Скачать 111.54 Kb.
|
Фирсова Наталия Анатольевна, г. Серов, МАОУ СОШ № 27 Содержание
Тема урока: Системы счисления 9 класс (УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Семакин И. Г. и др.)Цели: образовательная: дать понятие систем счисления, научить переводить целые числа из одной системы счисления в другую. воспитательная: способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества. развивающая: способствовать развитию кругозора, развитию аналитического мышления, памяти, навыков обработки информации. Тип урока: Изучение новых знаний. Формы и методы работы: лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа. Материальное обеспечение урока: компьютер и проектор, интерактивная доска SmartBoard (программа презентации NoteBook), ноутбуки учащихся (тестирование с помощью программы MyTest), раздаточные карточки, наличие Интернета. План урока:
Ход урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут. Открывается тема урока, ставятся цели. Изложение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной для интерактивной доски. Ученик представляет презентацию на тему «История возникновения чисел и систем счисления». Для понимания алгоритма перевода чисел из 10-тичной СС в 2-ную и 8-ную СС используется фрагмент демонстрации из ЦОР school-collection.edu.ru. Каждый шаг урока закрепляется, учащиеся по рядам выполняют задания. Данный вопрос входит в экзаменационные материалы как ОГЭ-9, так и ЕГЭ (это объявляется учащимся на оценочном этапе урока). Поэтому, на уроке используется игровой момент, который погружает учащихся в ситуацию экзамена (Тихо! Идет экзамен! тестирование на ПК с использованием программы «МастерТест» или раздаточные карточки с заданиями). Дается время на выполнение задания 5-6 минут. Блиц-опрос позволяет закрепить изученный теоретический материал. И на этом этапе важно вернуться к поставленному проблемному вопросу. Учащиеся дают правильный ответ, и открывается решение данной автобиографии. Домашнее задание еще раз погружает учащихся в интересную работу с системами счисления. Завершается урок новой интересной задачей в виде стихотворения и объявляется тема следующего практического занятия «Отработка навыка перевода чисел из разных систем счисления». На этом урок заканчивается. Урок рассчитан на 40 минут, темп урока высокий.
"Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна" П. Лаплас Урок по теме «Системы счисления» Учитель (постановка проблемы): «Загадочная автобиография». В бумагах одного чудака информатика найдена бала его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 (25 лет) лет от роду. Спустя год, 100-летним (26-летним) молодым человеком, я женился на 34-летней (20-летней) девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет (6 лет) – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня бала уже и маленькая семья из 10 детей (5 детей), и т.д.» Учитель: Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (принимаются разные ответы учащихся) Учитель: Ответить на этот вопрос мы сможем, изучив тему: «Системы счисления». Цель урока: изучить системы счисления, использующиеся для записи чисел в компьютере, научиться переводить десятичные числа в разные системы счисления. Учитель: Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами - они с нами везде. А две тысячи лет назад, что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Ученые утверждают, что и тогда люди могли записывать числа и выполнять над ними арифметические действия, но делали они это совершенно по другим принципам, чем это делаем это мы. Система счисления - способ записи (изображения) чисел. Система счисления - это знаковая система, в котором числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Учитель: Сейчас мы узнаем о системах счисления, возникших в глубокой древности, ныне исчезнувших, но заложивших основы современных систем счисления. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ учащегося не более 5 мин.) Учитель: Системы счисления бывают: позиционными и непозиционными. Непозиционные:
Позиционные:
В информатике и вычислительной технике часто используются основания 2 (двоичная система счисления), 8 (восьмеричная система счисления) и 16 (шестнадцатеричная система счисления). Двоичная система счисления связана с особенностями функционирования цифровых электронных схем, работающих с двумя состояниями, выражаемыми цифрами 0 и 1. Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из одной системы счисления в другую. Научимся переводить из 10-тичной СС в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную СС. Обратимся к демонстрации: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf (смайлик на слайде). Для перевода чисел из 10-ой СС в 2-ную, 8-ную и 16-ную СС можно воспользоваться на начальном этапе алгоритмом, который у вас есть на партах: Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую
Учимся переводить из 10-тичной в 2, 8, 16-ричную СС по принципу «Делай как я…». Учитель показывает перевод столбиком двух разных чисел, а затем учащиеся по рядам закрепляют действия перевода. Оценочный этап урока: Данный вопрос входит в экзаменационные материалы как ГИА-9, так и ЕГЭ. Поэтому: Тихо! Идет экзамен! (тестирование на ПК с использованием программы «MyTest» или раздаточные карточки с заданиями). Примеры тестовых заданий
Ответ: 2)
Ответ: 3)
Ответ: 1). 4. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
Ответ: 4). Учитель: Проверим (показываются ответы). Кто сдал экзамен, поднимите руки! Блиц опрос класса для анализа понимания пройденного материала:
Учитель: Вернемся к началу урока (автобиография). И попробуем вновь ответить на поставленный вопрос: Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (ответы учащихся). Учитель открывает решение данной задачи. Домашнее задание. Пересказ параграфа 16. Составить свою автобиографию в 4-ной системе счисления. Открывается последний слайд. Это нам предстоит сделать на практическом занятии:
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую
Примеры тестовых заданий
Примеры тестовых заданий
|
Конспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске | Конспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске | ||
Конспект урока по немецкому языку Тема: Lernen aber wie? Тип урока:... ... | Урок русского языка в 9 «б» классе. Тема: Обучение сжатому изложению Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал | ||
Конспект урока Аттестуемый педагог (фио) Рогожина Любовь Анатольевна... ... | Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное... Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари | ||
Конспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher.... Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал | Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | ||
Конспект урока немецкого языка, 6 класс по теме «Животные» учитель... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске | Урока Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел Учебник: Математика. 5 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.,... | ||
Конспект по проведению урока легкой атлетики в 5 классе школы №1... Инвентарь: малые мячи (15 шт.), 3 гимнастических скамейки, 3 гимнастических мата, свисток, мел | Урока: Halloween Цели урока Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, мультимедиа аппаратура, наглядности | ||
Урока: онз тема: «Решение уравнений» Оборудование, демонстрационный материал: интерактивная доска; раздаточный материал (эталоны для самопроверки, алгоритмы); слайды | Тема урока: Кислоты Цели урока Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,... | ||
Topic: “The Political System of the usa” Цель урока Оснащение урока: плакаты – схемы, флаги Америки, фотографии президентов, раздаточный материал, интерактивная доска, слайды | Конспект урока «Творить ауру добра» Класс: Продолжительность: 45... Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный диск с презентацией, музыкальный диск, раздаточный материал,... |