Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности





Скачать 478.13 Kb.
НазваниеИнформационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности
страница1/6
Дата публикации08.10.2014
Размер478.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное учреждение Ставропольская централизованная библиотечная система

Методико–библиографический отдел

Информационная культура личности –

приоритетное направление

библиотечной деятельности
Аннотированный библиографический указатель


Ставрополь

2009

Составитель : гл. библиограф Е. В. Сизова


Набор текста : Бусина Л. Ф.


Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности : библиографический список / Муниципальное учреждение Ставропольская централизованная библиотечная система ; сост. : Е. В. Сизова. – Ставрополь, 2009. – 29 с.

От составителя

Термин «информационная культура» сейчас широко используется в библиотечной литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках. Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура личности – это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать. Традиционно информационную культуру связывают либо с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, либо с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения. Данные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность) являются основными составляющими информационной культуры личности.

Уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными знаниями и умениями в области информационных процессов и компьютерных технологий, а также способностью существовать в информационном обществе. Для того чтобы привить ему информационную культуру, необходимо создавать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки. Ценность же самой информационной культуры состоит в том, что она обогащает личность, обеспечивая становление мировоззрения и мироощущения личности, помогая определить свое место в жизни и в обществе, давая возможность для самореализации и самосовершенствования.

Дефицит учебной и методической литературы побудил МБО МУ СЦБС подготовить библиографический указатель «Информационная культура – приоритетное направление библиотечной деятельности», цель которого – собрать воедино рассредоточенные по многим источникам публикации по информационной культуре личности в библиотеке.

В структуре библиографического указателя выделяются две части.

Материал первой части указателя – «Информационная культура личности» имеет следующие разделы:

- нормативно-правовые документы

- информационная культура – культура нового типа

- информационная культура специалиста

- образование и информационная культура

Содержание второй части указателя – «Библиотека в эпоху информационных технологий» - сгруппировано в следующих разделах:

- информатизация библиотеки : пути преобразования

- оперативное информирование – залог эффективности в работе библиотеки

- библиотеки и информационная грамотность

- школа информационной грамотности: в рабочую папку специалиста.

Общий объем указателя составляет 326 библиографических описаний документов, опубликованных за 1982-2009 гг.

В отборе материала использовался библиотечный фонд муниципального учреждения Ставропольская централизованная библиотечная система.

Справочный аппарат в указателе представлен именным указателем, включающим имена авторов, соавторов, а также указателем периодических изданий, которые были использованы при составлении материала.

Библиографические описания в указателе даны в соответствии с действующим ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Указатель предназначен для работников библиотек и представляет собой систематизированный перечень литературы, который можно использовать при разработке методических материалов, бесед, библиографических уроков и др. форм библиотечной работы.

1. Информационная культура личности
Информационная культура является культурой нового типа, и как понятие сформировалась в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки и передачи. К настоящему времени она приобрела теоретическое и практическое значение; стало очевидно, что информационная культура является важной составляющей в жизни современного общества, а также важной характеристикой, как отдельного члена общества, так и общества в целом.
1.1.Нормативно-правовые документы
ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Термины и определения [Текст]. – Минск : Издательство стандартов, 2000. – 14 с.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст] : общие требования и правила оформления. – Взамен Гост 7.1-84, Введен 1.07.2004. – М. : ИПК издательство стандартов, 2004. – 71 с.

ГОСТ 7.27-80 Научно-информационная деятельность [Текст] : основные термины и определения. – Введен 01.01.82. – М. : Издательство стандартов, 1983. – 12 с.

ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения / / Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. – СПб. : Профессия, 2003. – С. 462-474.

Доктрина информационной безопасности РФ [Текст] / / Российская газета. – 2000. – 28 сент.

Об информации, информатизации и защите информации : ФЗ от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ / / Библиотека и закон : справочник. – М., 1997. – Вып. 2. – С. 103-114.

Справочник библиографа / науч. ред. А. В. Ванеева, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2002. – 528 с.

Справочник библиотекаря / ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2002. – 439 с.


1.2 Информационная культура – культура нового типа
Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки : научно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с.

Браккер, Н. В. Культурное наследие : интеграция информационных ресурсов : [о шагах по созданию единой информационной программы по культурному наследию России] / Н. В. Браккер, Л. А. Куйбышев / / Мир библиографии. – 2000. - № 2. – С. 10–17.

Бубекина, Н. В. Завтра будет поздно : о проблемах организации информационного пространства в детских библиотеках / Н. В. Бубекина / / Библиография. – 1996. - № 3. – С. 36-43.

Гендина, Н. И. База исследований в области информационной культуры / Н. И. Гендина, Е. Л. Кудрина / / Библиография. – 2001. - № 3. – С. 110-113.

Гендина, Н. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. Гендина / / Школьная библиотека. – 2002. - № 1. – С. 24–27.

Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура : альтернатива или единство (результаты российских исследований) : (доклад сделан на ИФЛА – 2004) / Н. И. Гендина / / Школьная библиотека. – 2005. - № 3. – С. 18-24.

Гендина, Н. Информационная грамотность и информационная культура личности : международные тенденции и российский опыт / Н. Гендина / / Школьная библиотека. – 2007. - № 8. – С. 71–79.

Гендина, Н. Информационная культура личности – ответы на вызовы информационного общества : [межд. научн.-практич. конференция «Информационная культура личности : вызовы информационного общества»] / Н. Гендина / / Школьная библиотека. – 2006. - № 9–10. – С. 50–58.

Гендина, Н. И. Можно ли измерить информационную грамотность : плюсы и минусы / Н. И. Гендина / / Школьная библиотека. – 2008. - № 8–9. – С. 100–114.

Гендина, Н. И. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса Кемеровской государственной академии культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности в регионе / Н. И. Гендина / / Школьная библиотека. – 2002. - № 5. – С. 3-13.

Гендина, Н. И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова / / Школьная библиотека. – 2002. - № 10. – С. 24-31.

Гендина, Н. Формирование информационной культуры / Н. Гендина, Н. Колкова / / Школьная библиотека. – 2001. - № 6. – С. 3–6.

Гокова, Е. Новаторские подходы в практике работы Липецкой областной юношеской библиотеки : новые идеи и методики в организации работы по развитию читательской и информационной культуры / Е. Гокова / / Школьная библиотека. – 2006. - № 8. – С. 17–21.

Голубева, Н. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности : [о развитии детской библиотеки в современном информационном обществе] / Н. Голубева / / Библиотековедение. – 2007. - № 1. – С. 24–28.

Дулатова, А. Н. Информационная культура личности : учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова. - М. : Либерея–Бибинформ, 2007. – 176 с.

Евтюхина, Е. Классификация информационных потребностей в библиотеке / Е. Евтюхина / / Библиография. – 2008. - № 1. – С. 42–47.

Евтюхина, Е. А. Предмет информационной культуры личности : психологический подход / Е. А. Евтюхина / / Библиография. – 2002. - № 4. – С. 56-59.

Жовнерук, Л. Есть «Контакт»! : [работа ЦДЮБ г. Серпухова по воспитанию информационной культуры] / Л. Жовнерук, Л. Похиленко / / Библиотека. – 2001. - № 11. – С. 45–46.

Захарова, О. Развитие культуры в контексте современных информационных технологий : [в статье рассматривается процесс становления нового типа культуры - информационной] / О. Захарова / / Библиотековедение. – 2006. - № 5. – С. 40–43.

Збаровская, Н. В. Информационная культура личности : проблемы формирования / Н. В. Збаровская / / Библиотечное дело. – 2005. - № 1. – С. 7–8.

Зиновьева, Н. Б. Формирование личности нового типа : [об информационной культуре личности] / Н. Б. Зиновьева / / Библиография. – 2000. - № 1. – С. 33–39.

Информационная культура регионов / / Библиография. – 1999. - № 1. - С. 70-74.

Коренькова, Т. Г. В библиотеку за информационной культурой / Т. Г. Коренькова, С. В. Олифер / / Школьная библиотека. – 2000. - № 1. – С. 52-53.

Коряковцева, Н. А. Информационная культура – культура нового типа / Н. А. Коряковцева / / Мир библиографии. – 2009. - № 1. – С. 58–67.

Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре / Н. А. Коряковцева ; отв. ред. О. Р. Бородин. – М. : Либерея–Бибинформ, 2007. - 144 с.

Кудеярова, А. Нужно пользователю, необходимо нам : [примеры методов исследования информационных потребностей и применение результатов исследований в библиотечной практике] / А. Кудеярова, Н. Слащева, Ю. Мохначева / / Библиотека. – 2005. - № 8. – С. 36 –37.

Кудинова, И. Поиск знаний должен быть адресным : [социологическое исследование «Библиографическая культура читателя Городской публичной библиотеки» - опыт ГПБ г. Ухты, Республика Коми] / И. Кудинова / / Библиотека. – 2008. - № 11. – С. 70–71. (БИБЛИОГРАФИЯ. Образование и обучение).

Маркова, В. Н. Чтобы студент хорошо учился : [как добиться, чтобы библиотеки стали центральным звеном новой информационной структуры общества] / В. Н. Маркова / / Библиотека. – 2004. - № 12. – С. 29–31. – (Автоматизация).

Минкина, В. А. Формирование информационной культуры личности : роль библиографа : [о воспитании у читателей информационной культуры] / В. А. Минкина, В. В. Брежнева / / Мир библиографии. – 1998. - № 4. – С. 21-23.

Рыбина, Л. И. Информационная культура - приоритетное направление библиотечной деятельности : [опыт работы Научно–педагогической библиотеки Барнаульского пед. университета (НПБ БГПУ)] / Л. И. Рыбина / / Библиография. – 2006. - № 2. – С. 30–32.

Савченко, Т. А. Информационно–библиографическая деятельность ЦБС как один из факторов формирования общекультурной среды города : [работа ЦГБ Старого Оскола Белгородской обл.] / Т. А. Савченко / / Мир библиографии. – 2004. - № 3. - С. 6–8.

Сафиуллина, З. А. Наука, образование и практика в тесном взаимодействии : работы КГАИК по воспитанию информационной культуры / З. А. Сафиуллина / / Библиография. – 2001. - № 4. – С. 23–25.

Семеновкер, Б. А. Информационная культура : от папируса до компактных оптических дисков / Б. А. Семеновкер / / Библиография. – 1994. - № 1. – С. 11–15.

Скворцов, Л. Информационная культура и общественные науки / Л. Скворцов / / Библиография. – 1998. - № 4. – С. 27–30.

Стародубова, Г. А. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки [Электронный ресурс] / Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко / / Библиотечное дело. – 2005 : деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества : материалы Х междунар. науч. конф., г. Москва, 20-22 апр. 2005 г. – М., 2005. – Режим доступа : http://libconfs.narod.ru/2005/s2/s2_p24.htm

Сукиасян, Э. Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности / Э. Р. Сукиасян / / Школьная библиотека. – 2006. - № 1. – С. 7–11.

Тихонова, Л. Главная функция – информационная : [как с помощью информационных средств и методов помочь сохранению и развитию российской культуры] / Л. Тихонова / / Библиотека. – 1998. - № 10. – С. 6–8.

Федоров, В. В. Культурная и информационная политика государства : взгляд из библиотеки / В. В. Федоров / / Библиотековедение. – 2005. - № 1. – С. 17–22.

Чудинова, В. Информационный потенциал личности : чем он обусловлен? : [соц. исследование «Сельский ребенок : чтение, книжная среда, библиотека» на базе РГДБ] / В. Чудинова / / Библиотека. – 2007. - № 1. – С. 37-41.
1.3 Информационная культура специалиста
Для современного общества характерен закономерный рост научных открытий, увеличение объема информации, бурное вторжение новых информационных технологий. Достижения науки и техники существенным образом воздействуют на все сферы общественной деятельности. Человечеством осознана глобальная роль информации в формировании личности и общества.

Именно поэтому существует необходимость формирования у будущего специалиста информационного стиля мышления, подготовки его к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы.
Ганзикова, Г. С. Фактор интеллектуализации жизнедеятельности : [о месте и назначении курса «Информационная культура личности» в профессиональной подготовке библиотечных специалистов] / Г. С. Ганзикова, Е. Н. Кислицина / / Библиотека. – 2000. - № 3. – С. 42–45.

Деденева, А. Быть на уровне века : [о проблеме информационных технологий в подготовке кадров] / А. Деденева / / Библиотека. – 2006. - № 10. – С. 55–57.

Дулатова, А. Вводный или обобщающий? : [курс «Информационная культура личности» в вузах культуры] / А. Дулатова / / Библиография. – 1998. - № 2. – С. 7–13.

Информационная культура и знание в библиотеке / / Библиография. – 1999. - № 1. – С. 67-69.

Кузьмишина, Т. Компьютерный ликбез : особенности обучения взрослых : [обучение библиотекарей компьютерной грамотности] / Т. Кузьмишина / / Библиография. – 1998. - № 6. – С. 8–12.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconЭкологическая культура личности и ее компоненты Экологическая культура...
Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconРуководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы,...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconПояснительная записка Руководство чтением как приоритетное направление...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconН. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Трудовое обучение как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения VIII вида
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (Программа)...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconУчебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconРеспублики Карелия Центр информационно-библиотечной поддержки здравоохранения...
Центр информационно-библиотечной поддержки здравоохранения содействует научной, практической, учебной, образовательной деятельности...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconРабочая программа по дисциплине: направление подготовки
Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconУрок-путешествие по теме: «Интеллектуальный символ России»
Мбоу мамлейская оош состоялось очередное заседание районного методического объединения школьных библиотекарей. Тема заседания: «Информационная...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconИнформатика и информационные технологии в образовании
Информационная грамотность основа для развития и деятельности современной личности
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconТемы рефератов за 1 семестр Требования к реферату
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconПрограмма «Информационная культура личности»
Умения находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconЗаконодательные основы организации деятельности библиотек
Возникновение, развитие и перспективы законодательного регулирования библиотечной деятельности
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconТеоретическое обоснование проекта Постановка проблемы
...
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетное направление: социально-личностное развитие детей дошкольного возраста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск