Использование икт на уроках географии





Скачать 109.84 Kb.
НазваниеИспользование икт на уроках географии
Дата публикации08.08.2014
Размер109.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

г. Ижевск, ул. Буммашевская, 50, тел. 45-20-40

Тема: Использование ИКТ на уроках географии

Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов естественно-математического цикла
Предмет: география

Классы: 6,9,10

Автор работы: Зорина Елена Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа№43»
Ижевск, 2011

Содержание
Введение стр.3-4

1. Основная часть

1.1. Изучение ресурсов по ИКТ стр. 5-7

1.2. Использование ИКТ на уроках географии стр. 7-8

1.3. Анализ обучаемости по географии стр. 8-10

Заключение стр. 11

Список использованных источников стр.12

Введение

Современное общество связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Одно из приоритетных направлений – это внедрение компьютерных технологий в систему образования.

Всего лет двадцать назад процесс представления учебных материалов преподавателем на уроке в основном сводился к написанию выкладок и схем на доске. Конечно, уже тогда применялись учебные кинофильмы, телеуроки, слайды, графические материалы. Эта ситуация стала меняться с внедрением компьютерной и проекционной техники. Преподаватели начали активно использовать средства разработки презентаций, и в первую очередь PowerPoint, для создания собственных наглядных материалов.

В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения: первое предполагает овладение компьютерной грамотностью, умением пользоваться компьютером в повседневной жизни. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Цель работы: систематизировать опыт внедрения современных информационных технологий на уроках.

Задачи: 1) изучение литературы и Интернет-ресурсов по заданной теме;

2) продолжить создание методической копилки цифровых образовательных ресурсов;

3) обмен опытом по внедрению информационных ресурсов в образовательный процесс;

4) получить компетентный отзыв на разработку.

Ожидаемые результаты (гипотеза): повышение качества обучения, повышение мотивации обучения при использовании ИКТ, профессиональный рост педагога.

Подведены первые итоги пилотного проекта ITL Research (Innovative Teaching and Learning) по изучению роли информационных технологий в образовании, проводимого при поддержке корпорации Microsoft в рамках глобальной инициативы "Партнерство в образовании", а также таких организаций, как ЮНЕСКО, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), некоммерческая организация ISTE и др. (Российское образование, федеральный портал). Международное исследование ITL, охватывающее школы Финляндии, Индонезии, Сенегала и России, показало, что чем интенсивнее учителя погружаются в усовершенствование своих ИКТ-навыков, тем более эффективным и увлекательным становится учебный процесс. В роли российского оператора проекта, курируемого на глобальном уровне независимой исследовательской компанией Stanford Research Institute (SRI) International, выступил Институт Новых Технологий. Согласно предварительным результатам, степень, в которой школьники владеют "знаниями и навыками 21 века", на 90% зависит от квалификации преподавателя и его умения пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями. Вместе с тем, директора школ называют одним из главных препятствий недостаточное обучение учителей тому, как встраивать ИКТ в образовательный процесс. Так, в ходе 72% наблюдавшихся уроков учителя продемонстрировали лишь базовое владение мультимедийным инструментарием.

Автор работы планирует проверить целесообразность работы путем анализа динамики активности учащихся в создании презентаций и иного использования ИКТ технологий за последние 3 года обучения. В перспективе, используя деятельностный подход в обучении, планируется продолжить создание методической копилки цифровых образовательных ресурсов, освоить ИИСС.

Основная часть.
1.1. Изучение ресурсов по ИКТ.
Успех любой деятельности, в том числе учебной,

обеспечивается за счёт активности

личности и включенности её в деятельность…

XXI столетие - эра высоких компьютерных технологий. А это значит, что современные молодые люди, которые будут жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должны уметь самостоятельно активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих держав мира, если мы хотим, чтобы наши выпускники были способны строить не только свою судьбу, но судьбу своей страны, то школьное образование должно перестроиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным миром. Процесс информатизации общества обусловил необходимость разработки новой системы образования, а значит освоение новых технологий, в первую очередь - информационно-коммуникативных.

Овладение ИКТ - задача номер один для современного учителя, стремящегося обеспечить высокое качество обучения.

В сегодняшних условиях, при явно снижающемся уровне учебной мотивации большинства учащихся, при минимальной оснащенности кабинетов, где основным оборудованием по-прежнему являются средства статичной наглядности: карты, тексты учебников, тетради и репродукции, очень сложно удерживать постоянный интерес учащихся к предмету.

Традиционные методы преподавания не позволяют учителю качественно решать следующие задачи: включенность учащихся в учебный процесс;

успешность каждого учащегося на уроке независимо от уровня его способностей; формирование общеучебных умений и навыков; формирование ИКТ-компетентностей; усиление интереса учащихся к предмету; задействование в учебном процессе эмоциональной сферы ребенка.

На помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации (фестиваль педагогических идей, 1 сентября).

Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

Использование ИКТ дает возможность преподавателю оживить урок, сделать его более содержательным, ярким, эффектным и достичь педагогических целей.

Учитель, использующий ИКТ в учебном процессе, должен: обладать навыками работы на уровне квалифицированного пользователя; знать возможности компьютера в своей предметной области; уметь руководить работой учащихся индивидуально и в коллективе; уметь подбирать и компоновать учебный материал в электронном виде; уметь разумно сочетать использование компьютеров с другими формами учебной деятельности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры);

комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, символьные объекты: схемы, диаграммы);

электронные и информационные ресурсы с аудио-видео информацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в обучении с ИКТ меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Именно такой подход помогает личности развиться в творческом плане.

Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе. Быстро меняющееся действие на экране, постоянная смена видов деятельности способствует активному общению в процессе урока, живому обсуждению происходящего.

Информационно - коммуникативные технологии имеют целый ряд очевидных достоинств: урок становится более ярким, эффектным, а значит запоминающимся, что стимулирует познавательный интерес учащихся; расширяется информационное поле урока; повышается эффективность урока; экономится время учителя на уроке и затраты при подготовке; достигается индивидуализация процесса обучения и стимулируется самостоятельная активность учащихся. Наконец, это интересно самому учителю, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время.

Применение метода ИКТ - один из факторов, стимулирующих познавательную активность учащихся. Первая реакция детского восторга со временем превращается в стойкий интерес к происходящему на уроке. А, как известно, половина успеха в любом деле - это интерес и желание действовать!

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях: он повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолевать трудности; позволяет решить проблему наглядности на уроке; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
1.2. Использование ИКТ на уроках географии
Уроки географии с использованием ИКТ, кроме учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся.

Три основные формы работы автора с ИКТ на уроках географии:

во-первых, непосредственное применение в учебном процессе (прил. 1_ Мировое хозяйство и МГРТ.ppt), во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий (прил.2_ Путешествие по Европе.ppt) и, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Учащиеся классов работают на уроках с электронными учебниками. В практике автора они используются как иллюстративно-лекционный материал при объяснении новой темы, как дополнительный материал для индивидуальной работы с сильными учениками, для работы с учениками, пропустившими контрольные уроки и зачеты по карте. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае. Тогда начинаем создавать и использовать свои уроки-презентации, используя программы POWER POINT, Movie Maker. Инициативным ученикам предлагается самим выбрать тему по наиболее актуальным и интересным вопросам. В дальнейшем презентации используются для проведения уроков в других классах и внеклассной работы.

Компьютерная среда не заменяет практические работы, но может дополнить их инструментарием. Появляются информационные источники сложной структуры (ИИСС). Один из них – «Картографическая лаборатория» - позволяет освоить способы измерения на местности, а также отрабатывает умения, необходимые для создания карт. Для обеспечения работоспособности ресурсов данного набора ЦОР необходимо установить программу Stratum (единая коллекция ЦОР «Картографическая лаборатория»).

Пример занятия по географии.

Тема занятия: подготовка к весенней экскурсии.

Тип занятия: практикум

Цель: подготовка учащихся к выполнению заданий по построению профиля на местности.

Задачи: 1) повторение способа определения относительной высоты при помощи нивелира и промеров глубин.

2) формирование умения обрабатывать данные нивелировки и строить профиль.

Ход занятия: используя упражнение «Измерение высоты холма» (см. рис.1, прил. 3_Картографичесая лаборатория, упр. 3.exe) учащиеся отвечают на вопросы: 1) как проводится нивелирование? 2) как построить профиль склона холма?



Рис. 1 Измерение высоты холма

Далее учащиеся выполняют задания по построению профиля, используя упражнение «Измерение глубины реки» 3) как проводятся промеры глубин? 4) как построить поперечный профиль русла реки? (см. рис.2, прил. 4_Картографичесая лаборатория, упр. 4.exe).



Рис.2 Измерение глубины реки

1.3. Анализ обучаемости по географии



К – качество знаний

У - успешность

Качество знаний в среднем по всем классам стабильное около 60%, в прошлом году – 69%. Успешность – 100%.



Качество знаний учащихся в целом имеет положительную динамику. Это хорошо прослеживается в параллели 6 классов, 8, 9 и 10.

Количество детей сдающих экзамен по географии в 9 классе, возросло.

ЕГЭ по географии в 2009-2010 у.г. сдали с результатами выше, чем в районе.

Растет количество учащихся, создающих собственные презентации.

Заключение
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения, в условиях внедрения стандартов нового поколения в программе информатизации должен участвовать каждый участник образовательного процесса.

Результаты использования ИКТ: 1) Анализ обучаемости по географии:

качество знаний в среднем по всем классам стабильное около 60%, в прошлом году – 69%. Успешность – 100%.

2) в 2009-2010 у.г. автор работы в результате аттестации с использованием ИКТ получил высшую квалификационную категорию.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Список использованных источников
1. festival.1september.ru Гришакина О.П.

2. edu.ru › index.php Российское образование. Федеральный портал.

3. school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР «Картографическая лаборатория»

Аннотация

Современное общество связано с процессом информатизации, одно из приоритетных направлений – это внедрение компьютерных технологий в систему образования. В разработке представлен опыт преподавания географии в 6, 9 и 10 классах с использованием авторских презентаций и информационных источников сложной структуры. Раскрываются основные формы работы с информационно-коммуникативными технологиями на уроках. Работа может быть использована преподавателями географии не только школы, но и училищ, принимающих выпускников школы после 9 класса.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках географии iconНовые линии учебников географии, использование икт на уроках географии
Переход преподавания географии в 6, 10 и 11 классах на 35 часов, наличие соответствующих учебников
Использование икт на уроках географии iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт на уроках географии iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Использование икт на уроках географии icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Использование икт на уроках географии iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Использование икт на уроках географии icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Использование икт на уроках географии iconИспользование икт на уроках географии при подготовке к гиа
Кузнецова Т. С. кандидат педагогических наук структурным подразделением Институт общего образования доцент кафедры естественно-научного...
Использование икт на уроках географии icon«Использование межпредметных связей на уроках географии»
Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла
Использование икт на уроках географии iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Использование икт на уроках географии iconИспользование икт в обучении географии
Моу«Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области», учитель географии...
Использование икт на уроках географии iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках географии»
В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному...
Использование икт на уроках географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмо учителей географии «Использование технологии группового обучения на уроках географии»
Использование икт на уроках географии iconНа уроках географии через использование
Ечина Любовь Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная...
Использование икт на уроках географии iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Использование икт на уроках географии iconИспользование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция...
Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция учителя географии
Использование икт на уроках географии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Преимущества использования икт на занятиях по математике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск