Тема учебного занятия: «Операционные системы»
Вид учебного занятия: урок
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма учебного занятия: повторительно-обощающий урок Цели урока: 1. Образовательная:
актуализировать знания студентов по изученным темам – «Программное обеспечение», «Классификация программного обеспечения», «Операционная система. Классификация операционных систем», «Функции операционных систем»;
систематизировать и обобщить изученный материал в процессе заполнения схемы, отражающей структуру программного обеспечения, отметив особое положение операционной системы;
сформировать у студентов представление об актуальных в наше время операционных системах (MS DOS, WINDOWS, UNIX, OS/2), их достоинствах и недостатках.
2. Развивающая:
развитие у студентов познавательного интереса;
развитие у студентов внимания и логического мышления;
развитие культуры речи студентов, умения четко и ясно излагать свои мысли.
3. Воспитательная:
воспитание информационной культуры студентов;
воспитание у студентов внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, самостоятельности;
воспитать у студентов такое качество, как «умение выслушать другого человека»;
воспитание целеустремленной, творческой личности студента, не боящейся высказывать свое мнение.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный материал, бланки для оценки ответов.
Методы, используемые на уроке: проблемный метод (при повторении материала), элементы исследовательского метода (при выполнении группой студентов творческого задания) Общее время: 90 минут ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент (1-2 мин.).
2. Повторение изученного материала (30-35 мин.).
3. Презентация творческой работы обучающихся (40-50 мин.).
4. Подведение итогов (8-14 мин.).
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
Этапы урока
| Действия преподавателя
| Действия студента
| 1. Орг. момент
| На прошлом занятии вам в качестве домашнего задания было предложено самостоятельно изучить тему «Операционные системы», и сегодня в процессе обобщения материала по теме «Программное обеспечение» мы проверим ваши знания.
| Студенты
слушают преподавателя
| 2. Повторение
изученного
материала
| Систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме поможет схема «Операционная система в структуре ПО», которую нам в процессе повторения предстоит заполнить. При заполнении схемы будем руководствоваться следующими правилами: я задаю вопрос, вы отвечаете и мы заносим правильные ответы в пустые блоки, при этом вы должны пояснить, какую функцию тот или иной блок выполняет. Критерии оценки: правильный ответ вы отмечаете знаком «+» в бланке ответов, который у каждого из вас на столе (не забудьте на бланке указать свою фамилию). Студент, набравший не менее 5 «плюсов», получит за урок оценку «5», за 4 «плюса» - оценку «4», за 3 «плюса» - оценку «3» (оценка «3» ставится в журнал по желанию самого студента). У кого есть вопросы по критериям оценки? Если вопросов нет, тогда начнем:
вот так выглядит схема (на экране), которую мы будем заполнять:
Вопрос 1. Из каких двух «частей» состоит компьютер?
- Совершенно верно, молодец.
На схеме заполняются пустые блоки в соответствии с ответом на вопрос:
Вопрос 2: Что представляет собой программное обеспечение?
- Молодец, ответ верный.
Вопрос 3: На какие два «больших» класса подразделяется ПО?
- Отлично!
Вопрос 4: Каково назначение прикладного ПО?
- Молодец!
Вопрос 5: Чтобы ответить на вопрос, за что отвечает базовое ПО, надо сказать, что оно в себя включает. Кто может ответить, что входит в базовое ПО?
- Верно!
Вопрос 6: Для чего предназначены системы программирования?
- Молодец, ответ более чем исчерпывающий!
Вопрос 7: Что организует системное ПО?
- Правильно!
Вопрос 8: Что составляет «ядро» системного ПО?
- Очень хорошо!
Вопрос 9: Что представляет собой операционная система?
- Молодец!
Теперь, остановимся на основных моментах, которые в обязательном порядке должны быть рассмотрены, когда речь идет об ОС (данные моменты отражены в последних трех блоках).
Вопрос 10: Назовите основные функции ОС?
- Молодцы, ответ правильный!
Вопрос 11: Может ли компьютер работать без ОС?
- Очень хорошо! Теперь мы можем ответить на вопрос о значимости ОС в структуре ПО. Поскольку ПО является одной из составных «частей» ПК, а компьютер не может работать без ОС, то отсюда следует, что ОС – наиглавнейшая составляющая ПО.
Ну, и последний вопрос 12:
Поскольку важной характеристикой любой ОС является количество выполняемых на ПК вычислительных задач, то согласно этому критерию назовите основные классы ОС.
- Совершенно верно, молодец!
Теперь каждый из вас должен подсчитать, количество «плюсов» на бланке и поставить оценку в соответствии с критерием. Бланки я вас попрошу мне сдать.
А сейчас послушайте доклад на тему «Виды ОС», который подготовили студенты Лейкин Алексей и Мирсков Владимир.
| Студенты
внимательно
слушают преподавателя,
если что непонятно, задают вопросы.
Внимание студентов обращено на экран.
Ответ студента:
из аппаратного («железного») обеспечения и программного обеспечения.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
ПО – это совокупность программ, позволяющая организовывать решение задач на компьютере.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок. Ответ студента:
на базовое ПО и прикладное ПО
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
прикладное ПО предназначено для непосредственного решения задач пользователя, в прикладное ПО входит пакет прикладных программ таких, как, например, текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных и др.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
системы программирования и системное ПО.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
для разработки программ на языке машинных кодов (трансляторы) и языках программирования (Бейсик, Паскаль).
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
процесс обработки информации в ПК.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
операционная система
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
операционная система – это комплекс программ, управляющих всеми аппаратными компонентами ПК, обеспечивая их целостное функционирование, а также предоставляющих пользователю доступ к аппаратным возможностям ПК.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента (ов):
1. управление ресурсами ПК: процессорным временем, распределением внутренней памяти, файлами, внешними устройствами и др.;
2. запуск и контроль прохождения задач пользователя;
3. реакция на ошибки и аварийные ситуации, контроль за нормальным функционированием оборудования;
4. обеспечение возможностей доступа к стандартным системным средствам (программам, драйверам и т.д.);
5. организация диалога с пользователем;
6. сохранение конфиденциальной информации в многопользовательской системе.
Студент (ы), правильно ответивший (ие) на вопрос, ставит (ят) знак «+» на своем бланке оценок.
Ответ студента:
нет, т.к. в ПК ни один из процессов не проходит без участия ОС.
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок. Ответ студента:
1. однопользовательские однозадачные;
2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью;
3. однопользовательские многозадачные;
4. многопользовательские многозадачные
Студент, правильно ответивший на вопрос, ставит знак «+» на своем бланке оценок.
Студенты подсчитывают количество «плюсов» и ставят себе оценку за работу на уроке.
| 3. Выступление
группы
студентов
с докладом
| Студенты рассказывают об ОС MS DOS, Windows, Unix, OS/2, отмечая их достоинства и недостатки.
| Аудитория слушает доклад
| 4. Подведение
итогов
| Давайте, поблагодарим ребят за интересный материал. За выполненную работу ставлю вам оценку «5».
А сейчас подведем итоги опроса (преподаватель озвучивает и выставляет в журнал оценки из бланков).
Ребята, вы сегодня молодцы, спасибо всем за работу!
Урок окончен, можете быть свободны.
| Студенты уходят на перемену
| |