
| 20.05.2014
|
| 35
| Игра-конкурс по информатике.
| 1
| 27.05.2014
|
| ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 7-го класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Литература для учителя:
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5–7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Окулов С. М., Лялин А. В. Ханойские башни. Занятия по информатике с одаренными школьниками, 2009.
Методические разработки автора программы с сайта http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Литература для обучающихся:
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих, 2011.
Пупышев В. В. 128 задач по началам программирования, 2009.
Адреса электронных образовательных ресурсов:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. Заготовки для практикума (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Ресурсы сайта учителя Кондрашовой Е.В. (http://kondrashovaev.ucoz.ru/load/7_klass/7)
|