Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Емешевская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании педсовета
Протокол № 1 от
«30» августа 2013 г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ /Старикова Е.Л.
«____»____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор школы
____________/Гурьянов А.В.
Приказ № ___
от «__»___________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник
| Технология: технический труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ П.С.Самородский, А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко; под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012
| Количество часов
| 68
| Составитель
| Учитель технологии первой квалификационной категории Стариков В.К.
|
2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО технологии 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)» на основе авторской программы В.Д. Симоненко.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих основных и дополнительных учебно-методических пособий:
для учащихся:
– Самородский П.С.. Технология: технический труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко; под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Для учителя:
– Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: Пособие для учителей 4–8 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение, 1980.
– Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл.: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1989.
– Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.
– Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.
– Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005. На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа следующего уровня: в 6 классах – базисный уровень.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;
виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
виды пиломатериалов;
возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
устройство сливного бачка.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
выполнять шиповые соединения;
шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов. РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Тема урока
(этап проектной
или исследовательской
деятельности)
| Кол-во часов
| Тип урока (форма
и вид деятельности)
| Элементы
содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
| Вид
контроля,
измерители
| Тема по профориентации
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Вводный урок.
(1 час.)
| 1
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
| 1
| Введение новых знаний.
| Содержание курса «технология. 6 класс». Правила безопасной работы в мастерской.
| Знать: правила безопасной работы в мастерской.
| Ответы на вопросы.
|
|
|
| Технология обработки древесины.
(29 часов)
| 1(2)
| Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.
| 1
| Введение новых знаний.
| Структура лесной и деревообрабатывающей промышленности. Виды лесоматериалов, технология производства и область применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины.
| Знать: структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; способы заготовки древесины; виды лесоматериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины.
Уметь: определять виды лесоматериалов; рассчитывать оббьем заготовленной древесины.
| Ответы на вопросы.
| Профессия-вальщик леса.
|
|
| 2-3 (3-4)
| Пороки древесины.
| 2
| Комбинированный урок.
| Пороки древесины: природные и технологические.
| Знать: понятие порок древесины; природные и технологические пороки.
Уметь: распознавать пороки древесины.
| Ответы на вопросы лабораторная работа.
|
|
|
| 4-5 (5-6)
| Производство и применение пиломатериалов.
| 2
| Комбинированный урок.
| Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения.
| Знать: виды пиломатериалов; способы их получения; область применения различных пиломатериалов.
Уметь: определять виды пиломатериалов.
| Ответы на вопросы. Лабораторная работа.
| Профессия – токсатор.
|
|
| 6-7 (7-8)
| Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
| 2
| Введение новых знаний.
| Влияние технологий заготовки и обработки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.
| Знать: о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России.
Уметь: бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т.д.)
| Ответы на вопросы.
|
|
|
| 8-9 (9-10)
| Чертёж детали. Сборочный чертёж.
| 2
| Комбинированный урок.
| Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Общие сведения о сборочных чертежах.
| Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы; виды проекций деталей на чертеже.
Уметь: читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической формы; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте.
| Ответы на вопросы. Чтение чертежей.
|
|
|
| 10-11 (11-12)
| Основы конструирования и моделирования изделия из дерева.
| 2
| Комбинированный урок.
| Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Требования, учитываемые при конструировании различных предметов. Общие сведения о моделировании.
| Знать: понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании.
Уметь: конструировать простейшие изделия; создать эскиз и технические рисунки конструированного изделия.
| Ответы на вопросы. Конструирование изделия.
|
|
|
| 12 (13)
| Соединение брусков
| 1
| Комбинированный урок.
| Виды соединений брусков. Последовательность соединений брусков различными свойствами. Инструменты для выполнения данного вида работ. Правила безопасной работы.
| Знать: виды соединений брусков; способы соединений деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять соединение брусков различными способами.
| Ответы на вопросы. Заслушивание сообщений.
|
|
|
| 13 (14)
| Разметка и запиливание брусков.
| 1
| комбинированный урок.
| Последовательность выполнения разметки брусков. Инструменты для выполнения разметки и запиливание брусков.
| Уметь: правильно выполнять разметку и запиливание брусков; правила безопасной работы.
Знать: последовательность выполнения разметки брусков; правила безопасной работы.
| Ответы на вопросы. Изготовление детали.
|
|
|
| 14-15 (15-16)
| Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом.
| 2
| Комбинированный урок.
| Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества.
| Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.
| Ответы на вопросы. Изготовление детали.
|
|
|
| 16-17 (17-18)
| Устройство штангенциркуля
| 2
| Комбинированный урок.
| Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем.
| Знать: назначение и устройство штангенциркуля; приёмы измерения штангенциркуля; правила безопасной работы.
Уметь: проводить измерения штангенциркулем различных деталей.
| Ответы на вопросы. Измерение деталей.
|
|
|
| 18-19 (19-20)
| Составные части машин.
| 2
| Комбинированный урок.
| Технологические машины. Составные части машин. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчёт.
| Знать: составные части машин; виды зубчатых передач; условные графические обозначения на кинематических схемах; правила расчёта передаточного отношения в зубчатых передачах.
Уметь: читать и составлять кинематические схемы.
| Ответы на вопросы.
|
|
|
| 20-21
(21-22)
| Устройство токарного станка.
| 2
| Комбинированный урок.
| Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы.
| Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы, на станке.
Уметь: организовать рабочее место; закреплять заготовки на станке.
| Ответы на вопрос.
| Профессия- токарь по обработке древесины.
|
|
| 22-23
(23-24)
| Технология точения древесины на токарном станке.
| 2
| Практическое занятие.
| Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов.
| Знать: приёмы подготовки заготовок к точению на токарном станке; назначение и устройство ручного инструмента; правила заточки инструмента; приемы работы на токарном станке.
Уметь: подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты.
| Ответы на вопросы. Контроль качества выполненной работы.
| Профессия- слесарь-наладчик
|
|
| 24-25 (25-26)
| Художественная обработка изделий из древесины.
| 2
| Комбинированный урок
| Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Художественная резьба. Виды орнаментов. Виды резьбы. Инструменты для ручной художественной резьбы. Приёмы выполнения художественной резьбы. Правила безопасной работы.
| Знать: виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.
Уметь: размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу.
| Ответы на вопросы.
| Профессия- резчик по дереву.
|
|
| 26-27 (27-28)
| Геометрическая резьба как один из видов художественной обработки изделий из древесины.
| 2
| Практическое занятие.
| Ознакомить учащихся с видом художественной обработки (геометрическая резьба). Научить приёма нанесение простейших орнаментов резьбы на изделие. Научить приёмам выполнения простейших видов резьбы.
| Знать: знать принцип и последовательность разметки орнамента геометрической резьбы; приспособления и инструмент разметки орнамента; инструменты для выполнения геометрической резьбы; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять разметку орнамента геометрической резьбы; выполнять резьбу режущим инструментом.
| Контроль качества выполненной работы.
|
|
|
| 28-29 (29-30)
| Защитная и декоративная отделка изделий из древесины.
| 2
| Комбинированный урок
| Виды защитной и декоративной отделки изделий из древесины. Правила безопасности при окрашивании изделий.
| Знать: назначение защитной отделки изделий из древесины; виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделия.
| Ответы на вопросы отделка изделий.
|
|
|
| Технологи обработки металлов. Элементы машиноведения.
(16 часов.)
| 1-2 (31-32)
| Свойства черных и цветных металлов.
| 2
| Комбинированный урок.
| Металлы и сплавы, область их применении. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской.
| Знать: общие сведения о металлургической промышленности; влияние технологий производства и обработки металлов на окружающую среду; основные свойства металлов и сплавов; правила поведения в слесарной мастерской.
Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам.
| Распознавание металлов и сплавов. Изучение свойств металлов.
|
|
|
| 3-4 (33-34)
| Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.
| 2
| Комбинированный урок.
| Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Графическое изображения деталей из сортового проката. Процесс изготовления деталей из сортового проката. Правила безопасности.
| Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; области применения сортового проката.
Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.
| Ответы на вопросы. Чтение чертежей. Определение видов сортового проката.
| Профессия-металлург.
|
|
| 5-6 (35-36)
| Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем.
| 2
| Комбинированный урок.
| Разметка заготовок из сортового проката, экономичность разметки. Измерение штангенциркулем.
| Знать: инструменты для разметки; измерение штангенциркулем.
Уметь: выполнять разметку заготовок сортового проката с использованием штангенциркуля.
| Ответы на вопрос. Измерение деталей.
| Профессия-разметчик по металлу.
|
|
| 7-8 (37-38)
| Изготовление изделий из сортового проката.
| 2
| Практическое занятие.
| Технологический процесс. Технологическая операция. Профессии, связанные с обработкой металла.
| Знать: понятие технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла.
Уметь: составлять технологическую карту.
| Ответы на вопросы. Составление технологической карты.
|
|
|
| 9-10 (39-40)
| Резание металла слесарной ножовкой.
| 2
| Комбинированный урок.
| Назначение и устройство слесарной ножовки. Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой.
| Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы.
Уметь: подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла.
| Ответы на вопросы. Резание металла.
| Профессия-резчик металла.
|
|
| 11-12 (41-42)
| Рубка металла.
| 2
| Комбинированный урок.
| Инструменты для рубки металла. Приёмы рубки металла в тисках и на плите. Правила безопасной работы.
| Знать: инструменты для рубки металла; правила безопасной работы; приёмы работы.
Уметь: выполнять рубку деталей из металла.
| Ответы на вопросы. Рубка металла.
|
|
|
| 13-14 (43-44)
| Опиливание металла.
| 2
| Комбинированный урок.
| Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы.
| Знать: виды инструментов для выполнения операции опиливания; назначение операции опиливания заготовок; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла.
| Ответы на вопросы. Опиливание деталей.
|
|
|
| 15-16 (45-46)
| Отделка изделий из металла.
| 2
| Комбинированный урок.
| Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с отделкой изделия.
| Знать: сущность процесса отделки изделия из сортового металла; инструменты для выполнения отделочных операций; виды декоративных покрытий; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката.
| Ответы на вопросы. Сообщение учащихся на тему «виды отделки изделий из металла».
|
|
|
| Культура дома
(8 часов).
| 1-2 (47-48)
| Закрепление настенных предметов. Установка форточных, оконных и дверных петель.
| 2
| Комбинированный урок.
| Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты, необходимые для ремонта. Технология закрепления настенных предметов. Технология навешивания форточек, оконных створок и дверей. Правила безопасной работы.
| Знать: виды ремонтно-строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ; технологию некоторых ремонтных работ; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать двери.
| Ответы на вопросы. Контроль качества практической работы
| Профессия-плотник.
|
|
| 3-4 (49-50)
| Устройство и установка дверных замков.
| 2
| Комбинированный урок.
| Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для установки дверных замков. Технология установки дверных замков. Правила безопасной работы.
| Знать: виды и устройство дверных замков; инструменты для установки дверных замков; правила безопасной работы.
Уметь: устанавливать дверные замки.
| Ответы на вопросы. Контроль качества практической работы.
|
|
|
| 5-6 (51-52)
| Простейший ремонт сантехнического оборудования.
| 2
| Комбинированный урок.
| Виды сантехнического оборудования. Устройство водопроводного крана и смесителя. Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана и смесителя. Инструменты для ремонта сантехнического оборудования. Правила безопасной работы.
| Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять простейший ремонт сантехнического оборудования.
| Ответы на вопросы.
| Профессия-слесарь сантехнического оборудования.
|
|
| 7-8 (53-54)
| Основы технологии штукатурных работ.
| 2
| Комбинированный урок.
| Виды и назначения штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки.
| Знать: понятие штукатурка , виды штукатурных работ; инструменты для штукатурных работ; последовательность ремонта штукатурки; правила безопасной работы.
Уметь: выполнят мелкий ремонт штукатурки.
| Ответы на вопросы. Контроль качества практической работы.
| Профессия-штукатур.
|
|
| Творческий проект
(10 часов)
| 1 (55)
| Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта.
| 1
| Практическая работа.
| Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности.
| Знать: этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновывать свой выбор темы, технологии изготовления изделия.
| Выполнения творческого проекта. Защита проекта.
|
|
|
| 2
(56)
| Основные требования к проектированию. Элементы конструирования
| 1
| Введение новых знаний
| Требования, предъявляемые при проектировании изделий. Методы
конструирования
| Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости
выполняемого проекта.
Уметь: анализировать
свойства объекта; делать
экономическую оценку стоимости проекта
| Ответы
на вопросы
|
|
|
| 3-4 (57-58)
| Разработка творческого
проекта
| 2
| Комбинированный урок
| Выбор тем проектов
на основе потребностей
и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации
об изделии и материалах. Последовательность проектирования
| Знать: методы определения потребностей и спроса
на рынке товаров и услуг;
методы поиска информации
об изделиях и материалах; последовательность разра-
ботки творческого проекта.
Уметь: обосновывать идею
изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту
| Ответы
на вопросы
|
|
|
| 5-14
(59-68)
| Выбор и оформление творческого
Проекта
| 10
| Практическое занятие
| Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов.
| Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.
Уметь: обосновывать свой
выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять
творческий проект; представлять свою работу
| Ответы
на вопросы.
Выполнение
творческого
проекта
|
|
|
| |