Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 3 часа;
практических работ –17 часов;
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ 7 класса
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Учебно-тематический план.
7 класс
Номер
урока
| Тематика урока
| Всего
| Теория
| Практикум
| Контроль
ЗУН
| Объекты и их имена (6 ч).
| 1
| Техника безопасности и организация рабочего места.. Признаки объектов.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 2
| Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 3
| Состав объектов.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»
(задания 1–3)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 4
| Системы объектов
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6).
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 5
| Система и окружающая среда.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 6
| Персональный компьютер как система.
Контрольная работа по теме: Объекты и их имена
| 1
|
| 0,5
| 0,5
| Информационное моделирование (20 ч).
| 7
| Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 8
| Информационные модели.
Практическая работа №11. «Графические модели»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 9
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 10
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 11
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 12
| Многоуровневые списки.
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 13
| Математические модели
Контрольная работа по теме «Модели объектов»
| 1
|
| 0,5
| 0,5
| 14
| Табличные информационные модели.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 15
| Простые таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 16
| Сложные таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 17
| Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 18
| Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 19
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1–3)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 20
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами » (задания 4–6)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 21
| Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 22
| Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 23
| Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4).
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 24
| Многообразие схем.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2)
| 1
| 0,5
| 0.5
|
| 25
| Информационные модели на графах.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-7
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 26
| Деревья.
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
| 1
|
| 0,5
| 0,5
| Алгоритмика (7 ч).
| 27
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 28
| Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 29
| Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 30
| Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
| 0,5
| 0.5
|
| 31
| Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 32
| Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 33
| Контрольная работа по теме «Алгоритмизация
| 1
|
|
| 1
| 34-35
| Итоговый проект. Практическая работа №12.
| 2
|
| 1
| 1
|
Содержание курса информатики и ИКТ 7 класса
1. Объекты и их имена (6 ч).
| Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
основные приёмы создания текстовых документов;
название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;
Уметь:
формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
классифицировать объекты по заданному признаку;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль ЗУН: тест по теме «Объект и их имена»
| 2. Информационное моделирование (20 ч).
| Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
смысл терминов «модель», «моделирование»;
различные стили выполнения словесных информационных моделей;
понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
знать разные виды списков;
компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
определение знаковой информационной модели;
правила оформления простых таблиц;
правила оформления сложных таблиц;
условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Уметь:
работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
создавать аннотацию и конспект известного материала;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
применять табличный способ при решении логических задач;
строить блок-схему к любому алгоритму;
строить графы к различным задачам;
создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
применять табличный способ при решении логических задач;
вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест по теме Моделирование
| 3. Алгоритмика (7 ч).
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
СКИ Робот, среду действия Робот.
Уметь:
определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
создавать программу для линейного алгоритма;
создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Контроль ЗУН: по теме «Алгоритмизация»
| 4. Практическая работа №12 «Итоговая работа». (2ч)
|
.Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов. Перечень контрольных работ( время проведения 20 минут).
Класс
| Количество работ
за учебный год
| Контрольная работа по теме
| № урока
по КТП
| 7
| 4
| Объекты и их имена
| 6
| Модели объектов
| 13
| Информационное моделирование
| 26
| Алгоритмизация
| 33
|
Перечень литературы и средств обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
для учителя:
Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
В комплекте:
Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 для ученика:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ
в 7 классах
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
Источник бесперебойного питания
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Программы разработки анимации
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Звуковой редактор.
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Печатные пособия
Плакаты:
Организация рабочего места и техники безопасности.
Архитектура компьютера
Архитектура компьютерных сетей
Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
История информатики
Схемы:
Графический пользовательский интерфейс
Информация, арифметика информационных процессов
Виды информационных ресурсов
Виды информационных процессов
Представление информации (дискретизация)
Моделирование, формализация, алгоритмизация.
Основные этапы разработки программ
Системы счисления
Логические операции
Блок-схемы
Алгоритмические конструкции
|