Скачать 483.94 Kb.
|
Л.М.Чайлахян ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МОЗГ (Можно ли моделировать мозг средствами искусственного интеллекта?) 1. Некоторые современные тенденции в искусственном интеллекте В последние годы специалистов по искусственному интеллекту (ИИ) все больше и больше волнует проблема возможности моделирования образного или интуитивного мышления [1-5]. Эта проблема подробно рассмотрена в номерах 1-3 журнала «Новости искусственного интеллекта» за 1998 г. [3-5]. На их страницах ведущие специалисты в области ИИ обсуждают роль метафор, интуиции и образов в познании мира, предлагая новые подходы к моделированию этих способов мышления. Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обратить внимание специалистов в области ИИ на возможные принципиальные трудности в решении этой проблемы,, которые, на наш взгляд, связаны с глобальными различиями в организации и функционировании управляющих устройств в искусственных системах и в живом мозге. Вначале процитируем ряд положений из доклада Д.А.Поспелова «Метафора, образ и символ в познании мира», прочитанного им на научном семинаре «Отображение образного мышления и интуиции специалиста в системах искусственного интеллекта» [4], а также из выступлений, состоявшихся в ходе панельной дискуссии [5]. Д.А.Поспелов «В настоящее время человека, человеческое сознание, человеческий способ познания мира отличает от компьютера наличие двух параллельных систем познания. Компьютер обладает одной системой познания, а именно, символьно-логической. Человек же обладает двумя совместно работающими системами познания. Одна из них – это рассудок, интеллект или символьно-логическое мышление, а вторая – система восприятия и образного мышления. Эти две системы сосуществуют у человека как одно неразрывное целое, и можно высказать гипотезу (которая формулировалась многократно, но не находила четкого экспериментального подтверждения) о том, что в основе человеческого механизма познания лежит интегрированная система, в которой образная и символьно-логическая компоненты слиты воедино. Всякий текст вызывает ряд образных представлений, всякое разглядывание картин или интерпретация каких-то других образов порождает текст...» «В связи с этим можно выдвинуть еще одну гипотезу. Подобно тому, как в основе понятийной, символьно-логической системы лежит некая внутренняя конструкция, образующая эту систему (связанная с понятием, высказыванием, суждением, выводом, аргументацией), в основе образной системы должна лежать какая-то аналогичная система образующих. Утверждение это пока еще не подтверждено экспериментами, хотя кое-какие весомые соображения здесь имеются...». «В свое время очень многих удивляла таблица Л.Шиклоши – сравнение возможностей компьютера и человека в генетическом (возрастном) плане. Она содержит информацию о том, как мир постепенно познавался человеком, и как развивается «познание» у компьютера. Напомним ее основные выводы. Сначала ребенок овладевает пространственным миром вокруг себя, миром вещей. Он научается отличать вещи друг от друга, формирует программы движений своих конечностей. Берет нужные предметы, передвигает их в нужную сторону. Быстро отличает маму от папы, а потом отличает их от других людей. Всем этим он быстро овладевает в младенческом возрасте. Но в этом возрасте он никак не может доказать теорему. Позже в школе у него начинает развиваться понятийный, символьно-логический аппарат, и к 14-15 годам он становится способным овладеть математическими теориями и научиться доказывать теоремы. Итак, у человека восприятие, образное мышление есть уже в детстве, а символьно-логическое мышление формируется в юности. У компьютера все наоборот. Первое, что научились делать компьютеры, – доказывать теоремы. Это оказалось самым простым для них... А вот с тем, чтобы различать предметы, узнавать папу и маму и отличать их от других людей, у компьютеров и сейчас плохо. Хотя компьютерам уже столько лет. Ситуация получается как бы перевернутой. У человека сначала формируется образная система, а потом понятийно-логическая, а у компьютера все наоборот. Понятийно-логическая система в каком-то грубом приближении уже реализована (и мы умеем с ней работать на компьютере), но мы только сейчас приближаемся к тому, чтобы в компьютере реализовать образную систему восприятия мира и представления о нем. Таким образом, получается, что у ребенка имеется как бы перевернутый способ постижения мира по отношению к обычной логической системе. В логике мы сначала формируем общую систему понятий благодаря сходству и различию, а затем эту систему понятий используем для дедуктивного вывода, например, утверждения о принадлежности конкретного индивидуального понятия к общему понятию. В то же время, в генетике человеческого развития имеет место обратная ситуация. Мы сначала делаем индуктивное обобщение и только потом в этом индуктивном обобщенном образе начинаем выделять подобразы или составляющие». «Итак, по утверждению психологов, у человека сначала возникает единый образ – гештальт, а потом из него все вытекает. Тогда возникает следующий вопрос: а как сам гештальт образуется? Так дедуктивная система «натянута» на некую конструкцию, называемую схемой дедуктивного вывода или формальной системой, где всегда есть: а) базовые элементы; б) синтаксические правила, которые обеспечивают построение сложных элементов из простых; в) аксиомы; г) правила умозаключения. По-видимому, и в системе формирования гештальта тоже должна присутствовать некоторая «система образующих». На сегодняшний день все согласны, что эта система «встроена» от рождения. Тогда как в логико-лингвистической системе имеются какие-то изначально заложенные основы, но их недостаточно, поэтому затем система явно достраивается. Человек может никогда и не научиться логически рассуждать, т.е. достроить нужную для этого систему. В отличие от этого, восприятие как бы «врождено» в нас. Достраивать или не достраивать – такой дилеммы нет. Все равно научимся. Плохо, хорошо, но научимся. Значит, есть некая врожденная система, которая сидит у нас в голове и позволяет нам формировать образный способ познания мира». «Здесь надо решить три основные проблемы. 1. Уточнить понятие «образ». Мы что-то все интуитивно представляем, когда говорим об образах, но на самом деле не можем четко пояснить, что же такое образ. 2. Выработать понятийную систему ИИ, в рамках которой образ займет соответствующее его важности положение.У нас пока нет понятий базовых образов... Без этого мы просто не сможем ни объясняться, ни вообще что-то делать. 3. Эта система должна порождать образы из образов или, другими словами, в ней должна быть реализована система операций над образами. Если таковой не будет, то мы опять ничего серьезного не получим" [4]. В.Б.Тарасов Имеются три предложения. как моделировать образ и его свойства. Во-первых, еще Г.А.Голицын предложил моделировать образы плотностями вероятностей. Второе предложение почти эквивалентно первому и отличается лишь отдельными математическими деталями: моделировать с позиций плотностей распределения возможностей, мер нечеткости или неточности, нечетких величин … И, наконец, третье предложение – использовать аппарат аттракторов [5]. И.Б.Фоминых. На самом деле, у человека существует механизм локального выбора. Роль такого управляющего правила у человека выполняют эмоции. Поэтому к указанным выше трем проблемам я бы добавил еще одну, четвертую, а именно, построение «инженерной классификации» и «алгебры» эмоций [5]. |
Стволовая часть головного мозга План Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;... | Мышление и искусственный интеллект Какова природа мышления? Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы думаем, чувствуем, видим, понимаем? Возможно ли в... | ||
В. К. Финн к структурной когнитологии: феноменология сознания с точки... Ки и искусственного интеллекта – полигона экспериментальной проверки научных средств имитации рациональности и продуктивного мышления.... | Реферат по информатике на тему: «Искусственный интеллект» Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам... | ||
Комаровой Марии «Нейронные сети и искусственный интеллект» Реферат «Нейронные сети и искусственный интеллект» состоит из двух частей, введения и заключения | Физиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых... | ||
Самостоятельная работа: 76 час. Итоговый контроль: экзамен I. Организационно-методический... Цель дисциплины – познакомить студентов с основными задачами искусственного интеллекта, как области человеческой деятельности | Реферат по информатике на тему История и тенденции развития искусственного интеллекта На сегодняшний день проблема исследования ai занимает актуальное место в системе информационных наук. В своем реферате я попытаюсь... | ||
Темы вашего учебного проекта Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные... | Реферат "Искусственный интеллект настоящее и будущее " Интеллект – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые... | ||
Валентин Юрьевич Технологии и системы искусственного Выпускная работа... В условиях резкого увеличения объемов информации переход к работе со знаниями на основе искусственного интеллекта является, по всей... | Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич Искусственный интеллект: современное состояние и наиболее перспективные направления | ||
Образовательные ресурсы Интернет. Ссылки на сайты по математике Искусственный интеллект и математика, труды Станислава Лема и др. Небольшая электронная библиотека | Вопросы и предназначения Как мы можем оказаться в матрице (продолжение). Злой ученый питера ангера и «мозг в банке» хилари патнэм | ||
Программа Иваново Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран | 1. Определение искусственного интеллекта Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов |