Скачать 30.72 Kb.
|
УДК 004.896 (06) Интеллектуальные системы и технологии А.А. БИЛЯЛОВА, М.В. БОЙКО Научный руководитель – А.С. МИХАЙЛОВ, к.т.н., доцент Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАШИН» С.Н. КОРСАКОВА Визуализирована работа «интеллектуальных машин» C.Н. Корсакова, пионера отечественной кибернетики и искусственного интеллекта, в устройстве которых в первой половине XIX века впервые в истории информатики были применены перфорированные карты. Имя отечественного изобретателя, коллежского советника Семена Николаевича Корсакова (1787-1853) составляет примечательную страницу в истории информатики и кибернетики. В первой половине XIX века Корсаков ясно ставил задачу разработки научных методов и устройств, усиливающих возможности разума, подобно тому, как телескоп и микроскоп усиливают возможности зрения [1]. В 1832 году он опубликовал брошюру, в которой описал пять механических устройств для обработки информации, так называемых «интеллектуальных машин», в которых впервые в истории информатики были применены перфорированные карты:
Основная идея изобретений Корсакова заключалась в записи информации посредством знаков, обеспечивающих возможность ее механической обработки. С этой целью в своих машинах Корсаков использовал перфорированные таблицы для задания признаков различных идей, с последующей возможностью механического поиска и классификации записей. Например, практическое применение своих машин Корсаков иллюстрировал механизированным выбором наиболее подходящих лекарств, для лечения заболевания, определяемого набором симптомов. Перфорированные таблицы как раз служили для сохранения связи между наборами симптомов и подходящими лекарствами. Легко видеть, что по существу речь идет о механических предтечах баз знаний и экспертных систем. Корсаков также много внимания уделял вопросам учета относительной степени важности признаков идей, чем по существу предвосхитил понятие весовых коэффициентов. В целом, как показано в сопроводительной статье в работе [1], результаты работы машин Корсакова можно интерпретировать в терминах операций с множествами. В том же 1832 году Корсаков подал прошение в Императорскую Академию наук в Санкт-Петербурге для рассмотрения его метода и изобретений. К сожалению, практическая значимость изобретений не была оценена по достоинству. Изобретения не получили официальной поддержки и со временем были забыты. Повторным открытием изобретений Корсакова мы обязаны усилиям профессора кафедры кибернетики НИЯУ МИФИ Геллия Николаевича Поварова (1928-2004), который заинтересовался опубликованными архивными материалами АН СССР относительно рассмотрения прошения Корсакова, и впервые указал на значимость работ Корсакова в свете развития информатики [2]. На кафедре кибернетики НИЯУ МИФИ была визуализирована работа «интеллектуальных машин». Процесс работы устройств запрограммирован в соответствии с описанием их функционирования в брошюре Корсакова, хотя и с некоторыми допущениями. Также внешний вид устройств выполнен в историческом стиле, на основе оригинальных чертежей. Приложения обеспечивают интерактивное взаимодействие с пользователем, который имеет возможность задавать признаки искомых или сравниваемых записей путем отмечания мышкой изображений соответствующих рычагов или штырей в тех или иных машинах. Работа машин начинается по команде пользователя. В случае гомеоскопов с неподвижными и подвижными частями, а также идеоскопа, реализующих последовательное сравнение записей, визуализация разделена на серию “тактов” работы соответствующего устройства, на каждом из которых отображается результат сравнения пары записей. В случае плоского гомеоскопа и компаратора – это визуальное перемещений частей устройств до получения итогового результата сравнения записей. Визуализация позволяет познакомиться с работой машин Корсакова, которые, по всей видимости, не сохранились до наших дней. Список литературы
_______________________________________________________________________ ISBN 978-5-7262-1229-6. XIII конференция «Молодежь и наука» |
Перспективы создания интеллектуальных сапр для узлов трения машин Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Программа дисциплины дпп. Ф. 02. 1 Детали машин Целью преподавания курса является получение студентами знаний по устройству деталей машин и сборочных единиц (узлов) машин и механизмов,... | ||
Методические указания к расчетно-графической работе №1 по курсу «Основы... Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении ими расчетно-графической работы по конструированию... | Рабочая программа учебной дисциплины «конструирование машин и оборудования... Цели и задачи дисциплины Целью изучения данной дисциплины является ознакомить студентов с современными методами расчета и проектирования... | ||
Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов... ... | Рабочая программа дисциплины "Строительная механика машин" для специальности... Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению... | ||
Реферат на тему: «Технологичность деталей машин» Заготовки деталей машин из металла получают отливкой, ковкой, штамповкой, прессованием, сваркой и термической резкой | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии... | ||
Анализ работы за 2012-2013 гг. Общий контингент обучающихся: на начало год Выпуск составил 52 человека (21 – Машинист дорожных и строительных машин (срок обучения 3 года), 15 Мастер жкх, 16 –Машинист дорожных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью дисциплины является изучение современных методов электромагнитного анализа электрических машин для последующего их использования... | ||
Доклад на тему: и карташёв В. 8 ”А” стория изобретения паровых машин «спорадическое», по выражению Маркса, применение машин [3]. Присущее мануфактуре разделение труда вызвало к жизни дифференциацию... | Рабочая программа учебной дисциплины «теория механизмов и машин» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной форм... | ||
Работа над ошибками Модуль Обзор интеллектуальных ресурсов иос начального образования: государственные коллекции цор, открытые цор в Интернете, цор к... | План воспитательной работы школы на 2013-14 уч год. Цель и задачи воспитательной работы Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности | ||
1 Результаты участия школьников в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах 34 Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012учебный год 3 | Рабочая программа профессионального модуля пм. 01. Эксплуатация и... ПМ. 01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования |