Скачать 117.47 Kb.
|
Описание опыта работы Азарян Любовь Эдуардовна, учитель информатики МОСШ №23 с углубленным изучением иностранных языков Формирование творческого мышления через организацию исследовательской деятельности на уроках информатики и во внеурочное время Новый век в российской сфере образования начался с активных реформ: изменение содержания обучения, стандартизация образования, Единый государственный экзамен, профилизация школы. С 3 класса в учебный план введен модуль предмета Технология «Информатика и ИКТ», с 8 класса Технология – как самостоятельный учебный предмет. К сожалению, еще сегодня в школе можно наблюдать засилье деятельности по усвоению знаний и умений. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение, причем, только одно. Поэтому они теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ. Кроме того, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе. Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания, старательности в освоении правил и знаний. Стратегия развития отечественного образования нашла отражение в Концепции модернизации образования, в которой подчеркивается, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Все это и определило новое качество содержания образования. Но, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления обучающихся. Проблемой активизации мыслительной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина, Н.М. Зверева. В самом начале работы над данной темой задавала себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в этом направлении. Наиболее информативны в этой области стали для меня работы Зверевой Н.М., Лебедевой Т.Е., Босовой Л.Л. Из их статей были почерпнуты теоретические основы, которые укрепили мою уверенность, содержание курса информатики неразрывно связано с развитием мышления обучающихся (творческого, логического и алгоритмического). Для формирования элементов творческого мышления и овладения обучающимися соответствующими им видами деятельности необходимо использовать специальную систему задач. Цель обобщения опыта работы заключается в том, чтобы показать эффективность развития творческого мышления обучающихся за счёт внедрения в образовательный процесс исследовательской деятельности. Предлагаемый опыт работы позволит:
Известно всем, для того, чтобы способность к мышлению развивалась, мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. Мышление обучающегося проявляется в умении анализировать и синтезировать, сравнивать и находить закономерности, классифицировать, обобщать, рассуждать, конкретизировать…, т.е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации. Уже в начальной школе ввожу в урок логические задачки, развивающие мыслительную деятельность детей при помощи таких мыслительных операций как: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация… Слово, зашифрованное в ребусе, означает: 1) устройство управления компьютером; 2) устройство вывода на печать; 3) устройство перезаписи дисков. В коллекции у кота Матроскина хранились бабочки, которых он наловил летом на лужайке около дома в Простоквашино. Чтобы узнать, какого цвета бабочки преимущественно составляли коллекцию, выполни алгоритм. 1) Желтые 2) Зеленые 3) Синие Наступил солнечный день. Пятачок и Винни-Пух договорились встретиться с друзьями на берегу озера. Определите, с кем из своих друзей они встретились? 1) Встретили Ослика Иа или Сову Ух 2) Встретили Кролика 3) Никого не встретили 4) Ослик Иа и Сову Ух Формирование творческого мышления и первоначальных навыков исследовательской деятельности в школе первой ступени, рассматриваю в как особое направление работы, в которой тесно связаны учебный процесс и внеклассная работа, ориентированная на развитие исследовательской, творческой активности детей. За два последних года мои ученики – активные участники школьной научно-практической конференции. А работа моей ученицы Канафиевой Ренаты (4Б класс) по теме «Почему «собаку» называют собакой?» заняла первое место на школьной НПК в 2011 году. В среднем звене моя работа по развитию творческого мышления обучающихся усложняется более творческими задачами, которые не содержат указания на решение, но зато позволяют расширить представления о возможностях применения других технологий
1) 00000101+00001010=00001111; 2) 00000111+00001000=00001111; 3) 00000101+00001011=00001111; 4) 00000101+00001010=00010000;
Для организации такой работы на уроке мною были разработаны и постоянно пополняются комплекты многоуровневых заданий по всем изучаемым, в рамках предмета, темам и разделам. Работая учителем информатики, я, конечно, не могу обойтись без использования новых информационно-коммуникационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Использую в своей работе такие технологии как проектная методика, а также презентационные технологии во внеурочное время и учебной деятельности, что помогает мне формировать такие ключевые компетенции обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работать в команде, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, давать собственную оценку событиям, а главное - развитие творческого мышления. Формы организации проектной деятельности обучающихся порой выходят за пределы отдельного предмета или даже школы, они социально-направлены и предполагают вовлечение в совместную деятельность родителей и заинтересованных лиц. В качестве примера представлены 2 учебно-исследовательские проекта: - проект «Модель процесса» выполнен обучающимися 9 класса. (Приложение 1) Цель: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе. Результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса. - проект "Интересные факты информатики" выполнен Четиной Ириной и Илькевич Александрой, ученицами 8А класса. Цель: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых создание презентаций, расширение круга их практического применения. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Навыки творческого мышления обучающихся стараюсь развивать и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Инфознайки Scratch», руководителем которого являюсь с 2009 года. Цель кружка - знакомство обучающихся с принципами объектно-ориентированного программирования, с языками программирования, составление алгоритмов решения задач и написание программ на языке Scratch. На занятиях кружка мы с детьми создаем свои собственные игры и мультфильмы, разрабатываем алгоритмы действия героев, озвучиваем и героев, и события. Знания, полученные при изучении Scratch, ребята с успехом используют на уроках других предметов (от математики до литературы, рисования, музыки). В рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения мной разработан элективный курс «Компьютерное производство» (рецензирован Е.З.Никоновой, кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры информатики и МПИ Нижневартовского государственного гуманитарного университета). Курс «Компьютерное производство» позволяет обучающимся не только сформировать комплекс умений работать на компьютере, но и получить знания основ российского делопроизводства. Курс построен в форме деловой игры, где обучающиеся имитируют поведение делопроизводителя и решая ряд «производственных» задач, также развивают творческие способности и творческое мышление. И, конечно же, в работе с детьми я широко использую возможности Интернет как для подготовки к урокам, так и для развития ключевых компетенций моих учеников во внеурочное время. Мной систематизированы ссылки на образовательные сайты, где мои учащиеся могут выполнять творческие задания, участвовать в викторинах, сами создавать викторины и ребусы по информатике. Сегодня мои ученики - активные участники Интернет-конкурсов и Интернет-проектов по информатике, таких как:
Стоит отметить и тот факт, что с увеличением доли исследовательской деятельности по формированию творческого мышления на уроке и во внеурочное время возросло и качество творческих работ, выполняемых обучающимися. Это отмечается как результат участия в различных творческих конкурсах. Указанные выше факты говорят о росте мотивации к изучению предмета «Информатика». Мотивацию к моему предмету подтверждает и тот факт, что мои ученики являются постоянными участниками фестиваля исследовательских работ школьников «Открытие мира» и фестиваля ученических проектов «Грани познания», на котором исследовательский проект моего ученика Воронина Артем «Безопасность детей в сети Интернет» занял в 2009-2010 учебном году 1 место. А по итогам I городской научно-практической конференции студентов и школьников образовательных учреждений, посвященной году учителя, работы моих учеников опубликованы в сборнике тезисов Нижневартовского нефтяного техникума - филиала Югорского государственного университета
Положительных результатов я добиваюсь и в урочной деятельности, важным компонентом которой является мониторинг индивидуальных достижений обучающихся. Своевременная проверка результатов позволяет мне внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков обучающихся. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе интерактивных или он-лайн). Мной создана и постоянно пополняется база интерактивных тестов в программе MS Excel для контроля знаний обучающихся по моему предмету. Охотно мне в этом помогают мои ученики. Так, например обучающиеся 7-8 классов с удовольствием создают интерактивные тесты и интерактивные кроссворды для малышей. Такая система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать положительные результаты по предмету. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет уровень качества знаний. Н а протяжении 3 последних лет наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен. Приложение 1 Проект «Модель процесса», выполнен обучающимися 9 класса. Тип проекта: информационный, мини проект. Результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса. Цель: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе. Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса. Длительность: один час работы дома и один урок в классе. Ход проекта:
|
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность... Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями | Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | На уроках и во внеурочное время Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» | ||
На уроках и во внеурочное время Точность и вольность переводов стихов И. В. Гёте «Ночная песнь странника» и Г. Гейне «Хвойное дерево» М. Ю. Лермонтовым. 95 | Моу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование информационно-коммуникационной среды на уроках физики и во внеурочное время | ||
Использование компьютерных моделей в формировании физических понятий В данной работе рассказывается об опыте использования компьютерных моделей на уроках физики. Интерактивные плакаты позволяют учителю... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время | ||
«Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы... Информация является дополнительным материалом по теме: «Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы «Русская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческая деятельность учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения и во внеурочное время |