Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики





Скачать 36.72 Kb.
НазваниеФормирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики
Дата публикации24.08.2014
Размер36.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики.
Тоесева Марина Витальевна (Marvittioe@gmail.com)

Олейник Виктория Вячеславовна (viv78@list.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования № 195 адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ центр образования № 195 адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
Аннотация

Освоение ИТ – это компетенция учителя, которая позволяет осуществлять информационную и обучающую функции. Сотрудничество учителя информатики с предметниками, подчас сводится к обучению предметника пользоваться ИКТ. Это большая польза для образовательного процесса, но учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся.
Интернет – среда сегодня становится важнейшим источником информации, в том числе и в образовательной сфере. Педагог сталкивается с необходимостью осваивать УМК нового стандарта. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ, расширять минимальные ИКТ компетенции и формировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе.

Освоение интернет технологий – есть одна из базовых компетенций учителя, которая позволяет осуществить как информационную, так и обучающую функции. Интернет становится важнейшим каналом доступа к инновациям.

Сбор материала к уроку, формирование собственной базы данных, как учительской, так и ученической, решение проблемы текстов на уроке – вот та помощь, которую могут оказать ЭОР.

Интернет – сопровождение возможно на всех этапах процесса обучения.

Сотрудничество учителя информатики с учителями-предметниками на наш взгляд, подчас сводится к обучению предметника пользоваться информационными технологиями (поиск информации в интернете, работа с офисным пакетом, освоение интерактивной доски). В этом, конечно, присутствует большая польза для образовательного процесса, но, по нашему мнению, учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся.

То, как может помочь информационно-технологический инструментарий и взаимодействие с учителем информатики в повседневной работе учителя литературы показано на примере урока «Работа на уроке литературы с паратекстом (пьеса М. Горького «На дне»).

При изучении школьного курса литературы особую сложность подчас вызывает изучение драматических произведений, поскольку текст в драматургическом жанре специфичен: ремарки, реплики, список действующих лиц – вот и все, что читатель может использовать для характеристики персонажа. Отсутствует пейзаж, интерьер, авторское описание внешности. Воссоздать образ персонажа безусловно можно, «дешифруя» все то, что предложил нам автор.

Работа с паратекстом (текстом вне текста) дает обширные возможности учителю возбудить фантазию ученика, сделать его настоящим читателем.

В школьной программе достаточно драматургических произведений: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор», А. Н. Островский «Гроза», А. П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне». Подобный жанр требует к себе особого отношения и изучения.

Работа с паратекстом в художественном произведении сегодня, на наш взгляд, невозможно без применения информационных технологий: экономия времени при подготовительной работе (изучение интернет-ресурсов), ценность знаний, добываемых самих учащихся не сравнимо с полученными в формате учительской лекции, более понятна деятельность современному школьнику (поколение компьютерного мышления…). И, конечно, наглядность, о которой не следует забывать.

Задачей учителя на начальном этапе подготовки к уроку является предоставление учащимся сведений об источниках (ссылках), в данном случае ссылка на сайт www.slovari.ru (словарь В. И. Даля, этимологический и др.).

Результат – возможность охарактеризовать персонажи, раскрыть замысел автора до чтения основного текста пьесы. Подобная деятельность на уроке способствует формированию читательских компетенций у читателей художественного текста.

Далее мы представим алгоритм интегрированных занятий.

Подготовка материалов к уроку педагогами информатики и литературы и использованием ИКТ (составление совместного планирования урока, подбор ЭОР).

Работа учащихся с интернет ресурсами: составление биографической справки о Горьком, его творчестве. Пьеса М. Горького «На дне» и получение навыка грамотного поиска информации в интернете.

Работа учащихся в группах с применением ИКТ по анализу паратекста (изучение наработанной информации на предыдущем этапе с использованием интерактивной доски).

Предъявление продукта (выступление учащихся оформленных с помощью пакета офисных программ).

Таким образом, продуктом этого блока занятий станет создание базы материалов по пьесе М. Горького с помощью использования интернет – среды (литература) и формирование навыка работы в глобальной сети и освоение пакета офисных программ (информатика). Необходимость в подобных уроках при формировании читательской и коммуникативной компетенции, на наш взгляд, требует продолжения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconТипы и формы интегрированных уроков
Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconДепартамент образования города Москвы
Возможности разных видов мультипликации в изучении информатики на примере уроков информатики
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconРеспублики Казахстан Общеобразовательная средняя школа №42 имени Хамзы доклад
Использование заданий в формате pisa для формирования читательской компетенции учащихся
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconФормирование представлений учащихся о художественном пространстве...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconСписок литературы на 11 марта 2010 г
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся; совершенствование употребления Present Continuous Tense (Настоящее...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconОбъектно-ориентированное программирование на примере размножения и развития живых организмов
Данная работа представляет собой методическую разработку четырёх уроков информатики, посвящённых объектно-ориентированному программированию....
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconУрока Тема урока
...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconТема урока Вид урока
...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconУроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты»
...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconФормирование читательской самостоятельности у учащихся через
Организовать помощь подрастающему поколению в получении дополнительных знаний по школьной программе
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconОпыт активизации интеллектуальной деятельности студентов с ограниченными...

Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconНа уроках литературы происходит
Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование...
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая система «Роль интегрированных уроков в формировании духовного мира учащихся и развития их творческих способностей»
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconЯнчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А....
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Формирование читательской компетенции у учащихся на примере блока интегрированных уроков литературы и информатики iconФормирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках информатики
Изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, ориентированного на новое качество образования развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск