Здоровьесберегающие технологии на уроках географии





Скачать 67.51 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии на уроках географии
Дата публикации04.08.2014
Размер67.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Здоровьесберегающие технологии

на уроках географии
Чаплыгина Татьяна Алексеевна,

учитель географии, директор

МОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Старый Оскол

В современных условиях вопросы обеспечения здоровья учащихся в образовательный процесс школы входят в число приоритетных.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2007 года включилась в экспериментальную работу «Создание педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся» под научным руководством Ирхина Владимира Николаевича, доктора педагогических наук, профессора кафедры теоретических наук физического воспитания БелГУ. С декабря 2009 года ведется научно-исследовательская деятельность «Мониторинг изучения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения»

Задачами построения образовательного пространства МОУ «СОШ №12 с УИОП» является создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегулированию и самоконтролю. Основными направлениями деятельности педагогического коллектива являются:

  • здоровьесохранительная и здоровьесозидательная деятельность;

  • дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

  • информатизация образовательной среды;

  • развитие гражданской и общественной активности учеников, родителей,
    педагогов.

Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса. В МОУ «СОШ №12 с УИОП» созданы все условия для сохранения и поддержки здоровья обучающихся: функционируют 2 спортивных зала, спортивная площадка, беговая дорожка, кабинет психолога и учителя-логопеда, социального педагога, актовый зал, столовая, медицинский и стоматологический кабинет, библиотека и читальный зал, музей школы. лингафонный кабинет, три кабинета оборудованы интерактивными досками и 4 кабинета - мультимедийными проекторами.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. В Российской Федерации насчитывается около 18 млн. детей подросткового возраста. Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков

второй возрастной ступени. Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной, соединительной ткани, кроветворных органов. Не такая уж редкость и новообразования. Увеличивается количество учеников с эндокринно-обменными нарушениями. Но в числе лидеров - функциональные расстройства сердечнососудистой системы. Анализ результатов диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая. Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса.

Основной проблемой школы является «Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей обучающихся». Началом работы по теме опыта стало обследование детей по различным видам заболеваний и проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности обучающихся второй ступени.

По итогам обследования детей по различным видам заболеваний можно определенно сказать, что наблюдается рост числа таких заболеваний, как заболевания глаз, сердца, желудочно-кишечного тракта. Необходимость создания условий для повышения интереса к здоровому образу жизни всех учащихся привела к мысли об использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках всех дисциплин. Каждый учитель нашей школы не просто дает базовые знания обучающимся, но и направляет их действия на самостоятельное освоение знаний.

Ведущей идеей всей работы является организация таких форм,
способов и приемов учебной деятельности на уроках биологии, которые
реально способствуют приобретению навыков здорового образа жизни и
сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их
познавательной активности, обеспечивают более качественный уровень их
образованности и обученности.

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока, создаваемые учителем. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности - к чувству принадлежности; от чувства принадлежности - к признанию достижений; от признания достижений - к стремлению выразить себя в учебной деятельности. Самая главная форма защиты от негативных явлений - это занятость. Данные официальной статистики и результаты проводимых творческой группой исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним.

Ведущими причинами употребления алкоголя и наркотиков, по
мнению почти трети детей, является желание преодолеть стресс или уйти от
проблем. Среди других стимулов к употреблению алкоголя подростки
выделяют возможность поднять настроение, его доступность и
«общепринятость», а также нежелание «отстать от компании». Как видим,
осведомленность школьников о последствиях употребления алкоголя и
наркотиков явно недостаточна. Помочь детям в осознании этой ответственности - еще одно направление в обучении здоровью, еще один потенциал, который пока недостаточно использован. Около 70% детей подчеркивают острую необходимость действий каждого человека и объединенных усилий всех людей в защиту здоровья.

Воплощением детских идей стала программа действий в защиту здоровья, разработанная творческой группой детского школьного объединения «Миллениум».

Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации. С другой, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому недугу подвержены именно подростки. Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более одного - двух часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливает световой пульсацией экрана. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

Как же лечат заигравшихся подростков? Оказывается, с помощью психологической реабилитации их пап и мам. Дети очень быстро учатся манипулировать старшими. В ответ на запреты впадают в агрессию. Или, например, начинают болеть. И многие родители ведутся на это: допускают к компьютеру за хорошую учебу, за то, за другое…К сожалению, большинство детей воспринимают компьютер, в первую очередь, как игрушку. При этом, согласно опросам, которые проводили представители медико-психологической службы нашей школы, 75% родителей обеспокоены содержанием игр, в которые играют дети. Между тем, оказывается, при желании родители могут все держать под контролем!

Работа школьных кружков и спортивных секций, а также посещение учащимися внешкольных учреждений: Центра технического творчества, ДМ «Комсомолец», Центра развития детского и юношеского творчества, комнаты школьников, детско-юношеские спортивные школы также способствует решению укреплению здоровья. Нашим детям никогда не отказывает в тренировке руководитель тренировочного зала, созданного при школе. Должно присутствовать только желание детей.

Много внимания уделяется профилактике массовых инфекционных заболеваний: проводится углубленный медицинский осмотр обучающихся, своевременно проводится вакцинация, осуществляется витаминизация пищи в столовой путем использования свежих фруктов и овощей, в период обострения заболеваний проходит ежедневный медицинский контроль по классам.

Работа методического объединения физической культуры МОУ «СОШ №12 с УИОП» направлена на сохранение и повышение уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья учеников. В соответствии с рекомендациями Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области проводится по три урока
физической культуры в неделю во 2-11 классах, организованы
физкультминутки. Дети занимаются в школьных спортивных секциях и
группах общей физической подготовки, принимают участие в соревнованиях внутришкольной олимпиады, в соревнованиях городской и районной спартакиады, проводятся Дни здоровья, в которые вовлекаются обучающиеся и педагоги.

Для определения результативности работы педагогического коллектива были выделены следующие критерии:

  • уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

  • отношение обучающихся к изучению биологии;

  • уровень мотивации учения;

  • уровень успешности;

  • уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводится на этапе обучения школьников с 2007 по 2010 учебный год.

Результаты работы педагогического коллектива свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на повышение познавательной активности обучающихся второй ступени в процессе преподавания биологии на основе применения современных здоровьесберегающих технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconМбоу «сош №28» г. Балаково Саратовской области Здоровьесберегающие...
«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения
...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии icon«Здоровьесберегающие технологии на уроках обж»(слайд1)
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмо учителей географии «Использование технологии группового обучения на уроках географии»
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconТематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира
В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках литературы
Тем более, что взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания доказана многочисленными исследованиями...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconУрок «Сотвори солнце в себе» По теме: «Здоровьесберегающие технологии...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии iconДоклад «Здоровьесберегающие технологии и принципы здоровьесбережения...
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск