Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем»





Скачать 135.71 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем»
Дата публикации22.10.2014
Размер135.71 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» для направления 080500.68 Бизнес-информатика подготовки магистра





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики

Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем»


для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра


Автор программы:

Сатунин С.В., преподаватель, ssatunin@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий

« 16 » октября 2012 г

Зав. кафедрой Э.А. Бабкин
Рекомендована секцией УМС «Информатика» « 16 » октября 2012 г

Председатель А.Н.Визгунов
Утверждена УМС филиала « 23» октября 2012 г

Председатель Н.С. Петрухин ____________________

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с:

  • ОрОС НИУ ВШЭ направления 080500. 68 Бизнес-информатика, степень (квалификация) — магистр,

  • Образовательными программами 080500.68 Бизнес-информатика, Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.68 Бизнес-информатика, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» является знакомство с современными тенденциями в области проектирования и реализации систем поддержки принятия решений и многоагентных систем, а также выработка практических навыков работы с различными интсрументами разработки, применяемыми для систем подобного рода.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Иметь представление о теоретических основах проектирования систем поддержки принятия решений;

  • Иметь представление о принципах проектирования и разработки многоагентных систем

  • Владеть современными эвристическими алгоритмами (генетические, «муравьиные», многоагентные) применяемыми в разработке интеллектуальных систем.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности


ОК-2

Отталкиваясь от изученного материала студент проводит самостоятельные исследования в других областях многоагентых технологий

  • лекции,

  • практические занятия,

  • семинары.

Проводить поиск и анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ


ПК-11

Студент способен находить практические применения изучаемому подходу, предлагать способы адаптации многоагентных систем для оптимизации бизнес-процессов

  • лекции,

  • практические занятия,

  • семинары.


Проводить научные исследования для выработки стратегических решений в области ИКТ


ПК-12

Самостоятельно изучает научную и техническую литературу, умеет анализировать информацию и применять полученные знания для решения поставленных задач.

  • лекции,

  • практические занятия,

  • семинары,

  • изучение научной литературы.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Системы поддержки принятия решений

  • Объектно-ориентированное программирование



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • современными методами и средствами информационных технологий

  • аппаратом реляционных баз данных

  • практическими навыками программирования на языках высокого уровня

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Подходы к построению интеллектуальных систем поддержки принятия решений

1

Введение. Тенденции развития интеллектуальных систем.

14

2

 

 

12

2

Представление знаний в интеллектуальных системах

14

2

 

 

12

3

Экспернтые системы на основе правил

18

2

4

 

12

4

Введение в нейронные сети

18

2

4

 

12

5

Применение эвристических алгоритмов в построении интеллектуальных информационных систем

12

4

6

 

2




Раздел 2. Многоагентные системы

1

Введение в теорию агентов. Постановка задачи многоагентного моделирования.

14

2

 

 

12

2

Архитектура многоагентных систем, иерархии агентов

8

4

4

 

0

3

Алгоритмы удовлетворения распределенных ограничений

14

2

 

 

12



Вопросы взаимодействия агентов: координация, разрешение конфликтов

18

2

6

 

10



Обучение в многоагентых системах

25

2

4




19

6

Программирование многоагентных систем на платформе Jade

22

3







19

Итого:

162

28

28




106



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

Текущий


Домашнее задание

*

Программная реализация многоагентной модели на платформе Jade

Текущий

Реферат

*

Реферат по применению многоагентного моделирования для решения прикладных задач

Итоговый

Зачет



*

Устный зачет


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При выполнении зачетной работы студент должен продемонстрировать знание теоретического материала полученного на лекциях и изученного самостоятельное, уметь правильно применять его к решению конкретных задач, соблюдать логику решения задачи и грамотно формулировать ответ.

7Содержание дисциплины


Раздел 1. Подходы к построению интеллектуальных систем поддержки принятия решений

Тема 1.1. Введение. Тенденции развития интеллектуальных систем.
  • Исторический обзор исследований в области искусственного интеллекта.

  • Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства и особенности.

  • Классификация и области применения ИИС


Тема 1.2. Представление знаний в интеллектуальных системах
  • Классификация моделей представления знаний

  • Продукционные системы, их компоненты, направления поиска в продукционных системах

  • Представление знаний с помощью фреймов

  • Семантические сети и онтологии


Тема 1.3 Экспернтые системы на основе правил
  • Определение экспертной системы

  • Архитектура экспертных систем, компоненты экспертных систем

  • Методология проектирования экспертных систем

  • Представлние знаний в экспертных системах, пользовательский интерфейс

  • Организация знаний, базы знаний, способы приобретения знаний в системе

  • Применение аппарата нечеткой логики в экспертных системах на основе правил


Тема 1.4 Введение в нейронные сети
  • Принципы организации и функционирования нейронных сетей

  • Персептрон, ассоциативные сети, сети преобразования данных

  • Подходы к обучению нейронных сетей


Тема 1.5 Применение эвристических алгоритмов в построении интеллектуальных информационных систем
  • Критерии применимости эвристических алгоритмов в задачах интеллектуального анализа

  • Алгоритмы Artificial Ants – принципы построения и примеры использования

  • Эволюционные алгоритмы – принципы построения и примеры использования

  • Применение эвристических алгоритмов в построении систем интеллектуального транспорта







Раздел 2. Многоагентные системы

Тема 2.1. Введение в теорию агентов. Постановка задачи многоагентного моделирования.

  • Определение агентов и многоагентных систем. Свойства агентов.

  • Математические основы многоагентного моделирования.

  • Модели максимизации полезности.

  • Марковские процессы в многоагентных моделях.


Тема 2.2. Архитектура многоагентных систем, иерархии агентов

  • Централизованные системы

  • Децентрализованные системы

  • Гибридная архитектура многоагентных систем.


Тема 2.3. Алгоритмы удовлетворения распределенных ограничений

Поиск в глубину, алгоритм фильтрации, hyper-resolution rule, asynchronous backtracking, asynchronous weak-commitment search
Тема 2.4. Вопросы взаимодействия агентов

  • Координация

  • Разрешение конфликтов

  • Переговоры



Тема 2.5. Обучение в многоагентых системах

  • Совместное обучение агентов

  • Теория игр в многоагентых системах

  • Стратегии обучения

  • Алгоритм AWESOME

  • Reinforcement Learning


Тема 2.6. Программирование многоагентных систем на платформе Jade

  • Принципы реализации многоагентных систем на платформе Jade

  • Агенты, сообщения, поведения, конейнеры и платформы

  • Сервис желтых страниц



8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для домашних работ:

  1. Реализация однораундового аукциона с закрытыми ставками на платформе Jade

  2. Реализация эвристических алгоритмов для решения задачи Pickup & Delivery в построении модели интеллектуальной транспортной системы

  3. Реализация распределенной многоагентной среды с использованием сервиса «желтых страниц» на платформе Jade


8.2Тематика рефератов


  1. Эволюция экспертных систем на основе правил

  2. Теория Демпстера-Шейфера

  3. Экспертные системы на основе нечеткой логики в медицине

  4. Применение нейронных сетей в задачах кластеризации

  5. Применение генетических алгоритмы для решения задачи маршрутизации в модели «Транспорт по запросу»

  6. Применение artificial ants алгоритмов в интеллектуальных транспортных системах

8.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • История развития экспертных систем

  • Элементы архитектуры экспертных систем на основе правил

  • Методология разработки экспертных систем на основе правил

  • Принципы построения и применения эволюционных алгоритмов в интеллектуальных системах

  • Принципы построения и применения Artificial Ant алгоритмов в интеллектуальных системах

  • Применение аппарата нечеткой логике в экспернтых системах на основе правил

  • Применение нейронных сетей в интеллектуальных информационных систеамах

  • Назначение многоагентных систем, понятие агента

  • Подходы к построению многоагентных систем

  • Обзор алгоритмов координации агенов

  • Обзор подходов к организации аукционного распредления ресурсов в многоагентных системах

  • Методология разработки агентов на платформе Jade

  • Основные программные сущности платформы Jade



9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и семинарских занятиях: активность студентов, правильность решения задач на семинарах, сдача работ в срок и в полном объеме. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная

Преподаватель оценивает практические работы студентов: правильность выполнения заданий, соответствие результатов заданиям. Оценки за практические работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Опрактика.
Преподаватель оценивает рефераты студентов: соответствие содержимого заявленной теме, полноту раскрытия темы и т.д. Оценки за реферат преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за реферат – Ореферат.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,2·Озачет + 0.3·Опрактика + 0.3·Ореферат + 0.2·Оаудиторная

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. J M Vidal “Fundamentals of Multi-Agent systems”, online version http://www.masfoundations.org/downloading.html

  2. Jade documentation, http://jade.tilab.com/doc/index.html

  3. Van Pelt, Miles. “Fuzzy Logic Applied to Daily Life”. Seattle, WA, 2008



Дополнительная литература

  1. Darlington, Keith “The Essence of Expert Systems”. Pearson Education, 2000

  2. Russell, S. and Norvig, P. “Articial Intelligence: A Modern Approach”. Prentice Hall, second edition, 2003

  3. Schmitt, Lothar M. “Theory of Genetic Algorithms”, Theoretical Computer Science 2001



11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в курсе и способы их применения:


  1. Необходимое обеспечение

    1. Техническое обеспечение

      1. Преподаватель:

  • проектор

  • экран

      1. Слушатели: компьютер

  • ОС: Win 2000 SP4 (или выше) или Win XP SP2 (или выше) или Win Vista Busines SP1 (или выше)

  • Установленная среда Jade



Автор программы С.В. Сатунин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРеферат по информатике на тему: Вопрос№6 «Современные технические средства»
В зависимости от принципов построения лвс подразделяются на виды: «клиент-серверная», «файл-серверная», а также «одноранговые». Лвс...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconСовременные средства оценивания результатов обучения
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения»
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconПрограмма дисциплины «Технология построения защищенных систем обработки информации»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также обучающихся по направлению подготовки 080500. 68 «Бизнес-информатика»,...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» icon1 Целью дисциплины является изучение основ теории информационных...
Целью дисциплины является изучение основ теории информационных экономических систем, принципов построения и классификации современных...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconПрограмма дисциплины по кафедре Автоматика и системотехника Информационные сети и коммуникации
Целями данной дисциплины является ознакомление студентов с основными принципами построения современных информационных сетей и систем...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»
Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconАннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы»
Целью дисциплины является подготовка магистров к созданию и применению интеллектуальных автоматизированных информационных систем
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана...
Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа дисциплины Построения на плоскости
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей (опикс и С)
Рабочая программа дисциплины «Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей»
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа Наименование дисциплины
...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРадиофизический факультет
Целью дисциплины является изучение фундаментальных основ систем навигации, принципов построения современных локальных и глобальных...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconСовременные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconПрограмма учебной дисциплины «эвм и периферийные устройства»
Эвм, систем и их периферийных устройств, теоретических основ и практических навыков их анализа, проектирования и исследования, взаимодействия...
Программа дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике»
Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск