Министр образования и науки Российской Федерации





Скачать 127.46 Kb.
НазваниеМинистр образования и науки Российской Федерации
Дата публикации18.07.2013
Размер127.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Министр образования и науки Российской Федерации


Министр труда и социальной защиты Российской Федерации


Президент Российского союза промышленников и предпринимателей


Д.А. Ливанов

М.А. Топилин

А.Н. Шохин


НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Проект)

Москва 2012

  1. Общие положения

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации
(далее – Российская рамка квалификаций) представляет собой краткое описание квалификации и путей ее достижения на территории Российской Федерации.

Российская рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации.

Российская рамка квалификаций применяется в целях:

международной и межотраслевой сопоставимости уровней квалификации и документов об образовании для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;

планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста;

разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.

Российская рамка квалификаций представлена в таблицах 1 и 2, определяющих:

дескрипторы квалификационных уровней;

пути достижения квалификационного уровня.

Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое описание основных требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня, объединенных по показателям широты полномочий и ответственности работника, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Пути достижения квалификационного уровня показывают типичные для современной России перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения1, а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения страны.

При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы квалификационных уровней и пути достижения квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.


  1. Определения терминов, использованных в Российской рамке квалификаций

Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ)


Комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. НСК РФ, помимо Российской рамки квалификаций, может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (Российская рамка квалификаций)

Документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования

Отраслевая рамка квалификаций

Документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Российской рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;

Квалификационный уровень

Группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные Российской (отраслевой) рамкой квалификаций

Дескриптор


Обобщенное описание требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня Российской рамки квалификаций, дифференцируемым по показателям сложности и наукоемкости деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней

Квалификация


Готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.)

Компетенция


Готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий)

Профессиональный стандарт

Многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Формальное образование

Образование, полученное в аккредитованном образовательном учреждении (определение принято в рамках Болонского процесса)

Неформальное образование

Образование, полученное на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы (определение принято в рамках Болонского процесса)

Спонтанное (информальное) образование

Образование, полученное в результате практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т.п. (определение принято в рамках Болонского процесса)

Задание

Предписанная работа, серия рабочих действий, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени

Задача

Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь в определенных условиях. Типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное. Термины «знакомая задача», «знакомое действие» отражают наличие у работника опыта их выполнения, в отличие от терминов «известная задача», «известное действие», которые подчеркивают социальный характер соответствующего знания.




  1. Дескрипторы квалификационных уровней

Таблица 1

Уровни

Широта полномочий и ответственность

(общая компетенция)


Сложность деятельности

(характер умений)

Наукоемкость деятельности

(характер знаний)

1 уровень

Деятельность под руководством.

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных (простых) заданий, обычно физический труд

Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

2 уровень

Деятельность под руководством с проявлением2

самостоятельности при выполнении знакомых заданий.

Индивидуальная ответственность

Выполнение ограниченного круга заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение значительного объема специальных знаний

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач3.

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи.

Индивидуальная ответственность

Выполнение разнообразных заданий

Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение значительного объема специальных знаний.


4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач.

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.

Применение значительного объема специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений


Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации


7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур.

Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур.


Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.

Разработка новых методов, технологий и т.п.

Понимание методологических основ деятельности.

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур.

Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур.

Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

9 уровень

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами.

Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Управление содержанием информационных потоков.




  1. Пути достижения квалификационного уровня

Таблица 2

Квалификацион-ный уровень

Пути достижения квалификационного уровня

1 уровень


Краткосрочное обучение (инструктаж) и (или)

практический опыт, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.

Общее образование, не ниже начального общего

2 уровень


Профессиональная подготовка (краткосрочные курсы) и (или)

практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.

Общее образование, не ниже основного общего

3 уровень


Профессиональная подготовка (курсы до одного года).

Начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования и (или)

практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.

Общее образование, не ниже основного общего

4 уровень


Начальное профессиональное образование и практический опыт или

профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт.

Общее (полное) среднее образование

5 уровень


Среднее профессиональное образование.

Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.

Общее (полное) среднее образование

6 уровень


Бакалавриат

Программы углубленной подготовки среднего профессионального образования (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование).

Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности

7 уровень


Магистратура.

Подготовка специалиста.

Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.

Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности

8 уровень


Послевузовское образование.

Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование.

Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне

9 уровень


Послевузовское образование.

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне




1 Формальное, неформальное, спонтанное образование и обучение

2 Здесь и далее жирным курсивом отмечены приращения показателей от уровня к уровню

3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министр образования и науки Российской Федерации iconМинистр обороны российской федерации
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением...
Министр образования и науки Российской Федерации iconПостановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и...
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской...
Министр образования и науки Российской Федерации iconСлайд №1 Товарищ министр Российской Федерации! Слайд №2
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
Министр образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министр образования и науки Российской Федерации iconЗахаров В. Б., Сонин Н. И
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»...
Министр образования и науки Российской Федерации icon«Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Министр образования и науки Российской Федерации iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013-2014 уч г
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Министр образования и науки Российской Федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф...
Министр образования и науки Российской Федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф...
Министр образования и науки Российской Федерации iconРабочая программа Предмет: Биология
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Министр образования и науки Российской Федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс»...
Министр образования и науки Российской Федерации iconФедеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Министр образования и науки Российской Федерации iconМуниципальное Автономное Образовательное Учреждение Сладковского...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Министр образования и науки Российской Федерации iconУмножение чисел разными способами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Министр образования и науки Российской Федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Министр образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск