Скачать 70.41 Kb.
|
Выпуск 5 (август 2013г.) МЕТОДИСТ.RU Периодическое методическое издание школьного экспертно-методического совета муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 36 Г. Томска Тема выпуска: Формирование ключевых компетенций через внедрение технологии коллективного взаимообучения Технология коллективного взаимообучения применяется для изучения нового материала и обобщения, систематизации, углубления знаний. Эта технология, как и любая технология коллективных занятий, требует наличия развитых общеучебных умений и навыков учащихся и умений работать в парах сменного состава. Основной принцип технологии коллективного взаимообучения – принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала. Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся. Труд на уроке носит общественно полезный характер, так как ближайшая цель каждого ученика не только учиться самому, но и учить других, помогать другим. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал. Самое главное в основе технологии коллективного взаимообучения – это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспектов: он заключен в проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Стиль отношений при работе в парах сменного состава демократичный, искренний. Технология ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка. Ученики учатся выстраивать диалог, культурно дискутировать. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение. Преимущества технологии коллективного взаимообучения: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности; включается работа памяти, идет актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результаты коллективного труда; формируется самооценка личности, своих возможностей и способностей; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала. Парная работа используется в трех видах: статичная пара (постоянная), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель - ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Динамическая пара: выбирается четверо учащихся, которые готовят одно задание, но состоящее из четырёх частей; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает трижды с каждым партнером тему, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная пара: здесь каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Динамическая пара – это не частный прием активизации деятельности учащихся на уроках, а форма организации учебного процесса. Одним из средств, обеспечивающих качественную подготовку урока с применением технологии коллективного взаимообучения является технологическая карта педагога, представляющая собой форму планирования учебного процесса. Технологическая карта, по определению Г.К. Селевко, – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Деятельность педагога по разработке технологической карты складывается из ряда последовательных действий: 1) уточнить учебные возможности класса; 2) выделить ведущие знания и умения по учебной теме и провести структурирование учебного материала, т.е. определить логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями;3) произвести, по возможности, уплотнение учебного материала, чтобы освободить обучаемых от необходимости держать в памяти материал, не влияющий на уровень и качество знаний; 4) сформулировать диагностические цели урока, которые определяют уровень усвоения содержания; 5) составить технологическую карту урока. Ведущими параметрами технологической карты могут быть: тема урока, его этапы, цель и задачи каждого этапа, время, затрачиваемое на каждом этапе урока, содержание деятельности педагога и обучаемых, средства обучения, формы и методы. Для проведения урока с применением технологии коллективного взаимообучения класс делится на группы по 4-5 человек (4 групп по 5 человек или 5 групп по 4 человека). Урок коллективного взаимообучения состоит из нескольких этапов (фаз). На первом этапе («фаза вызова») используется прием «Верите ли вы в то, что…», т.е. учащиеся должны ответить на вопросы и обосновать свое мнение. Обсуждение ответов идет в группах, а затем группы последовательно выступают с ответами на вопросы. На данном этапе возможно использование следующего приема: задать вопросы, возникшие при знакомстве с темой урока или при чтении «ключевой фразы», записанной на доске. Эти вопросы необходимо зафиксировать на доске и использовать на заключительном этапе урока. Следующий этап урока («фаза осмысления») является основным и наиболее продолжительным. Здесь используем прием «зигзага», который включает в себя несколько последовательных шагов: Шаг 1. Участники одной группы берут таблички с номерками (от 1 до 5/6 – в зависимости от количества участников группы) и расходятся, объединяясь в группы по номеру на табличке (номера выставляются на столах: № 1, № 2 и т.