Выполнила студентка 1 курса





Скачать 217.02 Kb.
НазваниеВыполнила студентка 1 курса
Дата публикации15.07.2013
Размер217.02 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ

РЕФЕРАТ

ТЕМА:



Выполнила студентка 1 курса

дневного отделения

кафедры «Управление и право»

по специальности «УП-1»

1 группы

Корнеева Д.М.

Проверил преподаватель по логике

Шинев Станислав Борисович


Г.Москва 2009

Содержание:

Введение.

Взаимосвязь логики и языка.

1. Мышление – объект изучения логики.

2.Важность логического анализа в языковом общении.

3. Рассуждение. Его формализация.

4. Операции мышления, используемые в рассуждении.

5. Возможно ли мышление без языка?

6. Связь языка и мышления на биологическом уровне.

7. Существует ли взаимосвязь категорий логики и категорий языка?

8. Зависимость логики мышления народа от его национального языка.

Заключение.

Список литературы.

Ссылки.

Введение.

Вопрос взаимосвязи логики я языка является, на мой взгляд, очень интересным в своем рассмотрении. Логика – наука о правильном мышлении. Ее преподают студентам гуманитарных специальностей для того, чтобы научить их мыслить и рассуждать правильно. Мышление, как известно, важный умственный процесс, лежащий в основе познания. В результате мышления происходит образование суждений и умозаключений, составляющих мысли. Но «то, что у нас на уме», или «то, что мы хотим сказать» является лишь мысленным содержанием. Это содержание приобретает форму тогда, когда оно высказывается при помощи языка.

Язык помогает открывать смысл наших размышлений другим людям, то есть служит для передачи информации. Кроме того, все, о чем мы думаем, наш мозг автоматически формулирует на определенном языке. Отсутствие владения языком привело бы нас к использованию нечленораздельных звуков или другой неэффективной техники передачи информации, в результате чего появилась бы серьезная проблема непонимания между собеседниками. Человеческий интеллект заметно затормозил бы в своем развитии, а вместе с ним духовная и научная деятельность человечества. Следовательно, язык человеку необходим, что бы формулировать свои мысли, высказывать их и правильно понимать других людей в процессе общения.

Но, прежде чем оформить наши мысли письменно или устно, мы рассуждаем, используя мышление. Для правильности мышления логика изучает определенные закономерности в связях и развитии мыслей.

Таким образом, взаимосвязь между логикой и языком может быть доказана рядом различных фактов и имеет очень большое значение для человека.

Взаимосвязь логики и языка.
1. Мышление – объект изучения логики.

На языке древних греков слово логика означает «разум», «мысль», «смысл», «слово», «закономерность». В научное использование термин «логика», согласно преданию, ввел древнегреческий философ Демокрит, живший с 460 по 370 гг. до н. э.

В современном мире этим термином объясняется процесс мышления и обозначается объективная закономерность в развитии предметов и явлений. И все же логика есть, прежде всего, наука о мышлении, которое представляет собой высшую духовную деятельность человека. Суть этой деятельности состоит как в обобщенном активном и целенаправленном отражении действительности, так и в более широком процессе производства идей, представлений и сознания в целом.

Мышление, рассматриваемое таким образом, выступает как объект науки логики. Здесь под объектом понимается все то, на что направлена практическая или теоретическая деятельность человека. Иными словами, объектом логики выступает все человеческое мышление в целом.

Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Логика изучает формы мыслей и формы развития знания, особые приемы и методы познания, а так же особые законы правильного мышления.

«Правильным» мышлением обычно считается то мышление, при использовании которого человеческий разум в своих выводах приходит к истинному знанию о том или ином предмете или явлении. Правильное мышление необходимо человеку для получения новых знаний, которые он не имеет возможности получить только путем ощущения и восприятия.

Огромное количество знаний имеет человек об окружающем мире. Ему известна скорость света в вакуумном пространстве, мир элементарных частиц, составляющих все вещества, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерность в связи между температурой тела и его объемом, им известно отношение между радиусом и периметром окружности, они понимают связь между заледенением вод в океане, сменами времен года и направлениями теплых и холодных течений.

Подобного рода познания, требующие сложного изучения для их достижения, с помощью анализаторов ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывается только при помощи мышления. В чем же заключается его практическое применение?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо. Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов — этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные возможности - почувствовать эту температуру своим кожным анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре, которую он не ощущает? Разумеется, потому, что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Значит, мышление является процессом опосредованного познания.
2.Важность логического анализа в языковом общении.

К сожалению, получая большое количество информации, человек может запутаться и неверно выстроить цепочки последовательных выводов в своем мысленном рассуждении. Для недопустимости этого в нашем уме существует процесс логического анализа. В реальной жизни наибольший объем информации различной сложности мы получаем при помощи языка. Для выражения понятий мы используем отдельные слова или словосочетания, суждения и умозаключения выражаем с помощью простых или сложных предложений. Следовательно, логический анализ рассуждений тесно связан с анализом языка, хотя отнюдь не сводится к последнему. Действительно, при логическом анализе суждения мы интересуемся его логической структурой, а не грамматической формой. Поэтому выделяем в суждении те элементы, которые имеют существенное значение для его характеристики с точки зрения истинности и ложности. В строгом смысле слова только суждения могут рассматриваться как истинные или ложные, ибо именно они могут верно или неверно, адекватно или неадекватно относиться к действительности. Предложения же хотя и используются для выражения суждений, сами по себе не могут рассматриваться как истинные или ложные. Тем более, существуют в нашем языке такие предложения, которые служат не для выражения суждений, а представляют собой вопросы, предложения, побуждающие к действию. Какова же важность логического анализа в получении новой информации путем языкового общения?

1) Поскольку язык развивался как средство коммуникации и взаимопонимания между людьми, постольку он главным образом совершенствовался для быстрой передачи информации, увеличения объема передаваемых сообщений, иногда даже за счет неточности и неопределенности их смысла. Это особенно характерно для образного языка ораторской и художественной речи, которая изобилует сравнениями, метафорами, синонимами и омонимами; и другими языковыми средствами, придающими ей особую окраску, эмоциональность, наглядность и выразительность. Но все это значительно затрудняет логический анализ языка, а иногда и понимание речи.

2) Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией, язык выполняет множество функций, которые не интересуют логику. Логика, напротив, стремится как можно точнее передать и преобразовать существующую информацию и тем самым устранить некоторые недостатки естественного языка путем создания искусственных формализованных языков. Такие искусственные языки используются прежде всего в научном познании, а в последние годы они нашли широкое распространение в программировании и алгоритмизации различных процессов с помощью компьютеров. Достоинство подобных языков состоит прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное — в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления.
3. Рассуждение. Его формализация.

Формализация рассуждения состоит в его выражении посредством символов и формул искусственного (или формализованного) языка. В этом языке перечисляются, во-первых, исходные формулы, выражающие основу содержания передаваемой мысли, во-вторых, первоначальные понятия, которые фигурируют в представляемых утверждениях, и, в-третьих, явно указываются те правила вывода или преобразования, с помощью которых в содержательных теориях получаются теоремы из аксиом, а в формальных теориях исходные формулы преобразуются в производные. Нетрудно заметить, что формализация рассуждения происходит в соответствии с требованиями аксиоматического метода, знакомого нам из школьного курса геометрии. Разница состоит только в том, что вместо понятий и суждений в ней используются символы и формулы, а логический вывод теорем из аксиом заменяется преобразованием исходных формул в производные. Таким образом, при полной формализации содержательное мышление (рассуждение) его отображается в формальном исчислении. Кроме формализованных языков логики и математики, к искусственным научным языкам относят также языки тех наук, в которых широко используются символы и формулы. Типичным является, например, язык химических символов и формул. Однако в таких языках символы и формулы служат для более компактной и краткой записи соответствующих понятий и утверждений. Так, в химии символы употребляются для записи химических элементов или простых веществ, а формулы — для записи их соединений и сложных веществ. Но само рассуждение проводится как обычно на содержательном уровне.

Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.

В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка. Иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.

В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения, причём предполагается, что эти доводы излагаются связно и методично, так что могут служить достаточным основанием для вывода доказываемого положения.

Всякое рассуждение естественно распадается на несколько частей;

- во-первых, на отчётливое и ясное определение темы или положения, которое составляет отправную точку и доказательство которого представляет конечную цель рассуждения;

- во-вторых - и это главный момент рассуждения - перечисление и анализ доводов, говорящих в пользу доказываемого положения. Для того чтобы рассуждение было всесторонним, необходимо взвесить не только доводы за, но и разобрать доводы против, то есть необходимо показать, что все факты и положения, говорящие против доказываемого положения, имеют лишь кажущееся значение и могут быть с этим положением согласованы.

- наконец, третий и последний момент всякого рассуждения — самый вывод или конечный результат его.

Центр тяжести всякого рассуждения лежит в умении находить доводы за и против и анализировать их. Диалектика понятий, то есть всестороннее рассмотрение их и выведение одного понятия из другого, является могучим орудием рассуждения.

Рассуждение в логике необходимо. Оно является основой мышления.
4. Операции мышления, используемые в рассуждении.

Рассуждение человека основано на различных мыслительных операциях, используя которые человек создает цепочку закономерных утверждений, приходя к логически правильному выводу. Каждая мыслительная операция имеет свое отдельное практическое значение. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация являются основными операциями мышления, изучаемыми логикой.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения пользы для человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения могут устанавливать определенные различия между ними.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разбирать и собирать его на практике.

В процессе познания возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Итак, изучаемые логикой различные мыслительные операции необходимы человеку для его рассуждения. Рассуждение, как мы выяснили, является основой правильного мышления. Но возможен ли не только процесс рассуждения, но и мышления вообще в уме человека при отсутствии языка?
5. Возможно ли мышление без языка?

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.

Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов. «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)

Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).

Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.

Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.
6. Связь языка и мышления на биологическом уровне.

Органом мышления считается головной мозг. Поскольку мышление связано с языком, «география» мозга представляет немалый интерес для выяснения того, какие зоны отвечают за речь человека.

Левое и правое полушария головного мозга имеют различную специализацию, то есть разные функции, что можно определить как функциональную асимметрию коры головного мозга.

Левое полушарие - речевое полушарие, оно отвечает за речь, ее связность, абстрактное, логическое мышление и абстрактную лексику. Оно управляет правой рукой. У левшей обычно наоборот, но у большинства левшей речевые зоны находятся в левом полушарии, а у остальных в обоих или в правом. Это словесное полушарие всегда доминирующее, оно контролирует левое полушарие, в частности, и все тело в целом. Для него характерны энергичность, восторженность, оптимизм.

Правое полушарие связано с наглядно-образным, конкретным мышлением, с предметными значениями слов. Это полушарие - несловесное, отвечает за пространственное восприятие, управляет жестами (но распознает язык глухонемых обычно левое). Оно - источник интуиции. Является пессимистичным. Умеет различать голоса людей, пол говорящих, интонацию, мелодику, ритм, ударения в словах и предложениях. Но даже после повреждения левого полушария правое может различать существительные, числительные, песни.

Повреждение левого полушария более серьезно и приводит к патологии, а при повреждении правого заметных отклонений меньше. Например, композитор М. Равель после аварии в 1937 году, когда его левое полушарие было повреждено, мог слушать музыку, но писать ее уже не мог.

Следует отметить, что у женщин оба полушария менее разнятся, чем у мужчин. Заболевания левого полушария вызывают у них меньше нарушений.

Мы нашли доказательства того, что между языком и мышлением существует некая связь на биологическом уровне. Какого же их практическое соотношение?
7. Существует ли взаимосвязь категорий логики и категорий языка?

По поводу этого вопроса существуют различные мнения.

Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.) полагал, что в основе грамматики лежит логика. Недаром у древних греков слово logos означало одновременно слово, мышление, разум и речь.

Его последователи в этом вопросе французские ученые Антуан Арно и Клод Лансло, аббаты монастыря Пор-Рояль, в своей работе «Всеобщая рациональная грамматика» (1660), считали, что цель языкознания - изучение логических принципов, лежащих в основе всех языков. А поскольку категории и законы мышления у всех мыслящих людей одинаковы, то и грамматика у них едина. Следовательно, логические и языковые категории тождественны.

В основе логики лежит суждение, т.е. форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из субъекта S (предмета суждения), предиката Р (свойства или отношения), связки (есть) и кванторов (все А и некоторые Е). Субъект есть то, о чем нечто высказывается, а предикат - то, что высказывается о субъекте, причем S единичное, а Р - всеобщее.

Согласно грамматике Пор-Рояля суждение совпадает с предложением. Например, в основе предложения «человек бежит» лежит суждение:

«Человек (предикат) есть (связка) бегущий (атрибут, т.е. предикат).»

Следовательно, в языке все должно быть подчинено логике.

Остатки подобных взглядов сказываются и на современной грамматической терминологии многих западноевропейских языков Например, для слов, обозначающих подлежащее и сказуемое, применяются логические термины «субъект» (анг. subject, нем. Subjekt, фр. sujet) и «предикат» (анг. predicate, нем. Prädikat, фр. prédicat).

Противоположная точка зрения о несовпадении языковых и логических категорий поддерживается почти всеми современными лингвистами. Еще Герман Штейнталь, немецкий лингвист XIX века, выразил это в крайней форме: «Категории языка и логики несовместимы и так же мало могут соотноситься друг с другом, как понятия круга и красного».

Логические и грамматические категории не совпадают, так как:

- грамматических категорий (падеж, число, род и т.д.) больше, чем логических (суждение, вывод, умозаключение и т.д.);

- языковые категории (время, число, лицо и т.д.) не совпадают по содержанию в различных языках (напр., в древнерусском, древнегреческом, арабском есть еще одно число - двойственное);

- аналогичные языковые и логические категории часто различны по содержанию: фраза «Ну, я пошел» по грамматической форме прошедшее время, а по логическому содержанию - настоящее. Аналогично, местоимение мы во фразах «Мы считаем» в научном труде одного автора, «Мы, Николай Второй» в указах монарха относится к одному лицу. Кроме того, логический субъект может быть выражен и в окончании грамматического сказуемого (чита-ю);

- вопросительные предложения не выражают суждения;

- мышление человека не строго логическое. В нем отражаются человеческие эмоции, желания, характер человека. Логика стремится освободить язык от эмоций, а язык их включает (междометия, модальность и т.д.);

- язык допускает наличие парадоксов, а логика борется с ними. Не всегда человек мыслит логично, хотя и бывает в ряде случаев прав. Французский психолог Жан Пиаже недаром утверждал, что можно быть умным, но нелогичным. Логика - проще, чем язык, язык сложнее, так как он отражает жизнь во всем ее разнообразии.
8. Зависимость логики мышления народа от его национального языка.

Существует теория, согласно которой каждому языку соответствует своя логика мышления, то есть люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному.

Гумбольдт утверждал, что язык - это своеобразный «промежуточный мир, находящийся между народом и окружающим его объективным миром». Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг. Поскольку восприятие и деятельность человека целиком зависят от его представлений, то его отношение к предметам целиком обусловлено языком.

Но мышление не просто зависит от языка вообще, - оно до известной степени обусловлено также каждым отдельным языком. В разных языках знаки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его. Наиболее яркие примеры связаны со словами, обозначающими цвета, в разных языках: синий и голубой в русском, blue, Blau, bleu - обозначения одним словом в английском, немецком и французском языках. У некоторых африканских племен есть только два слова для названия цветов: одно для «теплых» (красный, оранжевый, желтый) и одно - для холодных (голубой, фиолетовый, зеленый).

Таким образом, слово - это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков - это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир.

Если попробовать заменить слова языков знаками наподобие математических, то это будет просто сокращенный перевод, охватывающий только незначительную часть всего мыслимого.

Эдвард Сепир заявлял, что миры, в которых живут различные общества, - отдельные миры, а не один мир, использующий разные ярлыки. Язык по-своему членит действительность, и человек находится во власти конкретного языка. Реальный мир строится на языковых нормах данного общества.

Бенджамин Уорф считал, что поведение людей объясняется лингвистическими факторами. Он начинал свою деятельность как инспектор по технике безопасности и поэтому приводил в подтверждение своей теории факты из этой области. Например, рабочие спокойно курили у пустых цистерн для бензина, так как на них было написано Empty gasoline drums (Пустые цистерны для бензина), хотя на дне всегда скапливались остатки горючего и образовывался опасный газ. Люди в своем поведении ориентировались не на опасную ситуацию, а на табличку с успокаивающей надписью. То же касалось прилагательного inflammable (горючий), которое американцами толковалось «негорючий» (in - префикс отрицания, flame - пламя). В настоящее время его заменили более ясным flammable.

В своих экспедициях по изучению индейских языков Уорф обратил внимание на языковые особенности индейцев племени хопи. В частности, если в европейских языках различаются форма и содержание (ведро воды, кусок мяса), то у хопи такого различия нет: в подобных случаях они используют только одно слово, где заключены оба понятия (вода и ведро). Аналогичным образом они не абстрагируют числа от фактов и предметов.

Из подобных наблюдений ученый заключил, что понятия времени и материи не даны из опыта всем людям в одной и той же форме. Они зависят от природы языка. Грамматика и логика не отражают действительности, а видоизменяются от языка к языку. Уорф выразил эту крайнюю мысль в следующем высказывании: «Законы Ньютона и его взгляд на строение вселенной были бы иными, если бы он пользовался не английским языком, а языком хопи.»

Лео Вайсгербер, еще один последователь Гумбольдта, полагал, что сущность языка - в превращении мира «вещей в себе» в содержание сознания человека. Язык - ключ к миру. Это сетка, наброшенная на внешний мир, и человек познает лишь то, что создает язык.

Слово выражает понятие о предмете, а не обозначает конкретные предметы. Например, Unkraut (сорняк), Obst (фрукты), Gemüse (овощи) - не ботанические понятия (как крапива, яблоки и морковь), а чистая идея, порождение человеческого мозга. Если нет специального обозначения, то нет и соответствующего содержания в языке. Своеобразны обозначения предметов и явлений в различных языках:

Русскому слову «нога» во многих языках Европы соответствует по два слова для разных частей ноги (leg - foot, Bein - Fuss, pied - jambe).

Считается, что у эскимосов имеется до 100 названий снега, а у арабов до 500 названий для лошадей и для верблюда. В настоящее время многие лингвисты считают, что это большое преувеличение.

Во многих случаях такое разнообразие связано с тем, в основу наименования объекта может быть положен любой из признаков объекта в зависимости от значимости его в обществе.

Сторонники гипотезы лингвистической относительности абсолютизируют языковое своеобразие разных народов и проистекающее из этого своеобразие национального мышления (например, стереотипные представления о русских о немцах, французах, англичанах, китайцах и т.д. в некоторой степени верны), а приверженцы тождества логических и языковых категорий абсолютизируют единство логики мышления, лежащей в основе национальных грамматик. Истина, очевидно, посередине.

Язык как промежуточный мир можно уподобить очкам с цветными линзами. Если у одного человека линзы розовые, он видит все в розовом цвете, голубые - в голубом, но очертания предметов для всех будут одинаковые.

Заключение.

Итак, факты доказывают, что логика, как наука о мышлении, и язык тесно связаны между собой. Логике необходим язык для краткого символического выражения сути утверждений, оформления мыслей и процесса рассуждения. В свою очередь, совокупность логических операций, используемых в мышлении, делают нашу речь последовательной, правильной, понятной для собеседника.

Логика дает нам возможность находить суть мыслей, язык придает мыслям своеобразный характер в изложении. Богатый язык способен сделать речь рассуждающего ярче, эмоциональней. Из спокон веков человек развивал свой язык соответственно развитию своих знаний, интересов. Они, в свою очередь, тесно связывались в его мышлении. От языкового обозначения отдельных предметов могут зависеть основы мышления народа, взглядов на окружающий мир.

Самое важное, что выявить логические структуры возможно лишь путем анализа языковых выражений. То есть, только путем анализа языка человека мы можем понять логику его мыслей, тем самым проанализировать его мышление.

Список литературы:

1) Эмиль Бенвенист - «Общая лингвистика» Благовещенск: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 1998. - С.104-114. (Пер. с фр. Ю.Н. Караулова)

2) Ивлев Ю.В. - «Логика» Учебник. 3-е издание. «Проспект» Москва 2004

3) Бойко А. П. - «Логика» Учебное пособие. А. П. Бойко. Москва 2002

4) Выготский Л.С. – «Мышление и речь» Москва 1988

5) Лурия А.Р. – «Язык и сознание» Ростов - на - Дону 1998

6) Жинкин Н.И. – «Речь как проводник информации» Москва 1982

7) Линдсей П., Норман Д. – «Переработка информации у человека. Введение в психологию» Москва 1974

8) Ушакова Т.Н. – «Речь человека в общении» - Москва 1989

9) Фреге Г. – «Мысль. Логика. Философия. Язык.» Москва 1987

Ссылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Логика

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_языка

  3. http://tapemark.narod.ru/les/545b.html

  4. http://www.philology.ru/linguistics1/laguta-00.htm

  5. http://progressman.ru/2009/05/mental/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выполнила студентка 1 курса iconОсновы рыночной экономики
Реферат выполнила студентка 1 курса отделения лингвистики и права колледжа "бакаляр" рыжова сергея Евгеньевича
Выполнила студентка 1 курса iconХимический комплекс Российской Федерации
Реферат выполнила студентка 911 в группы первого курса общеэкономического факультета Клещёва Анна Викторовна
Выполнила студентка 1 курса iconКрупнейшие страховые компании Японии и их портфели
Реферат выполнила студентка ин и мэ по специальности мэ v-1 Мухамеджанова Эльмира
Выполнила студентка 1 курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выполнила студентка 42 группы Филиппова Э., руководитель практики Воробьева Т. А
Выполнила студентка 1 курса iconРеферат по курсу «Эргономика» на тему: «Современный этап развития...
Выполнила студентка финансово-учетного факультета специальности «Финансы» группы ф-41-99
Выполнила студентка 1 курса iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Выполнила студентка 1 курса iconВыполнила Студентка группы №41с пашкова А. И. Научный руководитель...
Целью исследования является статистический анализ безработицы в Российской Федерации. В соответствии с целью поставлены конкретные...
Выполнила студентка 1 курса iconРеферат по делопроизводству в кадровой службе Выполнила студентка
Приказ – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа власти и управления, учреждения предприятия, в целях разрешения...
Выполнила студентка 1 курса iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Выполнила студентка 1 курса iconЗнакомство дошкольников со временами года
Подготовила Осипова Татьяна студентка бакалавриата 1 курса образовательной программы «Дошкольное образование»
Выполнила студентка 1 курса iconЖивая азбука Приморского края-А: аист и астра
Подготовила Стародубцева Анна, студентка 1 курса бакалавриата образовательной программы «Начальное образование»
Выполнила студентка 1 курса iconЛичная жизнь и семья Происхождение
Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу
Выполнила студентка 1 курса iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Выполнила студентка 1 курса iconАвтор: студентка 3 курса Гапеева Татьяна Викторовна
Научный заведующий кафедрой фундаментальной медицины, доктор медицинских наук Изранов Владимир Александрович
Выполнила студентка 1 курса iconТемы рефератов олимпиады "Гиды-переводчики 2012": 1
Научный консультант Ратова Ксения, студентка 5 курса Академии Художеств (факультет Теории и истории искусств)
Выполнила студентка 1 курса iconРеферат по дисциплине Философия Тема: "Философия Карлоса Кастанеды"
Студентка 2 курса группы №4920 юридического факультета Кондрахина Е. Ю


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск