Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»





Скачать 139.5 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Дата публикации02.07.2014
Размер139.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы

__________Е.В.Нимирская

Приказ №116-О от 02.09.2013г.

Программа внеурочной деятельности

«Основы информационной

грамотности младших

школьников »

Срок реализации программы 1 год

Возраст детей 9-10 лет

Составила: библиотекарь

Кущенко Олеся Михайловна,

Рассмотрена на заседании Педагогического совета

МБОУ «Осиновская СОШ»

Протокол № 1 от «31»августа 2013г.

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Информационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и проанализировать информацию. Формирование информационной грамотности учащихся -актуальная задача образовательного процесса. Динамичность процесса информатизации общества, новая программа образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся. Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной деятельности с учащимися имеются большие возможности для формирования у них информационной культуры, для развития школьников как творческих читателей.

Представленная программа «основы информационной грамотности младших школьников» направлена на решение задач по формированию у детей основ информационной культуры.

Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


- научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

-привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

-сформировать умение правильно применять найденную информацию.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


-приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развить у них навыки самостоятельной работы с нею;

- укреплять интерес к окружающему миру через чтение литературы;

- побуждать к чтению и к потреблению информации.

Особенности программы:


Специальные знания даются с учетом возрастных способностей учащихся. Использованная методика включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать ее интересной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся. Умению применить полученные знания в новых условиях.

Содержание программы:

1.Введение (1 час)


Беседа-ознакомление с курсом «Основы информационной грамотности младших школьников», основными темами, которые будут изучаться в течение года.

Викторина «Что вы знаете о мире книг?»

Тема I . Информационные ресурсы общества и информационная культура(2 часа)


  1. Урок-презентация: Исходное понятие информации.

  2. Урок-презентация: Виды информации.


Тема II. Знакомство с библиотекой(5 часа)


4. Урок-беседа: Библиотека - информационный центр школы.

5. Урок-беседа: Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. Знакомство со справочным аппаратом библиотеки.

6. Урок-беседа: Структура книги.

7. Урок-знакомство: Художники – иллюстраторы детских книг.

8. Знакомство с библиотекой (обобщающее)

Тема III. Бережное отношение к книге (5 часов)


9. Урок-практика: Правила обращения с книгами.

10. Урок-практика: Ремонт книг.

11. Урок-творчество: Изготовление книги своими руками.

Тема IV. Периодические издания в библиотеки(1 час)


12. Урок-презентация с элементами игровой деятельности: Вести со всей планеты.

Тема V. Путешествия с книгой (5 часов)


Уроки-путешествия:

13. Мир растений.

14. Сказочное путешествие в страну «Здравушку». ( Литературная викторина)

15. В гости к любимым героям.

16. Путешествие в сказку.

17. Путешествие с волшебным клубком. (Познавательно-творческая игра)

Тема VI. Наши помощники (7 часов)


18.Урок-обзор: Справочный фонд библиотеки.

19. Урок знакомство: Жизнь и деятельность Владимира Ивановича Даля.

20.Урок – игра: Знакомство со словарями.

21.Практический урок: Словари.

22. Урок-обзор: Справочники.

23. Урок-обзор: Энциклопедии.

24. Практический урок: Справочники и энциклопедии.

Тема VII. По творчеству детских писателей (7 часов)


25. Урок-игра с викториной: Маршак – наш большой друг.

26. Читательский час: Читаем рассказы В.Ю. Драгунского.

27.Игра-викторина: Эдуард Успенский и все, все, все.

28.Урок - путешествие: Страна Читалия. Город Михалковск.

29. Урок – презентация: А.Линдгрен: жизнь и творчество

30. Урок мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».

31.Литературно-познавательная игра: Все о сказках.

32. Итоговая игра «Основы информационной грамотности младших школьников» (1 час)



Форма проведения занятий: уроки-беседы, уроки с элементами игровой деятельности, уроки-презентации, викторины, познавательно-творческие игры, уроки-знакомства, обзоры, работа со справочной литературой, практические занятия .


Использование разнообразных методик и форм работы позволяет не только обучить школьников, но и изучить уровень развития их информационной культуры, а так же создать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании. Применение в мероприятии наглядности, занимательности, эмоциональности, использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающимся получить максимальное впечатление от представленного материала. Использование произведений искусства и литературы, включение в осваиваемый материал картин, фотографий, рисунков самих обучающихся позволяет сделать фактический материал интересным и доступным.

Сроки реализации программы:


Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

Теоретические часы -20ч.

Практические – 14ч.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:


Программа ориентирована на учащихся 3-4 классов.

Форма подведения итогов:


После изучения всех тем проводится большая викторина, где выявляются знания, полученные на занятиях.

Ожидаемые результаты обучения:


Несомненно, лучшим показателем результативности данной программы следует считать повышение читаемости и посещаемости библиотеки, а также умение детей ориентироваться в библиотеке в поиске нужной информации, умение правильно применять найденную информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




ТЕМА

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия, часы

Практические занятия, часы



Введение

1

1



Тема I . Информационные ресурсы общества и информационная культура

2









Исходное понятие информации.

1

1






Виды информации.

1

1



Тема II. Знакомство с библиотекой

5









Библиотека - информационный центр школы.

1

1






Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. Знакомство со справочным аппаратом библиотеки

1

1






Структура книги.

1

1






Художники – иллюстраторы детских книг.

1

1






Знакомство с библиотекой (обобщающее)

1




1
Тема III. Бережное отношение к книге

5









Правила обращения с книгами.

1

1






Ремонт книг.

2

1

1



Изготовление книги своими руками.

2




2
Тема IV. Периодические издания в библиотеке

1









Вести со всей планеты.

1




1
Тема V. Путешествия с книгой

5









Мир растений.

1

1






Сказочное путешествие в страну «Здравушку»

1




1



В гости к любимым героям.

1

1






Путешествие в сказку.

1

1






Путешествие с волшебным клубком.

1

1



Тема VI. Наши помощники

7









Справочный фонд библиотеки.

1

1






Жизнь и деятельность Владимира Ивановича Даля.

1

1






Знакомство со словарями.

1

1






Словари

1




1



Справочники.

1

1






Энциклопедии.

1

1






Справочники и энциклопедии.

1




1
Тема VII. По творчеству детских писателей

7









Маршак – наш большой друг.

1




1



Читаем рассказы В.Ю. Драгунского.

1




1



Эдуард Успенский и все, все, все.

1




1



Страна Читалия. Город Михалковск.

1




1



А.Линдгрен: жизнь и творчество

1

1






Урок мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

1






Все о сказках.

1




1


Итоговая игра «Основы информационной грамотности младших школьников»

1




1

Материальное обеспечение программы: занятия проводятся в библиотеке или в компьютерном классе.

Методическое обеспечение программы: наглядные пособия по темам, художественная литература, словари, справочники, энциклопедии. Портреты писателей и художников. Компьютер и интерактивная доска.

Литература для учителя:

  1. М.А. Багаева. Информационные компетенции младших школьников. Волгоград, 2011.

  2. И.Б.Горшкова. Основы информационной грамотности школьника. Волгоград,2011.

  3. Т.Р.Цымбалюк. творческий опыт работы с книгой.Волгоград,2012г.

  4. Школьная библиотека: журн.-2013г. №2-3

  5. Школьная библиотека: журн.-2013г. №4

  6. С.И.Хозиева. Русские писатели и поэты.М.,2004.

  7. Азбука Русской живописи.М.,2004.

  8. М.Козиева. Сказка в русской живописи..,2002.

  9. В.И.Даль.Толковый словарь.М.,2007.

  10. Российская история: энциклопедия.М.,2008.


Литература для обучающихся:


  1. Детская энциклопедия: журн.

  2. Простоквашино: журн.

  3. Миша: журн.

  4. Мурзилка: журн.

  5. Непоседа: журн.

  6. В мире животных: журн.

  7. Азбука Русской живописи.М.,2004.

  8. М.Козиева. Сказка в русской живописи..,2002.

  9. В.И.Даль.Толковый словарь.М.,2007.

  10. Российская история: энциклопедия.М.,2008.

  11. В.Драгунский. Денискины рассказы.М.,2012.

  12. В.Драгунский. Денискины рассказы.М.,2000.

  13. Если бы я был учителем: рассказы. М., 2012.

  14. Внеклассное чтение. Полная библиотека: 3 класс. М.,2011.

  15. Внеклассное чтение. Полная библиотека: Сказки русских писателей.1-4 классы. М.,2011.

  16. Внеклассное чтение. Полная библиотека: Смешные рассказы и стихи о школе.1-4 классы. М.,2011.

  17. 400 любимых стихов: хрестоматия. М., 2011.

  18. А.Линдгрен. Малыш и карлсон.М.,2011.

  19. С.Маршак. Самые лучшие стихи и сказки.М.,2012.

  20. Энциклопедия живой природы. В 10 тт. М., 2007.

  21. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.М.,2012.

  22. Русская литературная сказка XVIII-XXвв. В 2 т. М.,2002г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconТема: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной...
Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии»
Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности...
«Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма дополнительного образования ( внеурочной деятельности )
Программа соответствует направлению проектной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма кружка «математический калейдоскоп» для внеурочной деятельности младших школьников
Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconВнеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма внеурочной деятельности начального общего образования в...
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconФормирование читательской грамотности младших школьников, по умк...

Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconУрока: в опросы по теме: Контрольно-оценочные средства
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 02. «Организация внеурочной...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: эффективное формирование и развитие ууд у младших школьников, подразумевающих активную позицию обучающихся в учебной и внеурочной...
Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» iconТематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск