ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Данный информационный бюллетень был специально подготовлен сотрудниками МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» города Чебоксары для участников одной из секций августовской конференции работников образования - 2010, обсуждавших тему «Использование технологий тьюторского сопровождения учащихся при внедрении новых государственных образовательных стандартов» в августе 2010 года.
При подготовке данного информационного бюллетеня использованы материалы выступлений Ковалевой Т.М., президента МОО МТА, доктора педагогических наук, научно-методические материалы школы «Эврика – развитие» (г. Томск), статьи Е.Б.Колосовой «Тьютор как новая педагогическая профессия» (Библиотечка «Первого сентября» Серия «Управление школой», выпуск 24), статьи и презентации Всероссийских тьюторских конференций разных лет.
ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСТВО И ЕГО ИСТОКИ?
Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже».
«…цели передачи и воспроизводства знаний принципиально иные, спешить и торопиться было абсурдно – путь к познанию изначально представлялся уникальным, и движение в нем индивидуально по способу и скорости для каждого обучающегося».
«А учебная программа, одним из «строительных блоков», своеобразной «вершиной айсберга» которой является индивидуальный учебный план, мыслится как вспомогательное средство в освоении знаний. Формальное «прохождение» программы в целом не влияет на реальное продвижение учащегося в интеллектуальном пространстве». «Средневековые университеты предъявляли требования на заключительном этапе – при сдаче экзаменов и присуждении квалификационных характеристик.
Следовательно, то, как, каким образом, в какое время, с какой продолжительностью и в каких группах происходит освоение знаний, регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами, склонностями, предыдущим опытом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью».
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?
Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».
«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».
Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)
Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).
ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО? Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д. ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Сопровождать - значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).
Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА? В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора –создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
Педагог - психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ. О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ,
КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ? Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать технологии, вошедшие в технологические пакеты, разработанные педагогами школы «Эврика – развитие» (г.Томск):
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методики соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития)
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив) Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума». ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ? Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:
1. технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор. ПОЧЕМУ, НЕСМОТРЯ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВВОДИТЬ В ШКОЛЕ ДОЛЖНОСТЬ ТЬЮТОРА, РУКОВОДИТЕЛИ ШКОЛ НЕ СПЕШАТ ЭТО ДЕЛАТЬ? 1.На сегодня в стране еще нет пока дипломированных специалистов, подготовленных к работе в должности «тьютор». Первые кафедры тьюторского сопровождения появились совсем недавно, в университетах Москвы, Томска и Ижевска. Выпускники первой магистратуры тьюторства, открытой в сентябре 2009 года в Москве, придут в школы не раньше, чем через 2-3 года.
2. Не до конца еще разработан и принят пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность тьютора.
3. Тьюторство - это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.
4.Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения педагогов специалистами, понимающими и принимающими философию открытого образования, профессионально владеющими технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране тоже пока еще очень мало. ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ
ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ? В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений республики. КТО И ГДЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОМОГАЕТ ПЕДАГОГАМ ОСВОИТЬ НОВУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РОЛЬ ТЬЮТОРА,
РАЗВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ТЬЮТОРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ? Развитием тьюторского движения в России занимается межрегиональная общественная организация «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», объединяющая в своих рядах 25 российских регионов и 2 страны ближнего зарубежья (Украина и Латвия). Ассоциация имеет свой сайт (thetutor.ru). Президент Ассоциации – Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук.
В стране созданы и официально действуют 5 сертифицированных центров развития тьюторских практик (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград и Чувашия). Вопросами развития тьюторских компетенций педагогов занимаются также несколько центров тьюторского сопровождения и центров развития тьюторства, в частности, такой центр работает при Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Г. Москва). На базе этого центра работает Технологическая школа тьюторства, предлагающая педагогам учебную программу на 72 часа. КАК ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА
РЕШАЕТСЯ В ГОРОДЕ ЧЕБОКСАРЫ? Те образовательные учреждения, которые имеют финансовые возможности, направляют своих педагогов на обучение в Москву, в Технологическую школу тьюторства, и в другие города. Те, кто не имел такой возможности, включался в реализацию муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании» (проект реализовывался на основании приказов ГУО № 313 от 24.11.08, № 97 от 23.03.09, № 687 от 08.10.10), который решал вопросы внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в городе Чебоксары с сентября 2008 года.
