Скачать 76.71 Kb.
|
Понятия «модель», «моделирование», различные подходы к классификации моделей. Этапы моделирования Модель (modelium) – о латинского мера, образ, способ и т.д. Модель - это новый объект, отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей замещающий исходный объект (объект – оригинал) Или можно сказать другими словами: модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Вывод. Модель, необходима для того чтобы: Понять, как устроен конкретный объект - каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; Научиться управлять объектом или процессом и определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация); Прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект; Классификация моделей. Признаки, по которым классифицируются модели:
Учебные: наглядные пособия, обучающие программы, различные тренажеры; Опытные: модель корабля испытывается в бассейне для определения устойчивости судна при качке; Научно-технические: ускоритель электронов, прибор, имитирующий разряд молнии, стенд для проверки телевизора; Игровые: военные, экономические, спортивные, деловые игры; Имитационные: эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разных условиях). 2. Учет фактора времени и области использования Статическая модель - это как бы одномоментный срез по объекту. Пример: Вы пришли в стоматологическую поликлинику для осмотра полости рта. Врач осмотрел и всю информацию записал в карточку. Записи в карточке, которые дают картину о состоянии ротовой полости на данный момент времени (число молочных, постоянных, пломбированных, удаленных зубов) и будет являться статистической моделью. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. Пример, та же самая карточка школьника, которая отражает изменения, происходящие с его зубами за определенный момент времени. 3. Классификация по способу представления Первые две большие группы: материальные и информационные. Названия этих групп как бы показывают, из чего сделаны модели. Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Примеры: Детские игрушки. По ним ребенок получает первое впечатление об окружающем мире. Двухлетний ребенок играет с плюшевым медвежонком. Когда, спустя годы, ребенок увидит в зоопарке настоящего медведя, он без труда узнает его. Школьные пособия, физические и химические опыты. В них моделируются процессы, например реакция между водородом и кислородом. Такой опыт сопровождается оглушительным хлопком. Модель подтверждает о последствиях возникновения «гремучей смеси» из безобидных и широко распространенных в природе веществ. Карты при изучении истории или географии, схемы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии и многое другое. Вывод. Материальные модели реализуют материальный (потрогать, понюхать, увидеть, услышать) подход к изучению объекта, явления или процесса. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. В основе этого метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. Информационные модели - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии. К информационным моделям можно отнести знаковые и вербальные. Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы. По способу реализации знаковые модели можно разделить на компьютерные и некомпьютерные. Компьютерная модель - модель, реализованная средствами программной среды. Вербальная (от лат «verbalis» - устный) модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Процесс построения модели называется моделированием, другими словами, моделирование - это процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью модели. Материальным (физическим) принято называть моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью последующего перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия. Примеры: в астрономии - планетарий, в архитектуре - макеты зданий, в самолетостроении - модели летательных аппаратов и т.п. От предметного (материального) моделирования принципиально отличается идеальное моделирование. Идеальное моделирование - основано не на материальной аналогии объекта и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Знаковое моделирование - это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов. Математическое моделирование - это моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики: описание и исследование законов механики Ньютона средствами математических формул. Процесс моделирования состоит из следующих этапов: Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Существуют достаточно общие методы и способы моделирования. Прежде чем построить модель объекта (явления, процесса), необходимо выделить составляющие его элементы и связи между ними (провести системный анализ) и «перевести» (отобразить) полученную структуру в какую-либо заранее определенную форму - формализовать информацию. Формализация - это процесс выделения и перевода внутренней структуры предмета, явления или процесса в определенную информационную структуру - форму. Формализация - это приведение существенных свойств и признаков объекта моделирования в выбранной форме (к выбранному формальному языку). Этапы моделирования Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе отправной и каждый пункт деятельности, а также примерные ее этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь - прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап моделирования - принятие решения на основании знаний об объекте. Цепочка выглядит следующим образом. I ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо отразить три основных момента: описание задачи, определение целей моделирования и анализ объекта или процесса. Описание задачи Задача формулируется на обычном языке, и описание должно быть понятным. Главное здесь — определить объект моделирования и понять, что собой должен представлять результат. Цель моделирования 1) познание окружающего мира 2) создание объектов с заданными свойствами (определяется постановкой задачи «как делать, чтобы...». 3) определение последствий воздействия на объект и принятие правильного решения. Цель моделирования задач типа «что будет, если...», (что будет, если увеличить плату за проезд в транспорте, или что произойдет, если закопать ядерные отходы в такой-то местности?) 4) эффективность управления объектом (или процессом). Анализ объекта На этом этапе четко выделяют моделируемый объект и его основные свойства, из чего он состоит, какие существуют связи между ними. Простой пример подчиненных связей объектов — разбор предложения. Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д. II ЭТАП. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ 1. Информационная модель На этом этапе выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объектов в любой форме: устно, в виде схем, таблиц. Формируется представление об элементарных объектах, составляющих исходный объект, т. е. информационная модель. Модели должны отражать наиболее существенные признаки, свойства, состояния и отношения объектов предметного мира. Именно они дают полную информацию об объекте. 2. Знаковая модель Прежде чем приступить к процессу моделирования, человек делает предварительные наброски чертежей либо схем на бумаге, выводит расчетные формулы, т. е. составляет информационную модель в той или иной знаковой форме, которая может быть либо компьютерной, либо некомпьютерной. 3. Компьютерная модель Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды. Существует множество программных комплексов, которые позволяют проводить исследование (моделирование) информационных моделей. Каждая программная среда имеет свой инструментарий и позволяет работать с определенными видами информационных объектов. Человек уже знает, какова будет модель, и использует компьютер для придания ей знаковой формы. Например, для построения геометрических моделей, схем используются графические среды, для словесных или табличных описаний — среда текстового редактора. III ЭТАП. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С развитием вычислительной техники появился новый уникальный метод исследования - компьютерный эксперимент. Компьютерный эксперимент включает последовательность работы с моделью, совокупность целенаправленных действий пользователя над компьютерной моделью. IV ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные понятия: табличная информационная модель, объект – свойства, объект – объект – один | Право, объект права и объект правового отношения: проблемы теории А. А. Черняков, кандидат юридических наук, профессор, Академия юриспруденции вшп "Адiлет" | ||
Расписание занятий для аспирантов 1 курса по «Истории и философии науки» Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | Науки о земле Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | ||
С 13 по 20 мая 2013 года Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | Расписание летней экзамнационной сессии Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | ||
Конкурсы российских и международных фондов и программ Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | Расписание бхф на II полугодие 2012/2013 учебного года 3 курс, 6 семестр Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | ||
В. С. Сухомлинский Анализ работы школы в рамках самообследования... Анализ работы школы в рамках самообследования ее деятельности – это тот управленческий урок, который мы извлекаем из прошлого для... | С 1 ноября 2012 года по 11 февраля 2013 года Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | ||
Заявка на участие во втором Межрегиона льном научно-образовательном... Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | Международный научно-исследовательский журнал, issn 2227 – 6017 приглашает... Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: отработать для решения конкретной задачи навыки и умения, а также способы ввода, редактирования и форматирования табличной... | Создание приложений, используя расширенные возможности jdbc В этом случае, Вы не можете использовать объект Statement, чтобы получить информацию, поскольку название города должно быть определено... | ||
Введение Часть I. Персонал как объект управления Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и используется для усвоения... |