Скачать 139.5 Kb.
|
Администрация Кожевниковского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Осиновская средняя общеобразовательная школа» Утверждаю: Директор школы __________Е.В.Нимирская Приказ №116-О от 02.09.2013г. Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников » Срок реализации программы 1 год Возраст детей 9-10 лет Составила: библиотекарь Кущенко Олеся Михайловна, Рассмотрена на заседании Педагогического совета МБОУ «Осиновская СОШ» Протокол № 1 от «31»августа 2013г. 2013г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИнформационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и проанализировать информацию. Формирование информационной грамотности учащихся -актуальная задача образовательного процесса. Динамичность процесса информатизации общества, новая программа образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся. Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной деятельности с учащимися имеются большие возможности для формирования у них информационной культуры, для развития школьников как творческих читателей. Представленная программа «основы информационной грамотности младших школьников» направлена на решение задач по формированию у детей основ информационной культуры. Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:- научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы; -привить навыки поиска, анализа, синтеза информации; -сформировать умение правильно применять найденную информацию. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:-приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развить у них навыки самостоятельной работы с нею; - укреплять интерес к окружающему миру через чтение литературы; - побуждать к чтению и к потреблению информации. Особенности программы:Специальные знания даются с учетом возрастных способностей учащихся. Использованная методика включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой. Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать ее интересной и увлекательной. Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся. Умению применить полученные знания в новых условиях. Содержание программы:1.Введение (1 час)Беседа-ознакомление с курсом «Основы информационной грамотности младших школьников», основными темами, которые будут изучаться в течение года. Викторина «Что вы знаете о мире книг?» Тема I . Информационные ресурсы общества и информационная культура(2 часа)
Тема II. Знакомство с библиотекой(5 часа)4. Урок-беседа: Библиотека - информационный центр школы. 5. Урок-беседа: Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. Знакомство со справочным аппаратом библиотеки. 6. Урок-беседа: Структура книги. 7. Урок-знакомство: Художники – иллюстраторы детских книг. 8. Знакомство с библиотекой (обобщающее) Тема III. Бережное отношение к книге (5 часов)9. Урок-практика: Правила обращения с книгами. 10. Урок-практика: Ремонт книг. 11. Урок-творчество: Изготовление книги своими руками. Тема IV. Периодические издания в библиотеки(1 час)12. Урок-презентация с элементами игровой деятельности: Вести со всей планеты. Тема V. Путешествия с книгой (5 часов)Уроки-путешествия: 13. Мир растений. 14. Сказочное путешествие в страну «Здравушку». ( Литературная викторина) 15. В гости к любимым героям. 16. Путешествие в сказку. 17. Путешествие с волшебным клубком. (Познавательно-творческая игра) Тема VI. Наши помощники (7 часов)18.Урок-обзор: Справочный фонд библиотеки. 19. Урок знакомство: Жизнь и деятельность Владимира Ивановича Даля. 20.Урок – игра: Знакомство со словарями. 21.Практический урок: Словари. 22. Урок-обзор: Справочники. 23. Урок-обзор: Энциклопедии. 24. Практический урок: Справочники и энциклопедии. Тема VII. По творчеству детских писателей (7 часов)25. Урок-игра с викториной: Маршак – наш большой друг. 26. Читательский час: Читаем рассказы В.Ю. Драгунского. 27.Игра-викторина: Эдуард Успенский и все, все, все. 28.Урок - путешествие: Страна Читалия. Город Михалковск. 29. Урок – презентация: А.Линдгрен: жизнь и творчество 30. Урок мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». 31.Литературно-познавательная игра: Все о сказках. 32. Итоговая игра «Основы информационной грамотности младших школьников» (1 час)Форма проведения занятий: уроки-беседы, уроки с элементами игровой деятельности, уроки-презентации, викторины, познавательно-творческие игры, уроки-знакомства, обзоры, работа со справочной литературой, практические занятия .Использование разнообразных методик и форм работы позволяет не только обучить школьников, но и изучить уровень развития их информационной культуры, а так же создать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании. Применение в мероприятии наглядности, занимательности, эмоциональности, использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающимся получить максимальное впечатление от представленного материала. Использование произведений искусства и литературы, включение в осваиваемый материал картин, фотографий, рисунков самих обучающихся позволяет сделать фактический материал интересным и доступным. Сроки реализации программы:Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Теоретические часы -20ч. Практические – 14ч. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:Программа ориентирована на учащихся 3-4 классов. Форма подведения итогов:После изучения всех тем проводится большая викторина, где выявляются знания, полученные на занятиях. Ожидаемые результаты обучения:Несомненно, лучшим показателем результативности данной программы следует считать повышение читаемости и посещаемости библиотеки, а также умение детей ориентироваться в библиотеке в поиске нужной информации, умение правильно применять найденную информацию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Материальное обеспечение программы: занятия проводятся в библиотеке или в компьютерном классе. Методическое обеспечение программы: наглядные пособия по темам, художественная литература, словари, справочники, энциклопедии. Портреты писателей и художников. Компьютер и интерактивная доска. Литература для учителя:
Литература для обучающихся:
|
Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Тема: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной... Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы... | Программа внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии» Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована... | ||
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... | Пояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности... «Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной... | ||
Программа дополнительного образования ( внеурочной деятельности ) Программа соответствует направлению проектной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного... | Программа кружка «математический калейдоскоп» для внеурочной деятельности младших школьников Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа» | ||
Внеурочной деятельности школьников Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно... | Программа внеурочной деятельности начального общего образования в... Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать | ||
Формирование читательской грамотности младших школьников, по умк... | Урока: в опросы по теме: Контрольно-оценочные средства Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 02. «Организация внеурочной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: эффективное формирование и развитие ууд у младших школьников, подразумевающих активную позицию обучающихся в учебной и внеурочной... | Тематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности |