На уроках информатики и во внеурочное время





Скачать 117.47 Kb.
НазваниеНа уроках информатики и во внеурочное время
Дата публикации02.09.2014
Размер117.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Описание опыта работы

Азарян Любовь Эдуардовна, учитель информатики

МОСШ №23 с углубленным изучением иностранных языков


Формирование творческого мышления

через организацию исследовательской деятельности

на уроках информатики и во внеурочное время

Новый век в российской сфере образования начался с активных реформ: изменение содержания обучения, стандартизация образования, Единый государственный экзамен, профилизация школы. С 3 класса в учебный план введен модуль предмета Технология «Информатика и ИКТ», с 8 класса Технология – как самостоятельный учебный предмет.

К сожалению, еще сегодня в школе можно наблюдать засилье деятельности по усвоению знаний и умений. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение, причем, только одно. Поэтому они теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.

Кроме того, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе. Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания, старательности в освоении правил и знаний.

Стратегия развития отечественного образования нашла отражение в Концепции модернизации образования, в которой подчеркивается, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Все это и определило новое качество содержания образования.

Но, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления обучающихся.
Проблемой активизации мыслительной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина, Н.М. Зверева.

В самом начале работы над данной темой задавала себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в этом направлении. Наиболее информативны в этой области стали для меня работы Зверевой Н.М., Лебедевой Т.Е., Босовой Л.Л. Из их статей были почерпнуты теоретические основы, которые укрепили мою уверенность, содержание курса информатики неразрывно связано с развитием мышления обучающихся (творческого, логического и алгоритмического). Для формирования элементов творческого мышления и овладения обучающимися соответствующими им видами деятельности необходимо использовать специальную систему задач.

Цель обобщения опыта работы заключается в том, чтобы показать эффективность развития творческого мышления обучающихся за счёт внедрения в образовательный процесс исследовательской деятельности.

Предлагаемый опыт работы позволит:


  1. осуществить комплексный подход к использованию форм и методов исследовательской деятельности при формировании творческого мышления обучающихся на уроках информатики;

  2. сформировать такую обучающую среду, которая мотивирует школьников самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

  3. создать условия, содействующие наиболее полному развитию способностей обучающихся, формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

  4. вывести на преимущественно высокий уровень информационной компетентности по предмету выпускников школы.

Известно всем, для того, чтобы способность к мышлению развивалась, мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. Мышление обучающегося проявляется в умении анализировать и
синтезировать, сравнивать и находить закономерности, классифицировать, обобщать, рассуждать, конкретизировать…, т.е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации.

Уже в начальной школе ввожу в урок логические задачки, развивающие мыслительную деятельность детей при помощи таких мыслительных операций как: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация…

Слово, зашифрованное в ребусе, означает:
 1) устройство управления компьютером;
2) устройство вывода на печать;
3) устройство перезаписи дисков.


В коллекции у кота Матроскина хранились бабочки, которых он наловил летом на лужайке около дома в Простоквашино. Чтобы узнать, какого цвета бабочки преимущественно составляли коллекцию, выполни алгоритм.

1) Желтые 2) Зеленые 3) Синие

Наступил солнечный день. Пятачок и Винни-Пух договорились встретиться с друзьями на берегу озера. Определите, с кем из своих друзей они встретились?
 1) Встретили Ослика Иа или Сову Ух
2) Встретили Кролика
3) Никого не встретили
4) Ослик Иа и Сову Ух

Формирование творческого мышления и первоначальных навыков исследовательской деятельности в школе первой ступени, рассматриваю в как особое направление работы, в которой тесно связаны учебный процесс и внеклассная работа, ориентированная на развитие исследовательской, творческой активности детей.

За два последних года мои ученики – активные участники школьной научно-практической конференции. А работа моей ученицы Канафиевой Ренаты (4Б класс) по теме «Почему «собаку» называют собакой?» заняла первое место на школьной НПК в 2011 году.

В среднем звене моя работа по развитию творческого мышления обучающихся усложняется более творческими задачами, которые не содержат указания на решение, но зато позволяют расширить представления о возможностях применения других технологий

  • В 2014 году пройдет олимпиада в г.Сочи. Символ олимпийских игр, состоящий из колец можно представить в виде графа. Какой из графов соответствует изображению символа?




  • В школьном парке было посажено пять деревьев. На следующий год планируют посадить деревьев в два раза больше. Выбери ответ, в котором арифметическая операция над двоичными числами соответствует количеству посаженных, планируемых для посадки деревьев, и суммарное количество деревьев записано верно.




1) 00000101+00001010=00001111;

2) 00000111+00001000=00001111;

3) 00000101+00001011=00001111;

4) 00000101+00001010=00010000;



  • Юзер Вася Чайников узнал, что у хакера Вовы Крутого появился новый CD-ROM с пиратской игрой. Поскольку у Васи нет дисковода CD-ROM, он решил скопировать себе игру с помощью дискет. Объем игры - 750 Мб, объем дискеты - 1,44 Мб, всего у Васи 10 дискет. Путь от дома Чайникова до дома Крутого занимает полчаса. Сколько времени потратит Вася, прежде чем обнаружит, что игра запускается только при наличии CD-ROM?


Для организации такой работы на уроке мною были разработаны и постоянно пополняются комплекты многоуровневых заданий по всем изучаемым, в рамках предмета, темам и разделам.

Работая учителем информатики, я, конечно, не могу обойтись без использования новых информационно-коммуникационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Использую в своей работе такие технологии как проектная методика, а также презентационные технологии во внеурочное время и учебной деятельности, что помогает мне формировать такие ключевые компетенции обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работать в команде, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, давать собственную оценку событиям, а главное - развитие творческого мышления.

Формы организации проектной деятельности обучающихся порой выходят за пределы отдельного предмета или даже школы, они социально-направлены и предполагают вовлечение в совместную деятельность родителей и заинтересованных лиц.

В качестве примера представлены 2 учебно-исследовательские проекта:

- проект «Модель процесса» выполнен обучающимися 9 класса.

(Приложение 1)

Цель: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.


- проект "Интересные факты информатики"

выполнен Четиной Ириной и Илькевич Александрой, ученицами 8А класса.

Цель: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых создание презентаций, расширение круга их практического применения.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Навыки творческого мышления обучающихся стараюсь развивать и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Инфознайки Scratch», руководителем которого являюсь с 2009 года.

Цель кружка - знакомство обучающихся с принципами объектно-ориентированного программирования, с языками программирования, составление алгоритмов решения задач и написание программ на языке Scratch.

На занятиях кружка мы с детьми создаем свои собственные игры и мультфильмы, разрабатываем алгоритмы действия героев, озвучиваем и героев, и события. Знания, полученные при изучении Scratch, ребята с успехом используют на уроках других предметов (от математики до литературы, рисования, музыки).

В рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения мной разработан элективный курс «Компьютерное производство» (рецензирован Е.З.Никоновой, кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры информатики и МПИ Нижневартовского государственного гуманитарного университета).

Курс «Компьютерное производство» позволяет обучающимся не только сформировать комплекс умений работать на компьютере, но и получить знания основ российского делопроизводства. Курс построен в форме деловой игры, где обучающиеся имитируют поведение делопроизводителя и решая ряд «производственных» задач, также развивают творческие способности и творческое мышление.

И, конечно же, в работе с детьми я широко использую возможности Интернет как для подготовки к урокам, так и для развития ключевых компетенций моих учеников во внеурочное время.

Мной систематизированы ссылки на образовательные сайты, где мои учащиеся могут выполнять творческие задания, участвовать в викторинах, сами создавать викторины и ребусы по информатике.

Сегодня мои ученики - активные участники Интернет-конкурсов и Интернет-проектов по информатике, таких как:
  • международный он-лайн конкурс по безопасному использованию Интернет;


  • Всероссийская игра-конкурс по информатике Инфознайка;

  • Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»

  • Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», по результатам которого 10 моих учеников 5-7 классов стали в 2010 году лауреатами.

Стоит отметить и тот факт, что с увеличением доли исследовательской деятельности по формированию творческого мышления на уроке и во внеурочное время возросло и качество творческих работ, выполняемых обучающимися. Это отмечается как результат участия в различных творческих конкурсах. Указанные выше факты говорят о росте мотивации к изучению предмета «Информатика».
Мотивацию к моему предмету подтверждает и тот факт, что мои ученики являются постоянными участниками фестиваля исследовательских работ школьников «Открытие мира» и фестиваля ученических проектов «Грани познания», на котором исследовательский проект моего ученика Воронина Артем «Безопасность детей в сети Интернет» занял в 2009-2010 учебном году 1 место.

А по итогам I городской научно-практической конференции студентов и школьников образовательных учреждений, посвященной году учителя, работы моих учеников опубликованы в сборнике тезисов Нижневартовского нефтяного техникума - филиала Югорского государственного университета

Мероприятие

Результат

2008-2009 учебный год

Всероссийская олимпиада «КИТ»

4 победителя

Фестиваля ученических проектов «Грани познания»

1 победитель

2009-2010 учебный год

Национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России»

3 участника

Городской конкурс детского творчества по пожарной безопасности «Пожарный – доброволец: вчера, сегодня, завтра!»

командное участие

17 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике (офисные технологии)

командное участие

XI городской конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников НСГК

1 участник

Фестиваль ученических проектов «Грани познания»;

Победитель и 2 участника

Всероссийский открытый заочный конкурс «ИНТЕЛЛЕКТ - ЭКСПРЕС»

2 лауреата

I городская научно-практическая конференция студентов и школьников образовательных учреждений в ННТ-филиале Югорского государственного университета

1 и 3 место

VI городской Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений города

2 и 3 место

Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», «ОСЕННИЙ» тур


14 лауреатов


Положительных результатов я добиваюсь и в урочной деятельности, важным компонентом которой является мониторинг индивидуальных достижений обучающихся. Своевременная проверка результатов позволяет мне внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков обучающихся. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе интерактивных или он-лайн). Мной создана и постоянно пополняется база интерактивных тестов в программе MS Excel для контроля знаний обучающихся по моему предмету. Охотно мне в этом помогают мои ученики. Так, например обучающиеся 7-8 классов с удовольствием создают интерактивные тесты и интерактивные кроссворды для малышей.

Такая система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать положительные результаты по предмету.

Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет уровень качества знаний.

Н
а протяжении 3 последних лет наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен.

Приложение 1

Проект «Модель процесса», выполнен обучающимися 9 класса.

Тип проекта: информационный, мини проект.

Результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.

Цель: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Длительность: один час работы дома и один урок в классе.

Ход проекта:

  1. Обучающиеся дома наблюдают за каким-либо процессом.

  2. Выделяют в этом процессе этапы его прохождения.

  3. Определяют основные признаки, характеризующие процесс.

  4. Определяют начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса.

  5. Создают графическую модель этапов процесса.

  6. На уроке собираются все графические модели, приготовленные обучающимися дома.

  7. Модель демонстрируется классу. Ученики определяют, какой процесс изображён.

  8. Подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных.

  9. По каждому проекту подводится итог и выставляется оценка.

  10. В конце урока проводится обобщение полученного опыта.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках информатики и во внеурочное время iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
На уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
На уроках информатики и во внеурочное время iconРабота с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями
На уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
На уроках информатики и во внеурочное время iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
На уроках информатики и во внеурочное время iconНа уроках и во внеурочное время
Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»
На уроках информатики и во внеурочное время iconНа уроках и во внеурочное время
Точность и вольность переводов стихов И. В. Гёте «Ночная песнь странника» и Г. Гейне «Хвойное дерево» М. Ю. Лермонтовым. 95
На уроках информатики и во внеурочное время iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование информационно-коммуникационной среды на уроках физики и во внеурочное время
На уроках информатики и во внеурочное время iconИспользование компьютерных моделей в формировании физических понятий
В данной работе рассказывается об опыте использования компьютерных моделей на уроках физики. Интерактивные плакаты позволяют учителю...
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время
На уроках информатики и во внеурочное время icon«Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы...
Информация является дополнительным материалом по теме: «Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы «Русская...
На уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческая деятельность учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения и во внеурочное время


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск