Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Нижегородский филиал
Факультет бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины «Совершенствование архитектуры предприятий»
для направления 080500.68 – «Бизнес-информатика» подготовки магистра
Автор программы:
Шапошников Д.Е., доцент
|
| Рекомендована секцией УМС
«Информатика»
Председатель
__________________________________ Визгунов А.Н.
«_______» _________________________________ 2012 г.
| Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий
Заведующий кафедрой
__________________________________ Бабкин Э.А.
«_______» ________________________________ 2012 г.
| Утверждено УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Председатель
__________________________________ Н.С. Петрухин
«_______» _________________________________ 2012 г.
|
|
|
| Нижний Новгород, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применение и нормативные ссылки
Данная дисциплина рассчитана на студентов, специализирующихся в области бизнес-информатики и прикладной математики и информатики.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебный ассистентов и студентов направления 080500.68 – «Бизнес-информатика», изучающих дисциплину «Совершенствование архитектуры предприятия».
Программа разработана в соответствии с:
ОрОС НИУ ВШЭ по направлению «Бизнес-информатика»;
ООП для направления 080500.68 – «Бизнес-информатика»;
Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 – «Бизнес-информатика», утвержденным в 2012 г.
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Совершенствование архитектуры предприятия» являются изучение студентами теории и практики организации деятельности предприятий в сфере информационных технологий и, в частности, ИТ-компаний, планирования и анализа проектной и кадровой работы, характерных особенностей ИТ-деятельности с точки зрения проектного и организационно-финансового управления. Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионального профилированного (на уровне магистра) образования и обладание общими и предметно-специализированными компетенциями.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать структуру, организационно-экономические особенности и основы деятельности предприятий в области ИТ и ИТ-компаний в рыночных условиях;
уметь анализировать деятельность в области ИТ, формировать цели и задачи ее деятельности, находить и обоснованно предлагать пути решения стратегических и оперативных задач, стоящих перед предприятием в области ИТ и ИТ-компанией.
Компетенция
| Код
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности
| СК-1
| Студент в состоянии дать определения изучаемым понятиям, анализирует взаимосвязи осваиваемых объектов и делает соответствующие выводы.
| Регулярные упражнения, включающие разбор стандартных технических приемов, самостоятельное выполнение задач по анализу данных и принятию решений, изучение лекционного материала и дополнительной литературы с целью тщательной подготовки к семинарским занятиям и контрольным работам
| Предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности
| СК-2
| Студент в состоянии провести анализ материала, изученных понятий, их взаимосвязи и связи с существующими в действительности фактами.
| Лекции и самостоятельная работа, предполагающие интерактивное изучение и обсуждение материала, в том числе изученного самостоятельно
| Анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
| СК-6
| Самостоятельно изучает научную и техническую литературу, умеет анализировать информацию и применять полученные знания для решения поставленных задач.
| Систематическое изучение конспектов и электронных версий лекций, литературы по учебному плану, руководств по работе в вычислительных компьютерных средах, обсуждения возникающих вопросов с преподавателем и коллективом учебной группы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет
| Порождать принципиально новые идеи и продукты,
проявлять креативность, инновационность мышления
| ПК-8
|
|
| Применять методы системного анализа и
моделирования с целью оценки,
проектирования и разработки стратегии
развития архитектуры предприятия
| ПК-13
| Обладает опытом изучения предметной области с различных точек зрения и выработки решения в соответствии с требованиями задачи
| Решение задач анализа данных, имеющих характер самостоятельного исследования с применением современных вычислительных средств и компьютерного экспериментирования
| Разрабатывать и применять экономико-
математические модели для обоснования
проектных решений в сфере ИКТ
| ПК-14
| Имеет навыки разработки моделей и проведения моделирования для анализа и оптимизации деятельности в области информационных технологий
| Самостоятельное применение систем поддержки принятия решений в моделях реальных предприятий и процессов на основе стандартного и самостоятельно разработанного программного обеспечения
| Проводить исследования в области новых
моделей и методов, направленных на
совершенствование архитектуры
предприятия, разработку и внедрение
отдельных ее компонентов
| ПК-15
| Имеет навыки разработки моделей и проведения моделирования для анализа и оптимизации организационно-финансовой деятельности предприятия
| Самостоятельное применение систем поддержки принятия решений в моделях реальных предприятий и процессов на основе стандартного и самостоятельно разработанного программного обеспечения
| Применять методы, инструментарий,
программное обеспечение и новейшие
разработки в целях информационной
безопасности на предприятии/в
организации.
| ПК-21
| Имеет навыки самостоятельного поиска, сравнения и выбора применения систем в области информационной безопасности
| Самостоятельное проведение анализа аппаратно-программных и организационных систем
| Способность выбирать оптимальные решения в
вопросах совершенствования ИТ-
инфраструктуры и архитектуры
предприятия, а также его информационной
безопасности
| ПК-24
| Демонстрирует навыки проведения анализа предметной области и представления результатов для аудитории.
| Грамотное выполнение и оформление домашних заданий, самостоятельных работ и другой отчетности по изучаемой дисциплине
|
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к базовому циклу дисциплин программы и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению 080500.68 – «Бизнес-информатика». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
базовый курс теории вероятностей и математической статистики;
основные принципы управления информационными системами;
современные методы проектирования и реализации информационных систем;
теория и практика использования реляционных систем управления базами данных (СУБД);
основные математические методы оптимизации и нейросетевые алгоритмы:
программирование на языках Java и C++.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при прохождении научно-исследовательской практики и написании магистерской диссертации.
4. Тематический план учебной дисциплины
№
| Наименование темы (раздела)
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самост. работа
| Лекции
| Практ. занятия
| 1.
| Введение. Определение, терминология
| 6
| 2
| -
| 2
| 2.
| Корпоративное управление на предприятии и в ИТ компаниях.
| 12
| 4
| -
| 10
| 3.
| Финансовое управление на предприятии и в ИТ-компании. Финансовый анализ.
| 14
| 2
| -
| 10
| 4.
| Проектное управление на предприятии и в ИТ-компании.
| 14
| 4
| -
| 10
| 5.
| Управление персоналом в ИТ-отрасли.
| 13
| 4
| -
| 10
| 6.
| Управление качеством на предприятии и в ИТ-компании.
| 11
| 4
| -
| 10
| 7.
| Стратегическое управление и маркетинг на предприятиях и в ИТ-компаниях.
| 12
| 4
| -
| 10
| 8.
| ИТ на предприятиях. Консалтинг. Аутсорсинг.
| 14
| 2
| -
| 10
| 9.
| Юридическое обеспечение деятельности в ИТ-отрасли.
| 12
| 2
| -
| 8
|
|
|
|
|
|
|
| Итого часов:
| 108
| 28
| -
| 80
| 5. Формы рубежного и итогового контролей
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
| Текущий контроль
| Реферат
| 15-я неделя
| 10 печатных страниц
| Итоговый
| Зачет
| *
| Устный зачет
| Контроль знаний включает формы текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного курса. По курсу предусмотрены текущий контроль знаний и работы студентов на практических занятиях. Каждая форма текущего контроля оценивается 10-балльной оценкой, которая выставляется в рабочую ведомость преподавателя.
Высшая оценка в 10 баллов выставляется при отличном выполнении задания, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных решений задач, дополненных при необходимости документами, полученными в результате реализации (проверки) решения в компьютерной вычислительной среде, верных ответов и высококачественного оформления работы.
Оценка в 7-8-9 баллов выставляется при наличии решений задач и правильных ответов, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления, представления алгоритма или последовательности решения задач.
Оценка в 6 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах (включая грамматические ошибки) или неточностях в решении задач непринципиального характера (описки и случайные ошибки арифметического характера).
Оценка в 5 баллов выставляется в случаях, когда в ответах и в решениях задач имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам.
Оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике.
Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в представленной работе.
Оценка в 2 балла выставляется при полном отсутствии положительных моментов в представленной работе.
Оценка в 1 или 0 баллов выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом.
По результатам текущего контроля организуются индивидуальные консультации по согласованному со студентами графику, не реже одного раза в неделю.
Форма итогового контроля – устный зачет с выставлением итоговой оценки по 10-балльной шкале. Эта оценка выставляется как результирующая оценка по 10-балльной шкале в зачетную ведомость.
6. Содержание дисциплины
Количество часов по темам и объем самостоятельной работы указан в пункте 3.
Тема 1. Введение. Определение, терминология.
Цели и задачи курса. Роль и место деятельности в сфере ИТ и ИТ-компаний в экономической системе государства. Динамика роста и развития ИТ-отрасли. Общие особенности функционирования ИТ-компаний и их классификация.
Тема 2. Корпоративное управление на предприятии и в ИТ-компании.
Цели деятельности и задачи управления на предприятии и в ИТ-компании. Собственник и менеджер. Структура управления ИТ-компаниями. Типы организаций и управляющих структур. Матричная организация. Органы управления. Персоны управления. Стандарты корпоративного управления.
Тема 3. Финансовое управление на предприятии и в ИТ-компании. Финансовый анализ.
Введение в финансовое управление. Взаимосвязь и источники принятия решений. Цели и задачи финансового управления на предприятии, особенности в ИТ-компаниях. Рентабельность ИТ-компании. Планирование и анализ cash flow. Принципы и методы ценообразования. Законодательные условия деятельности ИТ-отрасли. Расчет стоимости и финансовых показателей проекта разработки и интеграции в ИТ, структура себестоимости. Финансовый анализ структуры, рентабельности, динамики затрат. Анализ выработки и производительности труда.
Тема 4. Проектное управление на предприятии и в ИТ-компании.
Проект как единица деятельности, особенности и классификация. Организационно-финансовые схемы в проектах разработки, интеграции и поддержки решений. Этапы разработки и внедрения проектов создания и внедрения информационных систем. Управление проектом внедрения, функциональные роли. Сравнительные характеристики методологий внедрения. Управление стоимостью проекта – цели и методы, отчетные показатели. Управление рисками в проектном менеджменте.
Тема 5. Управление персоналом в ИТ-отрасли.
Принципы и методы кадровой политики в ИТ-отрасли. Типы кадровой политики и их сравнение. Стадии формирования кадровой политики и кадрового состава в ИТ-компании. Оценивание персонала. Рекомендации АПКИТ в области кадровой политики в ИТ-компании: категории работников и их квалификация, личные качества, оценивание опыта работы в отрасли.
Тема 6. Управление качеством на предприятии и в ИТ-компании.
Общие понятия в системе качества продукции и услуг. Факторы, влияющие на качество. Структура управления качеством. Схема функционирования системы управления качеством и процессы управления качеством. Этапы развития систем качества. Стандарты качества ISO, CMM, CMMI. Ключевые индикаторы качества. Процессы улучшения качества.
Тема 7. Стратегическое управление и маркетинг на предприятии и в ИТ-компании.
Цели, задачи и содержание стратегического менеджмента. Этапы стратегического менеджмента. BPM (Business Performance Management) – задачи и структура. Планирование, стратегия, мониторинг и анализ. Предупреждающие и корректирующие действия. Разработка нового товара или услуги: факторы необходимости, этапы и фазы разработки, жизненный цикл товара или услуги. Три подхода к разработке новых товаров и услуг. Критерии оценки восприятия рынком. Маркетинговые стратегии роста и сокращения. Факторы выбора стратегии.
Тема 8. ИТ на предприятиях. Консалтинг. Аутсорсинг.
Роль и место информационных технологий на современных предприятиях. Профильные и непрофильные ИТ технологии. Организация ИТ обеспечения на профильных и непрофильных предприятиях и компаниях. ИТ консалтинг как услуга ИТ компаний. Экономическая основа аутсорсинга и его использование для оптимизации расходов. Эффективность аутсорсинга.
Тема 9. Юридические обеспечение деятельности в ИТ-отрасли.
Цели, задачи и принципы организации юридической службы в ИТ-компании. Правила составления и заключения договоров. Экономическая и юридическая безопасность и защита. Функции и структура юридических департаментов и отделов в ИТ-компании.
7. Образовательные технологии
В ходе самостоятельной работы осуществляется разбор постановки задач и их решений по текущей тематике. При реализации учебных задач курса предусмотрено широкое использование современных средств табличных расчетов, визуализации исходных данных и результатов решения задач; компьютерное моделирование и эксперимент.
8. Контрольные вопросы по курсу «Совершенствование архитектуры предприятия».
Роль и место ИТ-отрасли в экономической системе государства.
Динамика роста и развития ИТ-отрасли и ИТ-компаний.
Классификация ИТ-компаний.
Цели деятельности и задачи управления в ИТ-компании.
Структура управления ИТ-компаниями.
Типы организаций и управляющих структур.
Матричная организация ИТ-компании.
Стандарты корпоративного управления.
Цели и задачи финансового управления, особенности в ИТ-компаниях.
Рентабельность ИТ-компании.
Планирование и анализ cash flow.
Принципы и методы ценообразования.
Законодательные условия деятельности ИТ-компаний.
Расчет стоимости и финансовых показателей проекта в ИТ-компании.
Финансовый анализ рентабельности и динамики затрат.
Анализ выработки и производительности труда.
Проект как единица деятельности, особенности и классификация.
Организационно-финансовые схемы в проектах разработки, интеграции и поддержки решений.
Этапы разработки и внедрения проектов создания и внедрения информационных систем.
Управление проектом внедрения, функциональные роли.
Управление стоимостью проекта.
Управление рисками в проектном менеджменте.
Принципы и методы кадровой политики в ИТ-компании.
Типы кадровой политики и их сравнение.
Стадии формирования кадровой политики и кадрового состава в ИТ-компании.
Оценивание персонала.
Рекомендации АПКИТ в области кадровой политики в ИТ-компании.
Общие понятия в системе качества продукции и услуг. Факторы, влияющие на качество.
Структура управления качеством. Схема функционирования системы управления качеством и процессы управления качеством.
Этапы развития систем качества.
Стандарты качества ISO, CMM, CMMI, их сравнение.
Ключевые индикаторы качества.
Цели, задачи и содержание стратегического менеджмента.
Этапы стратегического менеджмента.
Предупреждающие и корректирующие действия в системе стратегического менеджмента.
Разработка нового товара или услуги: факторы необходимости, этапы и фазы разработки, жизненный цикл.
Маркетинговые стратегии роста и сокращения.
Роль и место информационных технологий на современных предприятиях. Профильные и непрофильные ИТ технологии.
Организация ИТ обеспечения на профильных и непрофильных предприятиях и компаниях.
ИТ консалтинг как услуга ИТ компаний.
Экономическая основа аутсорсинга и его использование для оптимизации расходов.
Цели, задачи и принципы организации юридической службы в ИТ-компании. Правила составления и заключения договоров.
Функции и структура юридических департаментов и отделов в ИТ-компании.
9. Темы рефератов
Реферат готовится по одной из следующих тем:
Тема 1. Формирование финансового плана малой ИТ компании на однолетний период планирования.
Тема 2. Формирование плана движения наличных финансовых средств на однолетний период планирования.
Тема 3. Формирование плана привлечения и использования инженерных ресурсов.
Тема 4. Формирование плана маркетинга оказания услуг малой ИТ компании.
10. Методические рекомендации. Рекомендации по использованию информационных технологий.
При самостоятельной работе и выполнении домашних заданий поощряется использование информации из профессиональных публикаций и разработок, из Интернет-источников (с обязательной ссылкой на адрес сайте и авторов материала). Приветствуется также работа с актуальными материалами из зарубежной профессиональной периодики.
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации.
11. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях и самостоятельную работу, выставляя баллы за активность в аудитории, контрольные работы и домашние задания. Оценки за все виды работ преподаватель выставляет в рабочую электронную ведомость. Критерии их оценивания приведены выше в пункте 5.
Результирующая оценка за аудиторную работу по 10-ти балльной шкале за работу в аудитории определяется перед итоговым контролем.
Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по оценке реферата следующим образом:
.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где – оценка за работу непосредственно на зачете:
.
Способ округления оценок – арифметический. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка за итоговый контроль.
12. Литература.
12.1. Основная литература
Богданов В. Управление проектами. М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2012.
Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.: ил.
Ингланд Р. Введение в реальный ITSM / Пер. с англ. – М.: Лайвбук, 2010. – 132 с.
12.2. Дополнительная литература
Аалдерс Роб. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 г. – 300 стр.
Агафонов В.Н. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. — Новосибирск: Наука, 1987. – 240 с.
Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ.- М.: Наука, 1990.- 216с.
Аджиев В. MS: корпоративная культура разработки ПО. // Открытые системы, №1, 1998 г.
Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Серия: Теория и практика менеджмента. – СПб: Изд. Питер, 1999 г. – 416 стр.
Арчибальд Р.Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Пер. с анг. Мамонтова Е.В.; под ред. Баженова А.Д., Арсеньева О.А. – М.: ДМК Пресс; АйТи, 2004. – 463 с
Андон Ф.И., Коваль Г.И., Коротун Т.М., Суслов В.Ю.; [Отв. ред. И.В.Сергиенко]. Основы инженерии качества программных систем / НАН Украины. Ин-т прогр. систем. – К.: Изд. дом «Академпериодика», 2002. – 502 с.: ил., табл.
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 347 с.
Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 320 с
Баранов С. Н. Модель зрелости способностей к разработке программных продуктов. // Программные продукты и системы № 4, 1998. с. 2-7
Бауэр Р. Управление инвестиционным проектом. Опыт ИБМ – М.: ИНФРА-М, 1995. — 208 с.
Бейзер Б. Тестирование черного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем. – СПб: Питер, 2004 г. – 320 с.
Богданов Д. В. Путилов В. А. Фильчаков В. В. Стандартизация процессов обеспечения качества программного обеспечения. — Апатиты, КФ ПетрГУ, 1988. — 152 с.
Бек К. Экстремальное программирование: планирование. – СПб: Питер, 2003. – 143 с.
Благодатских В.А., Волнин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных средств / Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 стр.
Брауде Э. Д. Технология разработки программного обеспечения. – СПб: Питер, 2004. – 656 с.
Боэм Б. Инженерное проектирование программного обеспечения: Пер с англ. — М.: Радио и Связь, 1985. — 240 с.
Боэм Б., Браун Дж., Каспар Х. Характеристики качества программного обеспечения. — М.: «Мир», 1981. — 208 с.
Бугорский В.Н. Экономика и проектирование информационных систем. – СПб.: Роза мира, 1998.- 340 с.
Волкова В. Н. Чабровский В. А. Цель: Прогнозирование, анализ, структуризация. — М.: ИСЭП РАН, 1995 г. — 113 с.
Международный стандарт ИСО 9000-3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
Международный стандарт ИСО 9001 Системы Качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве монтаже и обслуживании.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные Системы Стадии создания Комплекс стандартов на автоматизированные системы. ИПК издательство стандартов, М.: – 1997
Государственный стандарт Союза ССР. Оценка качества программных средств. Общие положения. ГОСТ 28195-89. Издательство стандартов, Москва. 1989 г. 39 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программных средств. Госстандарт России, Москва. 46 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационные технологии. Оценка программной продукции. Характеристики качества. Руководства по их применению. Издательство стандартов, Москва. 19 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93 Информационные технологии. Руководство по управлению документированием программного обеспечения, Издательство стандартов, Москва. 1994 г. 19 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование. Издательство стандартов, Москва. 2001 г. 19 с.
Рекомендации по стандартизации. P.50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукта. Методология функционального моделирования. Издательство стандартов, Москва. 2001 г. 53 с.
Рекомендации по стандартизации. P.50.1.031-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукта. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции. Издательство стандартов, Москва. 2001 г. 32 с.
Рекомендации по стандартизации. P.50.1.032-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукта. Терминологический словарь. Часть 2. Применение стандартов серии ГОСТ Р ИСО10303. Издательство стандартов, Москва. 2001 г. 10 с.
Рекомендации по стандартизации. P.50.1.027-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукта. Автоматизированный обмен технической информацией. Основные положения и общие требования. Издательство стандартов, Москва. 39 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки данных. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских пакетов программ. Издательство стандартов, Москва. 1995 г. 18 с.
Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ.
Межгосударственный стандарт. ГОСТ 34.320-96. Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Издательство стандартов Минск, 2001 г. 46 с.
Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. Альпина Бизнес Букс, 2004 г. 400 стр.
Кантор М. Управление программными проектами. Практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения. Издательство: Вильямс, 2002 г. – 176 стр.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. ГУ ВШЭ; Пер. с англ. под ред. О.И.Шкаратана.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 607 с.: ил.
Колтунова Е. В. Управление проектированием и разработкой информационных систем. Тезисы докладов Весенних семинаров молодых ученых – экономистов’ 98. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1999 – стр. 6-7.
Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам. М: Лори, 2002 г. – 264 с.
Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. СПб.: «Питер», 2004 г. – 592 с.
Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости / Пер. с англ. /Под ред. А.Д.Баженова.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 320 с.
Кречетов Н. Технологии оценки качества программных продуктов // ComputerWeek №25 1996 — c.27-32,42
Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. 7-е изд. СПб.: «Питер», 2005 г. – 912 с.
Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход.- СПб: БХВ-Петербург, 2002.- 510 с.
Салливан Эд. Время – деньги. Создание команды разработчиков программного обеспечения. Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2002 – 368 стр.
Сенге Питер М., Клейнер Арт, Робертс Шарлота, Росс Ричард Б., Рот Джордж, Смит Брайан Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. Пер с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004 г. – 624 с.
Сигел Дэвид. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. Издательство: Олимп-Бизнес, 2001 г. 384 стр.
Сухарев А.Г. Подготовка ИТ-специалистов в России. Мир ПК.- 2004. – N 10. – С. 99 – 101
ДеМарко Том, Листер Тимоти. Вальсируя с Медведями: управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения. Издательство: Компания p.m.Office, 2005 г. – 196 стр.
ДеМарко Том, Листер Тимоти. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. Издательство: Символ-Плюс, 2005 г. – 256 стр.
Фарсон Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. Пер. с англ. Летвинский. – К.: «София», 201. – 240 с.
Филипс Джозеф. Менеджмент ИТ-проектов. Лори, 2005 г. 378 стр.
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. В.С.Катькало. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1997. — 332 с
Хулей Грэм, Сондерс Джон, Пирси Найджел. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2005 г. – 778 стр.
13. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекций и семинаров используется проектор, экран, ноутбук. Студенты обеспечиваются материалами лекций в виде слайдов презентаций
Автор программы Шапошников Д.Е.
|