Согласовано: зам.дир. по УВР
_____________ Н.А. Самородова
| Согласовано: методист ГМЦ
_____________ Э.В. Богодомова
| Утверждено: директор школы № 15
______________А.А. Опрятнова
| Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 15» города Магнитогорска Программа спецкурса «Деловое письмо»
Учебный год: 2007 – 2008 Класс: 10 Учитель: Калужских И.Н.
Содержание Программы:
Содержание Программы: 2
I. Пояснительная записка. 2
II. Содержание программы. 3
III. Календарно-тематическое планирование 4
IV. Ожидаемый результат. 9
V. Учебно-методический комплекс 11
I. Пояснительная записка.
Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности при общении, в работах творческого характера, при оформлении деловых бумаг. Эти трудности являются причиной недостаточной самостоятельности, не умения применять на практике полученные знания. Целями курса «Делового письма» являются:
Закрепление умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Закрепить навык четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме при написании деловых бумаг: автобиографий, заявлений, объявлений, расписок; заполнение бланков бытового обслуживания, трудового договора и др.
Коррекционные задачи курса:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
II. Содержание программы.
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у умственно отсталых учащихся знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.
Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление). Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии учащихся. С целью усиления познавательной мотивации на уроках, а также повышению компьютерной грамотности учащихся на вводных, практических, обобщающих уроках используются цифровые образовательные ресурсы и возможности сети Интернет, слайды, CD, DVD, таблицы, схемы, презентации по темам, фотографии, видеосюжеты.
Во избежание утомляемости на уроках письма, чтения и развития речи используются следующие здоровьезберегающие технологии:
В.Ф.Базарного:
Офтольмопаузы;
Динамические паузы;
Диаграммы для разгрузки зрения.
З.И.Тюмясова:
А.Неретина:
Релаксация;
Дыхательная гимнастика.
М.Чистякова:
Психогимнастика;
Упражнение на снятие агрессии.
Учащиеся должны знать и уметь оформлять все виды деловых бумаг. В конце каждой четверти спланированы уроки – повторения, на которых рассматривается материал, изучаемый в четверти. III. Календарно-тематическое планирование № п/п
| Тема урока
| Дата, кол-во часов
| Оборудование.
| Словарь
| Коммуникативные навыки (формирование связной речи, развитие диалогической и монологической речи). Работа по социализации.
| Коррекционная работа по теме урока
| НРК
| Индивидуальная работа для разных групп обученности (по теме урока)
| Первая четверть (9ч.)
| 1
| Виды деловых бумаг (автобиография, заявление…)
| 1
| образцы бумаг
| заявление, расписка, резюме, автобиография, доверенность
| Закрепление навыков оформления деловых бумаг
| Формирование личности, соответствующую нормам и правилам общества
|
| Правила общения.Составь предложение по образцу.
| 2
| Заявление о приеме на работу
| 1
| Образец
| директор
| Формировать коммуникативные навыки общения стр126 (8кл)
| Формировать продуктивность социальных контактов
| РК Газета "Из рук в руки"
| Звукобуквенный анализ слов.
| 3
| Заявление о приеме в училище
| 1
| Образец
| Профессия, специальность, работодатель
| Формировать коммуникативные навыки общения
| Формировать продуктивность социальных контактов
| РК ПТУ №90
| Деформированные предложения (вставка окончаний прилагательных)
| 4
| Заявление об увольнении с работы.
| 1
| Образец
| уволить по собственному желанию
| Учить принимать ответственные решения относительно жизненных планов
| Воспитание ответственности за свои поступки, осознанности в поведении.
|
| Подбор слов - синонимов.
| 5
| Заявление об очередном отпуске.
| 1
| Образец
| предоставить очередной отпуск.
| Формировать коммуникативные навыки общения
| Воспитание активности, самостоятельности, интереса.
|
| Подбор слов - антонимов.
| 6
| Заявление о внеочередном отпуске
| 1
| Образец
| внеочередной, обстоятельства
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| Формировать адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни.
|
| Подбор однородных членов тематической группы.
| 7
| Заявление на получение документов при их утере.
| 1
| Образец
| утеря, паспорт, удостоверение.
| Формирование умения связно и последовательно излагать свои мысли.
| Закрепление навыка умения пользоваться услугами различных служб.
|
| Работа по образцу.
| 8
| Автобиография.
| 1
| Образец
| автобиография
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг стр44(8кл)
| Формировать сознательное отношение к окружающему миру, к себе и другим.
|
| Работа по образцу.
| 9
| Обобщающий урок
| 1
|
|
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| Формировать адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни.
|
| Работа по образцу.
|
|
|
|
| Вторая четверть (7ч )
|
|
|
| 1
| Виды деловых бумаг (анкеты, объяснительные, расписки, объявления.)
| 1
|
| расписка объявление
| Составление рассказа по профессиограмме.
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
|
| Работа с деформированным текстом
| 2
| Анкета - вид деловых бумаг.
| 1
|
| анкета
| Заполнение разных видов анкет. Стр200 (8кл), стр 153(9кл)
| Формировать продуктивность социальных контактов
|
| Поэтапное осуществление работы.
| 3
| Объяснительная записка.
| 1
| образец
| объяснительная
| Заполнение объяснительной.стр 16 (8кл), стр 91 (9кл)
| Тренировка речи как средства профессиональной компитентностию
|
| Работа по образцу.
| 4
| Объявление о найме на работу.
| 1
| образец
| найм, квалификация, разряд, тариф, оплата труда.
| Составление объявления.
Стр 247 (8кл), стр23 (9кл)
| Закрепление умения работать с деловым текстом, преоразовывать его.
| РК Газета "Из рук в руки"
| Поэтапное осуществление работы.
| 5
| Объявление о покупке и продаже товара.
| 1
| образец
| стоимость , уценка, предложение спрос.
| Заполнение разных видов объявлений.
| Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике.
|
| Конструирование предложения по заданному вопросу.
| 6
| Объявление об аренде квартиры.
| 1
| образец
| аренда, арендатор, съемщик.
| Составление объявления об аренде.
| Развитие умения применять знания в новых ситуациях.
|
| Конструирование предложения по схеме.
| 7
| Расписка в получении денег
| 1
| образец
| расписка
| Составление разных расписок.
Стр 46 (9кл.)
| Закрепление умения работать с деловым текстом, преобразовывать его.
|
| Конструирование предложения по заданному вопросу.
| 9
| Обобщающий урок
| 1
|
|
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| Формировать адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни.
|
| Работа по образцу.
|
|
|
|
| Третья четверть (10ч)
|
|
|
| 1
| Виды деловых бумаг: трудовая книжка.
| 1
| образец
| трудовая книжка, отдел кадров
| Составление рассказа по профессиограмме.
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
|
| Работа по образцу.
| 2
| Виды деловых бумаг: трудовой договор.
| 1
| образец
| трудовой договор
| Заполнение трудового договора.
| Воспитание самостоятельности, через поощрение, тренинговые упражнения.
|
| Конструирование предложения по заданному вопросу.
| 3
| Оформление сберегательной книжки.
| 1
|
| сберегательная книжка
| Заполнение необходимых документов.
| Расширение социальной адаптации учащихся через тренинг социально значимых умений.
|
| Работа по образцу.
| 4
| Оформление электронной карточки.
| 1
|
| электронная карточка
| Заполнение необходимых документов.
| Расширение социальной адаптации учащихся через тренинг социально значимых умений.
| РК Банк "КУБ"
| Выполнение заданий по объему, образцу, после сильного ученика.
| 5
| Виды деловых бумаг - бланки
| 1
| образец
| бланк
| Оформление почтового бланка
| Формирование общественно - приемлемых способов жизнедеятельности.
|
| Расположение в логической последовательности частей текста.
| 6
| Почтовый перевод
| 1
| образец
| бланк
| Составление диалога "На почте".
| Развитие умения применять знания в новых ситуациях.
|
| Поэтапное осуществление работы.
| 7
| Квитанции за электроэнергию
| 1
| образец
| квитанция
| Заполнение квитанций
| Расширение социальной адаптации учащихся через тренинг социально значимых умений.
|
| Работа по образцу.
| 8
| Виды деловых бумаг: доверенность
| 1
| образец
| доверенность, доверитель, ответственность
| Составление доверенности.
| Формирование умений и навыков общения и сотрудничества.
|
| Следование инструкции.
| 9
| Оформление доверенности на получение заработной платы.
| 1
| образец
|
| Составление доверенности. Стр 187 (9 кл.)
| Формирование умений и навыков общения и сотрудничества.
|
| Работа по образцу.
| 10
| Обобщающий урок
| 1
|
|
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| Формировать адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни.
|
| Работа по образцу.
|
|
|
|
| Четвертая четверть (8ч)
|
|
|
| 1
| Виды писем
| 1
| образец
| письмо
| Расположение текста на листе бумаги.
стр 112(9кл)
| Коррекция грамматического строя речи.
|
| Согласование слов в простой фразе.
| 2
| Письмо - просьба
| 1
| образец
| безвозмездная помощь
| Составление письма об оказании материальной помощи.
| Коррекция грамматической стороны речи.
|
| Работа с деформированным текстом.
| 3
| Письмо - сообщение
| 1
| образец
| извещение, информация
| Составление письма - сообщения о праздновании события.
| Выработка навыка оформления деловых бумаг.
|
| Заполнение клише деловых бумаг.
| 4
| Письмо - поздравление
| 1
| образец
| рождение, свадьба ,юбилей
| Составление текста поздравительной открытки.
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| РК Местные газеты
| Заполнение клише деловых бумаг.
| 5
| Письмо - приглашение
| 1
| образец
| именины, бракосочетание, новоселье
| Составление текста пригласительной открытки.
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
|
| Использование опор
| 6
| Благодарственное и гарантийное письмо.
| 1
| образец
| благодарность, гарантия
| Составление благодарственного и гарантийного письма.
| Тренировка речи как средства профессиональной компетентности.
|
| Работа с деформированным текстом.
| 7
| Письмо - запрос
| 1
| образец
| извещение, информация
| Составление запроса на высылку документов из другого города.
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
|
| Использование опор
| 10
| Обобщающий урок
| 1
|
|
| Закрепление навыка оформления деловых бумаг
| Формировать адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни.
|
| Работа по образцу.
| IV. Ожидаемый результат. Выпускник СКОУ СКОШ – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями: личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации. 1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность.
| Сформированность представлений о смысле жизни, счастье.
Активная профессиональная подготовка.
Стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечивать.
Желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью.
Понимание жизненной целеустремленности.
| 2. Мировоззрение
| Понимание и принятие прав и свобод человека.
Патриотизм.
Правовая культура.
Жизненный социальный оптимизм.
Способность сделать правильный нравственный социальный выбор.
| 3. Интеллектуальное развитие.
| Потребность применять знания на практике.
Умение обобщать, анализировать, делать выводы.
Умение и желание организовать себя.
| 4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям.
| Добросовестность.
Старательность.
Настойчивость.
Самостоятельность.
| 5. Личностные качества (черты характера).
| Сознательная дисциплинированность.
Стойкость умение переносить трудности.
Решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх.
Честность, правдивость.
Развитие чувства достоинства (самоуважение).
Социально закаленный негативным воздействием социальной среды.
Устремленный к расширению границ своих возможностей, т.е. преодоление собственной ограниченности.
| 6. Отношение к окружающим.
| Гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей.
Бескорыстная забота о других.
Интерес к людям, общительность.
Доброжелательность, склонность не к конфликтам, а к сотрудничеству.
Терпимость, уступчивость.
Умение постоять за себя.
| 7. Человек – творец самого себя.
| Объективная самооценка, умение видеть свои недостатки.
«любящий себя» - значит уважающий себя, верующий, в себя, в свое предназначение.
Стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
| 8. Культура поведения.
| Умение жить вместе с другими.
Умение контролировать себя
Сдержанность.
Тактичность.
Чувство меры в общении.
Умение соблюдать дистанцию.
Умение приветствовать.
Культура речи.
| 9. Здоровый образ жизни.
| Относится к своему здоровью, как к важной личной и общественной ценности.
Знать механизмы и способы поддержания здоровья.
Стремиться к физическому совершенствованию.
Не иметь вредных привычек.
Знать и владеть приемами и способами оздоровления своего организма.
| 10. Семья, брак, любовь.
| Отношение к браку как важнейшему жизненному выбору.
Уважительное отношение к женщине, девушке.
| V. Учебно-методический комплекс Учебники: Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 кл. Учебник допущен Мин. Образования Российской Федерации, М. «Просвещение», 2004 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 кл. Учебник допущен Мин. Образования Российской Федерации, М. «Просвещение», 2006 год.
Методические пособия: Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.
« Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.
Дидактический материал: Образцы заполнения деловых бумаг;
Словарные слова.
|