Скачать 248.21 Kb.
|
Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда – система управления базой данных Access. 10 класс Основные понятия базы данных. Информационно-поисковая система (БД и СУБД); понятие информационных структур данных: реляционная (таблица), иерархическая (деревья) и сетевая; объекты базы данных: поле, запись, ключевое поле; форматы типов данных СУБД «Access» и ее интерфейс. Системный анализ. Инфологическая модель. Процесс создания структуры базы данных. Классификация и характеристика инструментов СУБД: для работы с файлами базы данных, для работы с фрагментами информации, для работы с записями и полями, управления видом базы данных, обработки данных, вывода данных. Понятие структуры базы данных. Редактирование структуры базы данных: удаление поля, добавление нового поля; ввод данных; сохранение базы данных; форматирование базы данных; поиск/замена; сортировка; фильтрация и запрос; описание технологии создания отчета и формы. 1 урок. Вводная лекция: Информация и структуры данных. Классификация БД. Основные типы БД: реляционная, сетевая и иерархическая. Представления о БД и СУБД. Структура БД. Объекты БД. Основные принципы создания БД. Практическая работа №1. 2 урок. Системный анализ предметной области. Основные объекты и связи между ними. Инфологическая модель. Тестовая работа №1. Практическая работа №2. Спроектировать модель БД «Расписание уроков». Цель работы: построение инфологической модели 3 урок. Создание связей в многотабличной БД в СУБД Access Цель работы: освоение технологии установления связей между таблицами. Тестовая работа №2. Практическая работа №3. 4 урок. Технология создания многотабличной БД. Заполнение таблиц данными. Практическая работа №4. Цель работы: освоение приемов организации связей между таблицами в СУБД Access. Тестовая работа №3. 5 урок. Фильтрация данных, запрос. Практическая работа №5. 6 урок. Технология формирования форм, отчетов в БД. Практическая работа №6. Цель работы: освоение приемов формирования форм и отчетов в СУБД Access. Тестовая работа (итоговая по БД). Цели уроков:
Урок №1 База данных Microsoft Access Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: комбинированный. Формы работы:
Оборудование:
ХОД УРОКА I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя. Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.) С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее. Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access. Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам. II. Объяснение нового материала – Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора. Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков. Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.) Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков. Разобрать пример с книгами. Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы. Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически (определение записать в тетрадь). Информационно-поисковая система состоит из двух частей:
В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных. Рассмотреть начало схемы № 1 Схема №1. Банки данных компоненты СУБД База данных организация Иерархические Сетевые Реляционные ADABAS UHEC DBIG, IDS RUC, SQL/DS, DB2, IMS, OKA Банк, Сетор, DBASE, KAPAT, Сеть, FOXBASE, RBASE, Сиод PARADOX, Clarion – Итак, мы рассмотрели понятия информационно-поисковая система, база данных, СУБД. Задание. На доске приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из нее? 1, 3, 5; ТУ-154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8-40; АН-24; Ижевск; 16-20; ТУ-134;320; 308; 3107; 17-35; 1, 3, 5, 7. – В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов, но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов. Рассматриваем таблицу №1 Таблица №1.
– Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи. Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных. Схема №2 институт Химический факультет Физический факультет Биологический факультет Кафедра неорганической химии Кафедра органической химии Кафедра анатомии Кафедра ботаники Кафедра общей физики Кафедра зоологии Кафедра теоретической физики Кафедра экспериментальной физики На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена информация о структуре института. Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название, адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название, количество преподавателей, заведующий кафедрой). База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической (записывают в тетрадь). – Третья разновидность структуры данных называется сетью. Схема №3 Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Факультатив 3 Факультатив 2 Факультатив 1 Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются какие ученики. База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой (ученики записывают в тетрадь). Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая, сетевая. БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения данных, по структуре организации данных
– Итак, в настоящее уже время в больших книжных магазинах и не только в книжных, в аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различные сведения. Принципы, лежащие в основе разработки структуры БД:
Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц. |
Тема: Система управления базами данных Microsoft Access. Назначение и основные возможности База данных – это совокупность специальным образом организованных данных о конкретной предметной области (информационная система,... | Урок по информатике по теме "Системы управления базами данных. Создание... Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Система управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных | Урока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.) Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки... | ||
Тема: Создание таблиц базы данных Microsoft Office Access. Тип урока Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточка участника конкурса, тест «База данных», задание к практической работе | Планирование и проектирование вашей базы данных в Access Продумайте ваши данные перед тем, как создавать вашу базу данных | ||
Задание Использование макросов в базе данных Microsoft Access Исследовать... Определять реакцию приложения на различные события в формах и отчетах, такие как нажатие кнопок, изменения данных, открытие и закрытие... | Реферат на тему: «Система управления базой данных» Приложения | ||
Основа Информационных систем, объект ее обработки база данных компьютеров В широком смысле слова можно сказать, что бд – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной... | Система хранения данных о студенческих научных достижениях База данных о студенческих научных достижениях предназначена для хранения и обработки данных о научно-исследовательских работах студентов... | ||
Базы данных, экспертные системы реферат «Реляционная модель данных... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель работы: получить практические навыки работы с реляционными структурами данных на примере субд ms office Access. Научиться визуализировать... | ||
Системы управления базами данных (субд) реферат по «Основам информационных технологий» ... | Понятие информационно – коммуникационных технологий – (икт) и их роль в образовательном процессе Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд” |