Идейным вдохновителем и организатором этой работы являлось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары (центр являлся республиканской экспериментальной площадкой по апробации модели сопровождения инновационной деятельности в образовании; приказ МО и МП ЧР № 1253 от 5 августа 2008 года)
ГДЕ И КАК ПРОИСХОДИТ ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ? С этой целью в октябре 2008 года была открыта в городе Чебоксары муниципальная Школа тьютора, в рамках которой за два года были с технологиями тьюторского сопровождения ознакомлены 634 педагога, из них 154 педагога активно изучали технологии тьюторского сопровождения, пройдя большую часть программы, 72 педагога приняли участие в тьюторских пробах, а 53 педагога получили по итогам обучения удостоверения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
С сентября 2009 года работает лаборатория, изучающая вопросы внедрения разных моделей индивидуализации образования.
С ноября 2009 года по июнь 2011 года педагогами - тьюторами стажировочных площадок регионального центра проведены 41 тьюторская проба технологий, освоенных в процессе обучения в муниципальной Школе тьютора.
КАК ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТЬЮТОРА? Обучение в Школе строится следующим образом:
учебные занятия на 72 часа под руководством преподавателей-тренеров Школы тьютора (мини-лекции и практикумы) с получением удостоверений (занятия проводятся специалистами МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, прошедшими обучение в Технологической школе тьюторства в Москве и привлеченными специалистами);
платные обучающие семинары в Чебоксарах с приглашением экспертов МОО МТА, специалистов из г. Томск, Москва (Муха Н.В., Дудчик С.В., Кобыща Е.И. и др.) с получением сертификатов (от 24 до 36 часов) и удостоверений (на 72 часа);
- обязательные тьюторские пробы (осуществляются педагогами тьюторских стажировочных
площадок);
- тьюторские стажировки (организуются тьюторскими стажировочными площадками);
- обучающие семинары для педагогических коллективов по заказу с вручением сертификатов (от 24
до 72 часов). КАКОВА ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У ПЕДАГОГОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ТЬЮТОРА? На начальном этапе происходит знакомство с философскими, педагогическими и психологическими основаниями тьюторства. Далее – изучение конкретных технологий открытого образования с целью использования их в тьюторской деятельности, изучение технологий тьюторского сопровождения, затем – осуществление тьюторской пробы, и при успешном прохождении первых трех этапов – прохождение тьюторской стажировки на базе тьюторских стажировочных площадок. ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКАЯ ПРОБА И ТЬЮТОРСКАЯ СТАЖИРОВКА? Суть тьюторской пробы проста – тщательно изучить ту или иную технологию, а потом попробовать ее провести, строго соблюдая всю технологическую цепочку, и, конечно же, при этом, не разрушая ценностные основы технологии. В процессе реализации муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании» тьюторскими стажировочными площадками успешно были организованы и проведены 41 тьюторская проба. «Опробывались» вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии «Образовательные события», «Образовательный туризм», «Дебаты», «Творческие (французские) мастерские», «Развитие критического мышления при чтении и письме».
Тьюторская стажировка – это возможность в реальном времени «прожить» ту или технологию совместно с подопечными тьютора, испытав на себе ее воздействие (приобретение клиентского опыта) и, работа в качестве тренера, оттачивающего нюансы технологии под руководством тьютора/группы тьюторов тьюторской стажировочной площадки. Стажером может быть только человек, который прослушал хотя бы теоретический и практический мини-курсы первого уровня обучения.
.
ГДЕ И ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ О ТЬЮТОРСТВЕ? На сайте Ассоциации работает рубрика «Библиотека». Там размещаются статьи ученых, активных участников тьюторского движения, авторов тьюторских практик. Размещаются статьи по направлениям:
семья;
социальное тьюторство;
психологическое сопровождение;
инклюзивное образование и лечебная педагогика;
дошкольное образование;
начальная школа;
подростковая школа;
старшая школа;
сельская школа;
начальное и среднее профессиональное образование;
высшее образование;
магистратура «Тьюторство в сфере образования»;
повышение квалификации и профессионализация;
управление человеческим капиталом;
открытое образование
дистанционное образование
Кроме этого, целая библиотечка издана школой «Эврика-развитие» (г. Томск) с подробной информацией о том, как складывались их тьюторские практики. Литература замечательная, но приобрести эту литературу Вы можете только у них. Можно через сайт (viki) выйти на них и попросить их выслать то, что Вас интересует.
Брошюра «Управление школой» (№ 24 за 2008 год) Библиотечки «Первое сентября» полностью посвящена теме «Тьютор как новая педагогическая профессия»
Участниками сетевого проекта подготовлен к изданию сборник кейсов «В помощь тьютору» с методическими рекомендациями по использованию в тьюторской практике метода кейс-стади и коллекцией конкретных случаев (кейсов) из практики, а также сборник тьюторских проб с подробным описанием апробированных технологий тьюторского сопровождения учащихся.
МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» города Чебоксары, 17 августа 2010 года
|