Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока





Скачать 111.54 Kb.
НазваниеКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Дата публикации31.08.2014
Размер111.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Фирсова Наталия Анатольевна, г. Серов, МАОУ СОШ № 27


Содержание

  1. Аналитическая записка по проведению урока

  2. Конспект урока

  3. Раздаточный материал


  1. Аналитическая записка по проведению урока


Тема урока: Системы счисления

9 класс (УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Семакин И. Г. и др.)


Цели:
образовательная: дать понятие систем счисления, научить переводить целые числа из одной системы счисления в другую.

воспитательная: способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества.

развивающая: способствовать развитию кругозора, развитию аналитического

мышления, памяти, навыков обработки информации.
Тип урока: Изучение новых знаний.
Формы и методы работы:

лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Материальное обеспечение урока:

компьютер и проектор, интерактивная доска SmartBoard (программа презентации NoteBook), ноутбуки учащихся (тестирование с помощью программы MyTest), раздаточные карточки, наличие Интернета.
План урока:

  1. Организация начала урока

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление знаний

  4. Рефлексия

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание


Ход урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут. Открывается тема урока, ставятся цели.

Изложение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной для интерактивной доски. Ученик представляет презентацию на тему «История возникновения чисел и систем счисления». Для понимания алгоритма перевода чисел из 10-тичной СС в 2-ную и 8-ную СС используется фрагмент демонстрации из ЦОР school-collection.edu.ru. Каждый шаг урока закрепляется, учащиеся по рядам выполняют задания.

Данный вопрос входит в экзаменационные материалы как ОГЭ-9, так и ЕГЭ (это объявляется учащимся на оценочном этапе урока). Поэтому, на уроке используется игровой момент, который погружает учащихся в ситуацию экзамена (Тихо! Идет экзамен! тестирование на ПК с использованием программы «МастерТест» или раздаточные карточки с заданиями). Дается время на выполнение задания 5-6 минут.

Блиц-опрос позволяет закрепить изученный теоретический материал. И на этом этапе важно вернуться к поставленному проблемному вопросу. Учащиеся дают правильный ответ, и открывается решение данной автобиографии.

Домашнее задание еще раз погружает учащихся в интересную работу с системами счисления.

Завершается урок новой интересной задачей в виде стихотворения и объявляется тема следующего практического занятия «Отработка навыка перевода чисел из разных систем счисления». На этом урок заканчивается.
Урок рассчитан на 40 минут, темп урока высокий.


  1. Конспект урока

"Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна"

П. Лаплас
Урок по теме «Системы счисления»
Учитель (постановка проблемы): «Загадочная автобиография». В бумагах одного чудака информатика найдена бала его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:

«Я окончил курс университета 44 (25 лет) лет от роду. Спустя год, 100-летним (26-летним) молодым человеком, я женился на 34-летней (20-летней) девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет (6 лет) – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня бала уже и маленькая семья из 10 детей (5 детей), и т.д.»

Учитель: Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (принимаются разные ответы учащихся)

Учитель: Ответить на этот вопрос мы сможем, изучив тему: «Системы счисления».

Цель урока: изучить системы счисления, использующиеся для записи чисел в компьютере, научиться переводить десятичные числа в разные системы счисления.

Учитель: Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами - они с нами везде. А две тысячи лет назад, что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Ученые утверждают, что и тогда люди могли записывать числа и выполнять над ними арифметические действия, но делали они это совершенно по другим принципам, чем это делаем это мы.
Система счисления - способ записи (изображения) чисел.
Система счисления - это знаковая система, в котором числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Учитель: Сейчас мы узнаем о системах счисления, возникших в глубокой древности, ныне исчезнувших, но заложивших основы современных систем счисления. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ учащегося не более 5 мин.)
Учитель: Системы счисления бывают: позиционными и непозиционными.

Непозиционные:

  • Единичная система счисления

  • Древнеегипетская непозиционная система счисления

  • Римская система счисления

  • Алфавитные системы счисления

Позиционные:

  • Десятичная система счисления

  • Двоичная система счисления

  • Восьмеричная система счисления

  • Шестнадцатеричная система счисления

В информатике и вычислительной технике часто используются основания 2 (двоичная система счисления), 8 (восьмеричная система счисления) и 16 (шестнадцатеричная система счисления). Двоичная система счисления связана с особенностями функционирования цифровых электронных схем, работающих с двумя состояниями, выражаемыми цифрами 0 и 1.

Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Научимся переводить из 10-тичной СС в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную СС. Обратимся к демонстрации: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf (смайлик на слайде).

Для перевода чисел из 10-ой СС в 2-ную, 8-ную и 16-ную СС можно воспользоваться на начальном этапе алгоритмом, который у вас есть на партах:
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую


  • Разделить данное число на основание новой системы счисления. Зафиксировать целое частное и остаток от деления (остаток всегда меньше основания).

  • Если полученное частное больше основания, то разделить частное на основание и вновь зафиксировать новое частное и остаток от деления.

  • Повторять процесс до тех пор, пока частное не получится меньше делителя.

  • Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с ее алфавитом.

  • Записать последнее частное и полученные остатки в обратном порядке в ряд слева направо.

Учимся переводить из 10-тичной в 2, 8, 16-ричную СС по принципу «Делай как я…». Учитель показывает перевод столбиком двух разных чисел, а затем учащиеся по рядам закрепляют действия перевода.
Оценочный этап урока: Данный вопрос входит в экзаменационные материалы как ГИА-9, так и ЕГЭ. Поэтому: Тихо! Идет экзамен! (тестирование на ПК с использованием программы «MyTest» или раздаточные карточки с заданиями).
Примеры тестовых заданий

  1. Как представлено число 3510 в двоичной системе счисления?

1) 1100012

2) 1000112

3) 100112

4) 110102

Ответ: 2)

  1. Как представлено число 4610 в двоичной системе счисления?

1) 1010012

2) 1110012

3) 1011102

4) 111012

Ответ: 3)


  1. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно

1) 1

2) 2

3) 3

4) 0

Ответ: 1).

4. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?

1) 5

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 4).

Учитель: Проверим (показываются ответы). Кто сдал экзамен, поднимите руки!
Блиц опрос класса для анализа понимания пройденного материала:

  1. Что такое система счисления? (Способ записи (изображения) чисел).

  2. Какие виды СС Вы знаете? (Позиционные и не позиционные).

  3. С какими позиционными СС мы познакомились ранее?

  4.  Какие символы использованы в них для записи чисел? (Арабские цифры, буквы английского алфавита ...).

  5. (На внимательность): В какой системе счисления малыш показывает на пальцах, сколько ему лет? Ответ: в палочной (пальцевой) не позиционной СС - значение числа - количество пальцев - подсчитывается простым суммированием.


Учитель: Вернемся к началу урока (автобиография). И попробуем вновь ответить на поставленный вопрос: Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (ответы учащихся). Учитель открывает решение данной задачи.
Домашнее задание. Пересказ параграфа 16. Составить свою автобиографию в 4-ной системе счисления.
Открывается последний слайд.

Это нам предстоит сделать на практическом занятии:

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-серых глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.



  1. Раздаточный материал


Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую


  • Разделить данное число на основание новой системы счисления. Зафиксировать целое частное и остаток от деления (остаток всегда меньше основания).

  • Если полученное частное больше основания, то разделить частное на основание и вновь зафиксировать новое частное и остаток от деления.

  • Повторять процесс до тех пор, пока частное не получится меньше делителя.

  • Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с ее алфавитом.

  • Записать последнее частное и полученные остатки в обратном порядке в ряд слева направо.


Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую


  • Разделить данное число на основание новой системы счисления. Зафиксировать целое частное и остаток от деления (остаток всегда меньше основания).

  • Если полученное частное больше основания, то разделить частное на основание и вновь зафиксировать новое частное и остаток от деления.

  • Повторять процесс до тех пор, пока частное не получится меньше делителя.

  • Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с ее алфавитом.

  • Записать последнее частное и полученные остатки в обратном порядке в ряд слева направо.

Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую


  • Разделить данное число на основание новой системы счисления. Зафиксировать целое частное и остаток от деления (остаток всегда меньше основания).

  • Если полученное частное больше основания, то разделить частное на основание и вновь зафиксировать новое частное и остаток от деления.

  • Повторять процесс до тех пор, пока частное не получится меньше делителя.

  • Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с ее алфавитом.

  • Записать последнее частное и полученные остатки в обратном порядке в ряд слева направо.


Примеры тестовых заданий

  1. Как представлено число 3510 в двоичной системе счисления?




1) 1100012

2) 1000112

3) 100112

4) 110102

  1. Как представлено число 4610 в двоичной системе счисления?




1) 1010012

2) 1110012

3) 1011102

4) 111012

  1. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно




1) 1

2) 2

3) 3

4) 0

  1. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?




1) 5

2) 2

3) 3

4) 4

Примеры тестовых заданий

  1. Как представлено число 3510 в двоичной системе счисления?




1) 1100012

2) 1000112

3) 100112

4) 110102

  1. Как представлено число 4610 в двоичной системе счисления?




1) 1010012

2) 1110012

3) 1011102

4) 111012

  1. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно




1) 1

2) 2

3) 3

4) 0

  1. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?




1) 5

2) 2

3) 3

4) 4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока по немецкому языку Тема: Lernen aber wie? Тип урока:...
...
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconУрок русского языка в 9 «б» классе. Тема: Обучение сжатому изложению
Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока Аттестуемый педагог (фио) Рогожина Любовь Анатольевна...
...
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное...
Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема...
Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе...
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс по теме «Животные» учитель...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconУрока Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Учебник: Математика. 5 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.,...
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект по проведению урока легкой атлетики в 5 классе школы №1...
Инвентарь: малые мячи (15 шт.), 3 гимнастических скамейки, 3 гимнастических мата, свисток, мел
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconУрока: Halloween Цели урока
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, мультимедиа аппаратура, наглядности
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconУрока: онз тема: «Решение уравнений»
Оборудование, демонстрационный материал: интерактивная доска; раздаточный материал (эталоны для самопроверки, алгоритмы); слайды
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconТема урока: Кислоты Цели урока
Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,...
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconTopic: “The Political System of the usa” Цель урока
Оснащение урока: плакаты – схемы, флаги Америки, фотографии президентов, раздаточный материал, интерактивная доска, слайды
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока iconКонспект урока «Творить ауру добра» Класс: Продолжительность: 45...
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный диск с презентацией, музыкальный диск, раздаточный материал,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск