Д. Г. Нигматуллина





Скачать 47.67 Kb.
НазваниеД. Г. Нигматуллина
Дата публикации11.10.2014
Размер47.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Д.Г. Нигматуллина

МБОУ «Октябрьская СОШ №2»

Октябрьского района Пермского края
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В ФГОС второго поколения как на ступени начального, так и основного образования два типа результатов образования: во-первых, личностные и метапредметные, во-вторых, предметные. Методики формирования, оценки предметных результатов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности разработаны давно. Как быть с метапредметными, а тем более с личностными результатами? Формирование метапредметных и личностных результатов является следствием не содержания обучения, а в большей степени – методик, форм организации занятий, используемых в учебном процессе [1] .

Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

  • наличием автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, оргтехникой, мультимедийными устройствами, выходом в Интернет, доступом к общим ресурсам;

  • наличием особого диалогового пространства, когда нет необходимости для ответов выходить к доске, а можно свой ответ произнести или продемонстрировать с места;

  • возможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;

  • довольно высокая мотивация учащихся, так как имеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК .


Обучение информатике и ИКТ по УМК И.Г. Семакина, одной из содержательных линий которого является линия моделирования и формализации, позволяет через работу с базовыми объектами вести плодотворную работу над формированием регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Основная форма обучения в школе - по-прежнему урок. Но мы уже знаем, что изменились требования к планированию и проведению современного урока: в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход. Деятельность ученика и учителя на современном уроке определяются основной задачей – научиться учиться и научить учиться. Хотя, эта задача в педагогике не нова. Еще 100 лет назад Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».[2]

Обучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно через создание проблемной ситуации в начале урока, а лучше в качестве домашнего задания в конце предыдущего. Так, перед изучением темы «Программирование ветвлений на языке Паскаль» можно учащихся подвести к задаче о нахождении наибольшего и наименьшего элементов массива, хотя с понятием массива они не встречались. Всегда найдутся несколько учащихся, которые поработают с источниками информации и предложат варианты решений. Использование в диалоге неизвестных терминов и понятий и заданий повышенного уровня способствует развитию не только регулятивных УУД, но и познавательных.

Обучение планированию работы возможно на любом уроке. Поставив цель – создание мультимедийной презентации на заданную тему, учащиеся составляют план работы: создание сценария, содержание и оформление каждого слайда, подготовка доклада. План проверяется и корректируется учителем. Перед каждой практической работой учащиеся знакомятся с критериями оценивания работы для последующей самооценки полученного продукта. Демонстрация презентации и оценивание проходит в форме публичного выступления с обязательной самооценкой и рецензированием остальных учащихся. Так как способность к самоконтролю выступает как умение самостоятельно отслеживать свою образовательную траекторию для достижения поставленной учебной цели, то на данном уроке формируются и контрольно-оценочные умения. Кроме того, на данном уроке решаются задачи формирования не только регулятивных УУД, но и умения сотрудничать с учителем, представлять и сообщать в письменной и устной форме информацию, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, то есть коммуникативные УУД.

Необходимым и эффективным средством формирования познавательных УУД является работа с информацией как с основным понятием информатики. Для поиска, анализа, систематизации информации Интернет предоставляет большие возможности. Например, чтобы найти ответ на вопрос о классификации задач на массивы, учащимся недостаточно воспользоваться только материалами учебника и задачника. При поиске ответа в Интернете учащиеся узнают, что существуют и другие типы данных, кроме изученных числовых. На основе классификации: задачи заполнения, задачи анализа, задачи поиска, задачи перестановки, совместно с учителем составляется план изучения темы, устанавливается время изучения темы и умения, которые будут проверяться на контрольной работе.

Основная форма практической деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, что удобно для мониторинга формирования метапредметных результатов и, конечно же, личностных. Материал для индивидуальных работ подбирается так, чтобы в нем был а смоделирована жизненная ситуация и был значимый для учащегося результат. Так, при работе с графическими объектами в текстовом редакторе MS Word в 8 классе ребята составляют родословную своей семьи, используя в качестве примера древо Романовых из задачника. Работа в парах эффективна, если заранее обговорены правила совместного взаимодействия. Разработку листка меню для столовой лучше вести в паре, при совместном обсуждении получаются неожиданно красивые результаты. Учебный проект на уроках информатики – действенный инструмент повышения мотивации учащихся и формирования универсальных учебных действий. Для выполнения проектов можно выделить и несколько уроков. Проект «Создание Wed-сайта класса» предусматривает большую подготовительную работу. При этом учащиеся осваивают все этапы проектной работы, учатся работать в группе, нести ответственность за результат работы группы, оценивать достигнутый результат деятельности. Для учащегося – подростка важно мнение сверстников, нежели учителя. Для оценки уровня личных достижений учащиеся представляют свои проектные работы на мини - конференциях на уроке, когда обычно я приглашаю зам. По учебно-методической работе. Так, участвуя в проекте ПГНИУ «Одаренные дети», десятиклассники имели возможность выступить с проектами на мехмате ПГНИУ. После конференции ребятам были предложены листы оценки и самооценки, где они отметили, что по уровню познавательных, коммуникативных способностей не уступают городским ребятам, а где-то и превосходят.

В условиях введения ФГОС второго поколения учителю необходимо научиться строить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Сегодня существуют эффективные методы работы учителя, которые можно применять наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде для достижения образовательных результатов, обозначенных в стандартах нового поколения.

Список литературы

  1. И.Г. Семакин. И.Н. Мартынова. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. ПГНИУ. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/lz.pdf

  2. Пантелеймонова А.В., Усачева Е.Е. Формирование метапредметных умений школьников на уроках информатики. Журнал «Информатика. Все для учителя». №2 (26), февраль, 2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. Г. Нигматуллина iconСовместное творчество
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (председатель А. Б. Нигматуллина). В рамках творческого...
Д. Г. Нигматуллина iconК написанию и оформлению курсовой работы по экономической теории...
Авторский коллектив: д э н., профессор Посталюк М. П. (руководитель), к э н., доценты: Нигматуллина Л. Г., Посталюк Т. М., Сибгатуллина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск