Министр образования и науки Российской Федерации
| Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
| Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
| Д.А. Ливанов
| М.А. Топилин
| А.Н. Шохин
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Проект)
Москва 2012
Общие положения
Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации (далее – Российская рамка квалификаций) представляет собой краткое описание квалификации и путей ее достижения на территории Российской Федерации.
Российская рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации.
Российская рамка квалификаций применяется в целях:
международной и межотраслевой сопоставимости уровней квалификации и документов об образовании для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста;
разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.
Российская рамка квалификаций представлена в таблицах 1 и 2, определяющих:
дескрипторы квалификационных уровней;
пути достижения квалификационного уровня.
Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое описание основных требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня, объединенных по показателям широты полномочий и ответственности работника, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Пути достижения квалификационного уровня показывают типичные для современной России перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения1, а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения страны.
При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы квалификационных уровней и пути достижения квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.
Определения терминов, использованных в Российской рамке квалификаций
Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ)
| Комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. НСК РФ, помимо Российской рамки квалификаций, может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях
| Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (Российская рамка квалификаций)
| Документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования
| Отраслевая рамка квалификаций
| Документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Российской рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;
| Квалификационный уровень
| Группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные Российской (отраслевой) рамкой квалификаций
| Дескриптор
| Обобщенное описание требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня Российской рамки квалификаций, дифференцируемым по показателям сложности и наукоемкости деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней
| Квалификация
| Готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.)
| Компетенция
| Готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий)
| Профессиональный стандарт
| Многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.
| Формальное образование
| Образование, полученное в аккредитованном образовательном учреждении (определение принято в рамках Болонского процесса)
| Неформальное образование
| Образование, полученное на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы (определение принято в рамках Болонского процесса)
| Спонтанное (информальное) образование
| Образование, полученное в результате практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т.п. (определение принято в рамках Болонского процесса)
| Задание
| Предписанная работа, серия рабочих действий, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени
| Задача
| Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь в определенных условиях. Типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное. Термины «знакомая задача», «знакомое действие» отражают наличие у работника опыта их выполнения, в отличие от терминов «известная задача», «известное действие», которые подчеркивают социальный характер соответствующего знания.
|
Дескрипторы квалификационных уровней
Таблица 1
Уровни
| Широта полномочий и ответственность
(общая компетенция)
| Сложность деятельности
(характер умений)
| Наукоемкость деятельности
(характер знаний)
| 1 уровень
| Деятельность под руководством.
Индивидуальная ответственность
| Выполнение стандартных (простых) заданий, обычно физический труд
| Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний
| 2 уровень
| Деятельность под руководством с проявлением2
самостоятельности при выполнении знакомых заданий.
Индивидуальная ответственность
| Выполнение ограниченного круга заданий
Выбор способа действия по инструкции
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
| Применение значительного объема специальных знаний
| 3 уровень
| Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач3.
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи.
Индивидуальная ответственность
| Выполнение разнообразных заданий
Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта.
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
| Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение значительного объема специальных знаний.
| 4 уровень
| Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач.
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
| Решение различных типов практических задач.
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
| Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.
Применение значительного объема специальных знаний
Самостоятельная работа с информацией
| 5 уровень
| Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
| Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
| Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.
| 6 уровень
| Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
| Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений
| Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
| 7 уровень
| Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур.
| Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.
Разработка новых методов, технологий и т.п.
| Понимание методологических основ деятельности.
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
| 8 уровень
| Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур.
| Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов
| Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.
| 9 уровень
| Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами.
Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности
Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне
| Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.
| Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Управление содержанием информационных потоков.
|
Пути достижения квалификационного уровня
Таблица 2
Квалификацион-ный уровень
| Пути достижения квалификационного уровня
| 1 уровень
| Краткосрочное обучение (инструктаж) и (или)
практический опыт, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.
Общее образование, не ниже начального общего
| 2 уровень
| Профессиональная подготовка (краткосрочные курсы) и (или)
практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.
Общее образование, не ниже основного общего
| 3 уровень
| Профессиональная подготовка (курсы до одного года).
Начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования и (или)
практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.
Общее образование, не ниже основного общего
| 4 уровень
| Начальное профессиональное образование и практический опыт или
профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт.
Общее (полное) среднее образование
| 5 уровень
| Среднее профессиональное образование.
Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности.
Общее (полное) среднее образование
| 6 уровень
| Бакалавриат
Программы углубленной подготовки среднего профессионального образования (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование).
Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности
| 7 уровень
| Магистратура.
Подготовка специалиста.
Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.
Практический опыт деятельности, полученный в ходе обучения или трудовой деятельности
| 8 уровень
| Послевузовское образование.
Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование.
Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне
| 9 уровень
| Послевузовское образование.
Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне
|
|