д.). Шаг 2. Во вновь образовавшихся группах ученикам предлагается одинаковый для данной группы материал. С ним может быть проведено несколько вариантов работы: А) Учащиеся в группе читают и изучают материал сообща, планируют эффективные способы его передачи и проверки качества усвоения в первоначальных группах. Б) Работа над темой идет внутри группы самостоятельно: каждый ученик читает текст, выделяет в нем главное, может составить план своего выступления, выясняет значение незнакомых терминов, используя дополнительную информацию, конструирует вопросы, которые предстоит задать партнеру. Если работа идет по второму варианту, то следующий этап – работа в парах или в группе. Ученики садятся лицом друг к другу (в парах) и поочередно рассказывают предложенный учителем материал друг другу. При работе в группе один рассказывает всем остальным, а те слушают и затем задают вопросы. Затем рассказчиком становится другой – и так столько раз, сколько членов в данной группе. После того как все участники группы получили возможность высказаться, группа готова к следующему этапу работы. Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся принимают позицию обучающих. Ребята поочередно знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: каждый должен овладеть всей темой целиком. В связи этим «обучающий» старается донести информацию четко, ясно, не пропуская главного, а «обучаемые» внимательно слушают и по ходу рассказа задают вопросы, если им что-то непонятно. Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы просим ответить всему классу на один из изученных вопросов (вопросы задаем сами или определяем по карточкам), причем «обучающий» по этому вопросу не имеет права отвечать на него. Демонстрация знаний может осуществляться и другими способами (например, как письменная проверочная работа, ответы на вопросы, тестирование, составление или заполнение таблиц и т. д.). Следующая фаза – «фаза рефлексии». Осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. Так как современное образование предполагает перенос акцента в формулировке основной цели обучения с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, развитие самостоятельности учебных действий, наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются следующие компетентности: компетентность в решении проблем, коммуникативная компетентность, информационная компетентность. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование. В КОЗ должен указываться источник информации: страницы учебника, словари, памятки. Целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т.ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся. Коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая направленность – это не только цель, но и средство. Представленные продуктивные технологии позволяют от начала до конца обеспечить коммуникативность в преподавании предметов при знакомстве с теоретическим курсом, при формировании практических навыков, при организации работы по развитию речи, при проведении зачетов и контрольных работ. Обучение с использованием парных, групповых и коллективных форм работы значительно обогащает каждого участника образовательного процесса. Список литературы 1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. 2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004г. №5. С предложениями обращаться к руководителю ШЭМС Безменовой Л.Р. |
Доклад директора моу «Лицей №83» Доля обучающихся, поступивших в 10-й класс, от выпуска 9-х классов, (за последние 3 года) | Балтийской педагогической академии Печатается на средства авторов выпуска и членские взносы участников секции управленческой деятельности | ||
Особенности выпуска и обращения ценных бумаг При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | План работы на декабрь 2009г. № Совещание заведующих мдоу «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в доу до выпуска в школу» | ||
Дата выпуска: 28. 12. 2006 Заглавие: в семью на праздник Хор-Тагна дарит тепло сиротам. Источник: Восточно-Сибирская правда | Рабочая программа по дисциплине с 6 Таможенный контроль после выпуска товаров Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Меир натив Институт выпуска учебной литературы Отдела литературы о еврействе на русском языке | Год выпуска Емкость топливного бака основной вспомогат. 1 Перечень тс для установки оборудования системы управления тс на базе технологий глонасс/gps | ||
Некоммерческое партнерство специализированных организаций нефтехимической... Актуальные вопросы выпуска таблетированных форм в фаРмацевтической промышленности | Тема выпуска: индивидуализация обучения старшеклассников (из опыта работы педагогов) Т. А. Каплунович, проректор по науке рцро профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России | ||
Уважаемые коллеги! Началась плановая работа по формированию очередного... «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | Годовой отчет за 2013 год пенза 2014 Пензенский Радиозавод организован в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10. 01. 1959г. №43-18 с целью организации... | ||
Виды информационных В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы... | Газораспределительный механизм. Газораспределительный механизм в двигателе внутреннего сгорания предназначен для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главная тема сегодняшнего выпуска – не просто наши февральские будни. Он – о доброте, о тепле человеческих отношений, которые помогают... | Задачами курса Результаты аналитической функции маркетинга являются основой для разработки рекомендаций о товаре и услугах его сопровождающих с... |