Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе





Скачать 173.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Дата публикации30.06.2014
Размер173.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  • примерной программы основного общего образования по информатике и информационным  технологиям  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005);

  • стандарта основного общего образования по информатике;

  • авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и информационные технологии для 5-7 классов общеобразовательной средней школы», соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования (2004г.).


Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике 2004 года.
Данная рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана для обучающихся 7аб классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение» г. Энгельса Саратовской области.

Изучение информатики и ИКТ в 7-м классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формирование ключевых компетенций и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • сохранения и укрепления здоровья.


Специфика предмета заключается в преобладающей роли деятельностного подхода, отражающего стратегию современной образовательной политики, в связи с чем компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

Компьютерный практикум – интегрированные практические работы, ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность, работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель. Для обучающихся важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для осуществления образовательного процесса используются следующие педагогические технологии:

  • педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества. 

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: проблемное обучение,  технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов);

  • технологии уровневой дифференциации; 

  • педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);

  • технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;

  • ИКТ-технологии.

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные методы способствуют освоению знаний на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень) (проявляются через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями);

  • репродуктивные методы (практических занятия) приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков (формированию знаний 2-го уровня);

  • методы проблемного обучения ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления (3-ий уровень);

  • игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.);

  • коммуникативные методы (дискуссия, "мозговой штурм" и др.).

Формы уроков:

  • уроки основных типов в рамках традиционного обучения (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок)

  • уроки основных типов по форме организации взаимодействия (урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-практикум. урок-консультация, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, интегрированный урок).


В программе представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатики и ИКТ в 5–7 классах, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике и ИКТ по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 8-9 классах.

Результатом формирования информационных компетентностей обучающихся должны стать следующие образовательные результаты (в рамках ГОС):

Знать/понимать:

  • иметь представление об объектах, системах объектов, единичных и общих именах объектов, системном подходе к изучению объектов;

  • иметь представление об отношениях между объектами («является разновидностью», «входит в состав», «является элементом множества»);

  • иметь представление о понятии «черный ящик», входах и выходах системы;

  • понятие «оригинал» («прототип») и «модель»;

  • иметь представление о моделях объектов и их назначении;

  • как отличить «натурную (материальную)» модель от информационной;

  • основные виды информационных моделей (знаковая, образная, смешанная);

  • различать словесную, математическую и табличную информационную модели;

  • основные объекты электронных таблиц (рабочая книга, лист, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек);

  • наглядные формы представления информации (график, диаграмма, схема, граф);

  • понятия «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;

  • иметь представление об исполнителе «Чертежник» (назначение, система команд исполнителя);

  • иметь представление об исполнителе «Робот» (назначение, система команд исполнителя);

  • что такое «цикл», «простые» и «составные» условия в алгоритме.


Уметь:

  • различать единичные и общие имена объектов;

  • определять величину и значение свойств объектов;

  • уметь изобразить отношения между объектами с помощью схем отношений («схема разновидностей», «схема состава»);

  • представить схематично персональный компьютер как систему;

  • правильно определить вид предложенной информационной модели;

  • составить табличную информационную модель для решения предложенной логической задачи;

  • использовать схемы Эйлера-Венна для решения некоторых типов логических задач;

  • строить вычислительные таблицы с помощью программных средств электронных таблиц;

  • выбирать листы, столбцы, строки, ячейки, диапазоны ячеек электронных таблиц;

  • различать основные виды данных в ячейках электронных таблиц;

  • составить простые формулы для выполнения арифметических операций с данными в ячейках;

  • правильно подобрать формат для отображения данных в ячейках электронной таблицы;

  • построить график по строке или столбцу числовых значений;

  • построить диаграмму по строке или столбцу числовых значений;

  • визуализировать многорядные данные;

  • изображать схемы помещений, пользуясь возможностями программ;

  • строить блок-схемы с помощью программного обеспечения компьютера;

  • строить графы (сети, деревья) с помощью программного обеспечения компьютера (текстового процессора);

  • составлять пути и полные имена файлов;

  • строить графические модели школьных кабинетов;

  • использовать среду Кумир с целью реализации алгоритмов для исполнителей «Робот» и «Чертежник»;

  • ввести и выполнить несложный алгоритм для исполнителя «Робот»;

  • ввести и выполнить несложный алгоритм для исполнителя «Чертежник»;

  • исправить ошибки алгоритма для исполнителей «Робот» и «Чертежник».


В основе реализации программы учебного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)


п/п


Тематический блок


Кол-во часов


1

Объекты и системы

7

2

Информационное моделирование

14

3

Алгоритмика

11

4

Контрольные работы

3




Всего:

35




Количество уроков с использованием ИКТ

35 (100%)




Количество проектов

2




Количество уроков с использованием исследовательской деятельности

15




Количество творческих работ

4

Перечень проектных работ:


п/п

Наименование проекта

Сроки

1

Информационно-исследовательский проект «История развития вычислительной техники»

январь-февраль 2013г.

2

Проект-презентация «Информационное моделирование»

апрель-май 2013г.

3

Творческие работы по темам уроков

в течение года


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (7А класс)

(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)

УМК Информатика и ИКТ для 7-х классов, автор Босова Л.Л.

урока


Наименование тем уроков

Кол-во часов по теме

Дата проведения



по плану

корректировка

1

ТБ на уроках информатики. Объекты и их имена.

1

03.09.2013




2

Признаки объектов.

1

10.09.2013




3

Отношения объектов.

1

17.09.2013




4

Компьютерные объекты.

1

24.09.2013




5

Разновидности объектов и их классификация.

1

01.10.2013




6

Состав объектов.

1

08.10.2013




7

Системы объектов. Персональный компьютер как система.

1

15.10.2013




8

Контрольная работа по теме: «Объекты и системы».

1

22.10.2013




9

Модели объектов и их назначение.

1

29.10.2013




10

Информационные модели.

1

12.11.2013




11

Словесные информационные модели. Математические модели.

1

19.11.2013




12

Табличные информационные модели. Простые таблицы.

1

26.11.2013




13

Табличные информационные модели. Сложные таблицы.

1

03.12.2013




14

Табличное решение логических задач.

1

10.12.2013




15

Вычислительные таблицы.

1

17.12.2013




16

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера-Венна.

1

24.12.2013




17

Электронные таблицы. Виды данных в ячейках ЭТ.

1

14.01.2014




18

Графики и диаграммы в электронных таблицах.

1

21.01.2014




19

Схемы. Изображение схем.

1

28.01.2014




20

Информационные модели на графах. Сети.

1

04.02.2014




21

Деревья. Иерархическая файловая система в ОС Windows.

1

11.02.2014




22

Использование графов при решении задач.

1

18.02.2014




23

Контрольная работа по теме: «Информационное моделирование».

1

25.02.2014




24

Алгоритм-модель деятельности исполнителя. Знакомство со средой исполнителя Кумир.

1

04.03.2014




25

Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы.

1

11.03.2014




26

Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.

1

18.03.2014




27

Исполнитель Чертежник. Циклы. Решение задач. Повторение темы «Объекты и истемы»

1

01.04.2014




28

Знакомство с исполнителем Робот. Повторение темы «Персональный компьютер как система»

1

08.04.2014




29

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Повторение темы «Информационное моделирование»

1

15.04.2014




30

Исполнитель Робот. Простые и составные условия. Повторение темы «Табличное решение логических задач»

1

22.04.2014




31

Исполнитель Робот. Команда ветвления. Повторение темы «Решение задач с помощью кругов Эйлера-Вена»

1

29.04.2014




32

Решение задач по теме: Исполнители. Повторение темы «Использование графов при решении задач»

1

06.05.2014




33

Итоговая контрольная работа.

1

13.05.2014




34

Анализ результатов контрольной работы. Повторение темы «Единицы измерения информации»

1

20.05.2014




35

Игра-конкурс по информатике.

1

27.05.2014




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (7Б класс)

(по 1 ч в неделю, всего 35 часов)

УМК Информатика и ИКТ для 7-х классов, автор Босова Л.Л.

урока


Наименование тем уроков

Кол-во часов по теме

Дата проведения



по плану

корректировка

1

ТБ на уроках информатики. Объекты и их имена.

1

03.09.2013




2

Признаки объектов.

1

10.09.2013




3

Отношения объектов.

1

17.09.2013




4

Компьютерные объекты.

1

24.09.2013




5

Разновидности объектов и их классификация.

1

01.10.2013




6

Состав объектов.

1

08.10.2013




7

Системы объектов. Персональный компьютер как система.

1

15.10.2013




8

Контрольная работа по теме: «Объекты и системы».

1

22.10.2013




9

Модели объектов и их назначение.

1

29.10.2013




10

Информационные модели.

1

12.11.2013




11

Словесные информационные модели. Математические модели.

1

19.11.2013




12

Табличные информационные модели. Простые таблицы.

1

26.11.2013




13

Табличные информационные модели. Сложные таблицы.

1

03.12.2013




14

Табличное решение логических задач.

1

10.12.2013




15

Вычислительные таблицы.

1

17.12.2013




16

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера-Венна.

1

24.12.2013




17

Электронные таблицы. Виды данных в ячейках ЭТ.

1

14.01.2014




18

Графики и диаграммы в электронных таблицах.

1

21.01.2014




19

Схемы. Изображение схем.

1

28.01.2014




20

Информационные модели на графах. Сети.

1

04.02.2014




21

Деревья. Иерархическая файловая система в ОС Windows.

1

11.02.2014




22

Использование графов при решении задач.

1

18.02.2014




23

Контрольная работа по теме: «Информационное моделирование».

1

25.02.2014




24

Алгоритм-модель деятельности исполнителя. Знакомство со средой исполнителя Кумир.

1

04.03.2014




25

Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы.

1

11.03.2014




26

Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.

1

18.03.2014




27

Исполнитель Чертежник. Циклы. Решение задач. Повторение темы «Объекты и истемы»

1

01.04.2014




28

Знакомство с исполнителем Робот. Повторение темы «Персональный компьютер как система»

1

08.04.2014




29

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Повторение темы «Информационное моделирование»

1

15.04.2014




30

Исполнитель Робот. Простые и составные условия. Повторение темы «Табличное решение логических задач»

1

22.04.2014




31

Исполнитель Робот. Команда ветвления. Повторение темы «Решение задач с помощью кругов Эйлера-Вена»

1

29.04.2014




32

Решение задач по теме: Исполнители. Повторение темы «Использование графов при решении задач»

1

06.05.2014




33

Итоговая контрольная работа.

1

13.05.2014




34

Анализ результатов контрольной работы. Повторение темы «Единицы измерения информации»

1

20.05.2014




35

Игра-конкурс по информатике.

1

27.05.2014




ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 7-го класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.



Литература для учителя:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  3. Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5–7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Окулов С. М., Лялин А. В. Ханойские башни. Занятия по информатике с одаренными школьниками, 2009.

  5. Методические разработки автора программы с сайта http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Литература для обучающихся:

  1. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих, 2011.

  3. Пупышев В. В. 128 задач по началам программирования, 2009.

Адреса электронных образовательных ресурсов:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. Заготовки для практикума (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  3. Ресурсы сайта учителя Кондрашовой Е.В. (http://kondrashovaev.ucoz.ru/load/7_klass/7)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ №1312 от 09. 03. 2004...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа «Обществознание» 9 класс Пояснительная записка...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск