Скачать 47.67 Kb.
|
Д.Г. Нигматуллина МБОУ «Октябрьская СОШ №2» Октябрьского района Пермского края ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В ФГОС второго поколения как на ступени начального, так и основного образования два типа результатов образования: во-первых, личностные и метапредметные, во-вторых, предметные. Методики формирования, оценки предметных результатов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности разработаны давно. Как быть с метапредметными, а тем более с личностными результатами? Формирование метапредметных и личностных результатов является следствием не содержания обучения, а в большей степени – методик, форм организации занятий, используемых в учебном процессе [1] . Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
Обучение информатике и ИКТ по УМК И.Г. Семакина, одной из содержательных линий которого является линия моделирования и формализации, позволяет через работу с базовыми объектами вести плодотворную работу над формированием регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Основная форма обучения в школе - по-прежнему урок. Но мы уже знаем, что изменились требования к планированию и проведению современного урока: в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход. Деятельность ученика и учителя на современном уроке определяются основной задачей – научиться учиться и научить учиться. Хотя, эта задача в педагогике не нова. Еще 100 лет назад Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».[2] Обучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно через создание проблемной ситуации в начале урока, а лучше в качестве домашнего задания в конце предыдущего. Так, перед изучением темы «Программирование ветвлений на языке Паскаль» можно учащихся подвести к задаче о нахождении наибольшего и наименьшего элементов массива, хотя с понятием массива они не встречались. Всегда найдутся несколько учащихся, которые поработают с источниками информации и предложат варианты решений. Использование в диалоге неизвестных терминов и понятий и заданий повышенного уровня способствует развитию не только регулятивных УУД, но и познавательных. Обучение планированию работы возможно на любом уроке. Поставив цель – создание мультимедийной презентации на заданную тему, учащиеся составляют план работы: создание сценария, содержание и оформление каждого слайда, подготовка доклада. План проверяется и корректируется учителем. Перед каждой практической работой учащиеся знакомятся с критериями оценивания работы для последующей самооценки полученного продукта. Демонстрация презентации и оценивание проходит в форме публичного выступления с обязательной самооценкой и рецензированием остальных учащихся. Так как способность к самоконтролю выступает как умение самостоятельно отслеживать свою образовательную траекторию для достижения поставленной учебной цели, то на данном уроке формируются и контрольно-оценочные умения. Кроме того, на данном уроке решаются задачи формирования не только регулятивных УУД, но и умения сотрудничать с учителем, представлять и сообщать в письменной и устной форме информацию, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, то есть коммуникативные УУД. Необходимым и эффективным средством формирования познавательных УУД является работа с информацией как с основным понятием информатики. Для поиска, анализа, систематизации информации Интернет предоставляет большие возможности. Например, чтобы найти ответ на вопрос о классификации задач на массивы, учащимся недостаточно воспользоваться только материалами учебника и задачника. При поиске ответа в Интернете учащиеся узнают, что существуют и другие типы данных, кроме изученных числовых. На основе классификации: задачи заполнения, задачи анализа, задачи поиска, задачи перестановки, совместно с учителем составляется план изучения темы, устанавливается время изучения темы и умения, которые будут проверяться на контрольной работе. Основная форма практической деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, что удобно для мониторинга формирования метапредметных результатов и, конечно же, личностных. Материал для индивидуальных работ подбирается так, чтобы в нем был а смоделирована жизненная ситуация и был значимый для учащегося результат. Так, при работе с графическими объектами в текстовом редакторе MS Word в 8 классе ребята составляют родословную своей семьи, используя в качестве примера древо Романовых из задачника. Работа в парах эффективна, если заранее обговорены правила совместного взаимодействия. Разработку листка меню для столовой лучше вести в паре, при совместном обсуждении получаются неожиданно красивые результаты. Учебный проект на уроках информатики – действенный инструмент повышения мотивации учащихся и формирования универсальных учебных действий. Для выполнения проектов можно выделить и несколько уроков. Проект «Создание Wed-сайта класса» предусматривает большую подготовительную работу. При этом учащиеся осваивают все этапы проектной работы, учатся работать в группе, нести ответственность за результат работы группы, оценивать достигнутый результат деятельности. Для учащегося – подростка важно мнение сверстников, нежели учителя. Для оценки уровня личных достижений учащиеся представляют свои проектные работы на мини - конференциях на уроке, когда обычно я приглашаю зам. По учебно-методической работе. Так, участвуя в проекте ПГНИУ «Одаренные дети», десятиклассники имели возможность выступить с проектами на мехмате ПГНИУ. После конференции ребятам были предложены листы оценки и самооценки, где они отметили, что по уровню познавательных, коммуникативных способностей не уступают городским ребятам, а где-то и превосходят. В условиях введения ФГОС второго поколения учителю необходимо научиться строить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Сегодня существуют эффективные методы работы учителя, которые можно применять наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде для достижения образовательных результатов, обозначенных в стандартах нового поколения. Список литературы
|
Совместное творчество «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (председатель А. Б. Нигматуллина). В рамках творческого... | К написанию и оформлению курсовой работы по экономической теории... Авторский коллектив: д э н., профессор Посталюк М. П. (руководитель), к э н., доценты: Нигматуллина Л. Г., Посталюк Т. М., Сибгатуллина... |